ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника
Слушатель группы:
9.1
«Теоретико-прикладные аспекты урока украинского языка (литературы)»
Лисаченко Елена Владимировна
учитель украинского языка и литературы
Руководитель выпускной работы: Ткачук Татьяна Валерьевна,
заведующая отделом украинского языка
и литературы Донецкого РИДПО
2019 г.
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………..4
Теоретические сведения об инновационных технологиях…………….4-6
Из опыта работы……………………………………………………………8-15
Выводы……………………………………………………………………16
Приложение…………………………………………………………………17-22
Список используемой литературы……………………………………...23
Аннотация
Цель: теоретически раскрыть понятие инновационных технологий в системе работы учителя-словесника и предложить из опыта работы варианты использования современных технологий для успешной реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения. Реализация предложенных методических рекомендаций на практике позволить повысить уровень профессиональной культуры педагогов.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- определить понятие «инновационные технологии»;
- поделиться профессиональным опытом.
Актуальность: применение современных технологий в образовательном процессе вызвано интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
«Чем бы ни занимался человек,
он всегда вызывает уважение людей,
если он мастер своего дела».
Гальскова Н.Д.
Введение
В настоящее время в школах Донецкой Народной Республики для успешной реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения требуется учитель, который способен не только передать определенный уровень знаний учащимся, но и должен обладать проектировочным и рефлективным мышлением, уметь работать с использованием современной мультимедийной техники, быть режиссером обучения, воспитания и развития. В целом развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Готовность педагогов к новаторской, исследовательской деятельности формируется в процессе включения в инновационный поиск, в научно-исследовательскую работу, что ставит их в позицию непрерывного творческого переосмысления действительности и приводит к совершенствованию их мастерства, профессионализма, искусства.
Теоретические сведения об инновационных технологиях
Многие педагоги прошлого уделяли пристальное внимание методическому искусству учителя: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др. Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.
Ушинский К.Д. называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества
Макаренко А.С. говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.
Сухомлинский В.А. выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством.
В литературе насчитывается множество определений данного понятия: по признаку внутренней структуры, по масштабу, по параметрам жизненного циклу, по особенностям процесса внедрения и т. д.
Само слово «инновация» происходит от латинского «innovare» - восстановление, обновление.
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности.
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.
Также дадим понятие «образовательные технологии». Образовательные технологии (технологии в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию. Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем. В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ. В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
В условиях реализации требований Государственных образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология.
v Технология развития критического мышления.
v Проектная технология.
v Технология развивающего обучения.
v Здоровьесберегающие технологии.
v Технология проблемного обучения.
v Игровые технологии.
v Модульная технология.
v Технология мастерских.
v Кейс – технология.
v Технология интегрированного обучения.
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации.
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система).
Современный педагог должен владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, толерантность и навыки поведения в поликультурной среде. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В основе работы современного учителя-словесника лежат следующие технологии:
развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология “Метод проектов”; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; информационные технологии.
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
При использовании инновационных технологий я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 синквейн;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) перепутанные логические цепочки;
12) дидактическая игры;
13) лингвистические карты;
14) лингвистические задачи;
15) исследование текста;
16) работа с тестами;
17) задания поискового характера;
18) нетрадиционные формы домашнего задания.
Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки украинского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе. Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”. Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
На своих уроках активно практикую написание свободных текстов ( синквейн, сенкан, хокку, сочинение-метафора, я… и т.д.) как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя все тексты могут быть использованы на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Интересным видом творческой работы считаю ознакомление учащихся с «новыми текстами» или «мульти текстами». Примером такого вида работы служит написание нарратива. Нарратив – это некое повествование о чём-либо, объясняющий рассказ. С помощью этого вида «нового текста» нужно не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Нарратив в литературе имеет большое значение для художественных текстов, поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя-слушателя. Благодаря такого рода текстам, учащимся намного легче усвоить информацию, связанную с биографией писателей, представлением литературных героев.
Одним из современных видов текстов «новой природы» являются буктрейлеры. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет. Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге, обычно не продолжается более двух-трех минут и может прилагаться как к современному, так и к классическому произведению. Для создания буктрейлера можно задействовать отрывки из фильмов, музыкальные фрагменты, соотносящиеся с идеей произведения и поставленной задачей, совершенно по-разному представить текстовую часть: в форме титров, голоса за кадром, основного наполнения ролика, оформления фона.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Применение новых технологий на разных этапах урока помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Внедрение в учебный процесс технологии «мозаичный класс» позволяет педагогу достичь этих целей, а также научить обучающихся организовывать учебное сотрудничество со своими одноклассниками, работать в группе, находить общее решение.
