Главная страница

реферат. гералдический словарь. Геральдический словарь


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеГеральдический словарь
Анкорреферат
Дата08.08.2022
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлагералдический словарь.docx
ТипДокументы
#642625
страница2 из 2
1   2

 ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТКИ, или различительные знаки, так называемые прибавления (нем. das Beizeichen; шв. bitecken; фр. signe, accessoire),— общее наименование знаков, которые вносятся в родовые гербы, чтобы отличать младшие или побочные ветви того или иного рода от основных, старших. Употребляются три основных вида геральдических меток:
а) “Турнирный воротник” (нем. Turnierkragen, фр.le lambel, англ, label) — балка с тремя обращенными вниз, широко расставленными зубцами. Это “прибавление” вносится в верхнюю, головную часть
щиталибо поверхэмблем,либо нависая над ними. Оно обозначает, что герб принадлежит младшей ветви данного рода







Турнирный воротник

Нить:полная и "обрубок"

б) “Нить”, “скалка” (нем. der Faden, фр. traverse, шв. kavle) — узкая полоска, вдвое-втрое уже, чемперевязь,пересекающая щит по диагонали и покрывающая в этом случае все изображения (эмблемы) на нем.
Если “нить” идет из геральдического правого верхнего угла щита в нижний левый угол, то это означает младшую ветвь рода; если же “нить” идет в противоположном направлении (из левого верхнего угла в правый нижний), то это означает побочную (не вполне “чистую"). В этом случае метка носит название "бастардной ветки".
в) Часто с целью избежать искажения гербовых фигур из-за пересечения их “скалками” эти метки сильно укорачивают, оставляя от них лишь “отрезки”, “обломки”, “обрубки” (нем. die В niche; фр. baton peri) и вводя их лишь в те части гербового щита, которые свободны от фигур, но сохраняя четко то направление, в котором должны идти полные “нити”. Эти “обломки” имеют совершенно то же значение, что и неукороченные “нити” или “скалки”.

Геральдические метки употребляются исключительно в западноевропейской континентальной геральдике, особенно во французской, испанской и отчасти в немецкой, шведской, датской, австрийской, португальской. В польской и русской, украинской геральдике неизвестны. Английская геральдика имеет свою собственную систему геральдических прибавлений, где для различения гербов сыновей одной и той же семьи (фамилии) установлены не геральдические метки, агеральдические фигурыи даже символы, но в особом, специальном для этих случаев значении. Так, в гербовый щит старшего сына вносится “турнирный воротник” (label), второго сына — полумесяц, третьего —пятиконечная звездаили колесико от шпоры (mulett), четвертого — обрубленная птица (marlett), пятого — кольцо (anulet), шестого — лилия (fleur de lys), седьмого —роза(пятилистая, геральдическая), восьмого- якорный крест (cross moline), девятого- двойной четырехлистник.

46. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ— условные геометрические изображения, которые специально применяются в классической геральдике, особенно в гербах, или которые принято и допустимо в них изображать. Делятся на три группы:















 

а) Собственно геральдические фигуры, или первостепенные. Это такие фигуры, которые образуются проведенными нащителиниями, отделяющими меньшую часть его поля от большей. К ним относятся глава, оконечность, столб, пояс, перевязь, стропило (указаны по порядку на рисунке) .
б) Разного рода кресты (см. Кресты)

в) Второстепенные геральдические фигуры. К ним относятся кайма, квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок. Все эти фигуры употребительны главным образом в родовых и личных гербах, отчасти встречаются в гербах монархических государств.
В советской геральдике геральдические фигуры (кроме каймы) совершенно не употреблялись. Названия геральдических фигур чрезвычайно важно знать при
блазонированиигербов, поскольку они должны именоваться геральдически правильно, термином, а не описательно. В связи с тем, что геральдические фигуры все еще употребляются в государственных гербах не только старых монархических европейских, но и новых республиканских молодых (африканских, океанских) государств, знание их внешнего вида и наименований остается практически необходимым и в наши дни.
Сравните геральдические фигуры на гербах Туниса, Кубы, Уганды, Тринидада и Тобаго, Танзании,Сьерра-Леоне, Соломоновых Островов, Тувалу, Филиппин, Малави, Ганы, Гамбии, Габона, Фиджи, Бахрейна, Австралии.


