Главная страница

градостроительство древнего рима и греции. Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима


Скачать 242.52 Kb.
НазваниеГрадостроительство Древней Греции и Древнего Рима
Анкорградостроительство древнего рима и греции
Дата13.03.2021
Размер242.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла421023.docx
ТипРеферат
#184415
страница2 из 4
1   2   3   4
Широкое развитие международной торговли превратило торговцев в одну из наиболее влиятельных социальных групп. В крупнейших торговых го­родах, к числу которых относились Милет и Пирей, существовали специ­фические торговые кварталы, располагавшиеся близ рыночных агор, при­станей и складов. Помимо перечисленных социальных групп в древнегреческих городах по­стоянно жили профессиональные военные, учащиеся гимнассий н акаде­мий, художники, актеры и ряд других представителей интеллигентного труда. Таким образом, по сравнению с городами Древнего Востока соци­альный и профессиональный состав городского населения в Греции был значительно более разнообразным, что отвечало более высокому уровню развития ее производительных сил. Судить о численности населения древнегреческих городов чрезвычайно трудно, так как сообщения древних авторов далеко не всегда достоверны. Вместимость храмов, театров, стадионов и других общественных зданий также не разрешает интересующего пас вопроса, так как многие грече­ские города. являлись центрами общенародного культа тех или иных бо­жеств или пунктами, где происходили атлетические состязания и театраль­ные действия, собиравшие большое число иногородних зрителей. Такими городами являлись священные Дельфы, где находился знаменитый оракул Аполлона; Книд, являвшийся центром культа Афродиты; Элевсин, про­славленный культом Деметры, и ряд других религиозных центров Греции. Олимпия, собиравшая огромное число зрителей во время Олимпийских игр, в промежутках между играми на целых четыре года приходила в пол­нейшее запустение, и, собственно, ее даже нельзя рассматривать в каче­стве города, так как постоянными жителями Олимпии являлись только жрецы.

В современной нам науке о городе утвердились определенные цифры насе­ления крупных греческих городов. Так, например, считается, что Афины, Коринф, Эфес, Милет и Пирей имели в У— III вв. до и. э. по 100 тыс. жито-лей.

Население Агригента и Сиракуз обычно исчисляется от 100 до 200 тыс. человек, а население Александрии, Антиохии и Селевкии па Тигре опре­деляется в 300, 400 и даже 500 тыс. жителей. Чтобы выяснить достовер­ность приводимых цифр, подсчитаем общую территорию греческих городов и выведем среднюю плотность городского населения на 1 га исходя из упо­мянутых цифр.

В эллинистический период Афины занимали территорию 220 га, и, следо­вательно, при населении 100 тыс. жителей средняя плотность должна была составить 450 чел/га. Еще более высокую плотность дают Пирей (около 600 чел/га), Александрия (около 700 чел/га) и Милет, где при наличии территории 100 га плотность должна была бы возрасти до 1000 чел/га. Можно ли считать правдоподобной столь высокую плотность населения? Если сопоставить эти цифры с плотностью населения современных нам больших городов, то станет понятным, насколько преувеличены сведения о численности населения греческих городов. Греческие города не имели многоэтажной застройки. Жилые дома в одни-два этажа составляли застройку всех греческих городов, включая даже сто­лицы. Если же учесть обилие внутренних дворов-перистилей и размеры акрополей и агор, то численность населения греческих городов нужно сни­зить по крайней мере в 2 раза. В Афинах, где было много не застроенных жилыми долгами районов, население вряд ли могло превышать 50 тыс. жителей, и только в эпоху римского владычества, когда появился так называемый Адрианополь (восточное предместье Афин), число жителей города могло подняться до 70 тыс. как максимум. В равной мере и Пи-рей, и Эфес, и Коринф не превосходили указанной цифры. Ми лет же, несомненно, имел еще меньшее население. Что же касается таких неболь­ших городов, как Приена н Ассос, то их население могло колебаться в пределах от 2 до 5 тыс. жителей. Эти цифры будут более соответствовать дейст­вительности, по, разумеется, и они не могут претендовать на абсолютную точность, так как при отсутствии статистических данных вопрос о населен­ности греческих городов не может быть разрешен:.



