Герменевтика и толкование законов. Герменевтика и толкование законов. Введение 1 Герменевтика и право
Скачать 41.73 Kb.
|
Герменевтика и толкование законов. Введение 1 Герменевтика и право 2 Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов. Заключение Введение Работа юриста основывается на постоянном обращении к законам. Для того чтобы грамотно и четко решать поставленные задачи, необходимо правильно их понимать. Правильное понимание юридических законов для юриста важно еще и потому, что он в работе опирается на взаимопонимание. Это связано с недопущением несправедливости при применении закона. Сегодня под герменевтикой понимается один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла памятника культуры. Для естествознания познать окружающий мир — значит, описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления. Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно все, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями. Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики. 1. Герменевтика и право Зачаточные элементы герменевтики — толкования снов, гадания, шаманские предсказания и т.п. — существовали еще в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании»1 он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д. В древнегреческой философии герменевтика – искусство, понимания и истолкования иносказаний; интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. У христианских писателей герменевтика – искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания. В Средние века герменевтическая методология широко используется для интерпретации Священного Писания. Герменевтика получала мощный импульс развития в трудах Августина Блаженного, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смыла Евангелия. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги. Как самостоятельное философское учение герменевтика возникает в начале XIX в. Ее родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768—1834) и Фридрих Шлегель (1772—1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо у писавшего или говорившего была своя неповторимая жизнь, самосознание, религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо быть гением либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания. У истоков герменевтики стоял еще один немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование». Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения — используемого в естественных науках и понимания — применяемого в социальной сфере, требующего «вчувствования», сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим. Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменевтику толкованием духовной жизни индивида. Ее методологические возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации жизненного мира человека. Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В работе «О сущности истины»2 он обратил внимание на то, что неаутентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого языка. Другой важный вклад в герменевтику — теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чем мыслит, «предна-ходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят. Названные проблемы, сформулированные родоначальниками герменевтики, получили развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических исследований заключается в выявлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивается, что понимание — это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл. Виднейшие представители современной герменевтики — немецкий философ Ханс Георг Гадамер (род. 1900 г.) и французский философ Поль Рикёр (род. 1913 г.). Х.-Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыслении текстов, подчеркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался. В работе «Истина и метод»3 он утверждает, что у человека еще до понимания возникает предпонимание, а истина постигается человеком не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер изображает следующим образом: первый смысл текста — проекция (ожидание) — исправление — понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развертывания событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими». Еще одна важная посылка теории Х.-Г. Гадамера — герменевтический круг. Его суть сводится к следующему: текст как целое состоит из отдельных частей (слов, предложений, смысловых разделов); для того чтобы понять целое, необходимо понять отдельное, а чтобы понять отдельное, необходимо понять целое. Получается замкнутый круг типа «курица — яйцо». Задача исследователя — проникнуть внутрь этого круга, понять текст из самого текста через сопричастие к изложенным событиям, а не через какой-либо метод. Любой метод, уверен Гадамер, извращает действительность, искажает истину, и только герменевтика способна открыть познающему подлинную истину. П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, с другой — эта традиция уже современна. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла. Герменевтика тесно связана с правом. Однако большинство юристов, занимающихся проблемой толкования законов, ограничиваются повторением и комментированием правил толкования, сформулированных римскими юристами и сохранившихся в юстиниановых сводах, изредка делая кое-какие поправки и дополнения. Некоторые юристы пытаются самостоятельно исследовать процесс толкования, все же касаясь его не целиком, а лишь частично4. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно. Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование права — это выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики общественных отношений в конкретно-историческое время. Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять эти законы, и теми, кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона— это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, важное связующее звено между текстом закона и его реализацией. Выделяют различные подходы к толкованию права: грамматический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой норме) и др. Среди них философско-правовой подход занимает особое место, ибо его эпистемологический статус — это исследование самой методологии и практики толкования, интерпретации. Этот подход интегрирует знания об интерпретации — юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политические и др. Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику5, не могут обойтись без философско-правовой герменевтики. 2. Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов Философско-правовая герменевтика позволяет вырабатывать методологию толкования законов, которая, как и общая философская методология, выступает в двух ипостасях:
У философско-правовой герменевтики имеются большие методологические возможности оптимизации правотворчества и правоприменения. Они обусловлены, прежде всего, тем, что теория интерпретации является философским способом постижения опыта, поиска истины, нахождения оптимума, в котором ключевую роль играет человек со своим пониманием сущего. Но ведь именно так и поступают законодатели! Конечно, юриста от крайностей, как правило, охраняет здравый юридический такт и собственный опыт. Так, юрист, благодаря долгому упражнению и образованию, приобретает навык обращаться с законами, быстро ориентироваться в законодательстве и извлекать из него данные для разрешения конкретных проблем, выдвигаемых жизнью. Однако юридический такт и опыт требуют достоверных знаний. Справедливо утверждение, что научное толкование законов имеет такое же значение для обнаружения истины и постижения правового опыта, как логика или грамматика. Можно правильно мыслить, не имея понятия о логике; можно отлично говорить на любом языке, не зная грамматики. Но логика и грамматика учат мыслить и говоритьсознательно и находить ошибки в мыслях и речи у себя и у других. «Если есть правила,— говорит Дж. Ст. Миль, — которым, сознательно или бессознательно, подчиняется каждый ум в каждом случае, когда он заключает верно, то едва ли не бесполезно доказывать, что человек скорее наблюдает эти правила, зная их, чем не будучи им знаком... Люди обсуждали доказательства и часто правильно, когда логика еще не была наукой,—иначе она не могла бы и сделаться ею. Точно также они исполняли и большие механические работы, не понимая еще законов механики. Но есть пределы как тому, что может сделать механик, не зная начал механики, так и тому, что может исполнить мыслитель, не зная начал логики. Немногие лица могут, не зная начал, действовать таким же или почти таким образом, как они действовали бы, усвоив эти начала. Но большинству людей необходимо или понимать теорию того, что они делают, или следовать правилам, составленным для них людьми, понимавшим теорию»6. Герменевтика как теория и метод требует, чтобы частное согласовывалось с целым. Применительно к правовой сфере это означает: любой закон, подзаконный акт должны выражать интересы жизненного мира человека как целостной системы, а не отдельной монополии, холдинга, «семьи», олигарха, ибо нет более значимой целостности, чем человек. Герменевтика по природе нацелена на раскрытие истинного знания, и в этом смысле Г. -X. Гадамер называет ее «практической философией». Ее практичность заключается в строгом следовании аристотелевской традиции — быть правильной и справедливой. Именно такие установки служат эталонами для правовой сферы, именно таким требованиям и должны отвечать законы. Эталоны права и эталоны герменевтики в этом отношении совпадают, что и обеспечивает возможность органичного использования (применения) герменевтики в правовой сфере. В начале XX в. Совиньи в работе «Система современного римского права» предложил метод истолкования писаных законов как единство рассмотрения права с четырех позиций толкования: грамматического (по словесному смыслу), органическо-системного (по совокупности связей), исторического (по происхождению и становлению), телеологического (по смыслу и цели закона). В данном подходе есть рациональный момент: исследование права, его толкование в единстве исторического и аксиологического. Теория интерпретации большое внимание уделяет проблеме субъективного в тексте. Этот аспект герменевтики имеет принципиальное значение для создания и толкования законов. Естественно, правовой закон в идеале не может быть зависимым от субъективных планов, интересов, идей и замыслов его авторов. Но это в идеале. В действительности любой юридический закон создан людьми и не может не нести в себе элементы субъективного. Другое дело, что эти элементы необходимо свести до минимума или, по крайней мере, стремиться к этому. Именно такой подход и обеспечивает герменевтика. В частности, она ориентирует на учет восприятия закона интерпретатором. Закон и его интерпретация не всегда адекватны. Уже схоласты увидели различие между фразами: «Я вижу нечто» и «Я говорю, что я вижу нечто». В первой фразе выражен осуществляемый акт, а во второй человек сообщает о том, что он делает. Развитие герменевтических идей в феноменологической и экзистенциальной философии в первую очередь связано с поисками смысла в правовом творчестве индивида. Ведь процесс интерпретации правовой нормы происходит на уровне как науки, так и обыденного сознания. Именно поэтому правовое творчество призвано не отдалять друг от друга смысло-содержание и смысло-выражение, а учитывать их единство, необходимое для интерпретации каждым человеком. В юридической практике