Городецкий Сергей Митрофанович 1884 1967
Скачать 0.77 Mb.
|
Городецкий Сергей Митрофанович 1884 - 1967Выполнил: Яхин Ринат ученик 11 класса. Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо - цветущая сила) - направление в изобразительном искусстве и поэзии 1910-х. (Гумилёв Н.С., Ахматова А.А., Мандельштам О.Э., Городецкий С.М., Кузмин М.А. и другие). Акмеизм выступал за поэтизацию чувств, познание "идеального", точность значения слова. Провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. Общее, что их объединяло поиск выхода из кризиса символизма. В октябре 1911г. основано литературное направление"Цех поэтов". Руководителями"цеха" стали - Н.Гумилёв и С.Городецкий. Из широкого круга участников "Цеха поэтов"выделилась более сплочённая группа акмеистов. В названии поэтического течения, пришедшего на смену символизму, подчёркивалось стремление нового поколения поэтов к "вершинам"искусства. Акмеистами стали Н.Гумилёв, А. Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Кузмин. Цех поэтовО. Мандельштам А. Ахматова Н. Гумилев Городецкий Биография.Поэт, прозаик, переводчик, драматург. Родился в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника-любителя, большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, Н.С. Лесков, подарил мальчику «Левшу» с автографом. С детства почувствовал будущий поэт тягу к литературе, полюбил Пушкина, Кольцова, Никитина. После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии он подрабатывал уроками. В 1902 Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского. Он увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 г. познакомился со студентом А. Блоком и подружился с ним. В его квартире Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки. «Читая его стихи, невольно думаешь больше, чем о них, о сильной и страстной и вместе с тем пославянскому нежной, чистой и певучей душе человека, о том расцвете всех душевных и физических сил, который за последнее время начинают обозначать словам «акмеизм», - писал анонимный рецензент «Гиперборея». Этот журнал и журнал «Аполлон» стали литературной трибуной нового течения, зародившегося в образованном в 1912 г. кружке «Цеха поэтов» (названном Блоком «Гумилевско-Городецким обществом»). В отличие от символистов, «у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё», - писал Городецкий. В августе 1907 года Сергей был арестован за причастие к революционной деятельности и некоторое время содержался в петербургской политической тюрьме “Кресты”, где написал свой известный цикл стихов, под названием “Тюремные стихи”. В 1908 году женился на А.А.Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене. Первая книга стихов Городецкого «Ярь» (1907) пользовалась огромным успехом у современной молодежи. Как отметил Брюсов, «господствующий пафос «Яри» - переживания первобытного человека, души, еще близкой к стихиям природы». Заслугой Городецкого является введение детского фольклора в русскую поэзию и вообще привлечение внимания к детскому творчеству. В дальнейшем поэзия Городецкого претерпевает кардинальные изменения. Городецкий стоит у истоков акмеизма. В 1907 году, выходит сборник “Перун”, в 1908 - “Дикая воля”. Книга “Дикая воля” сопровождена эпиграфом: Наша доля веять - волей И в плену всегда томиться, Враждовать со злом - неволей И бескрылой птицей биться... В 1910 году выходит сборник “Русь”, где Городецкий отказывается от пафоса некрещеной Руси. “Народные выкрики” - тема этого сборника, предназначенного для народного чтения. Новая книга Городецкого - “Цветущий посох” - была книгой раздумий - о жизни, о поэзии, о себе. Разочаровавшись в символизме, стал одним из организаторов "Цеха поэтов", акмеистов. В 1913 выпустил книгу восьмистиший - "Цветущий посох". С 1915 начинается дружба с С.Есениным, в котором он увидел надежду русской литературы и всячески поддерживал его. В 30-х годах наступила известная пауза в развитии Городецкого. Все меньше писались стихи, преобладать стали переводы и другие формы литературной работы. В это время была написана лирическая поэма “Три сына”, впервые опубликованная лишь в 1956 году. Здесь рассказана печальная история о старом фине Илоне и его трех сыновьях - история обманутых надежд и утраченных иллюзий. Великая Отечественная война застала Городецкого в Ленинграде. В первый день войны он написал и прочёл по радио стихотворение «В ответ врагу» (позже названное «22-VI-41»): Выходит в бой страна моя родная, В столетьях закалённая борьбой. Наполеона участь и Мамая Ждёт всех, кто вызывает нас на бой. В 1945 г. Городецкий перенёс тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение «Послесловие» (1947). В тот же год в Минске вышла его книга «Песня дружбы». Мудро и жизнеутверждающе звучат его стихи последних лет: Я жизнь любил так солнечно, так страстно, Как может юный девушку любить. Без страха шёл я по тропе опасной, И ничего не должен я забыть. Среди восторгов, бедствий и тревог Я, как солдат на фронте, сердце сжег. Сергей Городецкий умер в июне 1967 года, на 84-м году жизни. И до последних дней своей жизни он сохранил в себе то страстное отношение к жизни и слову, какое обычно свойственно художнику в пору яркого горения его творческих сил. Река жизниЛетят метели, снега белеют, поют века. Земля родная то ночи мертвой, то дню близка. Проходят люди, дела свершают, а смерть глядит. Лицо умерших то стыд и горе, то мир хранит. Роятся дети, звенит их голос, светлеет даль. Глаза ребенка то счастье плещут, то льют печаль. Смеется юный, свободный, смелый: мне всё дано! Колючей веткой стучится старость в его окно. Бредет старуха, прося заборы ей дать приют. Судьба и память тупой иголкой ей сердце рвут. И всё, что было, и всё, что будет, — одна река В сыпучих горах глухонемого, как ночь, песка. |