Главная страница

Социология. Глобализация процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации


Скачать 58.1 Kb.
НазваниеГлобализация процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации
Дата15.05.2023
Размер58.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциология.docx
ТипДокументы
#1132854

Социология

Вариант 18

1. Понятие глобализации как социального явления

В современном мире мы наблюдаем специфический социальный процесс, в который включено большинство государств. Современники появление термина "глобализация" связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию "глобализация". А в 1992 г. изложил основы своей концепции в книге. Глобализация - по Р. Робертсону - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Отсюда видно, что глобализация — это явление социальное.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Интеграция означает все более тесные взаимодействия и взаимозависимости в экономической, политической, культурной сферах различных стран, регионов планеты, в которые активно включены и отдельные индивиды. Важнейшей характеристикой глобализации является экономическая интеграция. В экономической сфере отмечается прогрессирующая тенденция к нивелированию государственных границ, повышению роли транснациональных экономических компаний, формированию единых общемировых товарного и финансового рынков.

Универсализация — это появление все большего количества общих ценностей, норм, стандартов в различных сферах жизни. Примером универсализации является вестернизация, под которой понимается процесс заимствования западных, прежде всего североамериканских, ценностей и образа жизни, который происходит в политике, экономике и культуре. Наиболее очевидно вестернизация проявляется в массовой культуре: американские фильмы и сериалы смотрят во всем мире; большой популярностью пользуются голливудские актеры и режиссеры; американская кинопремия «Оскар» является самой престижной среди аналогичных премий в области киноискусства и т.п. Универсализации (вестернизации) в немалой степени способствует и превращение английского языка в язык мирового общения.

Интеграция и универсализация являются двумя взаимосвязанными процессами, так как взаимодействие возможно лишь тогда, когда есть нечто общее. Поэтому не случайно условием успешной международной торговли является единая система стандартов, требований к качеству продукции. Предприятие, ставящее перед собой цель выйти на мировой рынок, стремится получить международный сертификат качества. При этом взаимодействие стран и регионов неизбежно приводит к все большему сближению их ценностей, стилей жизни и таким путем к универсализации.

Ярким примером интеграции является Всемирная электронная паутина — Интернет, позволяющая установить мгновенный контакт с любым пользователем в любой точке Земного шара; иметь доступ практически к безграничному объему информации; вести бизнес без территориального ограничения, продавать и покупать практически любой товар и значительное количество услуг, не выходя из дома; полнее реализоваться индивиду как актору в общественно-политическом процессе.

Происходит постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия. Процессы глобализации существенно влияют на развитие международных экономических, политических и финансовых отношений. Нет сомнений в том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира. Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, уменьшение влияния государственного суверенитета, которое являлось главным действующим лицом международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая, социокультурная и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Фридриху Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась».

Глобализация не является абсолютно новым явлением. Его истоки можно найти еще в древности. Как пишет Глоба, П. П, наиболее древним представлением, связанным с понятием глобализации, было представление о существовании первопредка, а значит, родовой системе взаимосвязи людей между собой во времени. Это позволяло гармонизировать психологический аспект взаимоотношений между людьми, особенно внутри рода, племени, этноса. Еще одним представлением глобального характера является представление единства в Боге. А Г. Гегель ввел в своей философии понятия мирового разума или мирового духа, подразумевая под этим элемент божественного начала в бытии мироздания. В высказываниях китайского философа Конфуция имеется представление о всеобщих законах Неба, которым должны подчиняться все люди, и которые являются основой стабильного существования общества. Широкий философский анализ, с позиции материалистического воззрения, в формировании социальных условий для возникновения феномена глобализации в мировоззрении человека осуществлен в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, П. А. Кропоткина, а исследование феномена глобализации в его приближающемся к современности варианте, сопряженное со смысловой, понятийной мировоззренческой идентификацией человека, произвел В. И. Ленин. Маркс подчеркивает, что взаимодействие — это первое, что возникает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом. Он критиковал более ранних философов за недостаточное внимание, уделяемое общественным отношениям. Философ и ученый К. Циолковский в духе русского космизма рассматривал нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое, целостное образование, имеющее несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Выход в околоземный космос — это вторая фаза эволюции человечества.

