Главная страница

Горавская София 1А. Горавская София группа 1А


Скачать 31.79 Kb.
НазваниеГоравская София группа 1А
Дата06.06.2022
Размер31.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГоравская София 1А.docx
ТипДокументы
#572076

Горавская София группа 1А

Прошу прощения, что так много вышло, писала не в ворде, а времени для сокращения не хватило.

1)«Похороните меня за плинтусом» – повесть Павла Санаева, написанная на основе детских воспоминаний. Читателю показан мир глазами ребёнка, живущего в семье, наполненной бесконечными ссорами. 
Главный герой произведения – Саша Савельев, которому восемь лет. С четырёхлетнего возраста он живёт с бабушкой Ниной и дедушкой Сеней, которые забрали его у матери и не собирались отдавать. У Саши проблемы со здоровьем, поэтому за ним нужен постоянный уход, которым, как считает бабушка, мать Оля не способна его обеспечить. Нина осуждает свою дочь, не доверяет ей воспитание внука: «Нет у тебя ребенка! Променяла! У тебя карлик есть, его бди! Это мой ребенок, я его муками выстрадала!» Такая «жёсткая» любовь и забота бабушки позволяет ей чувствовать себя значимой и кому-то нужной после пережитого в молодости: война, во время которой муж не захотел остаться рядом с ней, отправив в другой город для безопасности; смерть первого ребёнка во время этой войны; нахождение в психиатрической больнице. Бабушка часто «нападает» и на Сашу за невыполнение наставлений, и на дедушку, считая его главной причиной её испорченной жизни, однако тот всё равно остаётся с ней и поддерживает: «Срослись мы, одна жизнь у нас. Тяжелая, мука, а не жизнь, но одна на двоих, и другой нету», «Мы с бабкой и решили после этого Сашу не отдавать. Нельзя такой матери ребенка иметь!» Бабушка даже пытается настроить внука против матери, что у неё получается, но лишь отчасти: Саша начинает бояться нового мужа мамы, ведь, по словам бабушки, он может отравить маму, чтобы заполучить её квартиру, и вообще желает зла всей их семье; когда мама уходит от них к себе, то Саша смеётся над обзывательствами бабушки в её сторону, однако, этим он лишь пытается добиться расположения к себе, ведь мама для него - редкий праздник, а бабушка - жизнь, и у жизни свои правила, которым нужно подчиняться, чтобы было легче; в тот день, когда мама всё-таки забирает Сашу к себе, мальчик этому радуется, потому что теперь «праздник» превратится в «жизнь», но скоро начинает понимать, что это не может быть правдой, и начинает скучать по бабушке, желая к ней вернуться. Однако мать всегда была и остаётся для него человеком, которого он искренне любит и хочет быть с ней рядом: «Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое, и думал бы, что жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков. Как это было бы ужасно и как здорово, что это было не так. Жизнь нужна была, чтобы переждать врачей, переждать уроки и крики и дождаться Чумочки.», «Когда мама наконец пришла, я бросился к ней на шею и обнял, как вернувшуюся ко мне жизнь.» Мама Саши также, как и другие члены семьи, была зависима от бабушки и боялась её, боялась забрать к себе ребёнка. Лишь её ухажёр Анатолий не страшится ни гнева, ни злостных слов родственников Оли, поддерживает возлюбленную и готов защитить и её, и Сашу, стать для них опорой. 
Основной проблемой произведения является воспитание детей. Автор показывает влияние деспотичного отношения бабушки на мальчика, конфликт между матерью и бабушкой, который травмирует ребёнка, а также эгоизм взрослых людей, буквально «удушающих» детей своей любовью. 
