Главная страница

ратная палата. Ратная палата. Государева Ратная палата


Скачать 43.13 Kb.
НазваниеГосударева Ратная палата
Анкорратная палата
Дата15.11.2020
Размер43.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРатная палата.docx
ТипЛекции
#150735

Государева Ратная палата — это памятник архитектуры русского стиля в городе Пушкине, который занимает единственный в России музей первой мировой войны. Он расположен на Фермерской дороге дом 5. Комплекс зданий Ратной палаты спроектирован и построен по распоряжению императора Николая II для размещения военной коллекции Елены Андреевны Третьяковой, которую она решила передать в казну на юбилей Царскосельской выставки 1911 года. Елена Андреевна вдова московского собирателя Третьякова (внучатая племянница основателя Третьяковской галереи) преподнесла императору Николаю II бесценные собрания рисунков, картин, акварелей, гравюр, литографий, икон, лубков, карт, исторических документов и литературных памятников, освещающих военную историю России с древнейших времен.

Большую часть собрания, насчитывающую около 1300 единиц, составляли гравюры и литографии известных европейских и русских мастеров XVIII–XIX веков. Особым совещанием при императоре Николае II созданном летом 1912 года было решено для хранения этих ценнейших материалов и умножения коллекции создать музей истории русских войн построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания «Войны России».

В сентябре 1912 года был Высочайше учреждён Строительный совет по возведению Ратной палаты. Автор проекта Семён Юлианович Сидорчук построил палату, имеющую характерные черты «Псковско-Новгородского зодчества», что сближало его с соседней постройкой этого же периода Феодоровским собором. Строительство было начато в 1913 году. 3 мая 1913 года в присутствии императора Николая II, великих княжон Ольги Николаевны и Анастасии Николаевны состоялась торжественная закладка палаты-хранилища.

Начавшаяся летом 1914 года мировая война изменила концепцию будущего музея военной истории, застав процесс строительства здания палаты в стадии возведения стен. Образцами для строительства палаты являлись Псковско- Новгородские постройки XIV–XVI веков. Этот стиль был выбран по нескольким причинам. Исторически территория входила в состав новгородских земель элементы новгородской архитектуры использованы при оформлении Феодоровского собора. Здание Ратной палаты построено в форме неправильного многоугольника с внутренним двором и представляет собой центральный корпус зрительного зала с галереями, башнями, жилыми помещениями и хозяйственным двором. Основной доминантой построек является главное двухэтажное здание на фасаде которого находится рельефное изображение двуглавого орла. К нему примыкает восьмигранная трёхъярусная башня с высоким шатром. Здание представляло собой неправильный несколько продолговатый пятиугольник.

Экспозиция музея размещается в государевой Ратной палате закладка которой состоялась в Высочайшем присутствии 16 мая 1913 года. В здании предполагалось открыть музей русской военной истории. Основой коллекции послужило собрание документов, картин, оружия подаренных в 1911 году императору Николаю II Еленой Андреевной Третьяковой, вдовой Сергея Михайловича Третьякова, брата основателя Третьяковской галереи. Деньги на строительство и содержание будущего музея пожертвовала тоже Елена Андреевна. Автором проекта и строителем здания был назначен гражданский инженер Семён Юлианович Сидорчук. В Ратной палате можно увидеть портреты основателей - императора Николая II и Елены Андреевны Третьяковой.

Ранней весной 1914 года завершился первый этап работ, что позволило разместить в палате часть коллекции Третьяковой. С началом Первой Мировой войны было решено включить в состав экспозиции раздел и о ней. Работы в Ратной палате в 1917 году были прерваны революционными событиями. Коллекция музея была расформирована. Экспонаты разошлись по музеям и архивам Петрограда и Москвы, а само здание в двадцатых годах было передано сельскохозяйственному институту под клуб. Пострадавшая от артобстрелов в годы Великой Отечественной войны здание восстановили с внутренней перепланировкой и в 70-е годы и передали под реставрационные мастерские. В витринах Ратной палаты представлены документы, фотографии и издания, связанные с основанием и недолгой историей государевой Ратной палаты. Размещенный в нише стены детали дверей то немногое что сохранилось от прежних интерьеров. В 2001 году Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения, а спустя семь лет передана государственному музею-заповеднику «Царское Село» для создания музея посвященного первой мировой войне. В августе 2014 года после масштабных реставрационных работ музей, разместившийся в государевой Ратной палате, распахнул свои двери.

