Главная страница
Навигация по странице:

  • Мышление в гештальт-психологии

  • Специфика творческого мышления

  • Инсайт

  • Восприятие в гештальт-психологии

  • Фигура и фон в гештальтпсихологии

  • Гештальтпсихология. Гештльтпсихолгия


    Скачать 0.95 Mb.
    НазваниеГештльтпсихолгия
    Дата15.11.2021
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГештальтпсихология.pptx
    ТипДокументы
    #273051

    Гештальтпсихология М.Вертгеймер, К.Левин, Р.Арнхейм

    К. Левин

    Р. Арнхейм

    М. Вертгеймер

    Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — образ, форма) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

    Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания.

    Основные теоретические положения

    Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

    Константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

    *близость

    *схожесть

    *целостность

    *замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму)

    *смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое)

    *общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией.

    Мышление в гештальт-психологии

    • Мышление – познавательный психический процесс опосредованного отражения существенных связей между объектами, происходящий в форме постановки и решения задачи. Мышление создаёт новое знание и возможность прогнозировать развитие ситуации, в практическом плане обеспечивая субъекту выбор оптимального поведения в ней.
    • Единицей мышления является понятие как опосредованное обобщение, выходящее за рамки чувственного познания.

    Виды мышления

    • репродуктивное (уже известные из прошлого опыта средства решения можно применить к новой ситуации);
    • творческое (для выхода из незнакомой проблемной ситуации средства и метод решения нужно создать).

    Специфика творческого мышления

    • Мотивом творческого мышления выступает само обнаружение принципа преодоления заложенного в задаче конфликта между исходным фактом и искомым решением.
    • Метод решения творческой задачи – не в прошлом опыте, а в понимании самого характера заложенного в задаче конфликта. Творческое мышление характеризуется наличием:

    Инсайт


    Инсайт (от англ. insight, проницательность) – «озарение», мгновенное постижение проблемной ситуации в целях её разрешения.

    Инсайт – качественное изменение в поведении, такая целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет определить и устранить исходное противоречие между условиями и требованиями.

    Восприятие в гештальт-психологии

    • Восприятие целостно: схватывает не отдельные элементы среды, а целостный образ предмета, отличный от простой суммы его частей.
    • Характеристики восприятия:
      • целостность;
      • структурность;
      • предметность;
      • осмысленность;
      • константность.
    • Принципы восприятия:
      • принцип восприятия фигуры на фоне;
      • принцип заполнения пробелов;
      • принцип группировки (по близости, сходству и т.д.);
      • принцип зависимости от перцептивной установки.

    Фигура и фон в гештальтпсихологии

    • Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект ( фигуру ) и задний план ( фон ), на котором он проявляется.
    • При этом фигура представляется нам более заметной и ясно выделенной на общем фоне изображения

    Например:

    (Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика).

    *близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе)

    Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

    *схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе)

    Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

    *замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

    Генштальт -психология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальт-психология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальт-психология выступала против ассоативной

     психологии, расчленяющей сознание на элементы.

     По мнению теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

    Константы восприятия 

    Константность размера

    Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

    Константность формы

    Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

    Константность яркости Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

    Макс Вертгеймер  (15 апреля 1880Прага — 12 октября 1943Нью-Йорк) — один из основателей гештальтпсихологии.

    После двух лет изучения права решил заняться философией. Защитил диссертацию доктора философии в Вюрцбургском университете. В 1910-х гг. работал в Психологическом институте Франкфуртского университета, где заинтересовался исследованиями восприятия. Вместе с двумя ассистентами , Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой провёл исследования эффекта движения изображений, предъявляемых на тахистоскопе (так называемый фи-феномен), после чего опубликовал свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912)Единственное относительно полное изложение его теории — книга «Продуктивное мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати.

    Курт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязанийгрупповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива. Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

    Рудольф Арнхейм (15 июля 1904Берлин — 9 июня 2007Энн-АрборМичиган) — американский  писатель, киновед и кинокритик, эстетик, психолог германского происхождения. Рудольф Арнхейм — автор многих работ по теории и психологии искусства. Среди них книги «Кино как искусство» (1938), «Искусство и визуальное восприятие» (1954), «К психологии искусства» (1966), «Визуальное мышление» (1970), «Энтропия и искусство. Очерки о порядке и хаосе в искусстве» (1971). Ему также принадлежат десятки статей по вопросам искусства и психологии художественного творчества в различных научных журналах и сборниках. Арнхейм избирался президентом Американского эстетического общества (1958—1960), был членом Американской академии искусств и наук, членом редколлегии американского журнала «Эстетика и художественная критика».


    написать администратору сайта