«Гомосексуальность: норма или болезнь». проект. Гомосексуальность норма или болезнь
Скачать 113.19 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №5 Проект по теме: «Гомосексуальность: норма или болезнь?» Разработала: ученица 11 «Б» Лаптиева Анжелика Романовна Руководитель проекта: школьный психолог Храброва Юлия Константиновна 2022 г.Воронеж Содержание: Актуальность темы, стр. 3 Цели проекта, стр. 3 Задачи, стр. 3 Методы, стр.3 Информационная часть: I раздел: «Происхождение гомосексуальности», стр. 4-6 II раздел: «Психологические особенности, предшествующие формированию гомосексуальности», стр. 7-9 III раздел: «Представляют ли гомосексуальные индивиды 10% популяции?», стр. 10 IV раздел: «Был ли гомосексуализм нормой в Древней Греции?», стр. 11-12 V раздел: «Существуют ли в животном мире «гомосексуальные» особи?», стр. 13-17 VI раздел: «Проблема восприятия гомосексуальности в современной России: основания актуального дискурса», стр. 18-20 Вывод, стр. 21 Приложение, стр. 22-30 а) Рассказы представителей гомосексуальности о трудностях взаимодействия с обществом б) Рекомендации гетеросексуальным людям по принятию знакомого им гомосексуала Список литературы Актуальность темы: Проблема сексуальных ориентаций у всех на слуху, психологи мира постоянно дискутируют, спорят касательно этого. Одни считают, что это болезнь, другие считают, что это в пределах нормы. В России люди нетрадиционной ориентации часто ущемляются. Цели проекта: Выяснить, является ли гомосексуальность болезнью, постараться дать объективную оценку. Выяснить, почему такие люди ущемляются в России. Разработать ряд рекомендаций гетеросексуальным людям по принятию знакомого им гомосексуала. Задачи: 1. Изучить теории о происхождении гомосексуальности 2.Изучить психологические особенности 3. Выяснить, составляют ли гомосексуальные люди 10% популяции, был ли нормой гомосексуализм в Древней Греции, является ли нормой у животных 4. Узнать, какое отношение имеет к гомосексуальности российское общество Методы: 1. Исследование 2. Обобщение 3. Анализ 4. Синтез I раздел: «Происхождение гомосексуальности» Множество ученых-психологов выдвигали свои теории насчет гомосексуальных ориентаций, я рассмотрю некоторые из них. 1. Эссенциалистская парадигма определяет гомосексуальность как объективное, имманентное свойство индивида, автономное от культурных и исторических условий. Культура с точки зрения эссенциалистов может только влиять на способы выражения сексуальной ориентации, но она не конструирует ее. Таким образом, данное направление рассматривает гомосексуальность как производную от биологии человека, то есть как природную категорию. Следуя логике эссенциалистов, всех людей можно подразделить на классы, типы или категории, к которым, в том числе, относятся гомосексуалы и гетеросексуалы. И хотя сторонники этого подхода до сих пор спорят, является ли это состояние врожденным или приобретенным, разница между гетеро- и гомосексуалами кажется им абсолютной (известные эссенциалисты: А. Тардье, К. Вестфаль, А. Тамассия, барон Р. фон КрафтЭбинг, Ч. Ломброзо, В.М. Тарновский) Самый авторитетный исследователь сексуальности и психопатии этого периода барон Р. фон КрафтЭбинг считал гомосексуальность проявлением патологии и вырождения, хотя и настаивал на строгом разграничении врожденных и приобретенных форм инверсии. Лишь в самом конце жизни Крафт-Эбинг пересмотрел свои взгляды и открыто признал, что гомосексуальность встречается и у вполне нормальных людей. Самым влиятельным исследователем гомосексуальности в России был профессор Петербургской Военно-медицинской академии В.М. Тарновский, который так же, как Ломброзо и ряд других ученых, утверждал, что гомосексуальность следует считать извращением. Правда, В.М. Тарновский признавал, что инверсия у мужчин может быть как врожденным, так и приобретенным свойством. Обе формы он расценивал как глубоко отвратительные и аморальные, но в случаях врожденного извращения он считал уголовное преследование несправедливым. Так, первым исследователем гомосексуальности, который обошелся без «навешивания ярлыков», был немецкий юрист К. Ульрихс. По его мнению, гомосексуалисты (которых он называл «урнингами») являются жертвами ненормального эмбрионального развития. Поэтому «уранизм» является врожденным, а «урнинги» – это особый «третий пол», это люди, у которых в мужском теле живет женская душа. Полагая, что каждый пятисотый мужчина – урнинг, К. Ульрихс выступал против их уголовного преследования. 2. Зигмунд Фрейд и ориентационная модель. Ориентационная модель, или теория сексуальной ориентации – второе направление в изучении гомосексуального поведения, разработанное в рамках эссенциалистского подхода. Ориентационная модель предполагает, что сексуальная ориентация индивида закладывается в детстве или в младшем подростком возрасте, формируется под влиянием семейной социализации, окружения, а также ситуативных факторов и соответствует тому состоянию, которого она достигает к пубертатному периоду. Причем сложившаяся сексуальная ориентация является устойчивой и не может быть изменена в дальнейшем. В связи с этим возможно отнесение индивида к той или иной категории в зависимости от типа сексуальной ориентации. Однако основателем этого подхода следует считать отца психоанализа З. Фрейда, который в XIX в. «повернул» исследования сексуальности совершенно в другую плоскость – сексуальность стала предметом изучения не только медицины и биологии, но и социальных наук. Для обозначения людей с гомосексуальной ориентацией З. Фрейд использовал термин «сексуально-извращенные» или «инвертированные», а сам факт полового акта с лицом своего пола, также, как А. Тамассия, назвал инверсией. З. Фрейд был знаком с работами К. Ульрихса, но отвергал идеи «промежуточного», или «третьего» пола, утверждая, что инверсия является проявлением или результатом врожденной предрасположенности всех людей к бисексуальности, поэтому нельзя «отделять гомосексуальных людей как особого вида группу». В своей популярной работе «Три статьи по теории сексуальности» З. Фрейд пишет: «В каждом человеке имеются мужские и женские элементы, только в соответствии с принадлежностью к тому иди иному полу одни несоизмеримо более развиты, чем другие». По З. Фрейду, чувство отвращения, которое гетеросексуальные люди испытывают к гомосексуалам, объясняется не противоестественностью последних, а тем, что они подавляют у себя скрытые гомосексуальные тенденции. Причем психоаналитики и сегодня часто рассматривают гомосексуальность как результат задержки сексуального развития на ранней детской ступени, вследствие чего не наступает гетеросексуального выбора. 