Герберт Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье
Скачать 20.45 Kb.
|
Герберт Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр провинции Манитоба, Канада. В 1928 году Маклюэн поступил в Университет Манитобы, в 1933 году ему была присуждена степень бакалавра по инженерной специальности и вручена золотая медаль по науке и искусствам, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе, в 1936 году Маклюэн начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента. В 1946 году Маклюэн начал преподавать в Университете Торонто, где в 1952 году получил должность профессора. В 1953–1955 годах был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Генри Форда. В это время он заинтересовался влиянием технологий и медиа на общество. Значительное влияние на это направление исследований Маклюэна оказало его знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis), учеником которого он впоследствии себя неоднократно называл. В 1946–1977 годах Маклюэн был членом Департамента английского языка в Колледже Святого архистратига Михаила Университета Торонто. Следует отметить, что Маклюэн не был учёным в привычном смысле этого слова, в академической среде его считали эксцентриком, ближайшие коллеги его фактически игнорировали, а остальные профессора отговаривали своих студентов от посещения читаемых им курсов. В результате за все эти годы под его непосредственным научным руководством было защищено только семь диссертационных работ. Ситуацию также усугубляла и весьма своеобразная манера Маклюэна излагать свои мысли, благодаря которой многие люди зачастую не могли понять о чём он говорит и о чём заговорит в последующий момент. Незнакомые люди чаще всего считали, что Маклюэн просто «несёт какую-то чушь». Коммуникационная концепция М. Маклюэна представляет собой поиск и анализ некоторых закономерностей формирования, функционирования и развития средств коммуникации в тесной связи со средствами информации. В центре научных интересов М. Маклюэна находятся коммуникативные и информационные технологии, их социокультурная роль в цивилизационной эволюции западного общества. С начала 1960-х гг. идеи М. Маклюэна приобретают широкую известность, благодаря изданию его многочисленных работ, в которых изложены его философская концепция развития цивилизации и теория коммуникационных технологий. По мнению М. Маклюэна, тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи этой информации. «Средство и есть сообщение», - так сформулировал он свой ключевой тезис. Оксфордский энциклопедический словарь насчитывает 346 ссылок на М.Маклюэна, который произносится всем миром как «мантра». Это означает, что «сообщением любого средства коммуникации, или технологии, является то изменение масштаба, скорости или формы, которое привносится им в человеческие дела. Часто «содержание» всякого средства коммуникации скрывает от наших глаз характер этого средства. Люди не заботятся об изучении средств коммуникации как таковых». Поэтому М. Маклюэн проявлял интерес к «эффекту», который оказывало значение сообщения на образ в целом (жизнь конкретного индивида, группы, общества, культуры, эпохи, цивилизации). Характер культурно-исторической традиции определяли средства коммуникации, выступая ее непосредственным содержанием, определяющим тип взаимоотношений между людьми и развитие социальных процессов. В соответствии с этим в истории цивилизации М. Маклюэн выделял три эпохи: 1. Первобытная дописьменная культура (доиндустриальная), основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации; 2. Письменно-печатная культура (индустриальная), заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм; 3. Постиндустриальная культура, отходящая от принципов «гутенберговской галактики» в сторону возрождения естественного слуховизуального многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой электронно-индустриальной основе с помощью замещения книжно-печатных языков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций. В своих исследованиях МакЛюэн иногда позволял себе «залезть» в те области знаний, в которых не был специалистом. Рассуждая о коммуникативном пространстве, он не раз обращался к точным наукам. Такой подход к исследованию ученый перенял у своего друга, архитектора Зигмунда Гидеона. Последний в своей книге «Механизация берет управление в свои руки» (Mechanization Takes Command, 1948) анализировал разные виды пространства в искусстве с учетом последних достижений в электромеханике. Следуя примеру Гидеона, МакЛюэн рассматривал коммуникативное пространство в параллели с развитием научных идей в физике. Мир печатной культуры, так называемая «Галактика Гуттенберга», для МакЛюэна имеет линеарный, гомогенный характер ньютоновского пространства. Открытие в 1905–1906 гг. А. Эйнштейном теории относительности, частью которой была теория единого пространства и времени, канадский ученый связывает с революцией в области СМК – изобретением телефона, телеграфа, затем электронных СМИ. Эти открытия, как утверждает МакЛюэн, привели к распаду галактики Гуттенберга и возникновению многомерного коммуникативного пространства, которое в любой момент могло соединиться в одну точку. Об этом новом мире МакЛюэн писал: «Время прекратило свое существование, пространство исчезло. Мы теперь живем в глобальной деревне... где все происходит одномоментно» В 1960–1980-е гг. теории МакЛюэна не находили поддержки среди коллег в академических кругах. Ученые или игнорировали их, или называли идеи МакЛюэна ошибочными. Это не помешало МакЛюэну стал поп-идолом, неотъемлемой частью культуры, его имя ставили в один ряд с Э. Уорхоллом и Д. Ленноном. В 1990–2000-е гг. произошла переоценка МакЛюэна. Многие критики: П. Гроссвилер [7], А. Крокер [10], Ю. Стэмпс [14], Д. Теолл [15], В. Терин [4], – признали, что диалектическая теория коммуникации МакЛюэна, логически продолжившая учение Х. Инниса о «сдвиге коммуникации», заслуживает серьезного и глубокого изучения. Несомненно, исследование наследия М. МакЛюэна на новом этапе будет системным и междисциплинарым. Идеи М.Маклюэна помогли обосновать на Западе «быстрый рост электронных медиа, не обращая особого внимания на негативные последствия их деятельности». Вопрос последствий использования медиа-средств и сегодня представляется недостаточно исследованным и спорным, т.к. результаты воздействия технологии проявляются с течением времени, часто в отдаленном будущем и предсказать их точный характер проблематично. Наше сегодня более всего похоже на предварительную фазу технологической революции. «Революционность любой технологии становится явной по завершении инкубационного периода. Последствия изобретения печатного станка стали со всей силой очевидны лишь 300 лет спустя, когда это привело к драматической перетряске основ социального устройства и к появлению новой парадигмы: капитализма». Сегодняшняя цифровая реальность означает, что до невероятных пределов будут расширены возможности человеческого мозга посредством его интеграции в электронные сети коммуникаций, но современное общество еще не готово к этому моменту, необходимые предпосылки пока не созданы. Возможно, технологии развиваются с захватывающей дух скоростью, но люди – существа медлительные. Естественная биологическая эволюция не может тягаться со скоростью технологического прогресса. |