Тенденции, характерные для новейшей русской литературы: влияние разговорного стиля на литературный язык произведения («Открой, сволочь, не убивай! Будь ты проклята! Чтоб ты ничего не видела, кроме горя черного!»), автор не выражает себя в произведении, но передаёт свой опыт (Санаев в произведении повествует о своих детских воспоминаниях, они показаны через главного героя Сашу), произведение показывает действительность (Саша – обычный мальчик в обычных обстоятельствах, на его месте мог оказаться любой), изображён психологизм героев («Чтоб вам вся любовь, какая в мире есть, досталась и чтоб вы потеряли ее, как у меня отняли!», «Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее.», «Все время подстраиваться приходится, со всем соглашаться. Как сам еще с ума не сошел, не знаю. Иногда срываюсь, как сегодня, потом сам же виню себя за это, места не нахожу.»).
2)«Калечина-Малечина» – роман Евгении Некрасовой. В этом произведении также представлен мир глазами ребёнка, который чувствует себя ненужным. 
Главная героиня романа – третьеклассница Катя, живущая самой обычной жизнью: девочка ходит в школу, живёт с мамой и папой. Однако каждый день она сталкивается со множеством проблем на своём пути: в школе Катю задирает Сомов с подсомовцами; она видит предвзятое отношение к себе со стороны классной руководительницы из-за её неуспеваемости; и даже единственная подруга девочки Лара не оказывает поддержки и помощи, говоря, что та сама должна разбираться со своими проблемами, а вскоре перестаёт с ней общаться после ссоры и переходит на сторону Сомова. Дома ситуация обстоит не лучше: родители приходят после работы уставшие, из-за чего мать не уделяет дочери должного внимания, отец-тиран постоянно ругает и оскорбляет Катю из-за неуспеваемости, пытаясь «вдолбить» в неё знания по вечерам, также родители часто ссорятся между собой. Они не думают о том, как такое отношение может повлиять на их дочь. Девочка необщительна, её любимое время суток - время после школы, пока родители ещё не вернулись домой, и ночь, когда можно вдоволь пофантазировать перед сном, лёжа на кровати и глядя на пятна на потолке. Последней каплей для Кати становится то, что связанные варежки, которые она обещала показать классной руководительнице, по неизвестной причине оказываются распущены в её пакете, и Вероника Евгеньевна обещает позвонить её родителям по поводу перевода девочки в школу для детей, отстающих в развитии. Катя приходит домой, боясь вечера, реакции родителей, того, что её ждёт в будущем: «Будущее катится-колошматится. Каждый день. Страх двинулся на Катю.»Её охватывает чувство ненужности, и она решает совершить самоубийство: «Вдруг Катя заговорила, запричитала, что она поняла, что её никто не любит и не хочет слушать, и понимать, и помогать. Что Катя любит маму, а мама любит её не так, как нужно. Что Катя любит Лару, а Лара не любит её совсем. Что Катя чуточку любит папу (может быть, потому, что знает его со своего рождения), а он, кажется, её и вовсе ненавидит, ну как Сомов или Вероника Евгеньевна.» Однако этому мешает кикимора, которая становится для девочки подругой, защищает от злобного мира, дарит недостающую заботу и внимание и помогает в решении проблем: вяжет варежки, вместе они идут их показывать классной руководительнице, но встречают Лару и Сомова с подсомовцами, которые начинают издеваться над Катей, от чего её спасает кикимора. После чего невыросшая придумывает план, надеясь на понимание и похвалу со стороны родителей: забрать деньги за дачу у дяди Юры, который обманул её папу. Кикимора с девочкой идут на это задание и успешно его выполняют, при этом созданьице и тут помогает Кате - спасает от педофила-насильника дяди Юры. Девочка наконец чувствует себя счастливой после долгого одиночества благодаря своей новой «подруге»: «Невыросшая подумала, что стала теперь везучая, как Лара.