47.ГИРЛЯНДА(итал. ghirlanda — украшение, украшающий венок) — понятие, возникшее сравнительно поздно, в эпоху Возрождения, в отличие от понятия“венок-корона”.Поэтому гирлянды плелись не замкнутыми, а имели вид жгутов, которые с целью украшения прикреплялись к зданиям, повозкам, стенам (и другим объектам) горизонтально. Провисание таких гирлянд-украшений создал* постепенно стойкое представление о гирлянде как “растительном занавесе”, имеющем характерный выгнутый (овальный, полукруглый) вид. Такого типа гирлянды стали использоваться как украшения в книжной графике (заставки), так и для украшения трибун, надгробий и выполняться уже не натурально (в виде цветов, связок ветвей растений), а в “вечных материалах” — мраморе, граните, бронзе, чугуне. Такое распространение получили гирлянды в Западной Европе в эпоху классицизма и затем в период романтизма, в первой половине XIX века. В России понятие “гирлянда” не было известно до XVIII века, поэтому первоначально ее называли “кутасом”, как в Московской Руси называли всякое украшение из кистей и бахромы, которое отчасти напоминало гирлянды, но изготовлялось всегда не из живых растений, а из конского волоса, пряжи и сусальной мишуры. Лишь со второй четверти XVIII века гирлянды как растительные украшения начинают постепенно отличать от кутасов и вместе с тем намечаются различия и в их употреблении. В то время как кутасы остаются в разряде постоянных украшений карет, лошадей, погребальных повозок и катафалков, а также интерьеров парадных помещений как знаки роскоши и помпезности, гирлянды занимают более скромное, но и более достойное уважения место как эмблемы памяти в чью-либо честь. Поэтому гирлянды из ветвейлавраилидубаобрамляют то или иное центральное изображение на медалях, на надгробиях, на юбилейных значках и монетах, на монументах, посвященных не только отдельным людям, но и отдельным событиям.