2. Агенты, институты и механизмы социализации

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как равноправному члену общества.

Агенты социализации - те, кто проводит социализацию индивида, конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей и институтами социализации. Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и институты социализации так же делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Агент первичной социализации выполняет множество функций, а вторичной социализации выполняют одну-две функции.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

Институты социализации - это конкретные социальные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта. Термин «институт» в данном случае используется как социологическое понятие – как естественная форма отношений между людьми, сложившаяся в ходе развития общества. Что касается опыта, то он может быть горизонтальным – внутрипоколенным – опытом и вертикальным – межпоколенным опытом. В качестве основных источников социализации выступают семья, школа, общественные институты и организации, различные официальные учреждения печать, радио, телевидение, система образования. Процесс социализации идет главным образом через общение людей друг с другом. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом. Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Важнейшим институтом социализации является семья. В эпоху кризиса, который переживает современная семья, агентами социализации в данном возрасте начинают выступать социальные организации, дошкольные учреждения, средства массовой информации. Семья – основной социальный институт, через который общество осуществляет первичный социальный контроль над поведением людей и регламентацию их взаимной ответственности и взаимных обязательств. Одновременно семья является той неформальной «судебной инстанцией», которой предоставлено право применения моральных санкций к членам семьи за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм общественной и семейной жизни. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа дает ученикам знания, помогающие им в дальнейшей профессиональной адаптации в обществе, а также представляет широкую возможность для общения со сверстниками, которые сами выступают как важнейший фактор социализации. Школа также способствует формированию гражданской позиции и политической социализации. Высшие учебные заведения также могут быть рассмотрены как институты социализации, поскольку включают молодежь с студенческую субкультуру и различные студенческие сообщества.

Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей "ходят на работу" - т. е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделенном от дома. В индустриальных и постиндустриальных странах начало "хождения на работу" подразумевает большие изменения в жизни человека, масштаб которых значительнее, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение. На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является также трудовой коллектив, особенно личность руководителя, его стиль и ценности, а также референтная группа, оказывающая наибольшее влияние на работника в плане его дальнейшей социализации.

Средства массовой информации и электронные коммуникации также являются мощным агентом социализации. Э. Гидденс сообщает, что британские дети проводят в течение года за экраном телевизора время, эквивалентное ста школьным дням. Взрослые тратят на это примерно столько же времени. Исследования показывают, что в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Для сельских жителей агентом социализации будет выступать местная или религиозная община. В развитых современных городах институтами социализации выступают различные добровольные общества, клубы, церкви, организации досуга, Интернет - сообщества, которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Еще З. Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. В основе современных представлений о механизмах социализации лежит теория социального научения. Согласно данной теории, поведение человека есть результат его общения и взаимодействия с другими людьми, наблюдение за ними, подражание их поведению, обучение новым эффективным образцам поведения. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

Механизмы подразделяются на:

1) Социально-психологические механизмы

2) Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, `как надо`, `что надо`, но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

3. Социальное неравенство и бедность

Социальное неравенство, по сути, определяет дифференциацию неравных возможностей доступа индивидов, различных страт
и классов к социально-экономическим благам и ресурсам. Практически все известные социально-экономические и политические
проекты достижения всеобщего социального равенства (справедливости) не смогли достичь своей конечной цели и оказались не
только утопическими, они нанесли вред развитию обществ, в
которых осуществлялись.

