Главная страница

лекция 4. Гея прародительница всех богов первого поколения. Первое поколение Уран мудрый советник богов, Гера и Понт


Скачать 18.97 Kb.
НазваниеГея прародительница всех богов первого поколения. Первое поколение Уран мудрый советник богов, Гера и Понт
Дата28.01.2023
Размер18.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекция 4.docx
ТипДокументы
#909911

Гея – прародительница всех богов первого поколения. Первое поколение: Уран – мудрый советник богов, Гера и Понт.
После первого поколения идет второе, но сначала промежуточный этап – титаны, которые тоже делятся на два поколения. Первое упоминание титанов в литературе – «Теогония» Гесиода, где они перечислены. Дальше упоминаются в разных трагедиях, гимнах. Первое поколение титанов, чтобы не путать, потому что самое известное – второе: шесть братьев и шесть сестер. Титаны и титаниды. Они между собой переженились, и их дети стали вторым поколением титанов. Шесть титанов: Океан, Гиперион, Крий, Кой (Кей), Япед (Иапед), Кронос. Шесть титанид: Тефида, Фева, Тея, Мнемосина, Фемида, Рея. Кронос и Рея станут второй верховной парой богов. Эти титатны и титаниды интересны своим потомством. Океан (некая река, которая омывает землю): символ края земли, край света = край океана, Океан сочетается браком с Тефидой (Тефеей у Гесиода) и от этого союза все реки, источники, водные нимфы (только у Гесиода). В целом у него три тысячи дочерей и три тысячи сыновей – океаниды. Гиперион – огненный титан, с оговорками на то, что его так называют римские авторы, объединяющие его с Гелиосом в один персонаж. Гиперион вступает в союз с Теей (богиня, божественная) и рождаются Гелиос, Селена, Эос. Кей вступает в союз с Фебой и рождаются Лето (род, ведущий к Аполлону) и Астерия (звездный или звездная, ведет к Гекате, тоже символизирующей Луну, а не только подземное царство). Крий становится супругом Эврибии (второе имя, одной из титанид), рождаются Астрей, Полиант (убит Афиной), Перс (супруг Астерии, отец Гекаты). Иапед и Климена порождают титанов второго поколения, самых знаменитых, не всех – Прометея, Атланта, у некоторых авторов еще: Прометей и Эпиметей (пара противоположностей), Атлант и Минетий (тоже противоположности).

Мнемосина и Фемида не упоминаются в союзе с братьями титанами, они жены, предшествующие Гере у Зевса. Списки у разных мифографов разные.

Сыновья Гипериона: это потомство связано со светилами и позднее будет вытеснено культами Артемиды и Аполлона. Аполлон вытеснит Гелиоса, Артемида вытеснит культ Селены. О Гелиоса чаще всего упоминают как о боге Солнца, мы видим его описание – на золотой колеснице, запряженной четверкой лошадей, как и многие боги. Только лошадей бывает либо двойка, либо четверка. Гелиос продвигается по небу на золотой колеснице, а ночью в золотой чаше переплывает по подземной реке. Он практически не имеет никакого значения в олимпийском пантеоне, с другой стороны в мифах употребляется часто в контексте массовки, бог, который все видит и все знает. Его призывают в свидетельство чего-либо. Упоминается и у Гомера, в гомеровских гимнах и даже у Овидия в «Метаморфозах». Потомство Гелиоса: в основном упоминается в качестве супруги Гелиоса Персеида. Имя Персеиды ничего не говорит, но мы знаем их потомство – царь Холкиды Эмет, к которому плыли аргонавты, и Медея. Дальше по Гомеру дочерью является Кирка (хулиганила на пути у Одиссея) и Пасифая (супруга царя Миноса, они родят минотавра). Еще один союз Гелиоса с нимфой Клименой, которая была матерью Фаэтона. У Фаэтона много сестер, которых называют неким множеством – гелиады (3 или 4, или 7), но с другой стороны гелиадами называют и сыновей Гелиоса от третьего союза, с нимфой Родой (от Родоса). От этого союза в разных вариантах либо семь сыновей-гелиад, либо меньше – зависит от мифографа. Многие из потомства Гелиоса обладают хтоническими силами, отчасти Пасифая. Самый известный персонаж из потомства Гелиоса – Фаэтон, миф о котором имеет много вариантов, как и любой из популярных мифов. Фаэтон решил покататься на папиной колесницы, не справился и кончилось это печально. По разным версиям он залез на колесницу: из ревности там, или интереса. Без лирики это просто сюжет о природном катаклизме. Мифы о катаклизмах бывают мифами о потопе и о засухе, падение Фаэтона – это миф о засухе. Колесница ближе к земле и земля начинает горет. Мифов о потопе было мало, т.к. мало рек. Зевс вроде бросил молнию в колесницу, и она перевернулась по одной из версий. Фаэтон падает в разные области, то на землю, то в реку. Кикн появится уже в позднем эллинизме, как оплакивающий Фаэтона. Плакал-плакал и превратился в лебедя, оказавшись на небе в виде созвездия. Это самый знаменитый миф с упоминанием Гелиоса. Второй наиболее известный сюжет с нимфой Родой, сюжет, который характерен для демонстрации трансформации мифов в эпоху эллинизма. Нимфа рода упоминается как хранительница острова Родос и супруга, от их союза дохрена детей. История начинается мрачно, с братоубийства (популярный сюжет греческой мифологии). Сыновья Гелиоса приревновали отца к одному из братьев и брата, Гелиос проклинает сыновей и выгоняет. Они долго скитаются, а потом оседают в городе на востоке, а именно Гелиополе, где радостно славили своего батюшку. Сюжет это поздний и сильно переработанный.