3. М. Стормс. Еще одну точку зрения на происхождение гомосексуальности в рамках эссенциалистского направления высказал психолог М. Стормс. Согласно его теории, эротическая ориентация возникает в результате взаимодействия между развитием полового влечения и социальным развитием в младшем подростковом (10-12 лет) возрасте. Половое созревание вызывает эротические переживания у подростка, а социальная среда и преобладание в ней гетеро- и гомосоциальных связей определяют их направленность. Так как более ранее половое созревание приходится на предподростковый (8-10) возраст, когда внешнее окружение подростка составляют его сверстники, это способствует развитию гомоэротических склонностей, а более позднее созревание, наоборот, способствует гетеросексуальности. М. Стормс подтверждает это ссылками на факты более раннего пробуждения у гомосексуалов эротических влечений по сравнению с гетеросексуалами. II раздел: «Психологические особенности, предшествующие формированию гомосексуальности» Уникальные лонгитюдные пятнадцатилетние наблюдения Ричарда Грина показали, что три четверти «феминных мальчиков» оказались потом гомо- или бисексуальными, а игры в куклы и женские роли наиболее существенно коррелировали с дальнейшей гомосексуальностью. Столь четкое соотношение между особенностями «прегомосексуальных» детей и взрослой гомосексуальностью часто рассматривается исследователями как причинная связь, а ряд авторов уверен, что феминное поведение объясняется нейроэндокринной предрасположенностью. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования стали 490 гомосексуальных мужчин (средний возраст — 23,3 года), и 235 мужчин с гетеросексуальной ориентацией (средний возраст — 23,1 года), ответившие на вопросы анкеты, одним из блоков которой были положения, касающиеся наличия и изменения поведенческих и гендерных особенностей начиная с детского возраста. На каждый из 18 пунктов, входящих в этот блок, существовало шесть вариантов ответов: 1) «никогда не было»; 2) «было до 7–8 лет»; 3) «было до 12–13 лет (до пубертата)»; 4) «было в период подросткового возраста»; 5) «было до 18 лет»; 6) «было всегда». Для анализа существования статистической зависимости между сексуальной ориентацией и личностно-поведенческими проявлениями в детстве использовался статистический критерий χ2 , проводился факторный анализ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ По всем 18 рассматриваемым пунктам статистический критерий χ2 продемонстрировал значимые различия между гомосексуалами и гетеросексуалами. 1) Почти половина гомосексуалов когда-либо ощущала себя психологически ближе к лицам женского пола. Однако стремление называть себя женским именем и предпочтение общаться с лицами младше себя оказались наименее свойственны гомосексуалам (для каждого пятого и каждого третьего гомосексуала соответственно). Наиболее распространенным ответом на все вопросы среди гетеросексуальных мужчин оказывался вариант «никогда не было» (73,2 %). 2) Серьезно отличались от общей тенденции лишь ответы на вопросы о предпочтении общаться с лицами старше себя и об оценке субъекта окружающими как «симпатичного» и «ласкового». 11,5 % гетеросексуалов подтвердили, что в дошкольном возрасте играли в куклы, «дочки-матери», а 7,2 % до пубертата были объектом отвержения или насмешек. 3) Большой интерес представляет возрастная динамика проявления личностных и поведенческих особенностей в гомосексуальной выборке. До 7–8 лет гомосексуалам, как выяснилось, были наиболее свойственны неприятие драк и мальчишеской возни (74,3 %), предпочтение общества девочек (66,3 %), игры в куклы (64,7 %), желание петь и танцевать (57,2 %), избегание шумных игр и спортивных занятий (53,1 %). 4) Школьный уровень: «неуверенность в себе и повышенная душевная ранимость» (47,8 %) и «стремление к одиночеству» (25,9 %). 5) В подростковом возрасте у лиц с формирующейся гомосексуальностью наблюдалось временное, но достаточно выраженное формирование личностных особенностей (по 13 параметрам из 18). 6) Наибольший прирост наблюдался по вопросам, касающимся предпочтения общаться с лицами старше себя (с 30 до 64,7 %), убежденности в своей «симпатичности» и «ласковости» (с 44,1 до 68,8 %), интереса к шитью и приготовлению пищи (с 37,6 до 65,3 %), стремления к одиночеству (с 25,9 до 46,8 %), а также психологическому ощущению себя «больше женщиной, чем мужчиной» (с 18,2 до 35,3 %) и повышенному интересу к косметике (с 26,3 до 42,9 %). 7) Несколько уменьшились предпочтения в ношении женской одежды и украшений, избегании шумных игр, спортивных занятий, снизилось стремление к обществу девочек. В группе гетеросексуальных мужчин в дошкольный период наиболее характерным было стремление к общению с лицами старше себя (22,6 %), желание петь и танцевать (20,0 %), ощущение себя «ласковыми и симпатичными» (23,4 %). На эти характеристики в препубертате указывало меньше респондентов, но количество утвердительных ответов, касающихся подросткового возраста, по указанным пунктам заметно выросло (37,0 %; 24,2 % и 34,0 % соответственно). Вывод из исследования: Факторный анализ в гомосексуальной выборке выделил 4 показателя: «идентичностные проблемы», «коммуникативные проблемы», «поведенческая феминность (гендерный нонконформизм)» и «тяга к старшим». Сравнение факторной структуры двух выборок показало, что ведущими особенностями для прегомосексуальных мальчиков были проблемы идентичности, а в контрольной группе на первый план выходили коммуникативные проблемы. Подводя