В научной литературе проблема неравенства рассматривается с
различных точек зрения. По замечанию американского социолога
Н. Смелзера, дискуссии ведутся вокруг основных причин неравенства, «взгляды расходятся в том, что является главным компонентом
неравенства – богатство, власть или престиж?»
Для современной экономической науки краеугольной проблемой остается выявление социально-экономических механизмов
неравенства. «Особенность проблемы неравенства заключается в
том, что в ней изначально не приходится ожидать никакого консенсуса. В вопросе экономического роста практически все сходятся в том, что это желанная цель, и расходятся лишь в том, каким
способом ее можно достигнуть. По вопросу же перераспределения
ресурсов между членами общества нет единства даже с точки зрения того, какая именно цель желанна, не говоря уже о способах ее
достижения»–замечает ректор Российской экономической
школы Р.С. Ениколопов.
Нет среди экономистов единства и в определении предмета исследования в процессе изучения механизма неравенства. Одни исследователи уделяют основное внимание концентрации и поляризации
доходов. В этом случае за основу принимаются статистически не
всегда обоснованные и далекие от реальности коэффициенты, дающие представление о распределении доходов; исследуются как индивидуальные доходы, так и доходы домохозяйств.

Другие экономисты при анализе неравенства во главу угла ставят объем потребляемых благ. «Существуют веские теоретические
основания, чтобы считать наиболее корректными оценки, относящиеся к неравенству в потреблении, поскольку аргументами в
функциях полезности индивидов выступают количества потребляемых ими благ, а не величины получаемых ими доходов», – пишет Р.И. Капелюшников.

С этим подходом согласен и
С.Я. Веселовский, подчеркивающий, что неравенство по уровню
потребления гораздо легче исследовать, чем неравенство по уровню доходов. Оценивая благосостояние индивида, нельзя не учитывать и сферу досуга, которая может в значительной степени компенсировать ограничения в потреблении товаров и услуг.

Экономисты, представляющие институциональную школу,
рассматривают проблему неравенства через призму сложившихся
в стране институтов. Среди институционалистов, подчеркивает
М.Ю. Малкина, руководитель Центра макро- и микроэкономики
при Институте экономики и предпринимательства ННГУ, не существует единства мнений. Большинство представителей школы,
пишет она, связывают неравенство с качеством и эффективностью
институтов, сложившихся в определенной исторической среде.
Дж. Стиглиц, М. Гиленс, Э. Хубер, Дж.С. Стивенс винят в растущем неравенстве политические институты, «закрепляющие политическое неравенство, которое в свою очередь трансформируется
в экономическое». В этой же логике рассуждают
Д. Асемоглу и Дж. Робинсон: «Экономические институты способствуют экономическому росту, когда политические институты
предоставляют власть группам, заинтересованным в широкомасштабной защите прав собственности, вводят эффективные ограничения индивидов, обладающих властью, и когда возможности
извлечения ренты власть имущими относительно невелики»,. Несколько иную точку зрения отстаивает Т. Пикетти, полагающий, что, когда мы говорим о неравенстве, следует иметь в
виду не плохое качество институтов, но качество рыночных институтов вообще.

Представители институционального направления в экономике
подчеркивают, что неравенство формируется одновременно со всей
системой общественных институтов. «Когда современное общество
возникает или преобразуется, закладываются определенные отношения по собственности (кто чем владеет), социальные законы
(кому и что из благ перераспределяется) и многие другие экономические и социальные параметры, в числе которых и социальное
неравенство», – пишет Л.М. Григорьев, главный советник руководителя аналитического центра при Правительстве РФ. Таким
образом, при формировании институтов в стране уже закладывается
определенный тип неравенства: налоги и социальные системы, вертикальные лифты, толерантность к бедности, установка на успех
или устойчивость в течение жизненного цикла. Вывод ученого очевиден: чтобы устранить неравенство, необходимо, прежде всего,
реформировать институты и механизмы распределения и перераспределения материальных и нематериальных благ.

В философско-этическом контексте проблема неравенства
чаще всего увязывается с проблемой справедливости. Этот вопрос
широко освещается как в работах философов, так и социальных психологов и экономистов (Дж.С. Адамс, Р. Нозик, Дж. Роулз, А. Сен). Применительно к России Дж. Стиглиц замечает, что «при коммунизме в России чувство несправедливости, которое испытывали работники по отношению к себе, сыграло важную роль в разрушении
экономики». Понятие справедливости относится к правовым понятиям, а справедливыми в том или ином обществе становятся
те явления, которые имеют правовой статус. В западной историкокультурной традиции под справедливостью понимается прежде всего
законодательное право, строгое следование определенным документально оформленным процедурам. В общесоциальном смысле справедливым становится то, что принимается обществом как легитимное. Однако «неверный тип верховенства закона может сохранить и
расширить неравенство». В США, как считает Стиглиц,
«справедливость для всех» заменена на «справедливость для тех, кто
может ее позволить».