Гирлянда лавровая

Гирлянда горизонтальная хвойная

Гирлянда памятная


Особенно усиливается почетное значение гирлянд после Октябрьской революции, что было связано с теми же причинами, которыми объяснялось усиление значения
венков.Гирлянды из ветвей,ели, дуба,красных маков, перевитые узкими красными лентами, часто в сопровождении изображений оружия, становятся своего родаэмблемами,выражающими понятия “массовый героизм”, “воинская слава”, и, главное, эмблемами, воздающими честь этим понятиям, призывающими к памяти о них. В этом смысле — как “память о героическом событии”, “память о героических делах народа” — гирлянды употреблялись в советской эмблематике с 20—30-х годов. Иногда гирлянды не только изображаются в нижней части той или иной мемориальной доски, медали или на постаменте памятника в виде скромного барельефа, рельефа, горельефа, но и занимают центральное место в самом памятнике. Это, так сказать, придает больший вес гирлянде как эмблеме, и к этому приему прибегают, разумеется, в исключительных случаях, чтобы подчеркнуть их важность. Так, памятник-аллегория Матери-Родины, установленный на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронено почти полмиллиона жителей, этого города-героя, изображает женщину, держащую в руках гирлянду, что красноречиво символизирует вечную память Родины о своих сынах и дочерях, погибших в борьбе с фашизмом. Другой пример самостоятельного употребления гирлянды как знака памяти мы можем увидеть на станции Московского метро “Краснопресненская”. Там, в подземном вестибюле, на стенах, выходящих на перрон, помещены массивные мраморные гирлянды-горельефы. Они без всяких надписей и пояснений говорят о том, что потомки прочно хранят память о героях революции 1905 года и декабрьских боев на Красной Пресне. Гирлянда, таким образом, не только является знаком памяти о ком-то, но и зовет каждого к памяти, побуждает вспомнить. То, что гирлянды могут создаваться из различных растений, каждое из которых имеет свое символическое значение, дает возможность с помощью гирлянд квалифицировать, в память именно какого события та или иная гирлянда применяется в том или ином монументе. Об этом может сказать цвет ленты и то, что гирлянды из лавров — в память* славы, из ветвей дуба — в память доблести, из листьев чертополоха — в память сопротивления и т. д. Кроме того, гирляндам можно придавать дополнительные атрибуты — трубы, оружие, орудия труда и т. п. Гирлянды могут быть из ветвей дуба, ели, колосьев, цветов (гвоздик, роз), клевера, хлопка и даже из репейника, чертополоха (особенно в гирляндах в честь партизан) и т. д. Важна не материальная ценность гирлянды, а ее глубокий символический смысл, тот почет, которым обставляется ее возложение. Гирлянда возлагается на могилы в минуту молчания, полнейшей тишины, и это имеет огромный смысл: ведь гирлянда — эмблема памяти молодого поколения о заслугах предшествующих. И ей приличествует особая торжественность: склоняются знамена, отдается салют (знаком руки, ружейным или пушечным выстрелом — в зависимости от обстоятельств и значимости торжественной минуты). Салют, таким образом, один из атрибутов возложения гирлянд.

КОРОНА означает по-латыни “венок”. В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке — от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем — головных колец). Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы — от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.
Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику. Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в
 эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.
Проявлялось это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том числе возникшие после второй мировой войны самостоятельные национальные государства в Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены как монархии или остались монархиями, однако не включили, вопреки геральдическим правилам, в свои государственные гербы классические короны согласно своему рангу, а усвоили свои собственные, национальные виды корон, по которым невозможно определить и сопоставить ранг монарха и государства, и потому эти короны, эти знаки монархической власти перестали играть свою основную геральдическую роль — роль определителя.

Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала,Тонга, Лесото, Брунея. С другой стороны, государства, монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли единственной абсолютной монархией в современном мире).
Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим
правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.

Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся и настоящее время монархиями, имеется тенденция в гиде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую “память” о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны — напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали — султанат МИ в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии). Все это еще более, так сказать, подчеркивает , что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по собственному произволу может включать или исключать из чисkf государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего унижения короны как эмблемы вряд ли возможно было придумать, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.
Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.— три короны в качестве “украшения”, ибо в стране ведь нет монархии. Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков. Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках.
Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как “игрушку”, некоторые советские художники-оформители стали вводить корону и в советские торговые фирменные марки. При этом корона не только механически заимствовалась, но и с целью скрыть заимствование ей придавалась иная форма, как правило, произвольно. Так, например, стиральный порошок “Нептун” стал выпускаться с изображением... дворянской (?) короны.


. МЕЧ— холодноеоружие,характерное для периода античности и особенно для средневековья (XIIXVвв.) получило свое наибольшее растространение иразвитие форм в странах Европы как раз в период создания геральдики (XIXIIIвв.). Поэтому меч как основное оружие рыцаря рано стал символом военного верховенства, военного руководства, символом военачалияИменно в этом качестве меч вошел уже вXIIIXIVвеках у большинства европейских государств в числорегалий (в России — с середины XVIIв.), государственных атрибутов власти, символизируя верховное военное главенство монархов. Крестообразная форма меча,создавшаяся вследствие того, что перекладина эфеса отделяла рукоятку от лезвия, способствовала в тогдашнейрелигиозной Европе усилению символической престижности меча и переходу его в разряд вещественныхсимволов по мере того, как реальное значение этоголичного оружия падало. Несмотря на исчезновение мечакак атрибута государственной власти у республиканскихгосударств, его незримое присутствие сохраняется и поныне в конституционно закрепленном праве глав государств являться верховными главнокомандующими в своих странах, даже если они абсолютно гражданские лица В христианской символике, в том числе и в русской православной, выражение “меч духовный” означало и означает активную проповедь религиозной идеологии, распространение устно и письменно “слова божьего”, то есть, говоря современным языком, религиозную пропаганду. Отсюда видно, что церковь принципиально стоит на позициях воинствующей наступательной религиозной агитации. И эмблемой этой религиозной пропаганды и агитации является изображение меча, объятогопламенем.







