Тойнби. Годы жизни Арнольд Джозеф Тойнби (18891975)
Скачать 37.45 Kb.
|
Всё, что выделено – нужно обязательно. Остальное можно просто почитать, в случае, если он задаст вопрос. 11) Годы жизни: Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) родился в состоятельной семье интеллигентов, с сильными либерально-филантропическими и религиозными традициями, принадлежавшей к «среднему классу». Сфера научных интересов: британский историк, философ истории, культуролог и социолог, профессор, исследовавший международную историю в Лондонской школе экономики и в Лондонском университете. Исследователь процессов глобализации, критик концепции европоцентризма. В 1943 году глава исследовательского отдела МИД в Лондоне, который занимался вопросами послевоенного устройства мира. Член Американского философского общества. Экспедиии: В 1911–1912 гг. Тойнби в качестве студента Британской археологической школы в Афинах посетил Грецию, Италию, Турцию, знакомясь, в частности, с археологическими раскопками памятников только что открытой Эгейской культуры и сравнивая это прошлое с современной ему Англией – «владычицей морей». Здесь произошло первое столкновение английского либерала с реальной действительностью: он с ужасом видел следы резни мусульман на Крите и был очевидцем начала Балканских войн. К концу своего девятимесячного пребывания в греческих городах Тойнби с неожиданным удивлением открыл для себя международную политику как совокупность сложных и противоречивых отношений между государствами, нациями, культурами. Основные работы: Исследование истории, Постижение истории, Роль личности в истории, Цивилизация перед судом истории, Пережитое. Мои встречи. 12) Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Цивилизация, по Тойнби, — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. (особенности). В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата, вызов внезапных ударов от соседних обществ, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» ответ на вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат — Вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды. 13) О России: основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море. Утвердившийся в России коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал России в XVIII веке. Здесь — общая точка с идеологиями «евразийства», национал-большевизма. Экспансия коммунистических идей явилась, по Тойнби, лишь одним из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в XXI веке определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай. О Войне и Лиги наций: Начало политического натиска, а затем военной агрессии нацистской Германии было прямым следствием унизительных итогов Парижской мирной конференции 1919 г. Вторая мировая война, по мнению А. Тойнби, являлась продолжением Первой. Устав Лиги Наций уже не мог гарантировать стабильность международных отношений, чему способствовала попустительская политика западноевропейских держав и США. Успех Германии был обусловлен сложившимся политическим пространством, которое состояло из небольших национальных объединений, служивших платформой для завоевания Европы, а также быстрыми темпами усовершенствования и роста «нацистской военной машины». Однако упорное сопротивление советских войск продвижению Германии и развязывание войны на два фронта предопределили крах А. Гитлера. А. Тойнби продолжал отстаивать принцип экономического, политического и культурного объединения мира, судьбами которого теперь уже будут вершить не западноевропейские страны, а две сверхдержавы – США и СССР. А создание атомного оружия полностью изменит политическую обстановку в мире. Начало противостояния двух полюсов, по мнению британского интеллектуала, уже началось. 14) Теория двух скачков: в эволюции человека существуют два переломных момента: 1) переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы); 2) происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являвшимися уже подлинными, «готовыми» людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй — установление их полного и безраздельного господства. Формирующиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным человеческим стадом, или праобществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существования — первобытно-общинной формации. Становящиеся социальные организмы были формирующимися первобытными общинами, или праобщинами. Б.