На стенах в зале размещены два стенда с картами западной Европы и Российской империи. На одной Первая Мировая война представлена в цифрах. На другой отмечены достижения предвоенной России. В начале XX века противоречия между державами Антанты, Англией, Францией, Россией и Тройственного союза куда входили: Германия, Австро-Венгрия и Италия способствовали созданию напряженной международной обстановки. Однако необходимо отметить, что геополитические устремления России и Германии никак не могли привести к войне в Европе. Только умелые дипломатия стран, не заинтересованных в сильной России и сильной Германии, смогла привести их отношения к войне, в которой оказалась втянута вся Европа.

Непосредственным поводом к войне послужили события на Балканах, где сталкивались интересы Австро-Венгрии и России. 28 июня 1914 года в центре боснийского города Сараево были убиты наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Как напоминание о «Сараевском убийстве» в витрине Ратной палаты представлен пистолет «Браунинг» образца 1910 года. Выстрел из подобного оружия стал сигналом к мировой войне. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Немедленно, защищая союзную православную Сербию (и свои интересы на Балканах) всеобщую мобилизацию объявила Россия.

Любая страна имеет право начать мобилизацию в случае напряженности возле ее рубежей. Сославшись на действия России, Германия объявляет ей войну 1 августа 1914 года. Мировая война, длившаяся более четырех лет, унесшая миллионы человеческих жизней и погубившая четыре великие империи, началась.

В большой витрине, представленной в Ратной палате размещена, форма Кирасирских полков стран Антанты и Германии. Три из представленных мундиров принадлежали последнему русскому императору.

Император Николай II по традиции, уходивший корнями во вторую половину восемнадцатого века, был шефом многих полков не только России, но и ряда дружественных стран. В витринах Ратной палаты представлены мундиры из гардероба последнего русского императора. Также на фоне флагов России и Сербии представлена парадная форма штаб-офицера его императорского величества лейб-гвардии гусарского полка и сербская походная форма офицера 16-го пехотного царя Николая II полка. По другую сторону от входа в зал в витрине на фоне соответствующих флагов парадная германская форма первого гвардейского гренадерского императора Александра I полка и Австро-Венгерская парадная форма полковника второго императорского королевского императора Александра I полка.

Германская армия еще в 1910 году получила полевую форму серо-зеленого цвета. Знаменитые каски пикельхаубе в полевых условиях покрывали специальными чехлами с номером полка. В 1916 году эти каски заменяются на новые стальные характерной формы, которая и становится символом германской армии после пикельхаубе. Австро-Венгерская армия вступила в войну с сине-серой форме имея снаряжение почти идентичные германскому. В витрине кроме мундира и амуниции Германской и Австро-Венгерской армий находятся экземпляры наиболее распространенного стрелкового оружия. Это винтовки и карабины системы «Маузера» и «Манлихера», а также немецкий пулемет «МГ 08».

В другой витрине расположены форма и стрелковое вооружение стран Антанты. Что касается обмундирования то раньше всех была готова к современной войне Великобритания. Полевая форма защитного цвета была введена там еще в ходе англо-бурской войны 1899-1902 годов.