«Нет, я везучая, как я!» — это додумала Катя.» Катя дарит и свою любовь в ответ: учит кикимору танцевать, причёсывает её, а потом идёт в магазин за вкусностями для них. Влияние оказанного внимания для девочки оказалось так значительно, что Катя делает абсолютно несвойственные ей ранее вещи и получает от этого удовольствие: на улице она впервые «вливается» в компанию сверстников, делая крепость из снежных комьев: «Катя не представляла до этого вечера, что можно быть счастливой, просто делая что-нибудь вместе со всеми.» Однако финал произведения печален: кикимора навсегда пропадает, родители ссорятся, Катя вновь решает совершить самоубийство, но мать впервые показывает свою заинтересованность в девочке и спасает её. В эпилоге рассказывается, что для Кати всё закончилось хорошо: плохие были наказаны, мама развелась с папой, они переехали в другой города, Катя пошла в обычную общеобразовательную школу, а мать дала дочери то, чего ей так не хватало: «Каждый вечер мама с Катей выкраивали отрывки времени, чтобы разговаривать и рассказывать друг другу, как прошёл их день. Каждый вечер Катя не могла дождаться их общего настоящего вечера. Часто мама брала Катю на лекции с собой…

Катя в настоящем гулливерском городе почувствовала себя лучше. »
Основными проблемами в произведении являются проблемы воспитания, школьной травли, педофилии, самоубийства.
Тенденции, характерные для новейшей русской литературы: игра со словом («невыросшая», «выросшие», «ерошистые», «даладничал», «страннятина»), детально описана действительность (типичные семейные отношения, взаимоотношения детей в школе), в произведении присутствует «новая искренность», психологизм, изображён внутренний мир героев («Перед отъездом Ольга Митиевна подошла к Кате, попросила не принимать близко к сердцу поступки дурных людей, продолжать дальше с текстами и обязательно отправлять ей их на электронную почту.», «Вдруг Катя заговорила, запричитала, что она поняла, что её никто не любит и не хочет слушать, и понимать, и помогать.), оправдание человеческой жизни, вера в человеческой существование. 
3)«Манарага» – роман Владимира Сорокина, надписанный в форме дневника. Действие происходит в середине двадцать первого века. 
Главный герой произведения – Геза, который и ведёт этот дневник. В его эпоху печатные книги перестали издаваться, вследствие чего появилась профессия «book’n’grill», а герой – повар, готовящий на книгах, преимущественно на русской классике. Однако работа является опасной и нелегальной, так как готовят на огне от сохранившихся экземплярах в музеях: «Но уже через полгода, когда грабежи музеев и библиотек по всему миру стали заурядной новостью, человечеству пришлось объявить book’n’grill преступлением не только против культуры, но и против цивилизации в целом… Первые судебные процессы были громкими и, естественно, завершились суровыми приговорами: человечество берегло свое культурное наследие. Просвещенная часть человечества испугалась, что без музейной книги Homo sapiens окончательно превратится в обезьяну с айфоном в лапе. Так книгу занесли в Красную книгу.» Весь смысл в таком приготовлении пищи в том, что содержание, атмосфера сожжённого произведения находит воплощение в реальной жизни заказчика. Геза рассказывает о своей жизни: родители встретились в венгерском лагере для пленных, бежав с Родины, и тридцать три года назад в Будапеште родился он. Проучился мальчик в венгерской школе всего четыре года: «…вторая волна Второй исламской революции накрыла Восточную Европу и нас. Мы бежали. На этот раз – в Баварию, которая принимала восточноевропейских беженцев.» Полгода они жили в скитаниях, потом отец нашёл работу в университете, а мать устроилась туда же в профессорскую столовую. В четырнадцать лет отец бросил его с матерью, переехал в Австралию с новой возлюбленной, что подкосило его мать – она запила. Герой сознаётся в том, что ему не хватало отца, поэтому с матерью он был «колючим», вечно ей противоречил: «Иногда я откровенно изводил ее, о чем сейчас жалею.» На его пятнадцатилетие Гезы мать умерла, попав под машину. Сначала мальчик не испытал к этому никаких чувств, но, посмотрев любимый сериал матери, всё внутри него переменилось: «За ту ночь детство вытекло из меня полностью.» С тех пор началась его кочевая жизнь, которая продолжается по сей день, так как является издержкой его профессии. Геза был профессионалом в своём деле, и по случайности именно он получает задание обезвредить машину под горой Манарага, занимающейся молекулярным копированием редких книг, что является опасностью для их бизнеса. В результате, оказавшись внутри горы, он встречается с одним из шеф-поваров Анри, который собирается устроить революцию, легализовав Кухню, и хочет чтобы Геза вступил в его ряды. Важной является сцена, в которой Анри говорит, что не