игпзс др египет. Государство Древнего Египта сложилось в северовосточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила
Скачать 1.11 Mb.
|
Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение Государство Древнего Египта Право Древнего Египта ЗаключениеСписок используемой литературы Введение Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян Интересно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия складываются первые государственные образования — номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте единых царей с Признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их последствий. История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.), в который включается время царствования III—IV династии; период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.) — время царствования XI—ХП династий; период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) — время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства — первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его Состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок) становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э. Цель работы – рассмотреть государственность древнего Египта. 1. Государство Древнего Египта Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам [2, с.234]. Логическим следствием изменений египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек). Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией [2, с.237]. Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много. Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, “войти” в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона [1, с.199]. Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей, династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных жрецов храмов, При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосовенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда “соблюдал закон”, т.е. установленный в Египте правопорядок. В главе 125 “Книги мертвых”, обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: “Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного”. “Речение Ипувера”, как и другое литературное произведение древности “Пророчество Нефертити”, содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, “когда Нил иссыхает, а женщины не рожают” [3, с.197]. Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к “Суду вечности”, обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден. Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие “восточная деспотия”, и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом. Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подразделений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским чиновникам. Все больше усипивается роль армии, воинских начальников в сфере хозяйственного управления. На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона — джати. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона; Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний. Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время. Под непосредственным контролем джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., “заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил” — хранитель государственных амбаров и складов, “начальник работ”, отвечавший за крупное строительство и пр. Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название “послушных призыву”. Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом. “Послушные призыву” — это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь “послушных призыву” и состоять в группе “послушных призыву” своего господина, начальника высшего ранга [3, с.345]. В системе органов управления особую роль играла группа “больших послушных призыву царя” — придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть своих управленческих функций представители этой группы могли передавать своим “послушным призыву”. Они зачастую совмещали ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное земельное владение. “Большие послушные призыву царя” возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их “послушные призыву”. Так, например, особо многочисленную группу составляли работники “белых домов”, центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома “царских сокровищ” — своеобразного налогового ведомства. Древние надписи говорят о “начальнике послушных призыву дома его величества”, ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о “начальнике послушных призыву, сопровождающих его величество”, о “начальнике послушных призыву местоприбывания царя”, т.е. собственно дворцовых слуг и пр. Особую группу “послушных призыву богов” составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц. Древнее царство — это объединение небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы — джаджаты. Общинные советы в Древнем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного государственного аппарата [2, с.242]. Номархи — представители небольших государств, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчиняется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата. Центральной фигурой разветвленного административно-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр. Страна делилась не только на области, но и на два больших округа — Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, — “владыка двух стран”, “царь Нижнего и Верхнего Египта” [2, с.238]. В Древнем царстве не существовало регулярной армии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай проведения военных операций, преследующих, как правило, грабительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины принимали непосредственное участие в дележе