В центре витрины под номером 6 представлен подлинный китель английского нижнего чина пехотного полка 1902 года. В России гимнастёрка защитного цвета появилась в 1909 году. Последними уже в ходе войны в форму защитного цвета облачились французы понесшие большие потери из-за своей яркой сине-красный формы. Среди оружия стоит выделить знаменитую трёхлинейку винтовку системы «Мосина» образца 1891 года, которая прошла две мировые войны и пулемет системы «Максима» принятый на вооружение русской армией в 1895 году. Благодаря колёсному станку, разработанному полковником Соколовым в 1910 году пулемет «Максима», стал мобильным и был снят с производства лишь после окончания второй мировой войны

На волне патриотического подъема 18 августа 1914 года по указу императора Николая II столица российской империи была переименована из Санкт-Петербурга в Петроград. Об этом нам напоминает увеличена копия плаката выпущенного, в связи с этим событием. Рядом в витринах представлено малое стрелковое оружие. Обычным офицерском стрелковым оружием в начале XX века были пистолеты. Пистолеты «Маузер» модификации 1912 года состоял на вооружении многих стран. В России он был сконструировал немецким инженером Питером Паулем Маузером в 1895 году. Еще один пистолет "Парабеллум" разработанный Георгом Иоганном Люгером поступил на вооружение германского флота в 1904 году а на вооружение Кайзеровской армии в 1908 году. Русским армейским офицерам было разрешено покупать «Люгер» в качестве табельного оружия. В 1895 году Россия приняла на вооружение револьвер системы Наган. Изготовленный бельгийцем Леоном Наганом револьвер благодаря своей надёжности и меткости был самым популярным среди офицеров. Также среди русского офицерского оружия часто встречался пистолет «Браунинг» модификации которого выпускаются до нашего времени.
В витринах Ратной палаты также представлены модели автоматического оружия, созданные Владимиром Фёдоровым выпускником Михайловской Артиллерийской Академии. Автоматическая винтовка образца 1912 года оригинальной конструкции успешно прошла все войсковые испытания, которые были весьма жесткими. Оружие оставляли на сутки под дождем в разобранном виде, опускали в пруд, возили на телеге по обычной дороге и после этого проверяли стрельбой. За эту винтовку Фёдоров был удостоен большой Михайловской премии, выдававшейся раз в пять лет. Ранее этой премии удостоен Сергей Иванович Мосин.

Одним из крупнейших сражений начального периода Первой мировой войны была Галицийская битва. Русские войска заняли почти всю восточную Галицию и почти всю Буковину. После семимесячной осады овладели крупнейшей в Европе крепостью Перемышль, где размещалось 140 000 австрийских солдат. В витрине Ратного музея можно увидеть шинель русского солдата, мундиры чинов Австро-Венгерской и германской армии, огнестрельное и холодное оружие в том числе шашку офицерскую пехотную и шашки драгунские солдатские, изготовленные в России на Златоустовской оружейной фабрике.

Все члены императорской семьи были шефами гвардейских и ряда армейских полков. Цесаревич Алексей Николаевич был шефом полутора десятков гвардейских, армейских и казачьих полков, а также отдельных батальонов, дивизионов и военных училищ. В витрине выставочного зала Ратной палаты размещён пехотный мундир подпоручика пятого гренадерского киевского полка из гардероба Алексея Николаевича. Обходя витрину по часовой стрелке, можно увидеть парадную форму великих княжон Ольги Николаевны, Татьяны Николаевны и Марии Николаевны. Дочери императора Николая II имели по одному полку. Императрица Александра Фёдоровна была шефом четырех полков.

В витрине Ратной палаты представлена принадлежавшая государыне парадная форма лейб-гвардии Уланского полка, состоящая из каски, мундира и юбки-амазонки. Рядом расположен мундир императора Николая II.

Казаки в российской империи представляли особое военнослуживое сословие со своими привилегиями на землю, самоуправлением и укладом жизни. Все казачество территориально делилось на 11 казачьих войск, располагавшихся на южных рубежах империи от Причерноморья до Дальнего Востока. Казачья конница составляла до двух третей всех русских кавалерийских частей. Атаманом всех казачьих войск по традиции являлся наследник престола. Стал им 30 июля 1904 года цесаревич Алексей Николаевич. В витрине Ратной палаты можно увидеть образцы казачьей формы принадлежавшие цесаревичу Алексею Николаевичу и его отцу императору Николаю II, холодное и огнестрельное оружие которое имели казаки, пику образца 1910 года, винтовки «Бердана» и «Мосина», шашки и кинжал.