Ф. Поршнев, в своей концепции отрицая концепцию «двух скачков», в роли промежуточного звена между ископаемыми антропоидами и людьми современного физического типа видел троглодитов. Он подчеркивал, что на этом этапе «аккумулируются известные биологические предпосылки очеловечивания, но здесь еще нет очеловечивания». Этап до появления Homo sapiens начинается австралопитековыми и заканчивается до начала появления поздних неандертальцев. А этап, связанный с появлением кроманьонцев, знаменует становление «готового» человека и «готового» общества. Именно этот этап, по Б.Ф. Поршневу, и является скачком. Таким образом, существовал лишь один скачок, характеризовавшийся трансформацией неандертальца в кроманьонца и первобытного стада троглодитов в родовую общину первобытных людей, а предшествовавший этому этап был временем накоплния необходимых для этого количественных изменений. Б.Ф. Поршнев в своих изысканиях подчеркивал, что все архантропы и палеоантропы, кроме поздних, были животными, а их трудовая деятельность имела лишь внешнее сходство с человеческой и в основе строилась на инстинктах. Таким образом, Б.Ф. Поршнев видел один поздний скачок. Однако, он выделял в процессе перехода от животного к человеку «два последовательных процесса»: – возникновение в нейрофизиологии предков людей механизма, прямо противоположного нейрофизиологической функции животных; – как бы возвращение к началу, но в то же время еще большее удаление от него. По концепции Поршнева, от низших обезьян ответвилось семейство антропоморфных обезьян (ныне это: гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе). От линии антропоморфных обезьян отделилось семейство троглодитов (австралопитеки, питекантропы, неандертальцы и т.д.). От линии троглодитов (гоминоидов) ответвилось семейство гоминидов, в котором тенденция к видообразованию не получила развития и которая с самого начала и на современном уровне представлено лишь одним 82 видом – Homo sapiens. Таким образом, Homo sapiens и троглодиты – разные семейства. Человек – это только Homo sapiens. Речь, считает Поршнев, является ключом к высшим психическим процессам. Без речи нет мышления, сознания, воли. Верхние лобные доли – слуги речи, они посредники между речевыми пунктами коры мозга и остальной работой нервной системы. Слова преобразуются лобными долями в нервно-психическое возбуждение и торможение, программы и цели, Эти области присущи только человеку, их нет ни у кого в семействе троглодитов. Итак, вторая сигнальная система имеет свой мозговой субстрат в виде передней части лобной доли и ее отсутствие (у неандертальцев, например) легко доказывает: речи нет – человека нет. «Доминанта Ухтомского». Доминанта является не менее важным принципом деятельности живых организмов, чем рефлексы. Торможение – это антитеза возбуждения. Торможение – не задержка возбуждения, а особая энергичная деятельности нервных центров мозга. Существуют специальные нервные волокна и центры, обслуживающие торможение. Итак, в жизнедеятельности организма существуют два центра: один функционирует по принципу рефлексов (условных и безусловных) – полюс возбуждения, другой – по принципу доминанты – полюс торможения. Последний исторически возникает позже и расход энергии у него выше, чем у первого. Совершенствование живого есть совершенствование торможения. Переход от животного к человеку – есть качественно новый взлет торможения. Стимулы, раздражители, вызывающие рефлексы могут быть троякого рода: те, которые вызывают врожденные рефлексы; те, которые вызывают условные рефлексы; те, которые связаны с подражательным поведением (подражательные рефлексы). Подражание – единственный механизм подключения ребенка к звуковой среде. У него нет врожденной расположенности к родному языку и подключение происходит на основе инстинктивной звукоподражательности. Homo sapiens появляется 35 – 40 тысяч лет назад, и само это появление было подобно взрыву. Толчком к взрыву послужила дивергенция 2-х видов – неандертальцев и кроманьонцев, в итоге отодвинувшихся на дистанцию 2-х различных форм движения материи – биологической и социальной. Здесь вступает в силу особый механизм отбора. Кроманьонец отличается от неандертальца инверсией (переворачиванием) процессов высшей нервной деятельности. Это – животное наоборот. Труд закрепляет итоги второй сигнальной системы. Говорить, что только труд создал человека – будет очень упрощенно. Именно в концепции Б. Ф. Поршнева наиболее гармонично представлен баланс между биологическими и социальными корнями происхождения человека. Если первые выражаются прежде всего в совершенствовании механизма торможения, то вторые корни представлены традиционным набором из трех: труд, язык и общение. При этом Поршнев главный упор он делает на проблеме происхождения языка, как первопричине появления человека разумного. 