понимание — это всегда применение. И законодатель, и правоприменитель, например, судья, должен понять смысл закона, нормы и соотнести с конкретным событием, юридическим фактом, случаем. Другое важное для правовой сферы требование герменевтики — обнаружение и учет мотива сказанного (сделанного). Юридическая теория и практика располагают большим набором приемов сокрытия (или обнаружения) мотива. Например, чтобы собрать объективные факты при снятии свидетельских показаний, вопросы умышленно формулируются и ставятся таким образом, что самому свидетелю остаются совершенно непонятными. На суде же, наоборот, адвокату или прокурору необходимо мотивировать свою речь, поскольку хорошо мотивированное выступление значительно усиливает фактологическую аргументацию. Знание и учет ситуации—также требование герменевтики. Важнейшее требование герменевтического толкования — раскрыть механизм нахождения или придать юридический смысл конкретной ситуации, конкретному отношению между людьми, которое регулируется правом, и требуется найти, соотнести с ним положительную норму. Иначе ситуация выходит из-под контроля. В правотворчестве игнорирование экономических реалий приводит к тому, что закон де-юре вступил в силу, а де-факто не выполняется, прежде всего, потому, что не позволяет ситуация. Такое положение сложилось, например, с Законом РФ «О ветеранах» и «О статусе военнослужащих». В толковании законов подверженность интерпретатора ситуативным факторам приводит к нарушению принципа «следования букве закона». Герменевтика выступает теоретической и методологической основой анализа языка текста, неизбежного при толковании закона. Еще Ф. Бэкон рассматривал неправильное употребление слов — «идолов рыночной площади» — как помеху для непредвзятого познания фактов действительности. Мир всегда толкуется в языке, любой закон выражен языком, а поэтому важно правильно толковать слова, понятия, термины. Убедительным примером важности толкования не только понятия, но даже знака препинания в юридической норме служит известная фраза «Казнить нельзя помиловать». Умение толковать текст зависит от общей культуры и степени образованности интерпретатора. Аристотель приводил пример с корнем из двух, иррациональность которого удивляет обывателя, но не удивляет математика. Для законодателя эта герменевтическая ориентация означает, что нельзя писать законы только для математиков (финансистов, профессиональных политиков, военных и т.д.). Закон следует формулировать так, чтобы он был понятен любому гражданину. Методологическую функцию в толковании законов выполняют ключевые категории теории интерпретации — «предмнение», «мнение», «предпонимание», «понимание», «временной интервал», «временной смысл» и др. На основе этих понятий формируется правовое мышление юриста, способное понять и признать действующий смысл закона, соотнести его с конкретной ситуацией, понять и юридически осмыслить ситуацию, к которой необходимо приложить этот закон. Применяя его, судья, например, стремится соответствовать «правовой мысли» закона, опосредуя ее современным положением дел. Для законодателя правовое мышление необходимо, когда он обращается к нуждам общественной жизни: чем меньше разрыв между «правом жизни» и позитивным правом, тем ближе смысл права, вложенный интерпретатором — правоприменительным к замыслу законодателя. Поэтому должно исключаться из процесса правового мышления юриста предпонимание, предмнение как основание интерпретации, толкования законов. Так, предмнение очень мешает принятию закона, поскольку является заранее составленным мнением (часто ошибочным) о его содержании. Не менее вредна и «проекция» как ожидание и желание внести в закон определенную идеологему. Современный процесс отечественного законотворчества убедительно демонстрирует, как на базе политических, кастовых, идеологических и лоббистских пристрастий формируется предмнение, согласно принципу: «этот закон плох уж только потому, что его инициирует несимпатичная мне группа». Особую роль играют собственно герменевтические методы исследования текста, памятника, в том числе юридических законов. К ним относятся такие, например, как «герменевтический круг», «герменевтический треугольник». «Герменевтический круг»означает цельное понимание, учитывающее логические, исторические и психологические аспекты текста. Сущность этого метода такова: только то понятно, что действительно представляет собой единство смысла и содержания текста. С точки зрения этого метода, процесс понимания осуществляется следующим образом: целое понимается на основе анализа отдельных частей, а часть — на основе понятия целого. При изучении текста возникает предпонимание, затем — предмнение, дальнейшее знакомство с текстом дает знания, выраженные этими категориями, которые устраняют ошибки, и происходит переход к «пониманию первого уровня», т.е. поиску «первого смысла» целого. В последующем «первый смысл» уточняется через обращение к вещам и «вчувствование» интерпретатора в изложенные в тексте ситуацию, события, культурные традиции того времени, состояние автора текста и т.д. Таково «поле» «герменевтического круга», которое очищается от пагубного влияния предпониманий, предмнений, преднахождений при толковании текста в его истинном значении. Другой важный метод — «герменевтический треугольник», позволяющий интерпретировать временной интервал. Согласно М. Хайдеггеру, понимание — это экзистенциал, т.