Осенью 1915 года император поддержал идею начальника Царскосельского дворцового управления князя Путятина о создании в Ратной палате портретной галереи героев войны, рядовых и унтер-офицеров, кавалеров ордена Святого Георгия. Специальный штат художников должен был писать героев либо с натуры, либо по фотографии. Этой чести удостаивались кавалеры, выбранные самими полками.

До переворота 1917 года было написано 153 портрета которые после закрытия Ратной палаты были распределены между несколькими музеями. В настоящее время известно 58 портретов из бывшей галереи георгиевских кавалеров. Большая их часть находится в Государственном историческом музее в Москве. На стене представлены копии портретов георгиевских кавалеров из Ратной палаты. В витринах Ратной палаты размещено наградное оружие, образцы наград ордена Святого Георгия, копии георгиевских крестов, георгиевских медалей всех степеней и полного георгиевского банта.

Первая мировая война вместе с потерями страданиями и миллионами смертей вызвала в российском обществе патриотический подъем и небывалый всплеск благотворительной и подвижнической деятельности на благо отечества. Одной из организаций внесшей огромный вклад в дело оказания медицинской помощи на фронтах и в тылу в годы Первой мировой войны являлось Российское общество Красного Креста.

По всей стране на частные средства были открыты тысячи лечебных учреждений, множество женщин и девушек на специальных курсах получили квалификацию сестер милосердия. В витринах Ратной палаты представлены три фотографии сестер милосердия Первой мировой войны императрицы Александры Фёдоровны и ее старших дочерей великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны. Они получили профессиональную медицинскую подготовку под руководством первой в России женщины хирурга Веры Игнатьевны Гедройц. Учились как все не подчеркивая своего особого положения. Работали в Царскосельском дворцовом лазарете без каких-либо привилегий. Они часто ассистировали при операциях, занимались чисткой и стерилизацией медицинских инструментов, перевязками, готовили белье и бинты. В витринах Ратной палаты можно увидеть средства по уходу за ранеными, хирургические наборы для глазных операций, форму сестры милосердия. Также представлены знаки отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги, учрежденной императором Николаем II в 1915 году для награждения исключительно лиц женского пола. Первой и единственной награжденной была Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях трех сыновей офицеров.

Православное духовенство опекало русское воинство с глубокой древности. Лишь во времена Петра великого это попечительство приобретает регулярный характер. С 1890 года единым руководителем военного и морского духовенства стал Протопресвитер. С 1911 по 1917 год эту должность исполнял отец Георгий Шавельский. В годы войны получившей право присутствовать на военном совете и право личного доклада императору. Наиболее многочисленной группой военного духовенства были полководцы священники. Они всегда должны были находиться рядом со своей паствой, в окопах под обстрелами благословляя идущих в бой, в лазарете у постели раненого. Их обязанностями было не только совершать регулярные богослужения, исповедовать и причащать военнослужащих, но и руководить выносом раненых и убитых с поля боя. Они должны были помогать врачу в привязке ран, извещать родных о смерти воинов. Известны случаи, когда батюшки после гибели командира подняв над головой крест вели солдат в атаку.

В витринах палаты можно увидеть облачение православного священнослужителя, библию и Новый Завет, изданный в годы войны. Иконы, среди которых особое значение имеет Августовская икона явление Богородицы на войска названная так в память явления Богородицы 14 сентября 1914 года гвардейским кирасиром. недалеко от Польского города Августова. За годы войны на фронтах побывало около 5 тысяч священнослужителей. Из них каждый второй был награжден. 258 православных священников получили особую награду золотой наперстный крест на георгиевской ленте. А 14 были награждены офицерским орденом Святого Георгия четвертой степени.

