|
философия. Философия. Гносеология учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания
Вариант 1
1. Гносеология – учение о познании, познавательной де-ятельности, чувственном и рациональном уровнях познания.
Гносеология (греч. γνὥσις – знание; λόγος – учение) – фило-софская дисциплина, занимающаяся исследованиями, крити-кой и теориями познания. Теория познания рассматриваетпроцесс познания с точки зрения отношений субъекта позна-ния (исследователя) к объекту познания (исследуемому объек-ту).
1. Универсальные методы познания:
1.1. Анализ и синтез
Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения (см. Анализ).
Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см. Синтез).
1.2. Абстрагирование - это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений (см. Абстрагирование). 1.3. Обобщение - это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. 1.4. Индукция и дедукция
1.4.1. Индукция - это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. 1.4.2. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
1.5. Аналогия — это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. 1.6. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание.
2. Эмпирические научные методы:
2.1. Эмпирическое знание -В широком значении под эмпирическим понимается обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики; более узко — как определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента. 2.2. Наблюдение - представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. 2.3. Описание - этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных наблюдения или эксперимента. 2.4. Измерение - это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.
2.4.1. Прямое измерение - представляет собой непосредственно эмпирическую процедуру. 2.4.2. Косвенное измерение - позволяют получить значение измеряемой величины на основе математической зависимости, не прибегая к сравнению с эталоном.
2.5. Эксперимент - особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
3. Теоретические научные методы:
3.1. Теоретическое знание - В широком смысле слова под «теоретическим» понимается познавательная деятельность вообще; В более узком значении под теорией понимается не вся познавательная деятельность человека, а лишь высшие её уровни.
Учение Канта:
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
| Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. 2. Марксизм - это система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономическихзаконов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
В онтологии базовый принцип марксизма – материализм.Диалектический материализм рассматривает природу как це-лое, в котором объекты и явления взаимосвязаны и взаимообу-словлены. Всѐ в природе движется и изменяется. Принципы исторического материализма: признание первичности материальной жизни общества –общественного бытия по отношению к общественному созна-нию и активной роли последнего в общественной жизни; выделение производственных отношений как экономиче-ской структуры общества, определяющей все другие отноше-ния между людьми; исторический подход к обществу, т.е. признание развитияв истории и понимание его как закономерного естественно-исторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций1;
Примеры общественного сознания и бытия: После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны производительные силы нашей страны были разрушены, большинство заводов и фабрик бездействовали, упала производительность сельского хозяйства. Экономика находилась в тяжелом положении. Тем не менее сознание масс было революционным. Оно было пронизано историческим оптимизмом, верой в возможность построения социализма, стремлением создать новое общество. В то же время экономика ведущих капиталистических стран, таких, как США, Англия, Франция, находилась в лучшем положении. Относительно высок был и уровень их производительных сил. Однако общественное сознание этих стран характеризовалось общей пессимистической окраской и кризисом всей духовной культуры. Если бы состояние и содержание общественного сознания определялись лишь состоянием производительных сил и экономики, дело обстояло бы наоборот.
Другой пример. В странах, вступивших на путь социализма, а также в странах, ведущих национальноосвободительную и антиколониальную борьбу, общественное сознание характеризуется неуклонным ростом революционности и возрастающим единством в понимании общественных целей, общих задач и способов их разрешения. Такое единство не исключает плюрализма и многообразия подходов в рамках социалистической сознательности (004). Напротив, в капиталистическом обществе с высоким уровнем производства и вместе с тем острыми антагонистическими противоречиями (412) возможно некоторое единодушие по таким общечеловеческим проблемам, как сохранение мира или экологический кризис. Но единство в осознании социальных целей здесь практически недостижимо.
3.
| 4.
|
|
|