Меч. Кинжал

Меч объятый пламенем, как эмблема воинствующего католицизма.

Меч и пламя-эмблема вдохновения на медали Г. Гейне

Если знать и учитывать все эти исторически сложившиеся значения эмблемы меча, то нетрудно понятьту принципиально непримиримую позицию, которую занял в 1918 году В. И. Ленин по отношению к использованию эмблемы меча в советском гербе.Обычно приводят стандартные, приписываемые Ленину слова в передаче В. Д. Бонч-Бруевича: “Меч — ненаша эмблема”, а также то, что Ленин вычеркнул мечиз представленного ему рисунка герба РСФСРОднако причины этого резко отрицательного отношения даже в то время не для всех были понятны, так какнезнакомые с геральдикой люди рассматривали меч не нафоне его исторического значения в геральдике, а простокак эмблему, отражающую военную твердость, готовность к защите себя оружием. Ленину пришлось объяснять, что меч в мировой геральдике — эмблема ивоенного верховенства, и наступательного оружия.
Однако эти убеждения не доходили до сознания тех, кто коллективно обсуждал вопрос об утверждении состава новых советских эмблем, о будущем гербе республики. Уже после вышеприведенного высказыванияЛенина за период с 17 апреля по 23 сентября 1918 г.вопрос о советском гербе и о внесении в него эмблемымеча илипятиконечной звезды,то есть также военной эмблемы, обсуждался десять раз на заседании Совнаркома и его комиссии (Малого Совнаркома). Это значит,что вопрос о военных эмблемах в советском гербе всееще не был фактически решен даже тогда, когдаСъезд Советов 10 июля 1918 г. уже в целом принялконституцию. Одно это говорит о том, что вопрос о советских эмблемах был далеко не очевиден для многих.В. И. Ленину еще трижды пришлось выступать на заседаниях правительства против включения меча в герб, ибоМалый Совнарком трижды восстанавливал меч большинством голосов после 17 апреля, несмотря на резкие,категорические протесты Ленина (20 апреля — протокол№ 26; 15 мая — протокол № 38; 18 июня — протокол№ 142). В последнем протоколе было записано: “Вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего бытьзавтра”Однако это совещание (19 июня) так и осталось незапротоколированным, и не известно даже, кто на немприсутствовал. Тем не менее 10 июляVсъезд Советовпо предложению Я. М. Свердлова утвердил текст конституции, где при описании герба в статье 89 упоминание о мече отсутствовало. Это означает, что толькона последнем, пятом по счету, совещании, посвященномвопросу о мече, Ленину удалось отстоять свою точку зрения и, главное, найти ей поддержку.Возникает, однако, вопрос: кто же были те люди,которые столь настойчиво сопротивлялись ленинскомупредложению, и каковы были их аргументы в защиту своей точки зренияВопрос этот обычно обходится в литературе, посвященной советской геральдике. Между тем выяснитьистину и понять причины противодействия ленинской линии со стороны определенных лиц важно потому, чтоэто дает ключ к уяснению принципиальных вопросов советской геральдики, и потому, что этот первый геральдический спор в советском руководстве намеренно не предавался гласности именно теми, кто потерпел в немпоражение и, видимо, поэтому не оставил документальных следов (протокола) этого события.
Однако мы знаем, что органом, который коллективнопротиводействовал Ленину в этом вопросе, был МалыйСовнарком, который в то время возглавляли М. Ю. Козловский, А. В. Галкин, П. И. Стучка. Именно они, поддержанные Ю. М. Стекловым (Нахамкесом, автором проекта конституции) и М. И. Лацисом (членом Коллегии ВЧК) и при доброжелательном нейтралитетесекретаря Совнаркома Н. П. Горбунова, являлись главными сторонниками введения меча в советский герб.Все перечисленные лица были профессиональнымиюристами, и их спор о геральдическом применении мечавовсе не покоился на политически разных мнениях, ноони становились на чисто формальную точку зрения и предлагали поэтому не считаться с исторически сложившимся значением меча как эмблемы, а исходить из егоодинакового значения для всех стран Европы с 1789 года как одного из античных атрибутов правосудия, а именнокак эмблемы возмездия, наряду с двумя другими атрибутами —щитомивесами(т. е. эмблемами зашитыи справедливости).Все эти три атрибута, приданные Фемиде — женщине с повязкой на глазах, составляли аллегорически-эмблематическое изображение понятий “закон”, “правосудие”.