Сестра Гелиоса титанида Селена почти не появляется в мифах, даже не совсем ясно, как она выглядит, кроме стандартных атрибутов и серебряного цвета. Сюжет позднего эллинизма – любовь Селены к смертному юноше Эндимиону. Зевс погружает юношу в вечный сон, чтобы сохранить его красоту. Неясно, то ли тут Селена уже была, то ли уже стала Артемидой, поздний эллинизм все-таки.

Эос (в римской мифологии Аврора) в большей степени, чем Гелиос и Селена сохранилась в сюжетах. Богиня утренней зари. Интересна своим потомством, т.к. среди ее детей упоминаются боги ветров. Гесиод ей приписывает Борея, Нота и Зефира. У других авторов упоминается как мать утренней звезды. Под утренней звездой упоминается и мужской и женский персонаж, Геспер или Геспера. Эол – бог ветров из Одиссея, никакого отношения к Эос не имеет. Неясна его родословная совсем. У других авторов уже традиционная компания – Борей (бог северного ветра, мальчик-плохиш, который живет во Фракии, славившейся своими холодными ветрами; часто похищал красивых барышень в афинской мифологии и не только в ней; у Борея потомство в виде лошадей), Зефир (бог западного ветра, его имя упоминается у Гомера в контексте лошадей Ахилла, которые порождены им от гарпии Подагры; в поздних текстах перестал быть плохишом и стал tender), Нот (южный ветер, о котором почти ничего неизвестно; упоминает Гесиод в «Теогонии», у Овидия очень кратко, считается приносящим туман). Зато это имя в сканвордах встречается постоянно. Эвр (Эврос) – юговосточный ветер, природа которого неясна, как и у Эола. Кто ты, брат?

Эос закрепилась в мифологии очень любвеобильной о коварной. Ее любили в эпоху эллинизма, когда помимо имен почетом пользовались любовные истории. Она соблазняла и богов, и смертных. В какой-то момент соперничает с Афродитой за Ареса. Муж Афродиты – Гефес. Афродита накажет Эос тем, что она будет влюбляться только в смертных, и тут целый перечень. Интересные персонажи – это Мемнон, сын троянского царя Лакомедонта. Орион и Кефал тоже возлюбленные Эос. Кефал – старый добрый старичок. Миф о Кефале и Прокриде. Сюжет большой, который Т.Б. делит на три части. Первая часть – в Афинах, начинается с любви Эос и афинского царевича Кефала, но Кефал бросает Эос и влюбляется в Прокриду. Эос не забыла и решила отомстить. Она нашептывает Кефалу, что пока он на охоте, его жена не скучает и даже совсем наоборот. Влюбленный Кефал в это не верит, но со временем сомнение стало грызть его. Эос предлагает Кефалу проверить ее. Кефал, сказав, что на охоту, спрятался. Эос превратилась в красавца, жена Кефала согласилась пойти с ним на свидание. Кефал выгоняет Прокриду из дома, хоть и любит её. Вторая часть в Крите: бедная Прокрида оказывается возлюбленной царя Миноса. Минос, как сын Зевса, славится своей любвеобильностью, которая не вызывает восторга у Пасифаи. Пасифая тайно дает выпить зелье и от Миноса посреди секса начинает исходить зловоние. Прокрида вылечила его, а тот в благодарность пообещал помочь ей воссоединиться с мужем, подарив копье и собаку. Копье всегда точно попадает в цель. Третья часть – снова Афины. Прокрида возвращается к мужу, который уже загрустил. Они помирились, но они плохо знали Эос. Через некоторое время Эос начинает действовать через Прокриду и говорит ей, что муж совсем не на охоту ходит. Дальше несколько вариантов окончаний, Овидий заканчивает тем, что Прокрида тайно отправляется за Кефалом, он слышит шорох и метает в нее копье. Этот миф – один из самых известных критских мифов и мифов об Эос, коварной обольстительнице.

Есть еще один персонаж, на котором мы закончим. Богиня Нюкте или Никте – богиня ночи, которая относится к титанам, хотя ее часто относят к небесным божествам. Она упоминается у Гесиода. Часто встречается в образе черной птицы. По большому счету кроме Гесиода мы ее нигде не видим, но мы вернемся к ней, к ее потомству, т.к. это главное окружение Аида: Тантос, Гипнос, богиня смерти Кера.


написать администратору сайта