военной добычи, большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время ополченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрового офицерства не было. В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве организация военного дела была достаточно высокой, ею непосредственно занимался джати, следивший за набором армии, командующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кадровое офицерство, пополняющее специальные формирования “спутников царя”, выполняющих особо важные военные поручения фараона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, личная охрана царя. В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пехотой появляется конница и боевые колесницы. В Новом царстве после разгрома гиксосов в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были на полном содержании фараона. Расширение границ государства за счет соседних территорий потребовало строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев (неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды наемников, завербованных среди нубийцев и др. Растет число офицеров, повышается их роль в государстве и социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются земельными наделами и. пр. Командный состав армии в связи с общей военизацией государственного аппарата наделяется функциями гражданских чиновников, руководит сооружением оросительных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще в Древнем Египте передавались функции управления захваченными территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабляет египтскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи [5, с.185]. Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху Нового царства эти функции стали выполнять специальные полицейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов. Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы “жрецов богини истины”. Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников — царских судей осуществлял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся “начальник шести великих домов”, возглавлявший судебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране. В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них “царских людей”. Их деятельность осуществлялась в тесной связи с “ведомством поставщика людей” — царского бюро, занятого распределением различных категорий бесправного населения: преступников, рабов-иноземцев и других — на тяжелые принудительные работы. Еще в IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV —начале III тысячелетия до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Прижатом жрецы храма во главе с верховным жрецом выполняли простейшие функции управления. Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов, росту их населения. Во второй трети III тысячелетия до н. э. в городах-протогосударствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. Здесь четко наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. Во многих крупных хозяйствах родовой аристократии стал все шире применяться рабский труд. В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счёт отделения храмовых земель от общинных. Общинные земледельцы отныне не участвуют как ранее в обработке храмовых земель, а уплачивает ренту-налог в храмовую казну, земли же храмов обрабатываются различными категориями зависимого люда, рабами. Это, однако, не освобождает общинников от общественных работ, строительства дорог, ирригационных сооружений и пр. Вместе с усложнением управленческих функций в городах растет административный аппарат, состоящий из лиц, занимающихся учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами. Вырастая из органов общинного управления, этот аппарат выполняет новую социальную роль. Он становится аппаратом города-государства, осуществляющим многообразные управленческие функции по отношению к другим общинам-селениям. Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей — Шумера на юге и Аккада на севере. Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад. Жители Урука, например, поклонялись богу неба Ану, храму, честь которого был не только административным центром, но и центром ремесла, рано развивавшейся торговли, общественным складом для страховых нужд и пр [2, с.266]. На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникали здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлым и Кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело не только политическое значение того или иного города, но и само его существование, Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей — за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей. В XXVIII—XXVII вв. до н.э. возвышается город Киш, правители которого первыми приняли титул лугаля (“большой человек”, “господин”). Затем; успех перешел к Уруку, имя его правителя Гильгамеша, подчинившего Лагаш, Ниппур и пр., впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. В XXV в. верховенство перешло к правителям - лугалям Ура, религиозным и культурным центром которого был Ниппур, а затем на рубеже XXV-XXIV вв. - к правителям Лагаша, среди которых особую известность приобрели Лугальянда и его противник Уруингина. Если первый, стремясь к укреплению своей власти, к централизации страны, вызвал резкое недовольство населения, вылившееся в восстание против разрушения старых общинных порядков, злоупотреблений властью, то второй вошел в историю как реформатор, стремившийся облегчить положение бедняков, уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр. [2, с.258] Последующее недолгое возвышение правителя Уммы Лугаль загеси сменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией семитского Аккада во главе с Саргоном Аккадским, ставшим правителем большого государства, включавшего многие бывшие города-государства. Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при Саргоне стал центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав обширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял тилул “царя Шумера и Аккада”, “царя четырех стран света”. Последовавшие затем нашествия горных племен, не затухающая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию приводили к смене политических центров, к возникновению новых правящих династий и царств, среди которых следует отметить новошумерскую династию Ура (III династия Ура), объединившую Двуречье, в границах обширного шумерского государства в XXII.— XX вв. до н.э. Правители III династии Ура управляли своими владениями с помощью хорошо организованной профессиональной армии, создавали царские суды, первые судебники (Судебник Ур-Намму) и пр. Это относительно централизованное государство-гегемония, единство которого скреплялось главным образом военной силой его правителей, раздиравшееся внутренними усобицами, прекратило свое существование под ударами эламитов в 2007 г. до н.э. 2. Право Древнего Египтагосударство право наследство египет Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки. В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера. Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. Особые виды судопроизводства Некоторые документы Нового царства свидетельствуют о наличии, помимо кенбета, каких - то иных судебных органах. Сейчас мы разберем, каковы эти документы и судилища, о которых тут говорят. Один случай особого судопроизводства, засвидетельственного в письмах посланных от имени начальника войск Паанха(сын фараона Херихора) трем разным лицам: писцу, управителю (начальнику войск) и своей матери (царице), и верховной жрице Амона - Неджемт. Во всех этих письмах речь идет о каком-то преступлении, совершенном двумя некропольскими маджаями. В чем оно заключалось - не указано, но вероятно состояло в государственной измене или богохульстве. Первым двум лицам, которым адресованы письма Паанха, приказывают привести в свой дом и устроить допрос в тайне: «пусть ни один человек не узнает о них». В связи с этим письмом есть убеждения, что существовал Внеглассный суд, хотя в те времена он не афишировался. Если толковать все дело, как случай произвола, то трудно понять, для чего нужно было учинять следствие: допрашивать свидетелей, а дальше привести в ознакомление нескольких других лиц. Рассмотрим другое известное дело, не рассматривающееся перед кенбетом, - это отпуск на свободу раба. Оно дошло до нас не в виде архивного документа, а в виде иероглифической надписи на статуэтке и следственно является изложением подлинного акта. Судя по надписям, отпуск на свободу раба был зарегистрирован перед царским двором. Разумеется, отпуск раба на свободу, вне всякого сомнения, имел место в Египте далеко не единожды, но, к сожалению, только одна надпись сообщает о фиксации этого акта. Следовательно, мы можем делать вывод, что отпуск раба должен был быть обязательно оформлен перед судом. В связи с этим есть один нюанс, так как при отпуске раба его хозяин выдал за него свою племянницу. Можно сделать выводы, что судебная система на тот момент была не надежна и имела ряд существенных недостатков, так как трактовать каждое событие можно было по-своему и с разных сторон. Человек, непосредственно принимавший участие (со стороны истца) в деле, вполне был сам заинтересован в закрытии этого же дела. Такого рода документы, как племянница, доля в наследстве требовали (по инструкции визиря) оформления перед судебными органами, поэтому можно считать, что царский двор имел какие - то судебные права. Ограничивались эти права только регистрацией гражданских актов. Скорее следует допустить, что это какая - то инстанция, выдающая исчисление рабов. Точно также представляется невозможным решить вопрос о том, не существовал ли во время Нового царства наряду с государственными судебными установлениями, палатами кенбет суд, действовавший на основе обычного права и разбиравший маловажные споры. За допустимость такого предположения говоря о том обстоятельстве, что жители отдаленных районов страны было трудно добираться в те сравнительно немногие центры, где имелись кенбеты. Однако, никаких данных подтвердить это предположение пока еще не нашлось. К числу дел, рассматривающихся перед особым судилищем, также относят обвинение в организации заговора. От первого столбца папируса, на котором были зафиксированы итоги процесса, почему инстанция точно не известна. Так как заговор являлся выражением борьбы различных групп придворной знати, а обвинения были предъявлены несколькими высокопоставленными лицами (царскими женами и сановниками), то достаточно вероятен тот факт, что процесс рассматривался не в обычном суде. Из речи царя мы знаем состав судей: начальники сокровищницы, штандартоносцы, дворецкие, царский докладчик и писцы, вероятно, те самые лица, которые входили в центральный кенбет. И мало вероятно, что дело слушалось в центральном кенбете. Таковы те случаи, когда в роли судебных органов выступают институты, точный характер которых еще не понятен. Сделать из всего этого общие выводы в настоящее время еще не возможно. Классовый характер древнеегипетского суда Правящая верхушка общества всегда стремилась внушить низшим слоям господствующего класса представление о равенстве всех перед законом, независимо от их общественного положения, хоть оправление правосудие находилось в руках рабовладельцев. Одним из средств достижения этой цели являлась религия. Стоит отметить те религиозные представления, которые были связанны с идеей о потустороннем воздаянии человеку за все