15) Прокариоты (бактерии) – древнейшие из известных организмов. Обладая высокой жизнестойкостью и выполняя в природе многогранные функции, они обитают практически в любых природных нишах: в запредельных кислых и щелочных условиях, при высоких концентрациях солей и давления, низких температурах, в горячих источниках и морских гидротермах с темпера- турой роста для некоторых архебактерий +110ºС. Однако проблема происхождения бактерий: когда, каким образом и в каких условиях они появились на Земле, окончательно не решена. На сегодня существует две принципиально разные точки зрения. Сторонники химической (предбиотической) эволюции считают, что Жизнь возникла непосредственно на Земле из косной материи в результате абиогенного синтеза органических соединений. Возможность такого синтеза подтверждает присутствие в космосе цианистого водорода, формальдегида, муравьиной кислоты, метилового и этилового спиртов и др. На первом этапе на Земле образовались простые органические соединения, при их усложнении – разные биополимеры, многомолекулярные коацерваты и надмолекулярные микросферы. Позднее появилась протоклетка и, наконец, прокариоты – ближайшие предки всех ныне живущих организмов. Концепция химической эволюции поддерживается вескими аргументами, включая экспериментальные. Правда, она не дает ответа на вопросы: что же представляла собою протоклетка, какие химические реакции вынудили атомы сформировать сложную систему взаимодействующих молекул, каким образом произошел качественный скачок от неживого к живому и др. Представители альтернативной версии (гипотеза панспермии) склоняются к тому, что бактерии были занесены на Землю из космоса под давлением солнечных лучей, с астероидами и, в первую очередь, углистыми метеоритами, богатыми различными органическими веществами. Обратим внимание, что панспермия не затрагивает появления жизни как таковой, а лишь указывает на происхождения земной жизни. Тем не менее, в течение ХХ века одни ученые ее принимали, другие критиковали и опровергали. Сторонником панспермии был мыслитель и геохимик В.И.Вернадский, противником – биолог и биохимик А.И.Опарин. С развитием астробиологии, биохимии и молекулярной палеонтологии, эффективным исследованием различных метеоритов, упавших на Землю в разное время в различных местах, интерес к ней продолжает возрастать. Отмечено, что первые сообщества бактерий появились 3,5 миллиарда лет тому назад в водной среде, и их дальнейшая эволюция проходила на фоне геологического развития Земли. Прокариотные сообщества сформировали кислородную атмосферу, благодаря чему возникли аэробные бактерии, малый (биотический) круговорот веществ на уровне экосистем. Наконец, в результате эндосимбиоза анаэробного прокариота с аэробной бактерией возникла эукариотная клетка, что привело к появлению современной биосферы. Рерих («Живая Этика»): Согласно космическому миропониманию человек является частью Космоса, и жизнь человека, его эволюционное развитие направляется космическими законами, т. е. универсальной космической эволюцией, в которой биологическая стадия выступает лишь одним из этапов развития жизни и разума. В этом можно увидеть особый диалектический подход. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос (идея всеобщей связи явлений). Основой бытия выступает Абсолютное пространство, в котором и возникает объективное космическое бытие и отражается субъективное сознание различных существ. Законы эволюции приобретают духовный смысл и содержание, что не позволяет рассматривать развитие жизни в качестве случайного, слепого процесса, который не имеет какой-либо глубинной детерминации и направленности в своем развитии. Концепция космической эволюции признает существование многомерности, двойственности, т. е. двух форм жизни – биологической (материи) и психологической (сознания, духа, разума). Состояние материи, в конечном счете, обусловливается уровнем вибрационности энергии, связанной с данным видом материи. И дух, и материя составляют единое целое, которое «Живая Этика» называет духоматерией. Это означает, что дух посредством энергии принимает некий вид тонкой материи. Возможно, что изначально на Земле появились своеобразные астрально-психические сущности, не представляющие собой никакой формы, они существовали в виде тонкой материи – духа, наделенного сознанием и энергией. С помощью разума они стали трансформироваться в биологические существа, состоящие из биологических клеток. Каждая из форм жизни имеет свой различный уровень психического сознания, поэтому и возникли различные формы жизни с различным уровнем интеллекта. Помимо этого данные утверждения позволяют сформулировать источник происхождения разума. Происходило некое магнитное влияние определенного