общий итог, следует отметить, что среди гомосексуалов гендерные особенности отрицал только один мужчина, а в гетеросексуальной выборке аналогичные проблемы встречались редко, носили преходящий характер, чаще всего появлялись лишь на одном из возрастных этапов. Специального объяснения требует динамика гендерных отклонений при прохождении через различные возрастные этапы. В 3–5 лет дети минимально включены в гендерную схематизацию и потому ведут себя наиболее естественно, в соответствии со своей внутренней сущностью, непосредственно выражают свои желания и чувства. До наступления пубертата выбор поведения (в том числе и относимого к гендерному) представляет собой, прежде всего, особенности характера и поведения ребенка, которые могут не совпадать с требованиями гендера. В процессе социализации ребенок постепенно усваивает и все больше ориентируется на правила поведения, отвечающие его гендеру («как должно вести себя мальчику»). В результате этого в младшем школьном возрасте наблюдается большая корректировка собственного поведения в соответствии с гендерной схемой, то есть мальчик старается «быть как все», вести себя в рамках установленных правил. Поэтому и наблюдается зафиксированное нами снижение процента атипичного гендерного поведения. III раздел: Представляют ли гомосексуальные 10% популяции? Ключевые выводы: (1) Исследования, проведённые в США, Британии, Канаде и других странах, охватывающие выборки не менее нескольких тысяч человек всех возрастов, показывают, что доля индивидов, идентифицирующих себя как гомосексуальных, в среднем составляет 1%–2%. (2) Публикация энтомолога Альфреда Кинси, на которую иногда ссылаются для утверждения о 10% людей с однополым влечением, изобилует методологическими и этическими недостатками. (3) Некоторые известные личности среди гомосексуального движения подтверждают, что завысили количество в пропагандистских целях. (4) Наблюдение распространенности какого-либо явления в популяции ничего не говорит ни о его социологической, ни о его физиологической нормативности. Важнейший лозунг ЛГБТ активистов состоит в том,что если их 10%, то это повод считаться с их выбором и ориентацией Эта цифра появилась из работы«Сексуальная жизнь самца человека» АльредаКинси, он провел исследование в котором искал в 1940-е годы желающих поделиться своей интимной жизнью,т.к в то время открыто говорить о таком было нельзя, Кинси в основном беседовал с маргинальными мужчинами,которые добровольно согласились участвовать в эксперименте. Одним из важнейших выводов его работы было это: в подборке Кинси около 10% опрошенных мужчин указали, что практиковали «более или менее исключительно однополую сексуальную связь в течение не менее трёх лет между 16 и 55 годами», а 4% мужчин делали это в течение всей своей жизни (Kinseyetal. 1948, стр. 651). Методологические ошибки в работе Кинси: а-Выборка только добровольцев б-Участие только мужчин,занимающихся проституцией в-Субъективный подбор группы индивидов г-Индивиды знакомы между собой, имеют общее прошлое (Ошибки выдвинуты Математиками и Статистиками: Джоном Тьюки,УильямомКохрэном, Абрахамом Маслоу) IV раздел: Был ли гомосексуализм нормой в Древней Греции? Некоторые активисты «ЛГБТ+»-движения утверждают, что гомосексуализм не считался отклонением в Древней Греции, а был обыденным явлением, что якобы гомосексуальный образ жизни был равнозначным гетеросексуальному, и в целом Древняя Греция преподносится как некая «гей-утопия» — место, где однополые отношения якобы были не только допустимы, но и чуть ли не приветствовались (Blanshard 2017). На самом деле в Древней Греции отношение к однополым связям было далеко не таким фривольным, как это преподносится в мифе об античной «гей-утопии». Причина подобной интерпретации достаточно банальна — античная европейская культура рассматривается как образец некой классической высшей цивилизации в её расцвете, с точки зрения активиста «ЛГБТ+»-движения какой еще лучший довод в поддержку однополых отношений можно найти, чем упоминание об европейской цивилизации в период её античного расцвета и отношение к однополым связям? Риторика активистов «ЛГБТ+»-движения в данном вопросе основана на следующих допущениях: (1) Однополые отношения в Древней Греции являлись нормой поведения, рассматривались как разновидность половой активности человека. (2) Поскольку Древняя Греция считается периодом расцвета классической европейской культуры, интеграция однополых отношений в общественную жизнь является признаком развитой культуры. Однако первое допущение не соответствует действительности, а второе является весьма избирательным. Ключевые выводы: (1) В древнегреческом обществе имели место половые акты между взрослыми и детьми, между человеком и животными, между взрослыми одного пола, но они ни в коей мере не были равнозначными гетеросексуальным отношениям. (2) Гомосексуализм в его современном понимании — как сексуальная связь между равными людьми — особенно в мужском пассивном статусе, в Древней Греции строго осуждался и жёстко карался обществом. (3) Существуют достаточно аргументированные мнения о наличии в определённый период истории и в определённых местах Древней Греции не гомосексуализма, а педерастии (гомосексуальной педофилии), входившей в специфический институт воспитания мальчиков (строгая половая сегрегация в силу общественных порядков или милитаризации). Тем не менее, некоторые исследователи считают, что отношения мальчика и наставника были строго регламентированы и педерастический компонент был исключен. Гомосексуализм не был нормой Подавляющее большинство исследователей сходятся в следующем: в Древней Греции гомосексуальный контакт между двумя совершеннолетними равноправными мужчинами считался глубоко противоестественным и жестоко карался. Начнём с того, что любой греческий мужчина, не вступивший в брак с 483 женщиной и не ставший отцом детей, в лучшем случае не считался полноценным. Все основные события в жизни, включая брак, рождение и смерть, были освящены традиционными религиозными обрядами. Все граждане должны были вступать