стоит останавливаться на художественной литературе, и в будущем Кухня обратится к Библии и более древним текстам. Герой отрицает идеи Анри, называя это всё «фейком», не желая нарушать традиции своего дела: «Ты предатель!!», – говорит он революционеру, предварительно кинув в него тарелкой с рыбой, после чего чувствует, как в его шею вцепляется блоха. Просыпаясь, он чувствует в себе энергию, свет, любовь, тягу к жизни, и идеи Анри кажутся ему гениальными, он готов идти за ним: «Только сейчас я понимаю всю грандиозность грядущей революции. Образ молекулярной машины, этого чуда, переливается, сияет всеми цветами радуги. Это волшебная гусеница с совершенным мозгом и сильным телом. Она ползет, раздвигая время и пространство. Она вползает в сияющее будущее. Революция!» Однако надев свою поварскую шапочку, которая отключает работу блох, к Гезе возвращаются его мысли: «Чужой свет. Опасный свет… жирный. Который предал Кухню. И убил Квинтет.» Он решает убить Анри, но тот успевает снять с Гезы шапочку, и..: «Мир распахивается. Прекрасный. Огромное лицо Анри. Оно рядом. Оно источает свет, радость и надежду. Я только что мог совершить ужасную ошибку. Анри улыбается мне. Он обнимает меня. Я опускаюсь на колени. Обхватываю руками это большое и бесконечно родное тело.» Теперь всё будет по-другому: «Шапочка лопается. И вместе с ней – весь мой прошлый мир. Клочья его летят на каменный пол.»
В произведении автор поднимает проблему потребительского отношения к искусству: «духовная» пища превращается в настоящую, и к ней может получить доступ любой человек. Также идёт речь о проблеме современного общества – приоритете электронной книги над бумажной. В «Манараге» подчеркивается важность бумажной книги как значительности созданного произведения. Важной является проблема отношения человека к книге: чтение в электронном виде – снижение до общедоступного. Из-за того, что в будущем именно такой способ чтения в преимуществе, сжигание книг, кажущееся в нашей современности неучтивостью, в современности героя является самым почтительным отношением к книге. 
Тенденции, характерные для новейшей русской литературы: игра с читателем и со словом («book’n’grill», «А книга должна быть яркой: пылать и поражать.», «И я не буду жарить стейк на писателе второго сорта, вроде Горького.», «Все-таки жаль, что не принято жарить на поэзии: я бы с удовольствием отгрохал классный банкет на раннем Пастернаке.», после приготовления на книге реальность подстраивается под её содержание – большое количество аллюзий), присутствует ирония (сцена, где Геза отказывается брать современную прозу, говоря, что на такой даже готовить не хочется), написано и для себя, и для читателя (форма повествования представлена как дневник).
4)«Наташина мечта» – пьеса Ярославы Пулинович. В произведении представлены три совершенно разные на первый взгляд героини по имени Наташа, которые сталкиваются с проблемами подросткового возраста.
Первая Наташа – девушка 16 лет, проживающая в детдоме. Она из неблагополучной семьи, невоспитанна, некультурна, малообразованна. Наташину мать убили, но девочка всё ещё её любит и хранит фотографии мамы в молодости, часто смотря на них и любуясь. Монолог героини завязан на истории, произошедшей с ней на спор: её подруга взяла Наташу «на слабо», что та не сможет спрыгнуть с третьего этажа. Главная героиня спрыгнула, при этом загадав желание: «…хочу любви». Наташа оказалась в больнице, где встретила журналиста газеты: «Вот никогда не думала, что прыжок с третьего этажа выполняет желания… А потом пришел он – я сразу поняла, что это он, потому что кто еще может вот так взять и прийти ко мне в больницу?» Журналист Валера расспросил про её жизнь для статьи, и задал главный вопрос – какая у неё мечта, после чего Наташа подумала, что она впервые оказалась кому-то нужна. Но о своей мечте девочка рассказала ему позже, когда они пошли гулять в парк, а он проявил заботу - купил Наташе газировку и сигарет по её просьбе. Тогда, доверившись ему, она рассказала обо всём, почувствовав, что кому-то не всё равно на её чувства, желания и мечты. «Наташа, береги себя», - слова Валеры, которые она долго прокручивала в своей голове. Этого хватило девочке, обделённой любовью и вниманием, чтобы влюбиться. С тех пор она стала ходить к нему на работу, решив, что теперь он – её. Но спустя время встречи прекратились, и однажды Наташа увидела его с другой девушкой, после чего мир внутри неё сломался: «И потом, когда дошли до подъезда, он ее вот так вот обнял… и поцеловал… И мне вдруг захотелось умереть, стать маленькой-маленькой, мне вдруг захотелось стать точкой, просто точкой, как на математике рисуют на доске, захотелось не жить, не помнить… Чтобы не было ничего, ничего, ничего… Я даже не плакала. Просто стояла и смотрела. И думала: «Мамочка, мамочка, мамочка, забери