Ленин был категорически против того, чтобы исполь­зовать в советском гербе эту эмблему буржуазного правосудия.Заимствовать один из атрибутов буржуазной эмбле­матики было для Ленина нисколько не лучше, чем заимствовать меч как дворянскую эмблему военного верховенства. Не спасало положения и то, что сторонникивключения меча называли его “карающим мечом революции” (особенно М. И. Лацис как член Коллегии ВЧК). Во-первых, эмблемы применяются без комментирующихнадписей и их смысл целиком связан с традицией ихприменения, с их историей и не может быть измененпо чьему-либо желанию. Во-вторых, революция лишь вопределенный период, да и то вынужденно, применяетэтот “карающий меч”, как подчеркивал Ленин, и потомуне может включать такую эмблему в свой герб.Лишь позднее, в 1943 году, меч был введен в советскую геральдику не как государственная, а лишь ведомственная эмблема в отличительные знаки военных юристов и работников Министерства юстиции вместе со шитом. При этом для симметрии введен не один меч, а два(скрещивающихся). Аналогичные эмблемы с сохранением их ведомственного, а не общегосударственного значения применяются и в других странах в униформе работников служб безопасности или органов правопорядкаи всех тех, кто так или иначе стоит на страже закона.В государственной символике меч прочно обладаетзначением символа милитаризма, и поэтому найти мечв государственных гербах современных государств —нелегкая задача, ибо любая страна избегает прокламировать свой милитаризм как государственную политику.
Из двух сотен современных государств и отдельныхавтономных территорий, обладающих собственным гербом, лишь Камерун и Бразилия имеют в своем гербовом щите меч. Но при этом у Камеруна меч соединен с весами и, следовательно, ясно выражает эмблему правосудия, а не войны, что гармонирует также с наличием в гербеликторских пучкови в целом свидетельствует о тесной связи эмблематики Камеруна с французской буржуазной правовой символикой. У Бразилииже меч употреблен в чистом виде, как самостоятель­ная эмблема, и его смысл становится ясен при сопоставлении с датой (цифровым изображением), закрепленной на бразильском гербе,— 15 ноября 1889 г. Это дата военного переворота, совершенного маршаломДеодоро да Фонсекой и адмиралом Ван дер Колком, дата рождения буржуазной Бразильской Республики, длякоторой традиционными долгое время были военныеперевороты и целые эпохи диктатуры военных хунт.И это, так сказать, получило вполне легитимное отражение в бразильском гербе: на нем изображен военный меч как эмблема военного верховенства, военачалия.Если не считать двух крошечных и безоружныхгосударств — Монако и Тонга, где мечи в гербах употреблены, во-первых, не в качестве основных государственных эмблем, а во-вторых, присутствуют как даньдалекой истории, то практически ни одно из современныхгосударств (кроме Бразилии) не имеет в своих государственных гербах такую эмблему, как военный меч. Однисняли его после революций, другие — после принятия новых конституций, но факт остается фактом: современные государства меч как эмблему стараются не употреблять.История эмблемы меча в советской геральдике —поучительный пример того, что вопрос о применениитой или иной эмблемы никогда не может решатьсяни формальным путем, ни на основании прецедентов,а требует всестороннего конкретного обсуждения и дол­жен прежде всего учитывать то историческое и политическое значение любой эмблемы, которое сложилось наоснове ее длительного примененя в национальных условиях данной страны, а также на международнойарене.Остается лишь пояснить один технический момент:как отличать в рисунке и в скульптуре эмблематическоеизображение меча от кинжала, поскольку оба эти вида холодного оружия имеют прямой и обоюдоострый клинок?Признаком меча является его длина, а также прямая,идущая перпендикулярно по отношению к лезвию перекладина, отделяющая лезвие от рукоятки меча. У кинжала, который значительно короче меча, перекладина напоминает латинскую буквуS, а в ряде случаев эфесимеет украшения, не принятые у геральдических мечей.Военный меч, в отличие от меча правосудия, изобраежается повернутым острием вверх, а не вниз, за исключением тех случаев, когда меч употреблен в память павших или в память военных подвигов, но и тогда военный меч легко отличим от юридического, так как егоклинок обращен прямо вниз, а не повернут по диагонали.