в брак и производить наследников и будущих граждан. Отрицательное отношение к гомосексуализму было закреплено в афинском законодательстве, дошедшем до нас в речах Эсхина. Эсхин — древнегреческий государственный деятель, один из десяти аттических ораторов. V раздел: Существуют ли в животном мире «гомосексуальные» особи? Ключевые выводы: (1) Аргументация активистов движения «ЛГБТ+», основанная на наблюдении однополого поведения среди животных, не является релевантной. Преходящие эпизоды однополого поведения среди животных не являются равнозначными однополому сексуальному влечению и самоидентификации у человека. (2) Интерпретация однополого поведения животных для оценки медицинской, нравственной и юридической нормативности однополого поведения человека является предвзятой, умалчивает о наблюдении иных форм нерепродуктивного поведения животных, которые с антропоморфной точки зрения можно интерпретировать как педофилию, инцест, зоофилию и др. (3) Существует множество факторов, объясняющих феномен нерепродуктивного поведения, в том числе однополого поведения. Эти явления требуют дальнейшего изучения, однако находятся вне контекста человеческой социологии. Одним из аргументов «ЛГБТ+»-движения является утверждение о том, что «гомосексуальность является разновидностью нормы для человека, поскольку она широко распространена в природе — среди животных». Данное заявление выстраивается на следующих тезисах: (1) гомосексуализм встречается среди животных; (2) то, что делают животные — естественно; (3) следовательно, гомосексуализм естествен и для человека. Проблема данной логической цепочки в том, что пункт (1) строится на предвзятой антропоморфной интерпретации поведения животных, а пункты (2) и (3) строятся на избирательном переносе явлений животного мира на жизнь человека. Ниже мы последовательно разберём все аспекты этой аргументации. Проблема антропоморфной интерпретации. Некоторые насекомые убивают партнёра после копуляции, некоторые обезьяны бросают друг в друга фекалии, бараны запрещают низкоранговым баранам спариваться с самками. Для здорового человека подобное поведение немыслимо. Если лев хладнокровно прогоняет другого льва, убивает всё его молодое потомство и спаривается с его львицами — для него это естественное поведение и обеспечение передачи своих генов потомству. Представим себе, что человек хладнокровно прогоняет другого человека, убивает его детей и насилует его женщину. Для цивилизованного человеческого общества — это чудовищное преступление. Одно и то же событие имеет совершенно разную оценку в зависимости от отношения к человеку. Тогда в чём смысл обращения к животному миру для оценки человеческого поведения? Для этой цели сравнение с животными с научной точки зрения — нерелевантно. Только в мифах и сказках звери наделяются человеческими чертами: лев царствует на троне, кролик устраивается на работу в полицию. Активисты «ЛГБТ+»-движения применяют человеческие категории сознательного и нравственного выбора к животному миру, в котором эти категории отсутствуют. Даже Дин Хеймер, американский учёный, чьи работы интенсивно используются в движении «ЛГБТ+», метко подметил: «… Свиньи не ходят на свидания... лошади не играют свадеб... а псы вяжутся со своими дочерями... животные не говорят, не поют любовных песен и не строят церквей ... » (Hamer 2011, стр. 2013). Канадский исследователь, чьи работы также широко цитируются активистами «ЛГБТ+», Пол Вейси, в одном из интервью признал: «… Убийство детей широко распространено в животном мире. Отталкиваться от этого факта, чтобы оправдать убийство детей среди людей, не имеет смысла. Мы не должны использовать животных для разработки моральной и социальной политики для человеческого общества, в котором хотим жить. Животные не заботятся о пожилых особях. Я не особо думаю, что это должно быть основой для закрытия домов престарелых ... » (Smith 2004) Другой американский исследователь и активист гомосексуального движения, которого упоминают активисты «ЛГБТ+», Саймон ЛеВэй, признал, что: «… В животном мире не существует «гомосексуальной ориентации» в человеческом понимании… даже регистрируемые эпизоды гомосексуального поведения никогда не приводят к замещению ими гетеросексуальной активности ... » (LeVay 1996). Проблема биологической и эволюционной (ир)рациональности Из приведённых выше цитат следует, что не существует здоровых животных, живущих в природных условиях, которые, при доступности особи противоположного пола и наличия условий для выполнения репродуктивного поведения, проявляли бы это поведение не к особи противоположного пола, а к особи своего пола. Причины однополого поведения животных Исследователи выделяют следующие причины однополого поведения, наблюдаемого у животных: 1. Создание партнёрства с особью своего пола в диспропорциональной по отношению полов популяции для выращивания потомства, защиты гнезда, территории и т.д. Особи не копулируют в подобных партнерствах; 2. Мощный репродуктивный стимул в отсутствии особи противоположного пола; 3. И др. Причина 1: однополое партнёрство в диспропорциональной по соотношению полов популяции В популяциях птиц, где количество самок значительно ниже количества самцов, некоторые самки после спаривания с самцами образуют «бытовую» пару с другой самкой для вскармливания птенцов, что одной птице сделать гораздо труднее. Это явление не имеет ничего общего с гомосексуальным влечением в человеческой интерпретации. Тем не менее, в дискуссиях и научно-популярных материалах, выпускаемых активистами движения «ЛГБТ+» часто упоминается публикация Hunt et al (1980). В этой публикации группа авторов из Калифорнии отметили, что в колонии западных чаек на острове Санта Барбара самок на 60% больше чем самцов (5 самок к 3 самцам). Соответственно, 10% самок после спаривания с самцами образуют партнёрства с другими самками для заботы о потомстве. Пока одна добывает себе пропитание, другая высиживает яйца или стережёт птенцов, после чего они меняются. То есть в исследовании показан адаптационный механизм в условиях половой диспропорции: часть особей, лишённых возможности создания естественных разнополых пар, после репродуктивного контакта с особями противоположного пола, на время высиживания и ухода за гнездом создают партнёрство с особью своего пола, представленных в их колонии в избытке. В комментарии к этому исследованию следует отметить, что эти наблюдения проводились в основном в неволе. Сомнительная ценность информации, полученной в неволе, и проблематичность её применимости к животным в дикой природе общепризнанны исследователями. Вместе с тем эти данные часто неправильно интерпретируются. Автор наблюдал нетипичную форму поведения, направленную на повышение репродуктивной эффективности. Причина 2: недоступность особи противоположного пола при получении репродуктивных стимулов Такая ситуация может наблюдаться при половой диспропорции в популяции, ограничении на спаривание со стороны доминирующей особи, содержании в неволе, в искусственно созданных неестественных условиях. Например, под влиянием внешних стимулов в весенний период у животного проявляется репродуктивный инстинкт, включается программа размножения. При недоступности особей противоположного пола, вполне может произойти, что половое поведение перенесётся на эрзац: животное своего пола или другого вида, человека или даже неодушевленный предмет. Серия опытов Крэйга (Lorenz 2002, стр. 49). В этих опытах самец горлицы через несколько дней после того, как из клетки удалили самку его вида, начал ухаживать за самкой другого вида — белой домашней голубкой, которую он перед тем полностью игнорировал. Ещё через несколько дней он стал исполнять свои поклоны и воркование перед чучелом голубя; ещё позже — перед смотанной в узел тряпкой; и наконец — через несколько недель одиночества — стал адресовать своё токование в пустой угол клетки, где пересечение реек создавало хоть какую-то оптическую точку, способную задержать его взгляд. Эти наблюдения означают, что при длительном невыполнении какого-либо инстинктивного действия — в описанном случае, токования — порог раздражения снижается. Гёте выразил эту закономерность в изречении Мефистофеля: «С неутоленной этой жаждой Елену ты увидишь в каждой». А если ты самец горлицы, то, в конце концов, увидишь её даже в старой пыльной тряпке. Подобное поведение животного нерелевантно расценивать как проявления фетишизма, зоофилии или гомосексуализма у животных. Животные могут проявлять элементы поведения, которое только с точки зрения человека можно воспринимать как эквивалент полового поведения человека. Собаки начинают проявлять половое поведение под воздействием мощнейшего стимула — запаха эстрогенов от самки, у которой течка. Этот инстинкт настолько силён, что пёс, на котором остался этот запах после свидания с самкой, может вызвать половое поведение у другого самца (Schultz 2002).х VI раздел: Проблема восприятия гомосексуальности в современной России: основания актуального дискурса Казалось бы, еще совсем недавно, всего двадцать лет назад гомосексуализм в нашей стране считался уголовным преступлением (Статья УК 121 – «Мужеложство»). Отношение к гомосексуализму в СССР среди населения было откровенно негативным. И, хотя соответствующая уголовная статья Уголовного Кодекса к ним применялась не слишком часто люди, замеченные в однополых связях, автоматически становились «нерукопожатными», их исключали из комсомола, не принимали в партию, старались не брать на работу, словом, стигматизировали их. Но времена изменились, Россия встала на путь демократизации и либерализации, и вместе с переоценкой основных общественных ценностей поменялось отношение и к людям нетрадиционной ориентации. Уголовная статья была упразднена, а гомосексуалисты были признаны полноценными членами общества. Более того, проявления гомофобии в современной России теперь преследуются по закону, а представители меньшинств позиционируются общественными и правозащитными организациями в качестве «сливок общества», наиболее либеральной и «прогрессивной» социальной группы. Как и в европейских странах, представителя нетрадиционной ориентации становится сложнее уволить с работы или исключить из вуза; работодатель тысячу раз подумает перед тем, как наложить административное взыскание на работника-гомосексуалиста. В некоторой степени, в современной России даже стало модным и выгодным быть гомосексуалистом: такой статус приковывает массовое внимание и гарантирует определенную «неприкосновенность личности». Российский обыватель, за редким исключением, проявляет предельную толерантность к представителям сексуальных меньшинств. В отличие от Европы и США, в России не проходят митинги против «людей лунного света», не существует широких общественных движений в поддержку гетеросексуальности; власти относятся к ним подчеркнуто лояльно. Любые российские протесты, проявляющие нетерпимость по отношению к гомосексуалистам, были несопоставимо менее масштабными – несмотря на то, что жители Москвы и Петербурга многочисленнее жителей Парижа в разы. Существует достаточно много различного рода ассоциаций, обществ и организаций, созданных в последнее время (2008) для защиты и пропаганды гомосексуализма в России: «GayRussia.Ru», «Nuntiare et Recreare», «Альянс гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ», «Выход», «Дети-404», «Другой взгляд», «Проект «LaSky», «Равноправие», «Радужная Ассоциация», «Радужный дом», «Ракурс», «Российская ЛГБТ-сеть» и т.