меня отсюда, забери…»» Девушка не могла принять этого, не могла принять несправедливость мира, ведь у той девушки, наверняка, есть и родители, и телефон, и «печенье она килограммами лопает»: «Какое право она имела с ним целоваться? Какое право имела его отбирать? Кто она такая? Он мой, мой был, я его никому отдавать не собиралась, а тут она пришла и нате вам!.. Ей своего, что ли, мало? Я первая его нашла, я первая в него влюбилась!» Единственное решение, которое нашла девочка, выросшая в жестокой и безразличной среде, – месть. Собрав подруг, Наташа с компанией избили девушку, отчего она впала в кому. Обвиняемая не осознаёт свою вину, хотя заявляет, что не хотела, чтобы всё так произошло, и просит пересмотреть суд её дело: «Ведь она же не умерла, в конце концов, она выживет… у родителей еёных денег много, мне говорили, вылечат ее. А мне теперь из-за шмары этой на зоне сидеть, да? А в чем я виновата?» Становится понятно, что Наташа не хотела причинить зла, просто она не знала, что делать с разбитой мечтой, не смогла найти другого, правильного выхода из несправедливой ситуации, и никто ей не смог помочь: «Я не хотела ее в кому, я никому ничего такого не хотела, я просто хотела, чтобы с фатой и с конфетами… И чтобы все наши девки шли и завидовали… Просто такая мечта. Разве у вас нет мечты? Разве это честно, разрушать мечты человека? Если он на самом деле любит, разве это правильно? Разве это справедливо?»
Вторая же Наташа абсолютная противоположность первой: живёт в благополучной семье, хорошо учится, весь день расписан по часам. Главная задача её жизни – добиться успеха в угоду родителям, хотя порой она сама не понимает, зачем ей столько занятий и увлечений, которые отнимают у неё всё свободное время. Девушка проходит отбор на телестудию, который был в её школе. Однако случайно подслушивает, что режиссёр хотел взять вместо неё другую Наташу, соседку главной героини, так как у неё «потенциал гораздо больше, и она элементарно талантливей». Наташа омрачена этим известием, не желает признавать своего поражения, ведь её соперница явно уступает ей по всем фронтам: оставлена на второй год, пропускает школу, ведёт разгульный образ жизни, часто сбегает из дома. Эго героини было задето, с чем помогает справиться её мать. Со временем девушка влюбляется в звуко-режиссёра Сашу Сергеева, но однажды на улице замечает его со своей соперницей, которая плакала, а парень утешал её. Наташа не испытывает сочувствия к девушке, лишь презрительно замечает: «Ну вот, – подумала я, – сначала я ей перешла дорогу, потом она мне.» Однако у Наташи и Саши всё-таки завязываются отношения, в то время как в школе ходят слухи о том, что соперница ушла из дома и не возвращается, и девушка узнаёт, что та проживает у её возлюбленного. Эгоизм и желание Наташи быть на первом месте вынуждает Сашу делать выбор между девочками, она не прислушивается к словам любимого человека, который говорит, что хотел просто помочь, так как «у этой девочки проблемы с родителями и с наркотиками, и ее надо поддерживать.» А на следующий день Наташа услышала, как мать выгоняет девочку из дома, и она понимает, что вновь победила. 
Третья Наташа – девочка, мечтающая о любви. Объектом её обожания является Дима Билан, которому она пишет письма, рассказывающие о её нежных и чувствах и в целом о жизни. Эта часть пьеса является иронической, показывая, что в мире много девочек, которые мечтают о большой любви, порой даже невозможной, и все эти девочки очень похожи, именно поэтому всех героинь зовут Наташами. 
В произведении представлена обширная проблематика, в том числе проблемы взросления, принятия правильного выбора, первой любви, детской жестокости, взаимоотношений между людьми, сложности понимания себя и окружающего мира.
Тенденции, характерные для новейшей русской литературы: искренность, психологизм («Я думала: «Все – это конец, он выбрал ее…» Ушла в ванную, включила воду… Долго-долго смотрела на папины бритвенные станки. А потом думаю: «Послезавтра экзамен по фоно, завтра мой первый в жизни прямой эфир, да и мама с папой мне этого никогда не простят… Так что придется жить дальше, на то она и жизнь, чтобы терпеть…»), внимательность к социальным проблемам (воспитание, жестокость, неблагополучная среда жизни), особый язык (изображена речь человека из определенного слоя общества, которая составляет его речевой портрет: «Ладно, хрен с тобой, красная шапочка, – думаю, – пошли, говорю, только не малюйся сильно, не на дискач же идем, надо ему сразу дать понять, что мы не телки заборные, не абы что, что хоть и детдомовские, цену себе знаем».). 
5)Поэзия Бориса Рыжего. 
Тема любви:
«Я для одной за три копейки // Любовь и солнце покупал. // Я говорил ей небылицы: // Умрём, и всё начнётся вновь. // И вновь на свете повторится //Скамейка, счастье и любовь.» 