В витрине Ратной палаты сделана попытка воссоздать часть кабинета императора верховного главнокомандующего в Ставке в Могилеве. По воспоминаниям генерала Спиридовича в кабинете государя стоял большой дубовый на тумбах с ящиками резной письменный стол, обтянутый обычным сукном, старинный диван и кресло из красного дерева. Решение о вступлении в должность верховного главнокомандующего император принял в непростое время, когда победы первых месяцев войны сменились поражениями.

Русская армия отступала, оставив завоеванную в 1914 году Галицию, была потеряна Польша, покидали Литву. Отступление приобретало беспорядочный характер. К лету 1915 года Россия оказалась на пороге военной катастрофы. Великий князь Николай Николаевич бывший верховный главнокомандующий в течение первого года великой войны был явно не на своем месте им овладевала паника. Непростой была и политическая ситуация внутри страны.

Думская оппозиция готовила государственный переворот. О своем решении возглавить армию государь объявил на состоявшемся вечером 20 августа 1915 года в Александровском дворце в Царском селе заседании совета министров. А 23 августа он прибыл в ставку и начался новый этап в великой войне который ознаменовался ста, небывалым восстановлением и наращиванием военной мощи и катастрофой в феврале 1917 года. Лучше всего о том, что удалось сделать императору Николаю II за полтора года нахождения на посту верховного главнокомандующего уже в эмиграции напишет генерал Лохвицкий. Девять лет понадобилось Петру чтобы нарвских побежденных обратить в полтавских победителей.

Крепость Осовец располагается в двадцати трех километрах от границы с Пруссией. Крепость была небольшой. Гарнизон состоял из пехотного полка, двух артиллерийских батальонов и подразделений обеспечения. Осовец оборонял важнейшие стратегические направления: Петербург-Берлин и Петербург-Вена. Обойти крепость в этой местности было невозможно. На север и на юг располагалась непроходимая болотистая местность. В витрине зала Ратной палаты представлены копия иконы святого Георгия Победоносца присланные в Осовец с Афона и подлинное знамя гарнизона полка образца 1900 года. Крепость успешно отразила немецкий штурм в сентябре 1914 года. В феврале и марте 1915 года командование просило защитников продержаться хотя бы 48 часов чтобы дать возможность русским войскам не попасть в окружение. Третий штурм Осовца немцы начали 6 августа 1915 года. Он сопровождался газовой атакой. Ядовитая волна около пятнадцати метров в высоту и шириной в восемь километров проникла почти на двадцать километров. Казалось все живое уничтожено. Но когда вперед двинулись германские части они были атакованы несколькими десятками полуживых русских солдат 226 Землянского полка под командованием подпоручика Владимира Котлинского. Бойцы шли в штыковую молча, с лицами обмотанными тряпками. Противогазов не было. Эта атака мертвецов навела такой ужас на многочисленных врагов что они, не приняв боя в панике бежали. Русские защитники Осовца так и не сдали крепость, однако, ее пришлось оставить, но по приказу командования, когда оборона Осовца потеряла смысл.

Невзирая на то, что отравляющие вещества были запрещены Гаагской конференцией 1907 года, германское командование с первых месяцев войны усиленно готовилась к применению химического оружия. Изобретателем химического оружия являлся Фриц Габер. В 1918 году за работу в области химии он стал лауреатом нобелевской премии. В 1932 году и почетным членом академии наук СССР. Официальной датой начала широкомасштабного применения отравляющих веществ принято считать немецкую газовую атаку под городом Ипр 22 апреля 1915 года. На восточном фронте германское командование успешно применила хлор 31 мая того же года под Варшавой.

Фронтовую атмосферу в галерее палаты создает колючая проволока, натянутая вдоль стен на так называемые свиные хвосты (металлические столбы) на которые в полевых условиях ее и натягивали. Первая мировая была еще и первой позиционной войной. К концу 1914 года враждующие стороны оказались уставшими и истощены. Это и привело к переходу в глубокую оборону. Стало ясно что в затяжной войне выиграет не тот, кто был сильнее к началу войны, а тот, у кого окажется больше ресурсов.