ВОЛНА— один из древнейшихсимволовчеловечества. Известна с античных времен. Обладает различным символическим значением в мифологии ряда морских народов (греков, финикийцев, финнов, скандинавов, полинезийцев). Так, волна олицетворяла в древнейшие времена и средние векаводувообще, океан, море, вечное движение, а в новое время все чаще стала олицетворением, символом постоянной изменчивости окружающего мира и даже стала использоваться как символ быстротечнсти, непостоянства человеческой жизни. Уже в русской летописи под 1076 годом мы встречаем выражение: “В вълнахъ житиискехъ”.




Различные эмблематические изображения волны на гербах и флагах
В античное время волна изображалась волнистой линией как один из символов воды вообще, а позднее, в эпоху эллинизма, в виде аллегории — прекрасных девушек в легких нарядах — нереид, населявших чертоги Посейдона (у Гомера их 34, в мифологии — 50, иногда — 100, поэтому эти цифры также иногда символически использовались для обозначения волн-нереид). Звуки, издаваемые волнами, принимались за разговор (ср. у Пушкина: “Шум морской — немолчный шепот Нереиды”). В финской мифологии волны ассоциируются с Ааллотар, девой Волн, божеством волн женского рода, одним из нескольких божеств воды, океана. Как в античной, так и в финской мифологии Нереиды и Ааллотар благожелательны к людям. Поэтому их образ часто использовался, в том числе и в русской поэзии, как образ спасителей, но одновременно образ волны в русской литературе широко применялся и как синоним вольности, полной несвязанности, свободы действий и независимости от чьего-либо влияния. В народном сознании, как это часто бывало в России, совпадение звучания слов “волна” и “вольна” (получить вольную) не только обыгрывалось, но и приобретало как бы скрытый, тайный смысл, единство происхождения. Все эти народные представления, как известно, хорошо отразил Пушкин в своих сказках:

Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь. Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли.

В русской и советской эмблематике и символике волна использовалась в двух значениях.

