Право древней геции. право. Государство и право древней греции и древнего рима
Скачать 66.44 Kb.
|
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА Содержание Распад родового строя, появление государства Реформы Тесея, законы Драконта Реформы Солона и Клисфена Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право Государство и право Древней Спарты (Лакедемон) Государство и право Древнего Рима Реформы Сервия Тулия Государственный строй Рима в период республики Источники римского права. Источники архаического периода Источники права в классический период Источники постклассического периода Заключение Распад родового строя, появление государстваДревние греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" лат) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения созывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля. История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Предметом нашего изучения является только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали большое влияние на судьбу других полисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др. В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э. Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями, существовали и республики. При монархии власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству. При республике все власти являются выборными. Причем республики бывали аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими ("Демократия" буквально означает "власть народа"). Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальная одаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Не случайно и другое. Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н. э). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка - народное собрание - созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. По словам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще не собиралось. Появление частной собственности вызвало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе 8-9 вв. появились государства - полисы. Древние Афины и Спарта разнохарактерные по устройству власти, но одинаковые по классовой сущности государства. Спарта являлась рабовладельческой олигархией. Каждое из них имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устройства государства. |