Исследование неравенства, по мнению экономиста В.Л. Иноземцева, затрудняется тем, что «абсолютное большинство исследователей, глубоко убежденных в несправедливости неравенства как
такового, обходит стороной вопрос о том, какое неравенство может
считаться несправедливым и почему» Нельзя не согласиться с С.Я. Веселовским, который отмечает, что «справедливость
вовсе не исключает неравенства – скорее наоборот, она должна
предполагать определенное неравенство и прежде всего неравенство в уровнях текущих доходов: одни работают более интенсивно,
другие – менее; одни заняты на рабочих местах, предъявляющих
высокие требования к уровню образования и профессиональной
квалификации, другие – на неквалифицированных работах». Поэтому справедливым и естественным следует признать, что «зарплатный» доход одних работников выше, чем доход других.
Социологов интересует, как проблема неравенства воспринимается в обществе.

Исследования общественных настроений показывают, что
желание справедливости в нашей стране является общим практически для всех социальных групп, а концепция справедливости попрежнему остается ключевой для российской социокультурной
модели, которая предполагает равенство возможностей для всех и
дифференциацию доходов, основанную на легитимных, с точки
зрения населения, основаниях.

Тем не менее справедливость по-разному понимается представителями разных социальных слоев, так как каждая социальная
группа вкладывает в это понятие различные смыслы. «Каждая
социальная группа оценивает справедливость устройства общества
в отношении собственных представлений и интересов, а они в
рыночной экономике очень сильно различаются»– пишет руководитель отдела социологии Фонда ИНДЕМ В.Л. Римский. В российском социуме достаточно сложно прийти к консенсусу относительно общего понимания справедливости и способов ее реализации. К тому же понятие справедливости в массовом
сознании остается исключительно моральной категорией, которой
невозможно руководствоваться в принятии экономических и политических решений.

Справедливость – это некий идеал, социальная мечта наших
сограждан. В реальности россияне скептически оценивают возможности реализации справедливости в нынешних экономических
условиях. Исследования, проводившиеся Институтом социологии
РАН, свидетельствуют, что российские граждане склонны к гипертрофированным оценкам уровня несправедливости. Подобная
позиция представляется исследователям небезопасной, так как
сдерживает социальную интеграцию и способствует консервации
неправового сознания и поведения
Отношение населения к проблеме неравенства, как отмечают
многие специалисты, до сих пор остается мало исследованным.
Однако на фоне сокращения реальных доходов россиян остро встает
вопрос, как наши соотечественники воспринимают экономические
условия жизни и как они оценивают собственное благополучие.
Изучение субъективной оценки материального положения
населения выявило следующую закономерность: ощущение материального благополучия диктуется не уровнем реального дохода, а
субъективным восприятием собственного уровня жизни. В связи
с этим социологи выделяют две категории: субъективно благополучных россиян и субъективно неблагополучных. К субъективно
благополучным исследователи относят «более молодых представителей российского среднего класса, проживающих в крупных
городах», в то время как пожилые россияне и рабочие, с их точки
зрения, «создают зоны субъективного неблагополучия»
Исследователи НИУ ВШЭ определили типы неравенства, которые наиболее болезненно воспринимаются в российском обществе. Они выяснили, что россиян тревожит не только расслоение общества по уровню получаемых доходов, но также и неравный доступ к базовым социальным благам, от которого непосредственно зависит качество человеческого капитала и возможности социальной мобильности. В первую пятерку типов неравенства наряду с неравенством по уровню доходов, которое больше всего волнует
российское общество, вошли неравный доступ к медицине, жилью,
качественному образованию и хорошим рабочим местам

Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Проблема неравенства тесно связана с проблемой бедности
населения, хотя и не сводится к ней. На отсутствие тождества этих
понятий указывает тот факт, что в обществе с высоким уровнем
неравенства может существовать низкий уровень бедности и на-
оборот. Если негативное отношение к бедности, как правило, не
вызывает сомнений, то проблема неравенства часто становится
дискуссионной. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между раз­личными стратами или слоями населения. Основным изме­рителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги. Если неравенство представить в виде шкалы, то на од­ном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (бо­гатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность — это не только минимальный доход, но осо­бый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре. Универсальным измерителем неравенства в современ­ном обществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владеет максимальным количе­ством денег. Богатство выражается денежной суммой, кото­рой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, коллекция картин, акции, страховые полисы и т.д... Богатство — совокупность ценностей, которые обязательно ликвидны. Ликвидность обозначает способность быть проданным в любую минуту. Домашняя утварь, мебель, потертые одеж­да или машина и все то, чем обычно владеют представи­тели средних или низших слоев, представляют ценность только для них самих. Другие предпочтут новые вещи. Ста­рые вещи не являются богатством в точном смысле.

Доход — поток денежных поступлений за определенный календар­ный период, скажем, за месяц или год — характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, али­ментов, гонораров и т.д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода.

Напротив, заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь те, что заняты в общественном произ­водстве и относятся к наемной рабочей силе. Богачи, как и все собственники, не входят в число наемных работников. Исключение составляют мелкие собственники, относи­мые к так называемым самонанятым. В семейном рестора­не или отеле глава фирмы — одновременно собственник и наемный работник. Он трудится наравне со всем персо­налом, но в отличие от них он не работает на другого. Он трудится на себя, получая зарплату и часть прибыли. К наемным работникам не относятся также нищие. Они не заняты в общественном производстве.

Дело в том, что, наряду с широким пониманием дохода, существует узкое. В статистическом смысле доходом считается та сумма денег, которую люди зарабатывают благодаря принадлежности к определенной профессии (виду занятия) либо благодаря узаконенному распоряже­нию собственностью. Однако у нищих ничего подобного нет. Нищие, даже если они регулярно зарабатывают на жизнь попрошайничеством, никаких ценных услуг обще­ству не оказывают. А статистика учитывает лишь те источ­ники дохода, которые связаны с оказанием ценных, об­щественно значимых услуг либо производством товаров. Нищих включают в состав так называемого андеркласса, г.е. буквально не-класса, или слоя, стоящего ниже всех классов.

Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического разви­тия страны, бедность охватывает значительную или не­значительную часть населения.

Масштабом бедности социологи называют долю насе­ления страны (обычно выраженную в процентах), про­живающего у официальной черты или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "ко­эффициент бедности".

Порог бедности — это сумма денег, официально уста­новленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести про­дукты питания, одежду и жилье. Его также называют "уров­нем бедности". В Украине он получил дополнительное на­звание — прожиточный минимум.

Очевидно, что масштаб бедности и порог бедности тес­но связаны между собой. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И на­оборот.

Традиционно социологи выделяли абсолютную и от­носительную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состоя­ние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жили­ще, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологичес­кую выживаемость. Численным критерием выступает по­рог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозмож­ность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обще­стве.

Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является срав­нительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относитель­но того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое зна­чение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной или при­личествующей жизни.

Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсо­лютная бедность, но всегда сохранится относительная. Ведь неравенство—неизменный спутник сложных об­ществ. Относительная бедность, таким образом, сохраня­ется даже тогда, когда стандарты жизни всех слоев обще­ства повысились.

Неравенство характеризует общество в целом, бедность – только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Так, в 1992 году в США к бедным относили себя 14% населения, а в России – почти 90% .



Следствием неравенства может быть депривация (от англ. deprivation – потеря, лишение, отнятие). Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощуще­ние собственной обездоленности в сравнении с другими индивида­ми (или группами) или с определенным набором стандар­тов.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность в обществе способствуют возникновению социального дна. Специальное исследование этой проблемы позволяет выделить четыре группы людей, составляющих "социальное дно": нищие, открыто просящие подаяние; "бомжи", лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья; беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома; уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни.


написать администратору сайта