Общие подходы к организации кооперативного обучения обоснованы в 70-х годах прошлого века американскими педагогами Р. Славиным (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсоном и Д. Джонсоном (университет Миннесота) и группой ученых университета Дж. Аронсона (Калифорния).
Основные принципы технологии обучения в сотрудничестве:
Общность целей и задач для участников учебной группы. Индивидуальная ответственность. Равные возможности для достижения успеха для всех членов группы. Позитивная взаимозависимость. Одновременное взаимодействие.
Исследования показали, что учащиеся в мозаичных классах стали гораздо лучше относиться друг к другу, им стало больше нравиться ходить в школу, снизилось количество пропусков. Технология «мозаичный класс» помогла учащимся сохранить и поддержать интерес к учебе. Они получили возможность двигаться, обсуждать, дискутировать, проявлять активность в процессе обучения. Применение технологии обучения в сотрудничестве положительно сказывается на успеваемости разных возрастных групп при изучении разных дисциплин. Ученики начинают самостоятельно контролировать свое поведение, становятся более ответственными, их работа в группах становится более целенаправленной и эффективной.
Время, запланированное на обучение по технологии «мозаичный класс», следует распределять следующим образом: приблизительно третья его часть отводится на работу в экспертных группах, две трети – на обсуждение и работу в мозаичных группах.
Варианты технологии «Мозаичный класс».
«Мозаичный класс в парах». Класс делится на две группы. Одна группа изучает один материал, другая – другой. После ознакомления с материалом ученики объединяются в пары. В одной паре должны быть ученики из разных групп. Они по очереди рассказывают друг другу то, что узнали, чему научились. Во время изучения материала ученики одной группы могут совещаться, советоваться друг с другом. Это похоже на экспертные группы, только большего размера. Чтобы ученикам было легче разобраться, кто из какой группы, можно распечатать материал на бумаге двух разных цветов или как-то иначе визуально пометить его.
«Чехарда». Каждый ученик в группе работает над собственным заданием. Первый ученик учит своих товарищей по группе какому-либо необходимому действию. Затем второй ученик учит их другому действию, которое нужно для выполнения задания. Так все ученики последовательно обучают друг друга. Например, ученикам дано задание составить словарь новых слов на иностранном языке, но при этом у каждого ученика свой текст, откуда он эти слова берет. Учитель объясняет одному из учеников, как выделить и выписать новые слова и выражения, другого учит, как найти эти слова в словаре, третьего обучает тому, как подобрать подходящее по смыслу значение слова или выражения, четвертого – в какой форме записать определения. После этого каждый учащийся возвращается в группу и обучает других тому, что узнал сам. В результате к концу урока каждый ученик выполняет свое задание – составляет словарь новых слов и выражений, но при этом обучение навыкам идет совместно.
Возможные темы уроков при использовании технологии «мозаичный класс»: усвоение правописания, работа со словарем, расстановка знаков препинания в тексте в соответствии с изучаемым правилом, определение синонимов или антонимов известных ученикам слов.
Выводы
Таким образом, для успешной реализации собственной педагогической деятельности учитель современной школы должен владеть не только глубокими всесторонними теоретическими знаниями, но и практическими навыками и умениями, прочные основы которых закладываются в процессе методической подготовки. Именно методические знания и умения составляют и теоретическую, и практическую основу педагогической деятельности. Это методическое искусство, безусловно, ориентировано на профессиональные требования к учителю и критерии профессиональной готовности к педагогической деятельности. Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной. Учителю не обойтись без знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без инновационных методов и технологий, выдвигаемых жизнью.
Но хочется отметить еще одну истину. Сущность настоящего современного учителя прячется в самом слове «учитель»:
У - уникальный, успешный, универсальный.
Ч - честный, чувственный.
И– интеллигентный, индивидуальность. Т - тактичный, толерантный, терпимый. Е – единомышленник, естественный. Л – любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий, как мягкий знак и само слово!...
Приложение
Предмет: украинская литература
Класс: 6
Тема: Поетична творчість Миколи Чернявського
Мета:
ознайомити учнів із життєвим і творчим шляхом поета-земляка, зацікавити його творчістю; удосконалювати вміння читати уважно та вдумливо; розвивати творче осмислення прочитаного, уміння самостійно опрацьовувати додатковий літературний матеріал; розвивати критичне, логічне, асоціативне мислення; виховувати ввічливість, порядність, любов до прекрасного, інтерес до книжки, до письменників та поетів рідного краю.
Очікувані результати: учні знають матеріал про життя й творчість Миколи Чернявського, виразно читають і переказують ключові моменти, коментують їх, висловлюють власні думки з приводу прочитаного, можуть співвідносити свої дії з очікуваним результатом, робота у парах визначить , що учні мають добре розвинені комунікативні навички.