1) В конце XIX — начале XX века образ волны становится одним из символов русской революционной атрибутики и часто используется в легальных и полулегальных революционных изданиях как словесная аллегория нарастания сил революционного движения, как символ шторма, предвестника революции. В силу этого общественность России склонна была воспринимать даже чисто пейзажные картины крупных художников как своего рода символические (“Девятый вал” Айвазовского). Название “Волна” носил ряд революционных газет начала XX века в России, особенно после 1905 года, когда это легальное название хорошо отражало революционную суть издания, символ которого был всем понятен. Так, “Волна” в Петербурге в 1906 году — большевистская газета, которую фактически редактировал Ленин; “Волна” в 1906 году в Саратове — социал-демократический еженедельник; “Волна” в 1909 году в Баку — большевистский еженедельник; “Волна” (“Wil-nis”) в 1917 году в Риге — большевистская газета на латышском языке; “Волна” 1917 года в Свеаборге — орган большевиков; “Волна” 1917—1918 годов — орган Центробалта в Гельсингфорсе.
Таким образом, в период трех русских революций термин “волна” в общественно-революционном сознании рабочего класса России имел символический смысл нарастающего революционного подъема и всегда связывался именно с этим процессом.В советской эмблематике 20—30-х годов волна не употреблялась.
2) В 1940 году волна как
говорящая эмблема,означающая морскую волну, была введена в число государ ственных эмблем двух прибалтийских республик (Латвии и Эстонии) в связи с вхождением их в Советский Союз. Она изображалась двумя или тремя параллельно идущими друг над другом волнистыми белыми и синими (голубыми) линиями, что означало приморское положение этих республик, подчеркивало выдающееся значение моря в их хозяйственной жизни.
Говорящая эмблема волны используется и в “гербах” или значках спортивных обществ, в деятельности которых главное место занимают водные виды спорта (например, “Водник”).
Таким образом, следует делать различие между словесным (литературным) символом волны и ее эмблематическим изображением, означающим море, морское хозяйство, а также нередко и вообще воду. В качестве именно эмблемы реки, моря или вообще воды волну ввел в свои государственные гербы и даже флаги ряд молодых государств Африки, Латинской Америки, Океании и Азии, в жизни которых вода играет огромную роль: Бангладеш, Бахрейн, Катар, Кувейт, Сьерра-Леоне, Танзания, Мозамбик, Уганда, Гайана, Уругвай, Суринам, Никарагуа, Тувалу, Сейшельские Острова (герб и флаг), Западное Самоа. Несколько неожиданной может показаться эмблема волны в гербе Ботсваны, почти 80% которой занимает пустыня Калахари. Но три узенькие голубые волнистые полоски на гербе этой страны весьма наглядно подчеркивают значение трех сезонных речек для этого государства. В гербе Никарагуа волна изображена нетрадиционно — короткими белыми тильдами по синему полю, но это изображение тем не менее четко ассоциируется с водой.


Памятник осетру

 15 отзывов

№ 24 из 92 в категории "Достопримечательности и культурные объекты" (Астрахань)

 Совпадение: Памятники и статуи





В Астрахани рыбу можно не только попробовать на вкус, но и посмотреть… на ее скульптурную композицию. Сразу несколько монументов посвящено прекрасным речным и морским созданиям. Пройдем по нашему городу вместе с AstraKult и узнаем все подробности.

Вобла-кормилица



«Живые» памятники вобле можно лицезреть каждый год, месяце так в апреле-мае, на балконных постаментах – в засушенном и вяленом виде. Что греха таить, рыбу эту у нас очень любят и почитают, даже фестиваль в ее честь проводится с завидным постоянством и множеством иногородних гостей.

Однако видеть воблу мы можем и вне зависимости от уровня воды и силы нереста. Ее бронзовое выражение высотой в полтора метра появилось в нашем городе к его 450-летнему юбилею — 20 декабря 2008 года. Скульптуру «Волга-кормилица» символично установили рядом с магазином для охотников и рыболовов на улице Кирова.

Идея увековечить главный бренд и символ региона пришла, как вы понимаете, не случайно. Эта небольшая рыбка во время Великой Отечественной войны спасла от голода тысячи жителей. В качестве благодарности и была установлена сия скульптура, на добровольно собранные деньги горожан.

