история2. Государство и церковь в xvii веке
Скачать 3.66 Mb.
|
Тема: Государство и церковь в XVII веке. Мх-121 Черкасов А. Чья власть выше – Патриарха или Царя?Реформирование церкви. Патриарх Никон (сан с 1652 г.) Постепенно власть Никона усиливалась. 1658 г. – конфликт между патриархом и царем, Никон оставил патриаршество. 1666 г. общий Собор вселенских патриархов в Москве: Никон лишен патриаршего сана. Разделение властей: царь решает дела гражданские, патриарх – церковные. Последствия церковной реформыЦерковный раскол преследование старообрядцев, самосожжения старообрядцев старообрядцев возглавил протопоп Аввакум усиление самодержавия Роль церкви в России XVII векаБезусловный авторитет церкви среди населения; Активная поддержка церковью государственной (царской) власти; Рост влияния патриархов на правителей: Филарета на Михаила Федоровича Никона на Алексея Михайловича Патриарх Никон Алексей Михайлович, царь «Тишайший»Реформы патриарха Никона (1653-1655) Определяющая цель реформ: приведение обрядов русской православной церквиК единым обрядам православного мира Церковные обрядыДО РЕФОРМЫ Ошибки в написании ряда слов Священном писании (например Исус) Двуеперстное крещение (т.е. двумя пальцами( перстами) Малые поклоны в церкви Крестные ходы в направлении против солнца Возглас «Аллилуйя» в честь Святой Троицы произносится дважды ПОСЛЕ РЕФОРМЫ Исправление ошибок с тексте Священного писания Трехперстное крещение ( три сложенных пальца означают «соединение Троицы: Отца, Сына и Святого духа) Поясные поклоны в церкви Крестные ходы в направлении по солнцу Возглас «Аллилуйя» произносится трижды Русское общество и церковная реформаПриняли новые обряды часть населения поддержавшая патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Воспротивились новым обрядам часть населения, оставшаяся верными старым церковным обрядам (старообрядцы) Церковный раскол Представители старообрядчества в XVII веке:Про Аввакум Феодосья Морозова Выступления старообрядцевУчастники: представители разных сословий России Формы протеста: отказ признавать реформу, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление воеводам, голодные смерти, акты самосожжения География выступлений: Москва, Дон, Соловецкие острова Итоги выступлений: жестокое подавление выступлений властями ОПАЛА ПАТРИАРХА НИКОНАПопытка патриарха Никона усилить свою власть в условиях укрепления самодержавия Церковный собор 1666-1667гг (Большой Московский собор)Итог: Никон был низложен и сослан простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор предал анафеме всех противников реформы. Соловецкое восстаниеВосемь лет- с января 1668г. По январь 1676г. –мятежные монахи, отказавшиеся даже молиться за царя, обороняли монастырь против царских войск В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны. Никон пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Именно это стремление стало причиной опалы патриарха. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века. |