(«Померкли очи голубые»); 
«Только пар, только белое в синем // над громадами каменных плит… // никогда никуда мы не сгинем, // Мы прочней и нежней, чем гранит. // Пусть разрушатся наши скорлупы, // геометрия жизни земной, — // оглянись, поцелуй меня в губы, // дай мне руку, останься со мной.» 

(«Над домами»);
«Не вставай, я сам его укрою, // спи, пока осенняя звезда // светит над твоею головою // и гудят сырые провода.»

(«Не вставай, я сам его укрою»).
«…это блазнилось мне, дураку, // что вот-вот тебя встречу, // это ты мне являлась во сне, // (и меня заполняло // тихой нежностью), волосы мне

на висках поправляла. // В эту осень мне даже стихи // удавались отчасти // (но всегда не хватало строки // или рифмы — для счастья).»

(«Я по снам по твоим не ходил»).
Тема расставания:
 «Да, не приеду. Видимо, умру // скорее, чем.» 

(«В России расстаются навсегда»); 
«…оглянись, поцелуй меня в губы, // дай мне руку, останься со мной. // А когда мы друг друга покинем, // ты на крыльях своих унеси // только пар, только белое в синем, // голубое и белое в си…» 

(«Над домами»).
Тема несчастной любви:
«И грустил я, спросив сигарету, // что, какая б любовь ни была, // я однажды сюда не приеду. // А она меня очень ждала.»

(«На окошке на фоне заката»).
Тема Родины:
«Восьмидесятые, усатые, // хвостатые и полосатые. // Трамваи дребезжат бесплатные. //Летят снежинки аккуратные. // Фигово жили, словно не были. // Пожалуй так оно…»,

«Пойду в общагу ПТУ, // гусар, повеса из повес. // Меня обуют на мосту // три ухаря из ППС.»

(«Восьмидесятые, усатые»);
«На фоне развернувшихся небес // шел первый снег, и сердцу было грустно. // Я шел за снегом, размышляя о // бог знает чем, березы шли за мною.»

(«Осень»);
«Россия – старое кино. // О чем ни вспомнишь, // все равно на заднем плане // ветераны сидят, играют в домино.»

(«Россия – старое кино…»);
«Россия, шолом! // Родная собачья Россия!// Любил бы – пожалуй, // писал, как положено, кровью. // Я вовсе не тонок, // я просто чертовски бессилен. // Любить тебя надо // огромной животной любовью. // Я вскрыл тебя, словно // консервную банку, и губы порезал.», «Ты вся из контрастов…», «Шолом же, Россия! // Царицы, разбойники, тройки. // Как пиджак – наизнанку // выверни ржавые дали. // Гляди, утопили щенят // на шикарной помойке. // Нас слезы не душат. // И нас с тобой завтра не станет.»

(«Шолом же, Россия!»).
Тема уходящего прошлого:
 «Исчезли фартучки, манжеты, // А с ними весь ажурный мир. // И той скамейки в парке нету, // Где было вырезано «Б.Р.».», 

«Исчезло всё, что было мило, // Что только-только началось — // Любовь и солнце — мимо, мимо //Скамейки в парке пронеслось.»

(«Померкли очи голубые»).
Тема поэзии:
«Молодость мне много обещала, // было мне когда-то двадцать лет. // Это было самое начало, // я был глуп, и это не секрет. // Это, — мне хотелось быть поэтом, // но уже не очень…»

(«Молодость мне много обещала»);
«Он рек мне, змий, на солнце очи щуря: // вот ты поэт… // Ступай, он рек, вали и жги глаголом // сердца людей, простых Марусь и Вась…»

(«Зелёный змий мне преградил дорогу»);
«Ах, далек я от Крылова, //и мораль мне не нужна. // Я бездарно, торопливо // объясняю в двух словах – // мы погибнем не от взрыва // и осколков в животах. // В этот век дремучий, страшный // открывать ли Вам секрет? – // мы умрем от строчки Вашей: // «Перед вами торт «Букет»...»