Выбор территории для строительства городов
В микенскую, а отчасти и в архаическую эпоху выбор территории для строительства городов определялся главным образом стратегическим фак­тором. Микенские города, являвшиеся укрепленными пунктами, как пра­вило, размещались на скалистых холмах, обособленно возвышавшихся над равниной и отстоявших от моря па несколько километров, чтобы обезопа­сить город от внезапных нападений пиратов. Строители Тиринфа и древ­нейших Афин искали холмы с естественным плоским верхом и крутыми скатами по краям. Нужно было дополнительно укрепить эти скаты отвес­ными подпорными стенами, чтобы превратить акрополь в неприступную крепость.

Однако с ростом военного могущества городов-государств и развитием тор­говли стратегические интересы стали отступать на второй план, и решаю­щее значение в выборе территории приобрело морское судоходство. В VII, VI и V вв. греки располагали свои города на торговых путях, подбирая для них удобные естественные гавани.

Большинство древнегреческих городов разместилось либо в глубине протя­женных заливов, как, например, Гераклея и Аргос; либо в проливах, как Мессана, Византии и Халкида; либо на полуостровах, вдающихся в море (Милет, Селинунт и Пирей); либо па перешейках подобно Коринфу; либо на островах, как Сиракузы; либо под защитой острова, ослабляющего мор­ской прибой. К последней категории относятся Александрия, Ассос и Книд. Но каково бы пи было расположение города, греки всегда искали хорошо защищенную гавань с широкими песчаными отмелями, и это впол­не понятно, так как постройка и оснастка гребных судов производились тут же на берегу, равно как и текущий ремонт после дальнего плавания. Каждый более или менее крупный город имел по крайней мере две гавани: военную и торговую. Торговая гавань обыкновенно бывала просторнее военной, но последнюю обязательно обносили стенами, чтобы защитить военные корабли от внезапного нападения во время стоянки флота. Греки тщательно подбирали наиболее удобное место для города, чтобы при минимальной затрате труда и строительных материалов достигнуть наилучших результатов. Наряду с удобными гаванями они искали благоприят­ных микроклиматических условий, на что указывает размещение Приены, Ассоса, Книда и других городов, защищенных от северных ветров гор амии поднятых над заболоченной территорией. Для строительства самого города греки выбирали относительно ровное место, отдавая предпочтение каме­нистым участкам с пологими склонами, так как в этих случаях отпадала необходимость в мощении улиц и площадей и. кроме того, территория города освобождалась от ливневых вод естественным путем. Однако не следует думать, что, выбирая место для своих городов, греки отдавали исключительное предпочтение утилитарным вопросам. Будучи художественно одаренным пародом, они никогда не забывали о той естест­венной природной оправе, которая способствует усилению архитектурной выразительности города. Греция с ее извилистой береговой полосой изоби­лует прекрасными пейзажами, по если проследить расположение грече­ских городов в связи с природой, то окажется, что они занимают наиболее красивые места. Руководитель раскопок Микен и Тиринфа Генрих отмечает, что природа Арголидского залива, где расположены эти города, далеко превосходит известные ему пейзажи Кордильер и живопис­ных Сандвичевых островов, разбросанных среди океана подобно гигантским цветущим клумбам. Блестящий пример размещения города в высокогор­ных условиях дает Ассос. Собственно город лепился по крутому склону горы, обращенному к морю. На полугоре мы находим театр, гимпасий и агору, для которой был отвоеван у скалы трапециевидный уступ. Из теат­ра и агоры в южном направлении раскрывается вечно синее Эгейское море со скалистым островом Лесбос. Не менее живописно расположение Мессаны, построенной у подножия Этны в Мессинском проливе, а также Эгины, стоящей па острове среди рощ. Следует отметить, что лесов на территории современной нам Греции стало значительно меньше, так как экспорт строительного леса в Египет и прочие безлесные страны древнего мира продолжался в течение многих веков.

