Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-психологические теории личности ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

  • Зигмунд Фрейд (1856 - 1939)

  • Психодинамическая теория личности Структурная модель личности, по Фрейду, имеет 3 составляющие: ид («оно»), эго («Я»), супер-эго («сверх-Я» ).

  • Аналитическая теория личности

  • Структура личности, по мнению К. Юнга состоит из трех частей: 1) эго, 2) индивидуального бессознательного и 3) коллективного бессознательного.

  • Индивидуальное бессознательное

  • Гуманистические теории личности

  • Карл Рэнсом Роджерс

  • Мотивационное направление

  • Потребность в самоуважении

  • Гребенников Артём Социально-психологические теории личности.. ГД-22-1 Гребенников Артём Социально-психологические теории лично. Горный факультет Студент группы гд221 Гребенников Артём


    Скачать 4.02 Mb.
    НазваниеГорный факультет Студент группы гд221 Гребенников Артём
    АнкорГребенников Артём Социально-психологические теории личности
    Дата08.12.2022
    Размер4.02 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГД-22-1 Гребенников Артём Социально-психологические теории лично.pptx
    ТипДокументы
    #834755

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Горный факультет Студент группы ГД-22-1:

    Гребенников Артём


    Социально-психологические теории личности

    ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

    Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за пределами психологической науки, как фрейдизм. Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856 - 1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы, порождающие энергию либидо. Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода, так и на разрушение. По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности.
    Психодинамическая теория личности

    Структурная модель личности, по Фрейду, имеет 3 составляющие: ид («оно»), эго («Я»), супер-эго («сверх-Я» ).

    Ид («оно») включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция и др.) Такая структурная модель личности разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание составляет лишь незначительную часть общей зоны, своеобразную вершину айсберга. Подводная часть айсберга – это область бессознательного и предсознательного. Ид полностью лежит в зоне бессознательного и недоступно нашему сознанию. Супер-эго формируется в процессе систематического взаимодействия ребенка со взрослыми, т.е. в процессе первичной социализации личности. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, однако требует для этого определенных усилий. Механизмом формирования супер-эго является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становится содержанием супер-эго. Становление психики, формирование супер-эго у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

    Аналитическая теория личности

    Автором данной теории является швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1965), который с 1906 по 1913 год сотрудничал с З.Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения - аналитическую психологию.

    Структура личности, по мнению К. Юнга состоит из трех частей: 1) эго, 2) индивидуального бессознательного и 3) коллективного бессознательного.

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент психики, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

    Индивидуальное бессознательное это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.

    Коллективное бессознательное обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. По мнению Юнга, свобода воли человека ограничена, а поведение индивида подчинено врожденным архетипам и коллективному бессознательному. Содержание личности скрыто от постороннего наблюдения. Внутренний мир человека субъективен и раскрывается только через сновидения и через символы культуры и искусства.

    Гуманистические теории личности

    В группе гуманистических теорий личности выделяют два основных направления – клиеническое и мотивационное.


    Основоположником первого является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987).

    Второе направление связано с именем гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970).

    Клиеническое направление

    Сторонники этого направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего врожденного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение. Разрушительные и злые чувства и поступки, ведущие к сбоям в самоактуализации, возникают, по мнению Роджерса, в результате непреодолимых барьеров на пути к намеченной цели, нарушение оценочного процесса (механизма контроля за собственным развитие). Цель жизни, согласно Роджерсу, состоит в том, чтобы «реализовать весь свой врожденный потенциал, быть полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. Представления человека о мире, окружающей среде, по мысли Роджерса, раскрываются в его феноменальном поле, которое должно совпадать с представлениями человека о предметах и явлениях окружающей среды. Степень тождественности представлений человека с реальной действительностью он называет конгруэнтностью. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности, что в конечном счете может привести к невротизации личности. Неврозы, в свою очередь, ведут к отказу от самоактуализации – самой важнейшей потребности личности. Таким образом, по Роджерсу, нарушение конгруэнтности и отказ от самоактуализации ведет к отклонениям в развитии индивида, к невротическим срывам. Важнейшая роль в механизме контроля за развитием личности принадлежит Я-концепции. Она включает не только восприятие того, какой человек есть, но также и каким он хотел бы быть. Таким образом, есть «Я» в личном представлении о себе и «Я» идеальное. Большим подспорьем в оценочном процессе самого себя явилась разработка Уильямом Стефенсоном, последователем К. Роджерса, методики «Q- сортировка». Она представляет собой эмпирический метод определения того, каким человек представляет самого себя и каким хотел бы быть.

    Мотивационное направление

    А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу и психику необходимо, изучая ее лучших представителей. Изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей могло дать, по мнению Маслоу, только увечную психологию.Маслоу доказал, что человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое, а не как набор дифференциальных его частей. Он описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояния полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов. Основными и неотложными являются потребности, существенные для физиологического выживания. Это потребности в пище, питье, физической активности, защите от экстремальных температур и др. Они непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне. Только после их удовлетворения станут актуальными потребности более высокого уровня. Когда физиологические потребности удовлетворены, человек задумывается о своей безопасности и защите. В этих потребностях отражается заинтересованность в выживании. Потребности принадлежности и любви начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности в безопасности и защите удовлетворены. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Если эта потребность не удовлетворяется, человек чувствует муки одиночества, общественного остракизма. Отверженность, отсутствие дружбы и любви сказываются на общем состоянии индивида. Вот почему ребенок в семье безотчетно хочет жить в атмосфере любви и заботы, подростки стремятся завоевать уважение и признание своих сверстников, юноши и девушки испытывают потребность в любви. Потребность в самоуважении по Маслоу включает самоуважение и уважение другими. Самоуважение проистекает от компетентности в каких-то вопросах, делах, уверенности в своих силах, независимости, свободы. Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание собственной необходимости для других. Далее на первый план выступает потребность в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигая этого уровня иерархии потребностей, полностью использует свой потенциал, свои таланты и способности. Следует сказать, что самоактулизации, как правило, достигают не многие. Отчасти это происходит потому, что многие люди просто не видят своего потенциала или не знают о его существовании. Также на это влияет то, что процесс интеллектуального роста постоянно требует рискованных действий. Все это способствует увеличению страха и тревоги, что, в свою очередь, ведет к поиску все большей и большей безопасности и защиты. Человек иногда как бы заклинивается на каком-то уровне потребностей, дальнейший рост в этом случае замедляется.

    КОНЕЦ



    написать администратору сайта