содеянное на земле, то есть с идеей о загробном мире. Вся эта идея как таковая отразилась в период Нового царства в «Книге мертвых». Каждому, кто прожил праведную жизнь на земле - вечное блаженство в царстве мертвых. Это преставление отчетливо показывает равенство всех перед законом, ибо: «нет там разницы между бедным и богатым». Любой умерший (даже сам царь) должен был предстать перед судом, чтобы достичь вечного блаженства. Представление о суде богов в царстве мертвых могло возникнуть только под влиянием земного суда, придав ему своеобразный авторитет. Везиров отожествляли с богом Тотом, поэтому считалось, что везир «правосуден как Тот» и что «на его языке находятся писания Тота». Свитки, которыми руководствовался суд, считались данными богом Тотом. Цель утверждения «беспристрастности» суда преследуют морально-политические трактаты. Пример тому отдельная глава в «Поучении Аменемопе», датируемом поздним временем, посвящена поведению судьи, которому в числе прочего указывается: «Не бери подношений от сильного и не вреди ради него слабому». Однако деятельность древнеегипетского суда была далеко от всех этих требований. Продажность суда, взяточничество играло в процессах очень большую роль. П. Присс писал: «За взятку писец выкрал из архивов суда обвинительные документы, а полицейские чины выпустили арестованных грабителей». Взяточничество и вымогательство суда были общеизвестны. С этим явлением пытались бороться. Лучшим средством для этого считалось назначение судьями богатых людей. Поучение, восходящее к Среднему царству и наставляющее царя государственной мудрости, звучало так: «Обогащай своих серов (знатных), чтобы они выполняли твои законы». Сведения, которыми располагает в настоящее время наука, не позволяют ясно составить картину, как законодательство и древнеегипетский суд своими решениями защищали интересы господствующего класса. Однако все сказанное не оставляет сомнений, что деятельность суда была направлена к этому. Юридическая сила решения оракула Оракулы использовались для распространения храмовой юрисдикции за пределы храмовых владений и на лиц, не принадлежавших к храмовому персоналу. Так же совершенно очевидно, что жрецы использовали оракулы, как дополнительный источник доходов. До нас дошли не все оракулы, содержащие решения по судебным делам. В большинстве случаев они касаются политических вопросов или бытовых дел. Источниками оракулов являются: исторические надписи, литературные тексты, а также деловые тексты, сообщающие нам о решение богов. Некоторые факты указывают на то, как умело жречество пользовалась устанавливать среди населения желание бога в благоприятном для себя смысле важнейших политических вопросов. Одним из наиболее ярких примеров является изгнание фиванцев по оракулу Амона при царе Пиноджеме I. Оракулы представляли собой огромную силу, именно поэтому Александр Македонский, желавший подчинить себе все население Египта, отправился в Большой Оазис, чтобы Амон путем оракула признал его своим сыном и наследником. Оракулы, в большинстве своих случаев, спрашивались по имущественным судебным делам. Оракулы имели юридическую силу. Пример тому - папирус Парижской национальной библиотеки 197 (фр. 1, стрк. 8-9): «Вот делаю я, вот делаю я, согласно сказанному мне Амоном-Ра, царем богов, согласно сказанному мне моим владыкой. Я не подхожу к полю, относительно которого сказал мне мой владыка, ибо я услышал (его решение)». В одном из оракулов написано, что наказание выполняет храмовый чиновник, из чего можно сделать вывод, что дела передаются оракулу храмовым судом, которому оно было подсудно. Бывали случаи, когда тексты подробно указывали свидетелей оракула, среди которых были члены суда - кенбета. Оракул оформлялся как документ в обычном процессе. Со стороны, проигравшей тяжбу, брали клятву не возобновлять снова этого дела. Наконец, приговор оракула мог опротестовываться и пересматриваться перед другим богом (даже в обычном суде). Пример тому дело, изложенное в папирусе Берлинского музея 10496, в котором говориться, что дело было снова рассмотрено в обычном суде спустя три года. Заключение Таким образом, приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений и т.д. Для политического устройства египетского общества, как и многих других древневосточных обществ, характерны следующие черты: политическая власть сосредоточена в одном центре; права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; сам принцип собственности слабо гарантирован властью; в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том, что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм фараона). Централизованный деспотизм характеризуется с точки зрения административной тремя главными областями правительственного властного регулирования: финансовой; военной; строительной. Социальная иерархия: жрецы во главе с фараоном; высшие вельможи; чиновники; стражи; земледельцы (общинники); рабы. Общественные институты включали общину, патриархальную семью, различные управляющие сословия: чиновников, жрецов, писцов, контролеров. В хозяйствах вельмож трудились их люди, состоявшие помимо надсмотрщиков из подневольной "челяди" и домашних рабов. Формы землевладения: царское; храмовое; общинное; пожалованное за службу; наследственные земли. Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов. Список использованной литературы Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина», 2012. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,2011. Сизиков М.И. История государства и права. М.: - «Юридическая литература»,2012. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. М.: - «ЮНИТИ»,2010. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, М.: - «Юристъ», 2011. |