Главная страница
Навигация по странице:

  • Для этих эпических памятников характерна

  • традиционализм и "антитрадиционализм".

  • Историческая реальность Поэтическое воплощение

  • строгой последовательностью и четкостью. Ее спецификой является также наличие параллелизма

  • Параллелизм

  • Отрицательные характеристики

  • Задания для самостоятельной работы

  • Божественная комедия. ИЗЛ_пр.2_СаркисянЛ.И._2-Жур. Героический эпос зрелого средневековья


    Скачать 36.26 Kb.
    НазваниеГероический эпос зрелого средневековья
    АнкорБожественная комедия
    Дата30.10.2020
    Размер36.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИЗЛ_пр.2_СаркисянЛ.И._2-Жур.docx
    ТипЗанятие
    #146989

    Практическое занятие № 1

    ТЕМА: ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

    «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ».

    План

    1. Исторические условия возникновения и формирования национального героического эпоса Средневековья. В чем сходство и различие памятников архаического эпоса («Беовульф», «Старшая Эдда») и национального героического эпоса («Песнь и Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»)? Полемика о происхождении героического эпоса (концепции индивидуалистов и традиционалистов).

    2. Историческая действительность и характер ее отражения в «Песни о Роланде». Какое реальное историческое событие было трансформировано в произведении? Чем вызвано такое художественное переосмысление?

    3. Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в его композиционной структуре.

    4. Охарактеризуйте принцип контраста в образной системе поэмы: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон. Как изображается вражеский лагерь? Ответ подкрепите примерами из текста.

    5. Роланд как героический характер. Как описывается главный герой? Подберите цитаты из текста произведения для его характеристики. В чем заключается «трагическая вина» Роланда?

    6. Патриотический пафос «Песни о Роланде».


    1. Начало формирования героического (или государственного) эпоса не случайно относят к VIII в. После падения Западной Римской империи (476 г.) в течение ряда веков происходил переход от рабовладельческих форм государственности к феодальным, а у народов Северной Европы -- процесс окончательного разложения патриархально-родовых отношений. Качественные изменения, связанные с утверждением новой государственности, определенно дают о себе знать в VIII в. В 751 г. один из крупнейших феодалов Европы Пипин Короткий становится королем франков и основателем династии Каролингов. При сыне Пипина Короткого -- Карле Великом (годы правления: 768--814) образуется огромное по территории государство, включающее в себя кельто-романско-германское население. В 80б г. папа коронует Карла титулом императора вновь возрожденной Великой Римской империи. В свою очередь Кара завершает христианизацию германских племен, а столицу империи г. Ахен стремится превратить в Афины. Становление нового государства было трудным не только из-за внутренних обстоятельств, но и из-за внешних, среди которых одно из главных мест занимала неутихающая война франков-христиан и арабов-мусульман. Так история властно вошла в жизнь средневекового человека. А сам героический эпос стал поэтическим отражением исторического сознания народа.

    Обращенность к истории определяет решающие черты отличия эпоса героического от эпоса архаического, Центральные темы героического эпоса отражают важнейшие тенденции исторической жизни, появляется конкретный исторический» географический, этнический фон, устраняются мифологические и сказочные мотивировки. Правда истории теперь определяет правду эпоса.

    В архаическом эпосе сохраняется связь с архаическими ритуалами и мифами, культами языческих богов и мифами о тотемических первопредках, богах-демиургах или культурных героях. Герой принадлежит всеобъемлющему единству рода и делает выбор в пользу рода. Для этих эпических памятников характерна краткость, формульность стиля, выражающаяся в варьировании одних художественных тропов. Кроме того, единая эпическая картина возникает путем объединения отдельных саг или песен, сами же эпические памятники сложились в лаконичной форме, их сюжет группируется вокруг одной эпической ситуации, редко объединяя несколько эпизодов. Исключение составляет «Беовульф», имеющий, завершенную двучастную композицию и воссоздающий в одном произведении целостную эпическую картину. Архаический эпос раннего европейского Средневековья сложился как в стихотворной, так в прозаической (исландские саги) и в стихотворно-прозаической формах (кельтский эпос).

    Персонажи, восходящие к историческим прототипам (Кухулин, Конхобар, Гуннар, Атли), наделяются фантастическими чертами, почерпнутыми из архаической мифологии. Нередко архаические эпосы представлены отдельными эпическими произведениями (песнями, сагами), не соединенными в единое эпическое полотно. В частности, в Ирландии такие объединения саг создаются уже в период их записи, в начале Зрелого Средневековья. Архаические эпосы в незначительной степени, эпизодически несут на себе печать двоеверия, например, упоминание «сына заблуждения» в «Плавании Брана, сына Фебала». Архаические эпосы отражают идеалы и ценности эпохи родового строя: так, Кухулин, жертвуя своей безопасностью, делает выбор в пользу рода, а прощаясь с жизнью, называет имя столицы Эмайн, а не супруги или сына.