Тип уроку: вивчення нового матеріалу.
Жанр уроку: урок - літературна студія з елементами інтерактивного навчання ( із використанням ігрових, мультимедійних технологій).
Методи та прийоми: тренінг асоціацій, літературний кросворд, метод «інтерв’ю», розповідь, бесіда, групова робота, індивідуальна робота, колективна робота, виразне читання поезії, аналіз поезії, літературна гра, тестові завдання, проблемне питання.
Обладнання: портрет поета, малюнки учнів, комп’ютер, виставка книг, презентація, роздруковані тексти поезій.
Послідовність окремих етапів уроку:
I. Організаційний момент. Мотивація (3 хвилини)
II. Актуалізація опорних знань учнів. Повідомлення теми та завдань уроку (5 хвилин)
III. Сприйняття й засвоєння навчального матеріалу. ( 15 хвилин).
ІV. Фізкультхвилинка ( 3 хвилини).
V. Закріплення знань, умінь і навичок ( 10 хвилин).
VI. Домашнє завдання , інструктаж до його виконання (3 хвилини).
VIІ. Етап рефлексії (до 5 хвилин).
VIIІ. Оцінювання, підбиття підсумків уроку (до 2хвилин).
Література:
1. Альманах Стежками рідної Донеччини. Розробка уроку літератури рідного краю. – Донецьк: Міський методичний центр управління освіти адміністрації міста Донецька, 2016. – 250с.
2.Дума і пісня. Джерела літературного краєзнавства. / Упорядник Вадим Оліфіренко. – Донбас. – 1993. – № 5.
3.Задоєнко О.М. Донеччина літературна. Хрестоматія з літератури рідного краю (5-9 класи). – Донецьк: Східний видавничий дім, Донецьке відділення Наукового товариства ім. Шевченка, 2008. – 300 с.
4. Задоєнко О.М. література рідного краю. 10 клас. 1-ше видання. – Донецьк : Каштан, 2010. – 156 с.
5. Оліфіренко С.М. та ін. Універсальний літературний словник-довідник. – Донецьк: ТОВ ВКФ «БАО», 2007. – 432 с.
6. Николай ФЕДОРЕЦ, Лариса ГЛЕБОВА. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ. Журнал «Управління школою» № 16, 2010. – 1-11с.
7. Романько Валерій. Література рідного краю. Навчальний посібник. - Донецьк, 1995, С. 14-10.
Інтернет-ресурси:
«Література рідного краю» www.donbaslit.skif.net. http://poetry.nazone.net
У всіх людей одна святиня,
Куди не глянь, де не спитай; Рідніша їм своя пустиня, Аніж земний в чужині рай:
М. Чернявський
I.Організаційний момент. Мотивація навчальної діяльності учнів
1.1. Привітання учнів.
1.2. Робота з епіграфом.
Епіграф до уроку читає вчитель. Поясніть зміст епіграфа до уроку.
1.3. Тренінг асоціацій. Які асоціації у вас викликає слово Батьківщина?
Відповіді учнів: дім, земля, шахтар, народ, рідне слово, пісня, поет…
IІ. Актуалізація опорних знань учнів
2.1. Літературний кросворд. Фронтальний вид роботи
ритМ – рівномірне чергування наголошених та ненаголошених рядків, розміреність та злагодженість у звучанні;
лірИка - рід літератури, у творах якого відображуються почуття, думки людей, викликаний певними подіями чи обставинами життя;
рядоК - частина віршованого тексту;
віршОвана мова- ритмічно організоване мовлення, здійснене на основі конкретної системи взаємодії слів з інтонацією, відмінне від прози;
нагоЛос - виділення складу в слові посиленням голосу або підвищенням тону;
римА- співзвучні закінчення рядків;
2.2.Оголошення теми, мети уроку
Слово вчителя. Діти! Сьогодні ми ознайомимося із творчістю Миколи Чернявського, поетом нашого Донецького краю. Миколу Чернявського дуже хвилювало становище бідного робочого люду, часто замислювався поет і над тяжкою працею шахтарів. І сьогодні він з нами, у нас є нагода поставити декілька питань, щоб ближче познайомитися.
III. Сприйняття й засвоєння навчального матеріалу
3.1. Метод «Інтерв'ю» (перевірка індивідуального завдання творчої групи)
Запрошуємо журналіста та Миколу Чернявського на інтерв'ю (виходять два учні: один - журналіст, другий - сам автор).
- Миколо , у якому місті і коли ви народилися?
- Я народився 3 січня 1868р. в селі Торській Алексіївці (тепер село Октябрське Добропільського району) Бахмутського повіту Катеринославської губернії.
- Розкажіть, будь ласка, про своє навчання.