Противники начали окапываться. Траншеи с ходами сообщения и укрытиями опоясанные несколькими рядами колючей проволоки, ощетинившейся пулеметами и прикрытые артиллерией, образовывали укрепленные полосы и оказались уязвимыми для пехотных атак. На всех фронтах можно было пройти по траншеям многие километры ни разу не подставил себя под выстрел. Первыми кто стал наматывать колючую проволоку вдоль своего фронта были немцы. Применялись следующие виды заграждения из колючей проволоки: заборы, сети на высоких или низких кольях, спирали, переносные проволочные ежи, переносные рогатки, решетки-барьеры.

И на фронтах люди изо всех сил стремились жить. Под грохот артиллерийской канонады мечтали о мире. Вспоминали родных и любящих людях особенно в рождество, пасху. Особо поддерживали дух солдат письма из дома. В витрине Ратной палаты представлены фарфоровой пасхальные яйца с вензелями императора и императрицы и медная чарка фирмы Карла Фаберже с рельефным изображением государственного герба России. Падение спроса на ювелирные изделия побудило владельца фирмы приспособить свои мастерские к нуждам военного времени. В Петрограде фирмой Фаберже выпускались подарочные предметы: портсигары, пепельницы, подстаканники, чарки из меди. Такие изделия дарились солдатам и офицерам действующей армии при посещении императором Николаем II театра военных действий.

Малая круглая башня до 1917 года носила название Палата, в которой располагались иконы в киото. До сих пор на сводах сохранились остатки старой росписи, выполненные под руководством художника Николая Пашкова. Современная экспозиция посвящена автомобильным войскам. В 1906 году в инженерных войсках России появляются первые автомобильные команды, а в 1910 году в Петербурге была создана первая учебная военная автомобильная рота. В начале войны правительством была проведена мобилизация технических средств и в армию попали 475 грузовиков и более трех тысяч легковых автомобилей самых разных моделей и фирм. В экспозиции музея представлен автомобиль "Форд-Т"- командирский вариант, использовавшийся для передвижения офицерского состава. В витринах можно увидеть гимнастерку капитана автомобильной роты, эмблемы подразделений брони автомобилей, офицерский кортик, мотоциклетный фонарь.

В российской империи ряд народностей был освобождён от воинской повинности, но представители данных народов желавшие поступить на военную службу имели такую возможность. При общей мобилизации было разработано специальное положение о частях формируемых из туземцев Кавказа на время настоящих военных действий. Было сформировано шесть конных полков. Все они сводились в одну Кавказскую конную дивизию более известную как «Дикая дивизия». Первым командиром дивизии стал великий князь Михаил Александрович. В витрине музея представлены редчайшие подлинные предметы: бурка, которая принадлежала великому князю Михаилу Александровичу и черкеска второго дагестанского конного полка его брата императора Николая II. В витрине рядом можно увидеть реконструкцию формы всадника Ингушского конного полка и подлинный кинжал каму принадлежавший всаднику этого полка кавалеру Георгиевского креста четвертой степени Исраилу Мартазанову. В другой витрине представлена форма полковника чеченского полка Кавказской конной дивизии. Каждый всадник поступал на службу имея своего коня, конское снаряжение, обмундирование и личное холодное оружие. Огнестрельное оружие и пики выдавались по месту.

Экспозиция, расположенная в шестигранной башне, рассказывает о таком важном аспекте армейской жизни как питание военнослужащих в полевых условиях. Главным экспонатом является полевая кухня, спроектированная подполковником Антоном Турчиновичем и принятая к полевым испытаниям в 1937 году. Очень простая в употреблении способная готовить и на ходу. Она позволяла за три четыре часа приготовить обед, состоявший из супа борща, щи, каши и чая на роту, то есть примерно на 250 человек. Или ужин из одного блюда за полтора часа. Кроме полевой кухни в годы великой войны русская армия использовала и другие модели. В ходе войны появились также кухни, размещенные на автомобилях и кухни-вагоны. В витринах представлены флаги производства германии Австро-Венгрии и России, кружки, котелки, ложки и ведро, сделанное из гильзы артиллерийского снаряда.