    В отличие от архаического эпоса, где воспевался героизм людей, борющихся за интересы своего рода и племени, иногда против ущемления своей чести, в героическом эпосе воспет герой, сражающийся за целость и независимость своего государства. Его противники - как иноземные завоеватели, так и буйствующие феодалы, наносящие своим узким эгоизмом большой ущерб общегосударственному делу. В этом эпосе меньше фантастики, почти отсутствуют мифологические элементы, на место которых становятся элементы христианской религиозности. По форме он имеет характер больших эпических поэм или циклов малых песен, объединенных личностью героя либо важным историческим событием.

    Главное в этом эпосе - его народность, которая не сразу осознается, так как в конкретной обстановке расцвета Средневековья герой эпического произведения выступает нередко в облике воина-рыцаря, охваченного религиозным энтузиазмом, или близкого родственника, или помощника короля, а не человека из народа. Также и религиозная восторженность, часто присущая герою, не противоречила его народности, поскольку и народ придавал в то время своей борьбе против феодалов характер религиозного движения. Народность героев в эпосе в период расцвета Средневековья - в их самоотверженной борьбе за общенародное дело, в их необычайном патриотическом воодушевлении при защите родины, с именем которой на устах они иногда погибали, борясь против иноземных поработителей и изменнических действий анархиствующих феодалов.

    Вопрос о происхождении героического эпоса - один из сложных в литературоведческий науке - породил целый ряд различных теорий. Выделятся среди них две: ''традиционализм'' и "антитрадиционализм". Основы первой из них заложил французский медиевист Гастон Парис (1839 -1901 гг.) в своей капитальной работе "Поэтическая история Карла Великого" (1865 г.). Теория Гастона Париса, получившая название "теории кантилен", сводится к следующим главным положениям. Первоосновой героического эпоса явились небольшие лирико-эпические песни-кантилены, широко распространенные в VIII в. Кантилены были непосредственным откликом на те или иные исторические события. В течение сотни лет кантилены существовали в. устной традиции, а с Х в. начинается процесс их слияния в крупные эпические поэмы. Эпос - продукт длительного коллективного творчества, высочайшее выражение духа народа. Поэтому единого творца эпической поэмы назвать невозможно, сама же запись поэм - процесс скорее механический, чем творческий. Крупнейшим "антитрадиционалистом" был ученик Гастона Париса Жозев Бедье (1864--1938 гг.). Бедье был позитивистом, в науке признавал лишь документальный факт и теорию Гастона Париса не мог принять уже потому, что никаких исторически засвидетельствованных сведений о существовании кантилен не сохранилось. Бедье отрицал положение о том, что эпос долгое время существовал в устной традиции, явившись итогом коллективного творчества. 

    2.

    Историческая реальность

    Поэтическое воплощение

    - какому событию посвящена «Песнь»?

    поход Карла Великого 778 г. в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате

    как говорится об этом событии в поэме?

    7 лет войны в Испании

    - кто был главным противником франков?

    арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами

    - как называет поэма врагов франков?

    сарацины, нехристи, мавры…

    - кто в центре повествования?

    Карл Великий, родился в 742 г., король с 768 г., 800-814 гг. император. В 778 г. ему 36 лет, всего прожил 72 года. Это солидный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35-40 лет)

    - каким предстает Карл в поэме?

    седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет

    - почему так думают о Карле?

    Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим

    «Наш Карл!»

    каковы итоги похода в Испанию?

    осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить набольшую приграничную территорию, образована Испанская марка

    - как в поэме показывается поражение франков?

    Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен

    - как зовут главного героя битвы?

    Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, споры об историчности этой личности

    - почему герою поэмы не оставлено историческое имя?

    возможно, Роланд – образ собирательный или это был более популярный герой тех событий, нежели реальный Хруотланд

    Военное поражение в Испании

    Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости.

    В «Песне о Роланде» отображены правдивые исторические события, тем не менее многое было изменено или домыслено. Во-первых, война точилась не с сарацинами как написано в произведении, а с басками. Картины битв были несколько изменены, Роланд – большей частью выдуманный образ. На время битвы Карлу Великому было около тридцати лет, тогда как в произведении он изображен намного старше. Но художественный вымысел в произведении делает сказ ярче и оправдан с точки зрения искусства слова.

    3. Композиция:
    1) Посольство Бланкандрина и предательство Гунелона
    2) Бой в Ронсевале, смерть Роланда
    3) Месть Карла
    4) Судебный процесс, смерть Гунелона

    Композиция «Песни о Роланде» отличается строгой последовательностью и четкостью. Ее спецификой является также наличие параллелизма во всех элементах композиционной структуры; иными словами, в «Песни...» мы находим две завязки, две кульминации и две развязки действия. Фоном служит осада королем франков Карлом испанского города Сарагосы — единственной мавританской крепости, которой правит языческий король Марсилий. Остальных мавров Карл вытеснил из Испании или обратил в христианскую веру.