космического психического поля, имеющего высокий энергоинформационный потенциал. Тогда и случилось своего рода духовное «намагничивание» биопсихических организмов полем Разума. В будущем: биологическая форма жизни может уступить свое место эволюционно более совершенной форме жизни. Полагается, что это будет разумная психожизнь. Причем факторами, которые призваны «одухотворить» материю, будут являться нравственная культура и возникающие в ее пространстве любовь, красота, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику. 16) Рука является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства. В общем, ещё сказано, что даже у обезьян есть разделение между функцией рук и ног, но они не могут выполнять сложные операции в отличии от человека. Речь. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными. Развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. Развитие мозга. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Труд начинается с изготовления орудий. Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства; первые являются одновременно и оружием. Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса, а это знаменует собой новый важный шаг на пути к превращению в человека. Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и этим сберегла больше времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни. Наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных. Экология. Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду. Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скопления и сохранения влаги. Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Право на супружескую неверность остается обеспеченным за ним и теперь, во всяком случае, в силу обычая, и по мере дальнейшего общественного развития оно осуществляется все шире; если же жена вспомнит о былой практике половых отношений и захочет возобновить ее, то подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде. 17) Изменчивость. Первым звеном эволюции выступает изменчивость (изменение и превращение организмов под действием внешней среды), которая является неотъемлемым свойством живого. Вследствие изменчивости признаков и свойств даже в потомстве одной пары родителей почти никогда не встречается одинаковых особей. Чем тщательнее и глубже изучается природа, тем больше формируется убеждение во всеобщем универсальном характере изменчивости. В природе нельзя обнаружить два совершенно одинаковых, тождественных организма. При благоприятных условиях эти различия могут не оказывать заметного влияния на развитие организмов, но при неблагоприятных каждое мельчайшее различие может стать решающим в том, останется ли этот организм в живых и даст потомство или же погибнет. Дарвин различал два вида изменчивости: 1) наследственную (неопределенную) и 2) ненаследственную (определенную). Под определенной (групповой) изменчивостью понимается сходное изменение всех особей потомства в одном направлении вследствие влияния определенных условий (изменение роста в зависимости от количества и качества пищи, изменение толщины кожи и густоты шерстяного покрова при изменении климата и т.д.). Под неопределенной (индивидуальной) изменчивостью понимается появление разнообразных незначительных отличий у особей одного и того же вида, которыми одна особь отличается от других. В дальнейшем «неопределенные» изменения стали назьшать мутациями, а «определенные» — модификациями. Наследственность. Следующим фактором эволюции является наследственность — свойство организмов обеспечивать преемственность признаков и свойств между поколениями, а также определять характер развития организма в специфических условиях внешней среды. Это свойство не абсолютно: дети никогда не бывают точными копиями родителей, но из семян пшеницы всегда вырастает только пшеница и т.п. В процессе размножения от поколения к поколению передаются не признаки, а код наследственной информации, определяющий лишь возможность развития будущих признаков в определенном диапазоне. Наследуется не признак, а норма реакции развивающейся особи на действие внешней среды. Борьба за существование. Рассматривая вопросы изменчивости и наследственности, Дарвин обратил внимание на сложные взаимоотношения между организмом и окружающей среды, на разные формы зависимости растений и животных от условий жизни, на их приспособление к неблагоприятным условиям. Такие разнообразные формы зависимости организмов от условий окружающей среды и других живых существ он назвал борьбой за существование. Борьба за существование, по Дарвину, — это совокупность взаимоотношений организмов данного вида друг с другом, с другими видами живых организмов и неживыми факторами внешней среды. Борьба за существование означает все формы проявления активности данного вида организмов, направленные на поддержание жизни своего потомства. Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: 1) межвидовую, 2) внутривидовую и 3) борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды. Примеры межвидовой борьбы в природе встречаются часто и всем хорошо известны. Наиболее ярко она проявляется в борьбе хищников и травоядных животных. Травоядные животные смогут выжить и оставить потомство только в том случае, если сумеют избежать хищников и будут обеспечены пищей. Но растительностью питаются также разные виды млекопитающих, а кроме того — насекомые и моллюски. И здесь возникает ситуация: что досталось одному, не досталось другому. Поэтому в межвидовой борьбе успех одного вида означает неуспех другого. Внутривидовая борьба означает конкуренцию между особями одного вида, у которых потребность в пище, территории и других условиях существования одинакова. Дарвин считал внутривидовую борьбу наиболее напряженной. Поэтому в процессе эволюции у популяций выработались различные приспособления, снижающие остроту конкуренции: разметка границ, угрожающие позы и т.п. Борьба с неблагоприятными условиями среды выражается в стремлении живых организмов выжить при резких изменениях погодных условий. В этом случае выживают лишь наиболее приспособленные к изменившимся условиям особи. Они образуют новую популяцию,что в целом способствует выживанию вида. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивиды и особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, которые позволяют успешно противостоять неблагоприятным условиям среды. Естественный отбор. Однако основная заслуга Дарвина в создании теории эволюции заключается в том, что он разработал учение о естественном отборе как ведущем и направляющем факторе эволюции. Естественный отбор, по Дарвину, — это совокупность происходящих в природе изменений, обеспечивающих выживание наиболее приспособленных особей и преимущественное оставление ими потомства, а также избирательное уничтожение организмов, оказавшихся неприспособленными к существующим или изменившимся условиям окружающей среды. В процессе естественного отбора организмы адаптируются, т.е. у них развиваются необходимые приспособления к условиям существования. В результате конкуренции разных видов, имеющих сходные жизненные потребности, хуже приспособленные виды вымирают. Совершенствование механизма приспособления организмов приводит к тому, что постепенно усложняется уровень их организации и таким образом осуществляется эволюционный процесс. Исходя из того, что естественный отбор действует среди разнообразных и неравноценных особей, он рассматривается как совокупное взаимодействие наследственной изменчивости, преимущественного выживания и размножения индивидов и групп особей, лучше приспособленных, чем другие к данным условиям существования. Поэтому учение о естественном отборе как движущем и направляющем факторе исторического развития органического мира является главным в теории эволюции Дарвина. Схожесть человека и млекопитающих - гомологичные органы у человека и животных, сходство стадий эмбрионального развития в явлениях рекапитуляции, рудиментарные органы как свидетельства отдаленного родства. Отношение Дарвина к религии менялось в течение нескольких лет после путешествия, в основном в 1842 — 1844 годах, когда он интенсивно работал над первым наброском эволюционный теории. Окончательный разрыв Дарвина с религией произошел в 1851 году после смерти любимой дочери Энни. В это же время он утверждается в своих размышлениях о естественном эволюционном происхождении человека. Если предположить, что отказ Дарвина от карьеры священника «не был отказом от Бога, по крайней мере, сначала», что Дарвин все же оставался верующим человеком и «у нас нет права, пренебрегая реальными фактами и личными свидетельствами самого Дарвина, причислять его к лагерю безбожников», как писали некоторые авторы, тогда по меньшей мере трудно объяснить целый ряд фактов его жизни, его поступков и высказываний. Дарвин, очень дороживший своей семьей, домом, положением в обществе, боялся, что явно выраженные религиозные сомнения повредят принятию его эволюционной теории, его семье и ему самому. Открытое признание нерелигиозного характера эволюционной теории или собственных представлений о религии могло стать причиной как семейной драмы, так и конфликтов с обществом. Я так и не поняла, что про брак. мб типа про семью, то что моногамная семья способствовала развитию человека в с/х в труде и тд. (Это то,что Карина писала. ) |