Герменевтические методы. Герменевтический метод на уроках и внеклассной работе
Скачать 29.04 Kb.
|
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ Известна двойственная природа педагогики. Она является и наукой, и искусством. При этом в ней очень значительную, если не ведущую роль играют категории, неподвластные науке, не поддающиеся полному логическому анализу. Это такие категории, как ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота и в значительной мере творчество. Педагогическое исследование не может пройти мимо диагностики этих качеств и поиска способов их развития. Между тем многие как традиционные, так и новые методы исследования, особенно связанные с формализацией педагогических явлений, оказываются для этого непригодными. Рациональных методов исследования оказывается недостаточно, они не схватывают сути указанных качеств и процессов. Возникает необходимость обратиться (точнее даже – вернуться) к герменевтическим средствам изучения (герменевтика – от греч. Hermentikos– разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании. Слово «герменевтика» происходит от имени греческого бога Гермеса, который согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям волю богов. Словом, «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании. Современные задачи школьного образования требуют не только запоминать информацию, но и понимать её, анализировать, творчески ставить задачи, формулировать проблемы и решать их. Эти задачи связаны с уровнем понимания (интерпретацией). Такой подход в педагогике называется герменевтикой. Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путём проникновения в духовное содержание субъектов и объектов. Широко известно использование герменевтического метода при изучении истории, литературы, биологии, географии. Герменевтический метод используется также и на уроках русского языка, чтения, природоведения, изобразительного искусства, музыки. В связи с этим можно дать иное определение данному методу. Герменевтический метод – эмоционально – образное представление законов, понятий, выраженных изобразительными средствами. Этот метод рассматривается как самостоятельная творческая деятельность школьников, основанная на воображении, активности и требующая развития образного мышления на основе знаний. Дидактическая функция метода состоит в том, что в процессе рисования, работы с текстом уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания на эмоциональном уровне. Творческая функция состоит в развитии воображения, инициативы, умения работать самостоятельно или согласовывать свои действия с участниками группы, умения устанавливать дружеские взаимоотношения. Общие принципы: 1. Метод эффективен в ходе изучения понятий или по завершении темы. 2. Хорошая организация урока. 3. Возможно проведение не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках математики, окружающего мира, природоведения, истории, биологии, географии. 4. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая. В ходе урока каждый ученик имеет право выбрать любую из форм, а также перейти из одной группы в другую. Наиболее интересны и необходимы рисунки на уроках русского языка по следующим темам: Гласные и согласные звуки. Ударение. Ударные и безударные звуки. Однокоренные слова. Состав слова. Парные согласные. Непроизносимые согласные. Синонимы. Антонимы. Методические рекомендации по составлению плана урока с использованием герменевтического метода 1.Сообщение о виде деятельности, пробуждение интереса. 2. Повторение исходной информации (теоретических знаний). 3. Выбор формы работы. Распределение учеников на группы, создание пар. 4. Сообщение (повторение) правил сотрудничества. 5. Вхождение в образ, настрой. 6. Непосредственная работа. (Учитель является пассивным наблюдателем за творчеством детей). 7. Представление результата работы одним или несколькими членами группы. 8. Обсуждение соответствия рисунка (рассказа, басни и т.д.) понятию, закону. 9. Рефлексия. Результаты при герменевтическом подходе в обучении имеют двойное значение: усвоение изучаемого материала (материализованная образовательная продукция) и развитие внутренних качеств детей. Ученики класса, в котором использовался данный метод, как правило, имеют достаточно хорошие знания, умеют общаться без конфликтов, у них развиты творческие способности, воображение. Итак, попробуем сформулировать выводы: 1.Герменевтика - наука о постижении значения (смысла) знаков; 2.Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм). 3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, «вчувствования». 4. Любая знаково-символическая система - это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта. 5. Герменевтический метод - диалогичен. 6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически- знаковая система - предметом познания. 7. Основной задачей герменевтики является постижение “глубинного смысла”. 8. Таким образом, одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого- либо определенного явления, заключается в постижении его модели. 9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил. Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом. 10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему. Практикум "Социо-игровые методы в герменевтическом подходе" Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса . Ход практикума 1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”. (Предлагаю всем участникам педагогического совета встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим. Каждое слово-фраза начинается с последующей буквы алфавита.) Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе . Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними. При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям. Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей. Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все. Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности. Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе С позиции герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства. Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им. Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода микросоциумам”). Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”. Следуя этим советам, образовательную деятельность организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать в детях узнавать новое. Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа: на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю школьников. Применение социо-игровой технологии способствует: – реализации потребности детей в движении; – сохранению их психологического здоровья; – формированию коммуникативных навыков. Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания. Социо-игровая практика базируется на трех китах. Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле? 1. Движение! 2. Смены видов деятельности, разнообразие, вариативность! 3. Малые группы! 3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”. А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего. Для работы нам нужно разделиться на команды. 1. Игра “Команды”. Чтобы разделиться на команды, каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул –– поклонился – оглянулся – поздоровался По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих). 2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”. Первый этап работы – блуждание по картине. Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого: – Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое; – Что находится над, в, за, под, перед, позади? – Что большое, что маленькое? – Что тонкое, что толстое? – Что длинное, что короткое? – Что на земле, что в воздухе? – Сколько и чего? – Чего по 2, 3...? – Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д. – Назовите растения, живое и неживое? – Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву. Задание для команд: – Сколько живых объектов на картине? – Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине? – Что общего на картине В.Поленова и в помещении? – Назовите деревянные предметы, изображенные на картине? – Назовите все оттенки зеленого цвета? – Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз? – Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине? – Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте. – Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з” Опрос: На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее. Что сказал автор, мы не знаем. Эти слова должны быть запрещены. Что хотел сказать, то и сказал! Этап рассматривания картины можно на этом закончить. Второй этап работы – поиск странностей. Задание для команд: – Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление. Опрос: – Кто нашел больше 20 странностей. – Кто меньше 20, но больше 10? – Кто больше 5? – Назовите – Какие из названных странностей встречаются у других и т. п. Замечание: Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА). Третий этап работы – вариативность смыслов. (Обсуждение нелепиц и странностей). Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам. Четвертый этап работы – выражение замысла. Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров. Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием. Задание для команд: На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут). На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа. Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда… Выводы: Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя. Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понять что-то — значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности. Рефлексия: А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы: – Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся? – Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали? – Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Модели социо-игрового стиля обучения” Большое спасибо за Ваше понимание. И в заключение работы хочу сказать следующее: Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии. – Зачем я предлагала детям это задание? – Зачем дети его выполняли? Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности. |