Автор – Александр Шевченко.

Также нам удалось узнать, что памятник «Вобла-Кормилица» привлекает студентов (скорее всего, расположенной рядом медицинской академии), которые в знак удачи трут рыбе нос. Интересно, а все ли знают об этой примете?

Золотая рыбка из бронзы



Про самого сказочного из всех сказочных персонажей А.С. Пушкина не могли не вспомнить и в Астрахани. И хотя  Золотая рыбка выполнена все же в бронзе, от этого она не менее привлекательна. Все эти 600 килограммов удовольствия везли специально из Москвы. И вот теперь, с умиротворенным и весьма человеческим видом лежит она на морских волнах недалеко от главного здания ЗАГСа, на главной городской набережной. Инициатором появления скульптуры выступило астраханское отделение мобильного оператора «Мегафон». Собственно, эмблему компании можно увидеть здесь же, на пьедестале памятника.

Голову рыбки украшает корона, потерев которую — по современному поверью — можно загадать желание, которое, естественно, сбудется. И даже невод не нужно закидывать. Кстати, «Золотая рыбка» стала излюбленным местом не только для мечтателей, но и для астраханских молодоженов – влюбленные часто фотографируются здесь, держась за колечки волн, по форме напоминающих два сердца.

Автор памятника – Марат Джамалетдинов.

  «Рыбка» на воде



И, конечно, как не увидеть в Астрахани скульптурную рыбу уже непосредственно в воде? На набережной Волги находится чудо-фонтан под названием «Рыбка», представляющий собой скульптуру рыбы с плавающим шаром. Получился водный памятник и скульптурный фонтан в одном лице города.

Памятник белуге



Символа Каспия – Белуга, а точнее ее бронзовая копия красуется здесь же, недалеко от набережной, на перекрестке Фиолетова/Свердлова, в небольшом сквере. И опять же, все не случайно. Когда-то именно это место в Старой Астрахани было пунктом разгрузки и торговли рыбными гостинцами. Инициатором появления памятника стала Рыбоводная Компания «Белуга», открывшая неподалеку брендовый магазин. И скульптура, и магазин продолжили торговую рыбную тему города.



В Трусовском районе Астрахани пошли еще дальше – некогда здесь был установлен памятник белуге, осетру и лотосу одновременно. Мы и сегодня можем видеть его на улице Дзержинского, в небольшом скверике.

Гигантские обитатели музея



В Астраханском краеведческом музее героиням нашей сегодняшней рубрики посвящены целая экспозиция! В зале «Рыбы Волго-Каспийского бассейна» исконно рыбный Астраханский край представляет свои главные трофеи — чучела гигантских рыб, пойманных местными рыбаками. Среди них – белуга длиной более 6 метров, осётр длиной 2,5 метра и другие водные обитатели Волги и Каспия. Чем не живые памятники рыбному величию, в натуральную величину?

Рыбы-камызяки



Еще одна рыба-красавица радует жителей Камызякского района. К сожалению, мы так и не нашли информацию, когда и кем установлен этот памятник, зато мы можем видеть это творение вживую или на фото.

  • Опубликовать в:

Памятник погибшим морякам


Недалеко от Краеведческого музея, на перекрестке ул. Советской и М. Аладьина («Морской садик») находится массовое захоронение военных моряков, погибших при подавлении мятежа 1919-1921 гг. В память о них 4 мая 1922 г был открыт монумент – композиционно он представляет морской маяк и два небольших морских орудия (снятые с кораблей Волжско–Каспийской военной флотилии). На одной из двух мемориальных досок звучат слова С.М. Кирова, сказанные им на митинге 16 марта 1919 года при захоронении моряков: «Спите спокойно, славные сыны пролетарской революции. Дело, за которое вы честно сложили свои головы, несомненно, победит».
1   2


написать администратору сайта