Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по философии Коркыта

  • Миропонимание Коркыта

  • Культурная среда Коркыт ата

  • Проблема бессмертия в жизни Коркыта. Проблема бессмертия в мировоззрении Коркыта. Главные направления философии Коркыта


    Скачать 17.64 Kb.
    НазваниеГлавные направления философии Коркыта
    АнкорПроблема бессмертия в жизни Коркыта
    Дата06.11.2022
    Размер17.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема бессмертия в мировоззрении Коркыта.docx
    ТипДокументы
    #772929

    Главные направления философии Коркыта

    Коркыт размышляет о возможностях человека, ищет ответы на свой вопрос. Если возможности ограничены, и он не может постичь весь этот необъятный мир, тогда как же ему жить? На что надеяться, во что верить? Таковы главные направления философии Коркыта. Эти проблемы стали объектом изучения для философов ХVII–ХVIII веков, позже в ХХ веке в Западной Европе. Философы определились в своих поисках в двух направлениях: философии жизни и философии существования. 

    Что до Коркыта, то он поднимал вопросы философии жизни и философии существования еще в XVIII веке. Имя Коркыта рассматривалось как антитеза смерти. В действительности Коркыт говорил о человеке, его целью была забота о нем. Он размышлял о сути человека, о его бессмертии перед природой, о неприспособленности его к жизни на земле. Человек – чужой в этом мире.

    В предании Коркыту, то есть человеку, роют могилу вне его волеизъявления, вне его желания. И здесь можно говорить о проблеме отдельного человека и рока, определяющего его жизнь. 

    Коркыт пытался разрешить две проблемы: проблему жизни как вечную проблему и проблему существования, то есть вопросы социального порядка как преходящие ценности

    Жизнь человека нельзя назвать проблемой, которая имеет отношение напрямую к смерти. Подобное понимание есть заблуждение. Человек живет не потому, что боится смерти. Он скорбит не потому, что должен когда-то умереть, что смерть неизбежна. 

    Он скорбит об ограниченности своих возможностей, о своем бессилии перед природой, которую он не может одолеть, о том, что не может слиться с природой и стать ее частью, раствориться в ней. 

    Куда бы ни пошел, перед тобой могила Коркыта, всюду одна скорбь. Видеть могилу означает осознавать свое бессилие, убеждаться еще и еще раз в ограниченности твоих возможностей и деяний.

    Выводы по философии Коркыта

    Гениальный Коркыт не бежал от смерти. Он был хакимом, пытавшимся понять сущность смерти. Перед ним стояли две вечные неразрешимые проблемы: первая – это жизнь, вторая – это существование в этой жизни.

    Иными словами, Коркыт – философ, ставивший еще в ХІІ веке проблемы жизни и существования.

    Коркут — очень долго путешествовавший человек, и пришедший к мысли, что на родине все же лучше, чем на чужбине.

    Коркут» есть объединение двух начал: добра и зла. Осознание этих понятий дало возможность выявить отношения к окружающему миру: страх перед неизведанным и радость от осознанного существования на земле.

    Миропонимание Коркыта

    Сердцевина мировоззрения Коркыта – сущность человека. Человек от природы изначально ограничен, живет в ограниченном жизненном пространстве своих возможностей. Выше этих возможностей он ничего не сможет сделать.  Коркыт хотел, чтобы люди возвышались в своих желаниях добиться недосягаемого. 

    Все усилия его были направлены на то, чтобы преодолеть ограниченность возможностей человека. Он хотел познать то, что недоступно человеку. И для этого искал ту силу, которая помогла бы вывести человека из ограниченного пространства своих возможностей. Миропонимание Коркыта содержит в себе мысли о возможностях человека. Возможность – явление изменчивое, атрибут вещи, постоянно меняющееся ее проявление.  Свойства изменчивого мира, характеристику этой субстанции Абай формулировал следующим образом: когда нет влечения ко сну и пище, когда седина покрыла бороду – не это ли доказательство изменчивости мира?  Вопрос, на который искал ответа Абай, был поставлен еще в ХII веке Коркытом. «И деяния твои, и возможности ограничены, везде есть свой предел. Куда бы ни пошел, тебя ожидает могила Коркыта».

    По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Из этих легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая

    Коркыт, живший в давние времена, — родоначальник кобыза, композитор, акын, покровитель баксы (знахарей-шаманов). Он родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках.

    Культурная среда Коркыт ата

    Несколько слов о тюркском мировоззрении. Одно из главных проявлений тюркской культуры – его родной алфавит. А это значит, что во времена Коркыта была письменная наука. Свидетельство тому – вычеканенные на каменных стеллах Орхоно-Енисейские надписи. Известен и автор песни о Култегине – Иологтегин. Мы знакомимся в песнях Иологтегина с понятиями и представлениями тюрков, таких как Танір, Тагдыр, Турік, Бай, Бек, Кісі и кут. Одно из понятий, которое характеризует миропонимание тюрков, это – кут. Некоторые авторы переводят слово «кут» как

    «счастье». Но слово «кут» имеет более объемный смысл и значение. Тюрки использовали это понятие в качестве субстанции мира. 

    Произведение Жусупа Баласагуни «Кутадгу билик» в переводе звучит как «Благодатное знание». Не случайно в связи с этим ученые этимологию имени Коркыта, вернее, вторую часть его имени связывают именно со словом «кут». 

    Во времени Коркыта было широко популярно учение Заратуштры. Полагаю, что Коркыт не мог не знать это учение, поскольку оно имело распространение на территории Ирана и Средней Азии. Бог справедливости, по Зоратуштре, – Ахура-Мазда, Бог коварства – Анхра-Манью, т. е. в мире существуют две силы – сила Добра и сила Зла. Полагаем также, что Коркыт был хорошо знаком с манихейством, религиозно-философским учением, берущим начало с III века. Автор учения, Мани, был мыслителем своего времени.

    Коркыт, кроме того, был знаком и с философией Китая. К. Салгарин пишет, что часть тюркской интеллигенции обучалась по традиции в Китае. Так, современник Коркыта Тонью-Кок учился в Китае. Об этом говорится в песне о Тонью-Коке. Из этого следует, что Тонью-Кок был знаком с философией Конфуция. Книгу Шинцзии, песни и гимны образованные люди того времени знали наизусть. При жизни Коркыта были широко распространены буддийская и христианская религии. В отличие от средневековой христианской философии Западной Европы, которая выступала против науки и всего нового, эпоха Коркыта была эпохой расцвета науки и искусства. Вот почему личность Коркыта так привлекательна в исследовательском плане для нас, ныне живущих людей.  Вне всякого сомнения, Коркыт был образованнейшим человеком своего времени. 


    написать администратору сайта