    Параллелизм происходящих событий сочетается органически с параллелизмом в подборе действующих лиц. Двенадцати пэрам Франции соответствуют двенадцать сарацинских, среди равных по мужеству полководцев выделяются племянники государей - Роланд и Аэльрот, седобородый римский император Карл Великий близок сарацинскому эмиру Балиганту; обладают некоторым сходством Гвенелон и сарацинский царь Марсилий. Характерно, что и другие действующие лица привлечены для лучшего выявления особенностей каждой из враждующих сторон.

    4. Принцип контраста лежит в основе системы образов: Роланд противопоставлен королю Карлу, Оливье и Ганелону. Величественный, могучий император Карл выступает как эпический монарх, а его юный племянник — активное действующее лицо, инициатор и главный участник основных событий. Роланд — типичный для эпоса героический характер, подобно Ахиллу, Гильгамешу и т. п. Ему также свойственна неистовость, безмерность (démesure — по определению французского эпоса), богатырская переоценка своих сил. Роланд отказывается вовремя затрубить в рог и призвать на помощь Карла Великого. По этому поводу и возникает конфликт с разумным Оливье.

    Разумен Оливье, Роланд отважен,

    и доблестью один другому равен.

    (Перевод Ю. Корнеева)
    Оливье при всей своей личной отваге выполняет в поэме как бы и роль эпического резонера, а истинный герой — Роланд с его богатырским удальством.

    Роланд появляется в поэме в тот момент, когда Карл после разговора с послом Марсилия принимает решение о дальнейшей политике в отношении сарацин, сомневаясь в заверениях Марсилия о намерении заключить с ним мир. Роланд отчаянно уверяет Карла не доверять старому врагу. В качестве оппонента Роланда выступает его отчим Ганелон, который в свою очередь советует Карлу принять соглашение. В этот момент начинается противостояние двух героев, которое в последствии приведет к гибели обоих. Роланд предлагает свою кандидатуру на роль посла в Сарагос, а получив отказ предлагает отправить в качестве посла Ганелона. Конфликт накаляется. Ганелон в бешенстве, ведь такая поездка может стоить ему жизни. Совет соглашается с кандидатурой Ганелона:

    «Французы молвят: "Он на это годен.

    Посла меж нас вы лучше не найдете".

    Ганелон обещает отомстить Роланду:

    «Роланду молвит он: "Безумец злобный,

    Известно всем и так, что я - твой отчим.

    Из-за тебя к Марсилию я послан,

    Но коль вернуться мне господь поможет,

    Тебе за все воздам я так жестоко,

    Что будешь ты меня до смерти помнить".
    Роланд лишь смеется над угрозами отчима , чем вызывает в нем еще большую злобу. В отрывке поэмы ничего не говорится о том как складывались взаимоотношения Роланда и Ганелона, но из данного эпизода видно что по какой-то причине они довольно натянуты. 

    Король Карл предстает перед нами мудрым правителем, заботящемся о процветании Франции и благополучии подданных. Роланд приходится ему племянником и Карл относится к нему с большой любовью. Не хочет правитель назначать любимого племянника в арьергард, чувствует недоброе, но с гордостью Роланда спорить бесполезно.

    «Роланд воскликнул: "Праведный король,

    Я вас прошу, мне лук вручите свой.

    Уж я не заслужу упрека в том,

    Что перед вами уроню его,

    Как сделал это Ганелон с жезлом".

    Наш император Карл поник челом,

    Мнет бороду и крутит ус рукой.

    Но удержать никак не может слез.»

    Образ Карла Великого не столько отражает характерные черты конкретного исторического лица, сколько воплощает народное представление о мудром государе, противостоящем врагам внешним и врагам внутренним, тем, кто сеет смуты и раздоры, воплощая идею мудрой государственности. Карл величествен, мудр, строг, справедлив, он защищает слабых и беспощаден к предателям и врагам. Весь образ Роланда буквально пропитан духом патриотизма и служения королю.

    Враги  коварны и бесчисленны, а рыцари демонстрируют неописуемую храбрость и высочайшее воинское искусство.

    5. РОЛЛАНД

    Личные качества


    Характеристику мужчины-воина можно назвать идеальной. В нем все строится на вере в короля. Он смел, отважен и силен. Сцены битв поражают. Роланд один побеждает сотни противников. Его с уверенностью можно назвать исполином и сравнить с русскими богатырями. Роланд уверен в правильности христианства. Он славит религию, Богов. Для него они выше личных ценностей. Основная жизненная позиция персонажа основана на патриотизме. Честь Родины нужно защитить любой ценой. Роланд первым вызывается идти послом в стан врага. Он не боится встретиться с царем противника с глазу на глаз.