Орудийная палата или большая круглая башня предназначалась для хранения крупногабаритных трофеев экспонатов, которые должны были доставляться прямо с полей сражений. Современная экспозиция рассказывает о быте солдат и офицеров. В витрине расположены каски большая часть которых относятся к французскому типу «Адриана». Далее идут предметы солдатского обихода включая местную посуду и солдатский походный сундук. Затем офицерские и штабные принадлежности: печатная машинка, телефон и фотокамера. Также в представленной экспозиции можно увидеть шинель штаб-ротмистра графа Менгдена с трехцветным шевроном и нашивкой в виде креста, который носили офицеры северо-западной добровольческой армии. Во дворе 122- мм полевая гаубица образца 1905 года, а также 150-мм полевая гаубицы образца 1905 года.

Воздушному театру военных действий появившимся во время великой войны посвящен целый раздел экспозиции. Под сводами центрального зала размещена реконструкция самолета «Ньюпор-17» в натуральную величину. Этот одноместный французский истребитель стоял на вооружении как французской, так и русской армии. В мировую войну Россия вступила имея 263 военных самолета больше, чем у любой другой страны. В основном это были легкие пригодные только для разведки аэропланы французского производства «Ньюпор-4» и «Фарман-4». Но были и тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец». Он был создан русским авиаконструктором Игорем Сикорским. В витринах, посвященных авиации, можно увидеть модели самолетов, форму авиаторов разных стран, авиашлемы и авиационные принадлежности. Также представлено личное оружие пилотов, пулемет «Льюис», использовавшийся для вооружения самолетов.

В витринах представлены образцы формы, награды, многочисленное холодное оружие, находившееся в армиях, воевавших на Кавказе. Основным фронтом для России был русско-германский. Кавказская армия должна была активно обороняться на приграничных горных рубежах. Русские войска имели задачу оборонять важнейший промышленный центр Баку и не допустить появления турецких сил на Кавказе. Войска кавказского фронта под командованием генерала Николая Юденича не только справились с этой задачей, но и не потерпев ни одного поражения продвинулись вглубь турецкой территории на значительное расстояние. Весной 1916 года русские войска отрезали турецкую армию от Стамбула захватив Трапезунд стратегически важный порт на побережье позволивший доставлять морским путем вооружение в любом объеме непосредственно на территорию Турции. В ходе Трапезундской операции в бою отрабатывалось взаимодействие кавказской армии черноморского флота и морской авиации. В Трапезунде была создана база черноморского флота и баз снабжения кавказской армии.

В годы великой войны боевые действия шли не только на сухопутных фронтах, но и на море. Для России главными были районы операций на Балтике где основной задачей флота было не допустить прорыва германских кораблей в Финский и Рижский заливы, что до февральских событий успешно выполнялось и на Черном море где к весне 1917 года была спланирована и полностью подготовлена Босфорская десантная операция с целью овладения проливами и Константинополем. И только февраль 1917 года не дал ее осуществить. В экспозиции представлен Якорь холла- один из главных в XIX и XX веках типов якорей с качающимися лапами изобретенный в 1885 году англичанином Холлом. Интересно что самым первым кораблем императорского флота, оснащенным якорями такого типа, был крейсер «Аврора». Также на экспозиции можно увидеть водолазное снаряжение. В витринах представлено холодное и огнестрельное оружие, судовые принадлежности, форма военных моряков. В другой витрине представлен мундир адмирала британского королевского военно-морского флота, принадлежащий императору Николаю II. В войне на море кроме надводного большую роль играл и молодой подводный флот. Всего в России до 1917 года было введено в эксплуатацию 75 подводных лодок из них 48 были полностью российскими разработками, 16 сделаны по иностранным чертежам, но с существенными российскими доработками. Только 11 лодок было закуплено в 1916 году, когда понадобилось быстрое наращивание мощи флота. Во второй витрине размещаются модели подводных лодок, построенных по российским проектам компании.


написать администратору сайта