е. личное бытие интерпретатора, обладающее темпоральностью и ограниченное рамками времени. Интерпретатору предстоит преодолеть настоящее время, перенестись в духовную атмосферу времени написания текста, мыслить не в собственных — характерных для его времени — понятиях, а в понятиях эпохи текста. Так в толковании текста достигается историческая объективность. Интервал времени герменевтика рассматривает как позитивную и продуктивную возможность понимания в двух аспектах. С одной стороны, подлинное, объективное понимание, исследование объекта возможно лишь с отмиранием актуальных для времени написания текста или события политических, нравственных, эмоциональных и других связей. Герменевтика утверждает, что чем шире обозрим исторический процесс, т.е. чем больше временной интервал, тем меньше остается места для современных мнений по поводу предмета рассмотрения — текста, события, исторического факта. Эти отношения события и интервала демонстрирует треугольник, в котором основанием являются события, вершиной — интерпретатор, а перпендикуляром — интервал времени. Поэтому можно полагать, что субъективность интерпретатора сокращается по мере увеличения отрезка времени, отделяющего интерпретатора от изучаемого события. Истинное понимание происходит, когда историческое событие вызывает только исторический интерес. Например, тексты законов времен Платона и Аристотеля имеют сегодня только исторический интерес, поэтому их анализ и оценка более объективны, чем те, что давалась при жизни этих философов. Точно так же обстоит дело и с интерпретацией истории России. Достаточно сравнить оценки одного и того же исторического события дореволюционных, советских и современных исследователей. С другой стороны, познание истинного, субъективного смысла текста, без которого невозможно понимание, становится достижимым, только когда учитывается время его создания. Истинный смысл выявляется лишь при наличии исторического социального интереса и субъективных пристрастий к исследуемому предмету. Это означает, что интерпретатору следует всегда учитывать собственную историчность, ведь текст не имеет одного и того же бытия в разные времена. Существует историческая (временная) «инаковатость» текста. Современник иначе судит о факте, чем потомок. Мышление интерпретатора должно быть восприимчиво к «инаковатости бытия», в противном случае затрудняется объективность исследования и истинность постигаемого смысла. Правда, утверждают герменевтики, исследование смысла — процесс бесконечный. С течением времени происходит не только исключение ошибок (предмнений, мнений и т.п.), но возникают новые источники понимания, раскрывающие непредвиденные смысловые связи. Тем не менее, очевидно, что интервал высвечивает значение изучаемого исторического объекта, по крайней мере, заставляет задуматься над вопросом: «Почему этот объект заинтересовал нас?» Он ориентирует на то, что истинная оценка исторического текста или события требует единства исторического и современного понимания. Герменевтика занимается разными методами интерпретации, в рамках этой теории идет постоянный поиск средств понимания явлений, нуждающихся в объяснении, толковании. К разряду таких явлений, безусловно, относятся юридические документы, правовые нормы, законы и подзаконные акты. Поэтому положительное, накопленное в теории интерпретации, можно и должно использоваться в правовой сфере жизнедеятельности человека. Можно сказать, что сегодня мы имеем два аспекта толкования законов — когнитивный, или философско-правовой, и нормативный, или юридический. Философско-правовая герменевтика исследует не конкретное осмысление юридического текста, а право и юридический закон в контексте жизненного мира человека и его правовой реальности. Философско-правовую герменевтику интересует:
Юридический аспект герменевтики требует понимания того, что юрист должен мыслить не только должным («желаемым правом»), но и сущим (уже имеющимся правом). Главное при этом — раскрытие истинного смысла конкретной нормы. Юристы единодушны в том, что нормативный аспект герменевтики опирается на когнитивный, но нужна теория толкования правовых норм и юридических законов. Именно эта теория позволяет:
Заключение Комфортность жизнедеятельности личности и оптимальность функционирования государства определяются многими факторами — от климатических условий до доминирующих в обществе ценностей. В ряду этих факторов важное место занимают правовая ситуация, правопорядок, правовая защищенность личности. Правовая ситуация и правопорядок складываются из взаимодействия системного мира и повседневной реальности. Степень гармоничности этого взаимодействия показывает, насколько общество (государство) является правовым. Конкретизируя известный тезис Сократа о том, что все люди хотят добра, можно сказать, что все люди хотят жить в правовом государстве. К этому стремятся и наши соотечественники. Однако построение правового государства невозможно без повышения правовой культуры, без правового образования граждан. Для россиян чрезвычайно актуальны знания о том, что такое право, как и почему формируются общественные требования и нормы, каковы цели, средства, способы и механизмы формирования правопорядка, что необходимо делать человеку, чтобы быть правовым существом. Литература
1 См.: Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. : в 4-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 91—116. 2 См.: Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. 1990. №4. 3 См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 4 Васьковский Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. СПб., 1997. С. 17; Ветчинкина М. Герменевтика — толкование скрытого смысла текста. СПб., 1997; Овчинников А. И. Правовое мышление в правоприменительном процессе: опыт герменевтической методологии. М., 1997. С. 197. 5 В Российской Федерации правом «толкования права» наделены Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, Центризбирком. 6 Милъ Дж. Ст. Система логики. 1865. С. 12—13. |