д. В России, как грибы, стали появляется гейклубы, гей-салоны, специальные журналы для геев, сайты, порталы. В 2008 году в Москве даже было создано «Гей Такси». Можно также напомнить и о том, что все исходящие от наших парламентариев инициативы ввести ограничения на пропаганду гомосексуализма с завидной последовательностью отклонялись законодательной властью. Федеральный Закон «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», предусматривающий за эту пропаганду административную ответственность, был принят Думой лишь в 2013 году после длительных и крайне тяжелых обсуждений. Именно этот Закон в последние годы спровоцировал волну противостояния между сексуальными меньшинствами и «натуралами»: первые принялись критиковать Закон, как ущемляющий их права, вторые, после долгого молчания, возобновили свои нападки в адрес самих гомосексуалистов. Это послужило основанием для социологов предположить, что в России возрождается гомофобия. Здесь необходимо оговориться, что гомофобия в России сегодня имеет умеренный характер по сравнению с временами советской власти. Если в годы СССР общество в своей основной массе относилось к гомосексуалистам непримиримо и требовало избавить народ от «извращенцев» (методом изоляции или даже прямого физического уничтожения), то сегодня отношение к меньшинствам стало более толерантным и равнодушным. По большому счету россиян наличие людей нетрадиционной ориентации в социуме вообще мало интересует. Гомосексуалисты воспринимаются большинством населения не как преступники, а как «больные» люди, страдающие определенными психофизическими отклонениями, но не более того. Идея о гомосексуализме как норме сексуального поведения не укоренилась среди российского обывателя: отношение к ним остается спокойным, но, вместе с тем, достаточно настороженным и отчасти брезгливым. По данным Американской Психологической Ассоциации, в современной России лишь 16% населения готово принять гомосексуализм как норму (против 60% в США и 80% в Европе) Ключевой вывод: Таково сегодня общественное мнение в России. И именно это настороженное, брезгливое отношение к представителям ЛГБТ, как к не вполне здоровым людям позволяет социологам говорить о возрождении в нашей стране гомофобных настроениях. Теперь давайте попробуем разобраться в аргументах противников нетрадиционной сексуальной ориентации и попытаемся проследить мировоззренческие истоки «русской гомофобии». Вывод Трудно судить, является ли гомосексуальность болезнью или нет, в психологическом сообществе до сих пор ведутся споры, понятно только одно: это противоестественно. Так как гомосексуальность – противоестественное поведение, то консервативные общества, по типу российского общества, таких людей не принимают. Самое ключевое, что я для себя поняла в ходе данной работы это, что Психологу необходимо помочь гомосексуальным подросткам принимать свою телесность, разъяснить возможные последствия нонконформных телесных презентаций в социальном окружении и интегрировать их с ожидания самого подростка в целостный образ его «Я». Ему необходимо объяснить особенности новых телесных проявлений пубертатного периода и возможность скорого овладения ими. В ситуации несоответствия телесности гендерным стереотипам, которые могут усиливать болезненные переживания собственной «инаковости» подростка, психолог должен уметь объяснить, что все люди не идентичны. В каждом из нас в разном соотношении есть и «мужское», и «женское». И данные специалисты должны помогать таким людям независимо от своего отношения к нетрадиционным ориентациям. Приложение «А» ИНТЕРВЬЮ: Наташа Федоренко Марьям родом из Дагестана Я осознала себя как бисексуалку в 24 года, как мне кажется, довольно поздно. Никакого внутреннего конфликта на этот счёт у меня не случилось. Просто поняла, что меня привлекают не только мужчины, но и женщины. В это время я уже переехала в Грузию, но мои родственники остались в Дагестане.Однажды я сказала маме, что не выйду замуж, потому что бисексуальна. Она ответила в духе: «Ну и дура!» Видимо, подумала, что это просто шутка. Может быть, дело в том, что к этому времени я уже побывала замужем и родила ребёнка. В общем, думаю, скажи я что-нибудь об этом родственникам, они мне скорее банально не поверят. Ну и ладно, меньше знают — лучше спят. А перед друзьями я уже давно ничего не скрываю. Я знаю только одну девушку из Дагестана (только потому, что подписана на неё в социальных сетях), которая открыто говорит о своей гомосексуальности. Но это буквально единственный случай, обычно такими вещами делятся только с самым близким кругом друзей. В республике нет полноценного ЛГБТ-комьюнити или какой-то профильной организации, но существуют маленькие тусовки. Люди активно общаются в интернете, кто-то даже живёт друг с другом. Думаю, что по сравнению с Чечнёй в Дагестане градус ненависти к гомосексуалам гораздо ниже. Но, естественно, когда речь заходит о гей-парадах, все высказываются крайне агрессивно. Саша Курганская область Я осознал свою ориентацию, когда пошёл в школу, и сначала вроде бы ничего не изменилось. Я не придал этому значения и не стал задавать вопросы. Потом ситуация изменилась. Когда все вокруг гетеро и осуждают гомосексуальность, а рядом нет людей, готовых ответить и помочь, начинаешь привыкать к тому, что ты как будто какой-то ненормальный. Я долго ненавидел себя, даже хотел покончить с собой. Но потом я встретил своего первого парня, и несмотря на то, что мы были вместе недолго, я перестал себя ненавидеть.Я знаком с другими ребятами-геями в области. Среди них кто-то живёт открыто, но большинство, конечно, скрываются, потому что могут лишиться семьи и друзей. В Кургане мы боимся знакомиться с новыми людьми, постоянно ожидая подстав. Редкие встречи не особенно готовят тебя к отношениям, а заканчиваются разовым сексом. Есть люди, создавшие однополые семьи, но даже они вынуждены скрываться. Курган — это тёмное место без активистов и ЛГБТ-комьюнити. Многие молодые люди, отказавшиеся скрываться, лишились семьи и вынуждены скитаться по съёмным квартирам, плохим работам и даже заниматься проституцией. Я верю в то, что происходит в Чечне, мои дальние родственники жили там и рассказывали о враждебном отношении к другим. Маркродом из Дагестана Я осознал свою гомосексуальность лет в одиннадцать, и в принципе уже тогда было понятно, что это лучше скрывать. Я пытался влиться в дагестанское общество и следовать его традициям, чтобы не ставить себя под удар. Я никогда не чувствовал наличия ЛГБТ-комьюнити. Было ощущение, что все общались только в интернете. В 22–23 года я начал знакомиться с мужчинами в интернете— тогда ещё приходилось ходить в интернет-кафе. Но, конечно, встречаться с кем-то удавалось редко, просто из соображений безопасности.