    Роланд заботливо относится к воинам своей рати:

    Они ему верны, и он им мил…

    Полководец не жалеет золота, дарит коней, мулов. Воины имеют шелка и самую крепкую броню.

    Сведения из биографии

    Роланд – племянник Карла Великого. Он верен ему как отцу. На совете он смело берет слово первым и просит его не верить послам от Марсилия. Роланд умен, он видит людей, знает, на что способны враги. Граф уважает свой род и охраняет честь. Он будет стоять на защите Франции, пока жив. В песне граф еще и отличный командующий. Он планирует бой, расставляет силы, правильно распределяет отряды. У образа есть реальный прототип. Граф Хруодланд погиб в бою с испанцами, проявив великую силу и отвагу.

    Отрицательные характеристики

    Оливье, друг Роланда, обвиняет графа в излишней самоуверенности. Он просит трубить в рог и просить помощи. Роланд не согласен.

    Погибель лучше, чем бесчестье

    - такими словами Роланд отказывает другу в просьбе. Друг обвиняет в отсутствии разума у графа Роланда.

    Ганелон называет племянника кичливым юношей, который:

    ни во что не ставит нашу жизнь

    По мнению отчима, пасынок горделив и не мудр. Сын предлагает отчиму идти в стан врага, чем вызывает приступ ярости и злобы. В его речи все эпитеты можно направить против него:

    Безумец злобный!

    Внешность героя



    Автор описывает Роланда с любовью:

    Прекрасен телом, ликом смел, к лицу ему оружье и доспех

    Острие копья грозно поднимается к небу, на копье блестит белый значок, одежда украшена бахромой. Графа узнают враги:

    по статности, по красоте лица

    От такого сочетания они ощущают страх, пробуют убежать, но не успевают, настолько молниеносен Роланд в битве. Граф рассекает серебреные луки и железные панцири врагов. Французы восхищаются мужчиной в битве:

    Лихо рубит граф!

    Воинственность графа

    Он скачет по полю битвы, громит арабов:

    труп на труп мечом нагромождает

    Руки в крови, панцирь залит кровью, глаза не видят белого света, но он продолжает крошить врагов. Роланд одним ударом рассекает и мавров и коней под ними. Он кричит врагам:

    мы служим правде; вы, злодеи, - лжи!

    Схватки идут одна за другой, они ужасны и быстры.

    Как истинный вассал, мечом разит, убивает за один бег больше 20 человек. Он мстит яростно, бежит быстрее оленя. От меча французов гибнут сотни тысяч. От страха:

    вся рать вопит

    Интересно описывает автор гибель графа. Роланд ложится на землю, он прощается с ней, молится и просит отпустить грехи. Враг склоняется над ним и торжествует, но рано. Роланд встает и продолжает крушить ненавистных ему язычников.

    Трагическая вина: Роланд отказывается трубить в рог, так как его эпическая безмерность вступает в противоречие с вассальным долгом, этим и определяется трагическая вина героя: он не может допустит, чтобы его и воинов достигла дома политическая хула, что он испугался мавров. Он не может изменить своему эпическому героическому характеру.

    6. Направленность поведения героя в классических эпопеях государственная, а не личная. Сюжетное ядро составляет патриотическая борьба с иноземными и иноверными захватчиками, оборона отечественных границ («Песнь о Роланде») или их расширение (Реконкиста в «Песни о Сиде»). В «Песни о Роланде» патриотический пафос усиливается христианской идеей, которая приобрела особое значение в период записи эпического памятника (Оксфордская рукопись, ок. 1170 г.), совпавший со временем подготовки к Третьему Крестовому походу (1189-1192 гг.).

     В контексте патриотического пафоса классической эпопеи осмысливается и вассальная верность, интерпретируемая как верность отчеству, государству. Именно так понимает свой вассальный долг перед императором Карлом Роланд. Сид, сохраняя лояльность по отношению к несправедливо изгнавшему его королю Альфонсу YI, в одиночку осуществляет общегосударственное дело Реконкисты, отвоевывая у мавров целую провинцию – Валенсию, а также уничтожает полчища альморавидов, пришедшие из-за моря на выручку к мавританским правителям в Испании.

    Задания для самостоятельной работы:

    1. Ознакомьтесь с рекомендованной литературой по теме, дайте ответы на вопросы плана практического занятия (в рабочей тетради).

    2. Подготовьте репортаж с места гибели отряда «маркграфа Бретани, Хруотланда» (письменно).

    *Репортаж ‒ это текст, сообщающий о событии в момент его протекания, причем одновременность действия и рассказа о нем может быть реальной или имитированной (газетный репортаж). Композиционно репортаж состоит из трех частей:

    1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.

    2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.

    3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.


    написать администратору сайта