- Закінчив Катеринославську духовну семінарію, став працювати в Бахмутській духовній школі, викладаючи співи й музику.
- Розкажіть про свої збірки, будь ласка.
- У 1895 р. в Харкові виходить перша збірка "Пісні кохання", а в 1898 р. - друга збірка "Донецькі сонети", видана в Бахмуті. Ще до революційних подій 1917 року я проявив себе митцем широких тематичних уподобань, маючи "м'яку вдачу, з нахилом мрійливості"; звертався до образів і картин рідної Донеччини.
- Миколо Федоровичу, про що Ваші вірші?
- Любов до рідного краю, до близьких, про воєнне дитинство, про обов'язок і честь, філософські питання...)
Поступово на дошці і в зошитах з'являється запис.
Теми творчості
1. Краса рідної природи
2. Любов до близьких
3. «Вічні істини» (добро, людяність, співчуття...)
4. Повага до праці
5. Таємниця народження вірша
6. Тема дружби
7. Тема війни, преклоніння перед подвигом солдатів
Слово вчителя. Дякуємо творчій групі.
3.2. Робота з текстом
Читання вірша « В Донецькому краї» вчителем.
Виразне читання вірша учнями.
Слово вчителя.
Умови праці в шахті були дуже важкими, але шахтар ішов працювати, щоб прогодувати родину. Страх перед загрозами підземного видобутку вугілля – раптовими викидами породи, вибухами газу, пожежами, гірничими завалами тощо – шахтарі часто притлумлювали горілкою, міцним слівцем. Такі умови праці були хіба лише на каторзі, але люди йшли туди, не маючи іншого виходу.
Колективна робота. Визначення теми, ідеї, основної думки.
( Тема: зображення важкої праці шахтарів.
Ідея: уславлення шахтарської праці.
Основна думка: шахтарі – мужні, сильні люди, які заради сім’ї, народу ризикують кожного дня своїм життям.)
- Який настрій викликає у вас поезя?
3.3. Літературна гра «Знайди друзів поезії» (клас ділиться на три групи).
Завдання для І групи: знайти у вірші художні засоби (порівняння).
Завдання для ІІ групи: знайти у вірші художні засоби ( метафори ).
Завдання для III групи: знайти у вірші художні засоби ( епітети).
IV. Фізкультхвилинка. Музикальна пауза. Відеоролик. Танок степових квітів.
V. Закріплення знань, умінь і навичок
Проблемне питання.
-Поміркуйте, чому поезія М. Чернявського актуальна і зараз?
Тестові завдання
1. Роки життя Миколи Федоровича Чернявського:
а) 1851-1934;
б) 1868-1938;
в) 1870-1924.
2. Перша збірка віршів М Чернявського виходить у:
а) 1917р.;
б) 1895р.;
в) 1998р.
3. М.Ф.Чернявський присвятив Донеччині такі поезії:а) „Сон велетня”;
б) „Степ і степ, один без краю...”; в) „Степ”; г) „Соняшники”.
4. Назвіть тематику творів М. Чернявського.
Самоперевірка тестів за відповідями на слайді та оцінювання.
VI.Домашнє завдання за вибором учнів
1.Написати твір-лист до Миколи Чернявського.
2.Одну із поезій М. Чернявського вивчити напам’ять.
3.Охарактеризувати мовні засоби та їх роль в поезії, що припала найбільше до душі.
4. Сконструювати один із видів «вільного тексту» ( Я…, сенкан…).
VII. Етап рефлексії уроку
Написання акровірша
Шахтарем бути непросто,
А працювати під землею ще важче. Хоробрі ви і мужні, Терикони вас вітають. А ми вклоняємося вам. Радість і гроші хай робота несе!
Заключне слово вчителя.
Чи досягнуто мети уроку?
Чи відчули ви красу авторського слова?
VIII. Оцінювання, підбиття підсумків уроку.
|
|
Список используемой литературы
1.Бердяев А.Н. Самопознание. Издательство Азбука - Классика. М., 2007 г. - С. 38.
2.Глазырина Е.С. Формирование компетентности учителя иностранного языка: автореферат, 2007. - 27 с.
3.Горбич О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 30с.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
5. Наукові записки Луганського національного педагогічного університету: Серія “Філологічні науки”. – Луганськ, 2006.
7.Ольшевская О.М. Эффективный учитель. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 173с. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25.
8. Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. – Январь 2013. – № 1. [Электронный ресурс].URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 12.02.2016).
9.Социальная психология: словарь / ред. М.Ю. Кондратьев. – М.: Речь, 2005. – 176 с.
10.Хухлаев О. Е. Технология группового обучения. «Мозаичный класс» или как организовать обучение в сотрудничестве. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018. -24с. |