(«Вот и мучаюсь в догадках…»).
Тема разочарования:
«Так не вышло из меня поэта, // и уже не выйдет никогда. // Господа, что скажете на это? // Молча пьют и плачут господа.»

(«Молодость мне много обещала»);
«Жалуйтесь, читайте и жалейте, // греясь у огня, // вслух читайте, смейтесь, слёзы лейте. //Только без меня. // Ничего действительно не надо, // что ни назови: // ни чужого яблоневого сада, // ни чужой любви, // что тебя поддерживает нежно, // уронить боясь. // Лучше страшно, лучше безнадежно, // лучше рылом в грязь.»

(«Ничего не надо, даже счастья»).
Тема неприглядности окружающей действительности: 
«Прежде чем на тракторе разбиться, // застрелиться, утонуть в реке, // приходил лесник опохмелиться, // приносил мне вишни в кулаке. // С рюмкой спирта мама выходила, // менее красива, чем во сне. // Снова уходила, вишню мыла // и на блюдце приносила мне.»

(«Прежде чем на тракторе разбиться»);
«Она откроет голубой альбом, // Где лица наши будущим согреты, // Где живы мы, в альбоме голубом, //Земная шваль: бандиты и поэты.»

(«Приобретут всеевропейский лоск»);
«Я в детстве думал: вырастет со мной // и поумнеет мир мой дорогой. // И ангелы, рассевшись полукругом, // поговорят со мною и друг с другом. // Сто лет прошло. И я смотрю в окно. // Там нищий пьёт осеннее вино, // что отливает безобразным блеском. // ...А говорить мне не о чем и не с кем.»

(«Я в детстве думал…»);
«Маленький, сонный, по черному льду // в школу – вот-вот упаду – но иду. // Мрачно идет вдоль квартала народ. // Мрачно гудит за кварталом завод.», «…Все, что я понял, я понял тогда: // нет никого, ничего, никогда. // Где бы я ни был  –  на черном ветру // в черном снегу упаду и умру. // Будет завод надо мною гудеть. // Будет звезда надо мною гореть. // Ржавая, в странных прожилках, звезда, // и  –  никого, ничего, никогда.»

(«Маленький, сонный, по чёрному льду…»);
«Дай нищему на опохмелку денег. // Ты сам-то кто? Бродяга и бездельник, // дурак, игрок. // Не первой молодости нравящийся дамам, // давно небритый человек со шрамом, // сопляк, сынок.»

(«Дай нищему на опохмелку денег…»);
«И тихо капает из крана. // И жизнь, растрёпана, как… // выходит как бы из тумана // и видит: тумбочка, кровать... // И я пытаюсь приподняться, хочу в глаза ей поглядеть. // Взглянуть в глаза и — разрыдаться // и никогда не умереть.»

(«Эмалированное судно»). 
Тема войны:
«От ностальгии или сдуру и спьяну можно

подняться превыше сосен, до самого неба на // колесе обозренья, но понять невозможно: // то ли войны еще не было, то ли была война. // Всё в черно-белом цвете, ходят с мамами дети, //плохой репродуктор что-то победоносно поет. // Как долго я жил на свете, как переносил все эти сердцебиенья, слезы, и даже наоборот.»

(«Где обрывается память…»);
«И вроде не было войны, // но почемц коробит имя // твоё в лучах такой весны…», «И вроде трубы не играли, // не обнимались, не рыдали, // не раздавали ордена, // протезы, звания, медали, // а жизнь, что жив, стыда полна?»

(«И вроде не было войны…»).
Тема одиночества:
«…Я просыпаюсь, папы рядом нет, // и тихо так, и тлеет понемногу // в окне звезда, деревья за окном, // как стражники, мой охраняют дом. // И некого бояться мне, но всё же // совсем один. Как бедный тот поэт. // Как мой отец. Мне пять неполных лет. // И все мы друг на друга так похожи.»

(«Одиночество»).

Тема смерти:
«Эмалированное судно, // окошко, тумбочка, кровать, // жить тяжело и неуютно, // зато уютно умирать.»

(«Эмалированное судно»).


написать администратору сайта