Отношение к гомосексуалам в Дагестане крайне агрессивное, и это заметно не только на словах. Иногда даже необязательно жить в республике, чтобы тебя избили или даже убили за ориентацию. Некоторых ребят, которые переехали в другие регионы, родственники приглашали в Дагестан под каким-нибудь невинным предлогом — например, на свадьбу. А когда те приезжали, избивали или даже убивали их. Очень распространено представление о том, что гей — это позор для семьи.Лично я родился в так называемой либеральной семье по кавказским меркам. Что называется, мама — преподаватель, папа — врач. Но даже несмотря на приличное образование родители никогда бы не приняли мою гомосексуальность. Слишком сильно давление местных традиций даже на, казалось бы, адекватных людей. Это очень грустно, потому что иногда очень хочется приехать в Дагестан, чтобы увидеть маму и сестёр.Многие гомосексуальные кавказцы заключают фиктивные браки с партнёрами, которых нашли в интернете. У меня есть двое таких знакомых — парень и девушка. Это хороший способ скрыть ориентацию от соплеменников и родни, но я на такие меры идти не готов.Я переехал в Москву при первой возможности. Бросил все карьерные перспективы и буквально сорвался с места. Перед переездом у меня была серьёзная депрессия, приходилось пить антидепрессанты. Повезло, что мой друг был психиатром, потому что он, во-первых, меня очень поддерживал, а во-вторых, помогал с таблетками.Поначалу я чувствовал себя в Москве гораздо лучше, но всё-таки очень старался скрыть и то, что я с Кавказа, и свою идентичность — это вопрос безопасности. Дагестанские семьи очень не любят, когда кто-то узнаёт о гомосексуальности их сына. Многие просят врать о своём происхождении. К тому же, если семья не знает, до неё могут дойти слухи, и непонятно, какой будет реакция. Так что все кавказцы-гомосексуалы, переезжающие в Москву и Санкт-Петербург, стремятся не говорить на родном языке, а тем более не образовывать национальных тусовок внутри ЛГБТ-комьюнити. В каком-то смысле это пугающая традиция — тебе буквально приходится отказаться от своей идентичности, вообще забыть, кто ты.Но дело в том, что с каждым годом я чувствую себя хуже даже в столице, где люди, как казалось, должны быть более толерантными. Несколько раз меня избивали в общежитии из-за моей ориентации. А один раз нас с другом забрали в полицию, потому что он пил пиво около магазина на улице. Полицейский стал говорить что-то грубое, потому что я похож на гея. Сказал, что всё понял по внешнему виду и походке. Я пытался защитить свои права через разные организации, жаловался в полицию, но это ни разу не сработало. Так что, если появится возможность уехать в более толерантную страну уже из Москвы, я сделаю и это. Джина Астрахань Осознание собственной ориентации проходило медленно, но без терзаний. Только лет в 16–17, когда родители стали позиционировать меня как невесту и постоянно спрашивать о парнях, я начала понимать, что мой выбор они не оценят. Вспоминая, как папа выгнал из дома старшего брата за то, что того отчислили из колледжа за неуспеваемость, я всё больше убеждалась, что рассказывать родителям ничего не стоит. Мама что-то подозревает, но гонит от себя эти мысли и каждый день закатывает скандалы со слезами: «Не дал мне бог детей, десять лет по врачам ходила, чтобы родить, теперь и внуков не даёт. За что я так наказана?» В моей семье считают, что свадьба с человеком противоположного пола и дети — единственное, ради чего стоит жить. И свято верят в принцип «стерпится — слюбится». Даже если до родителей дойдут слухи о моей гомосексуальности, буду всё опровергать.О симпатии к своему полу в подростковом возрасте я рассказала знакомым ребятам, но меня осудили и высмеяли. Слухи разошлись быстро и расходятся до сих пор. Каждый новый знакомый узнаёт всё от моих старых знакомых или их друзей. В городе с 600 тысячами населения невозможно спрятаться. В какой-то момент слухи дошли до моего учебного заведения. Когда мне было 17 лет, наша куратор стала смотреть на меня с презрением и всё время заводить разговор об ЛГБТ на парах. Говорила, какие геи плохие и хорошо бы их всех уничтожить, при этом она всякий раз пристально смотрела на меня. В группе все шептались и обсуждали меня. Не было ни одного даже равнодушного слова — только ненависть и агрессия. Мне перестали ставить зачёты и стали валить на каждом ответе. Преподаватели настраивали одногруппников против меня, высмеивали и обсуждали меня, не стесняясь того, что я нахожусь в том же помещении. В какой-то момент я не выдержала и бросила учёбу.В Астрахани довольно много представителей ЛГБТ. Те из них, кого я знаю, либо ведут себя очень замкнуто, либо общаются только с гомосексуалами. Так или иначе я знакома примерно с половиной нашего ЛГБТ-сообщества, и лишь четыре человека живут открыто, потому что по счастливому стечению обстоятельств никогда не сталкивались с агрессией или осуждением. НиколайВоронеж Я осознал себя как бисексуала в возрасте около 13 лет, и всё же мне проще назвать себя геем. Принятие своей ориентации не было сложным. Я просто понимал, что это один из вариантов нормы, хотя в семье у меня так никто не думает. На сегодня для семьи моя ориентация — тайна. Но я думаю, родители догадываются, что я как минимум не гетеросексуален. Думаю последствия каминг-аута не будут катастрофическими: родители рано или поздно примут это, а с остальными родственниками я почти не контактирую. В моей семье не очень силён традиционный компонент. Нет такого, чтобы мой отец мог сказать маме что-то вроде: «Не мужское это дело — пылесосить», — но и либеральной мне её назвать сложно.Во время учёбы мне было немного сложно, потому что, как только речь заходила о геях (бисексуалах, чайлдфри, феминистках, проституции, абортах и так далее), преподаватели высказывались достаточно негативно, придирались, занижали оценки на зачётах и экзаменах. Одногруппники либо совсем меня не поддерживали, либо после самой дискуссии говорили: «Я-то поддерживаю твои взгляды, просто не хочу, чтобы о них знали другие». Но в целом я не ощущал особого давления. На работе мне было уже проще, потому что все знали о моей ориентации. Первое время некоторые со мной не здоровались, но вскоре всё это сгладилось. Могу даже сказать, что на работе мне комфортно, потому что не приходится прятаться.