Главная страница

Статья Проблема истины в философии. Концепции истины. Гносеологическое понимание Истина знание соответствующее действительности


Скачать 26.16 Kb.
НазваниеГносеологическое понимание Истина знание соответствующее действительности
Дата26.02.2018
Размер26.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья Проблема истины в философии. Концепции истины.docx
ТипДокументы
#37262


ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Истина является одним из наиважнейших мировоззренческих понятий. Проблема истины является достаточно сложной.

Человечество, в ходе развития, на каждом его этапе обладало лишь относительной истиной, в связи с бесконечностью познания мира. С другой стороны, проблема истины в философии заключается в том, что человечество на каждом этапе владело и элементами абсолютной истины, поскольку она имеет содержание, которое позволяло развить понятие истины последующим эпохам.

Проблема истины в философии привела к появлению множественных подходов к её пониманию, а именно:

  1. Онтологическое понимание – «истина – то, что есть». Важнейшим элементом является само существование вещи или предмета.

  2. Гносеологическое понимание – «Истина – знание соответствующее действительности».

  3. Позитивистское понимание – «Истина должна подтверждаться опытом». Данный подход оставляет без внимания многие важные аспекты существования и деятельности человечества.

  4. Прагматическое понимание – «Истина – полезность, эффективность знания». Истиной признается лишь то, что дает эффект.

  5. Конвенциональное понимание – «Истина – это соглашение». При разногласиях истиной считали то, о чем могли договориться.

На самом деле проблемы истины объединяют и переплетают все эти подходы.

Истины – это то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. Она является объективной и субъективной, конкретной и абстрактной, абсолютной и относительной.

Проблема истины в философии заключается в выборе наиболее подходящего убедительного объяснения.

С научной точки зрения – «Истина – категория философии и культуры обозначающая идеал знания и способ его достижения, обоснования. Это ценностно - теоретическое понятие, предполагающее рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знаний, а также отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.

Современное понимание истины предусматривает диалог между различными философскими концепциями, и интеграцию наиболее важных, близких, точных, убедительных идей в вопросе современных представлений в науке, философии и жизни в целом.

Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: «Истина, как соответствие наших знаний о действительности самой действительности». Это была исторически первая и самая распространенная трактовка. Эта концепция получила название «корреспондентской теории истины». Она долгое время была ведущей в научном познании и является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе достаточно проблематичны. Проблемный характер этих предпосылок фиксировался уже в рамках классической и полностью сформировался в неклассической философии, сформулировавшей ряд альтернативных подходов к пониманию истины.

Прагматическая концепция истины - значимости истинности знания придавала его практическая полезность, эффективность для достижения целей, которые ставит и добивается, идеалов, к которым стремится человек. В теории познания Маркса, опирающуюся на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского влияния. Важнейшим критерием истины в данном случае является практика.

Конвенционалистская концепция - то, что в науке определяется как «факт» во многом является теоретическим конструктом. Сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением (явным или неявным) среди членов научного сообщества. Таким образом, само определение истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

Когерентная концепция истины - акцент на самосогласованности и логическая непротиворечивости. Решить вопрос об истинности определенного высказывания, значит установить его согласованность с некой системой высказываний. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

В философии различают две основные позиции по отношению к истине: узкая и широкая.

Узкая – отнесение понятия «истина» только к логически правильно построенным предложениям естественных и искусственных языков. К утвердительным суждениям объективного вида, к которым применима бинарная истинностная оценка (истина - ложь). Эта операционалистская позиция позволяет однозначно различать истинные и ложные суждения с помощью определенного критерия истины. Узкий подход является источником философских и нефилософских теорий истины.

Широкий подход ограничен философским пониманием истины. В данной позиции теряется смысл жесткого противопоставления суждения и понятия, а также онтологизации определенной логической формы предложений вообще. В рамках данного подхода истинным может быть не только утвердительное описательное суждение, но и модальное суждение, вопросительное предложение, философская или научная проблема, неявно выраженное убеждение, практическое действие. Наиболее представительными концепциями данного подхода являются онтологическая и трансценденталистская концепции истины.

Маркс трактовал истину включающую в себя:

– субъективность – так как истину познают люди, она является субъективной по внутренним идеальным содержанию и форме;

– истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а углубляется постепенно со временем.

– объективность – независимость содержания истины от отдельных людей.

Существует две категории, с помощью которых характеризуют объективность истины, как процесса, а именно истина абсолютного (показывающая устойчивость, стабильность в явлениях) и истину относительного (выражающая изменчивость).

Абсолютная истина представляет собой предельно точное, максимально полное, законченное знание об объекте, а также элемент знания, опровергнуть который непредставляется возможным с истечением времени. Эта цель является такой, к которой устремляется познание человечества, но обладать абсолютной истиной в полной мере не предоставляется возможным, по причине изменчивости окружающей действительности.

Путь к абсолютной истине лежит через череду нахождения множества относительных истин.

Относительная истина – представляет собой объективное знание, выраженное в не полном объеме, с возможностью применения уточнений и дополнений. Данная истина отражает объективную истину на определённом этапе исторического развития человечества, в рамках конкретных условий и достигнутого уровня знаний и развития.

В буквальном смысле, каждая из относительных истин содержат в себе определённые части абсолютных истин.

Вследствие этого знания всегда являются относительными, по причине зависимости от уровня развития человечества.

Познание представляет собой процесс смены одних относительных истин другими, более уточнёнными и дополненными.

Абсолютная истина состоит из множества относительных, и чем выше уровень развития и познания, тем ближе становится абсолютная истине, но это явление бесконечно, по причине абсолютного характера движения и развития.

Таким образом, данные четыре вида характеристики истины: абсолютная, относительная, объективная, и конкретная – не являются разными, а представляют одно и тоже истинное знание с данными свойствами.

Выделяют также и иные свойства истины:

- непротиворечивость (с точки зрения формальной логики);

- когерентность (согласованность знания с основными идеями);

- простота,

- красота;

- эвристичность;

- плюрализм;

- антиконьюктурность;

- способность к самокритичной рефлексии.

По формам истину подразделяют на:

- экзистенциальную (понимание духовного мира);

- предметную (знание о материальных системах);

- концептуальную.

Также выделяют истины представленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

Проблема истины была в центре внимания философов всех этапов развития человечества, и на далее будет являться таковой, так как процесс развитие человечества будет давать возможность и пищу для размышления ученым будущего. Но есть мнения, что истинного понятия истины, одного, неоспоримого и конечного человечество так и не осознает, что делает проблему истины в философии уникальной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.

  2. История и философия науки. Огородников В.П.(2011, 352с.)

  3. Философия в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Родзинский Д.Л. (2009, 448с.)

  4. Философия науки. (Учебное пособие) Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. (2010, 333с.)

  5. Философия. Конспекты + Шпаргалки. Ольшевская Н., Малышкина М. (2013, 192с.)


написать администратору сайта