В нашем регионе было одно крупное комьюнити, но с отъездом, а по сути побегом, его руководителя в США оно перестало активно функционировать. Хотя мне кажется, что и при нём сообщество было достаточно пассивным. Если говорить об отношении к гомосексуальности в Воронеже, то можно вспомнить протесты против «Закона о пропаганде гомосексуализма», где на одного митингующего было человек десять гомофобов. Да и в целом даже от комментариев к новостям по гей-тематике становится не по себе. В этот момент понимаешь, что с такими людьми приходится контактировать каждый день. От своих знакомых я слышал истории, как их шантажировали тем, что расскажут об их гомосексуальности родным. Знаю о нападениях на геев на съёмных квартирах и просто во дворах жилых домов. Да и вообще, если знакомишься здесь с человеком своего же пола, сразу замечаешь тревогу. Не раз на первом свидании мне задавались вопросы: «Ты один? Точно один? А если мы поедем ко мне, за нами никто не поедет?» Думаю, это не говорит о безопасности этого региона.В Москве и Питере люди немного лояльнее относятся к ЛГБТ, но до европейских столиц им всё ещё далеко. Когда я жил в Москве, мне было проще, возможно, потому что больше людей меня принимали. Но вообще я раздумываю о переезде в Люксембург к моему партнёру. Сложится или нет — покажет время. Маша Новосибирск Я никогда не была «ребёнком-404». В подростковом возрасте я слышала, что «лесбухи — это противно», но не придавала этому значения, только как бы стеснялась этой темы. В 19 лет я встретила парня, который меня очень полюбил, и я согласилась с ним быть. А через год влюбилась в преподавательницу зарубежной литературы. Я не стала делать из этого трагедию, но и никому об этом не сказала, у меня даже не осталось записей в дневнике. Я писала стихи и даже одно ей показала. Я не считала себя гомосексуальной, ведь в тот момент у меня был парень. Через три года я с ним рассталась, осознав, что меня привлекают только девушки. Вскоре встретила свою партнёршу и встречаюсь с ней довольно долго. Родители у меня гиперопекающие. И хотя я уже съехала от них, мама задавала очень много вопросов. Устав от бесконечной лжи, я написала ей письмо, где во всём призналась. Я особо не рассчитывала на понимание. Мама сказала, что гомосексуальность — это болезнь, меня нужно лечить. И всё таким ласковым голосочком. Но в целом родственники, общаясь со мной, держат нейтралитет. Зато есть 18-летний племянник, который меня всецело поддерживает.Я не скрываю свою ориентацию, она указана у меня на страничках в соцсетях. Я пишу стихи, посвящённые моей девушке, и читаю их на поэтических собраниях. До сих пор я не ощущала прессинга, кроме как от молодчиков у пивнушек, которые знают мою девушку и цепляются, впрочем, ко всем, кто с ними не пьёт. На работе коллеги знают и относятся с пониманием. Но всё равно чувствуется, что это для них диковинка, эдакая причуда, но и это хорошо.Новосибирск — город-миллионник. В нём легко раствориться, я знаю, что у нас довольно много гомосексуалов. В центре города девушкам можно пройти за руку и даже поцеловаться, а на окраинах любым приличным людям лучше подолгу не задерживаться и обходить уверенным и быстрым шагом злачные места. Возможно, я чересчур оптимистично смотрю на мир, потому что меня не били, мне не угрожали, в моей жизни не было «исправляющих изнасилований». Но мне рассказывали, что в 104 километрах от Новосибирска, в городе Черепанове, одну открытую лесбиянку «пустили по кругу», потому что она не скрывала свою ориентацию.В Новосибирске есть гей-клубы и ЛГБТ-активисты. Один из них, модельер, даже баллотировался в депутаты, но, конечно, проиграл. А недавно одна из местных активисток отсудила у фирмы 1000 рублей за то, что её отказались трудоустроить, мотивируя отказ нетрадиционной сексуальной ориентацией.Но вместе с тем именно Законодательное собрание Новосибирской области внесло в Госдуму печально известный законопроект «о пропаганде гомосексуальности». Безобидную первомайскую «Монстрацию» постоянно приравнивают то к Майдану, то к гей-параду. И вообще, Новосибирск — гнездо религиозных активистов, тут даже есть свой Милонов — православный активист Юрий Задоя. «Б» Рекомендации: Если ваш друг гомосексуал, то на вас лежит ответственность чуть больше, чем если бы вы дружили с гетеросексуальным человеком 1. Та как таких людей меньшинство, они могут испытывать одиночество, быть неуверенными в себе, замыкаться. Ваша задача - создать комфортную среду для общения, для «раскрытия» личности такого человека. 2. Если вы достигли доверительных отношений с гомосексуалом, то старайтесь составлять ему компанию, когда ему тоскливо или одиноко. 3. Устраивайте встречи в комфортной обстановке. 4. Выслушивайте человека, когда ему необходимо поделиться своими проблемами, давайте совет только тогда, когда он сам об этом попросит. 5. Относитесь к нему с пониманием, вам надо принять, что он точно такой же человек, как и вы, с такими же эмоциями и чувствами. Список литературы 1. Статья ГРИГОРЬЕВОЙ М.В., канд. социол. Наук: file:///C:/Users/Assol/Downloads/proishozhdenie-gomoseksualnosti-essentsialistskiy-podhod.pdf 2. Статья Д. Д. Исаева, ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России: file:///C:/Users/Assol/Downloads/psihologicheskie-osobennosti-predshestvuyuschie-formirovaniyu-gomoseksualnosti.pdf 3. Статья Сергея Мелкова: file:///C:/Users/Assol/Downloads/problema-psihologicheskoy-pomoschi-gomoseksualnym-podrostkam.pdf 4. Статья Кортунова В.В., Лапшина И.Е., Зориной Н.М., Красновой О.Н., Киреенковой З. А.: file:///C:/Users/Assol/Downloads/problema-vospriyatiya-gomoseksualnosti-v-sovremennoy-rossii-osnovaniya-aktualnogo-diskursa.pdf 5. Книга В.Г. Лысов «РИТОРИКА ГОМОСЕКСУАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ в свете научных фактов»: http://nkras.ru/arhiv/2019/lysov.pdf |