Постепенно исчезли живописные сосновые и дубовые леса, покрывав­шие горы; тонкий плодоносный слой выветрился и обнажились корен­ные известковые породы, теперь изъеденные карстом и покрытые скудной растительностью. Само собой разумеется, что с потерей лесов пейзажи Гре­ции значительно обеднели, и лишь отдельные места в окрестностях Олим­па, Эпидавра и Эгины отдаленно напоминают ту чарующую природу, кото­рую древние греки считали «земным раем», населенным богами, свободно общавшимися с людьми.
Генеральные планы городов
Раскопками, производившимися в XIX и XX вв., обнаружены генеральные планы многих древнегреческих городов. Однако наиболее полное освеще­ние получила планировка более поздних периодов, а именно классического и эллинистического, тогда как архаика и тем более критский и микенский периоды остаются еще мало изученными.

Критские и микенские города известны только по частичным раскопкам таких небольших поселений, как Кносс, Палекастро, Гурния, Аргос. Тиринф и Микены, а также по отдельным дворцам и акрополям, и, следова­тельно, в распоряжении современной пауки еще нет достаточных данных для того, чтобы проследить развитие приемов планировки на всем протя­жении греческой истории. Именно поэтому мы ограничимся краткой обоб­щающей характеристикой планировочных приемов, не претендуя на полноту освещения древнейших периодов. Отличительной чертой критских городов периода расцвета минойской куль­туры было то обстоятельство, что они не имели оборонительных стен, и это вполне понятно, так как островное положение страны и наличие сильного военного флота гарантировали безопасность городского населения. Не имея внешнего пояса укреплений, критские города могли беспрепят­ственно расти во всех направлениях, не испытывая удушающей тесноты. И тем не менее раскопки Гурнии, Палекастро, Феста и даже критской столицы—Кпосса—показывают, насколько плотной была застройка этих городов. Жилища беднейших ремесленников срастались друг с другом, представляя собой своеобразные блочные дома, и лишь дворцы их виллы привилегированного населения свободно размещались на отдельных уча­стках. Улицы критских городов, рассчитанные на вьючный транспорт, хотя и мостились и даже снабжались водостоками, но никогда не превосхо­дили по ширине 2 и от силы 3 м, а главные дворы во дворцах, возможно служившие для народных собраний, едва достигали 50 м в длину. Столь очевидная теснота в городской планировке и застройке объясняется слабо­стью экономического развития критских городов, с одной стороны, и огра­ниченными строительными возможностями, с другой.

Почти без колебаний можно заключить, что критские города, за исключе­нием дворцовых комплексов, хорошо изученных в Кноссе и Фесте, не обла­дали регулярными планами. Трудно представить себе эти города живо­писными. Стены, сложенные из громадных, почти необработанных постелистых камней, деревянные конические столбы вместо колонн, давящие низкие потолки и, наконец, сплошная застройка без разрывов -— вот, что встречало и окружало зрителя на каждом шагу. И если во дворцах бес­спорными художественными качествами обладала степная живопись, то в городе господствовал необработанный камень.

Почти па том же художественном уровне стояли и микенские города, пора­жавшие воображение зрителей количеством труда, затраченного на созда­ние циклопических стен, но не возбуждавшие в них высоких художествен­ных переживаний. Вопрос о планировке микенских городов остается открытым, так как раскопками обнаружены только акрополи, служившие резиденциями базилевсов. Если принять во внимание относительно крупные размеры акрополей и большое число складских помещений, располо­женных в толще циклопических стен, то можно с уверенностью полагать, что акрополь во время осад служил убежищем для большого числа людей. Таковыми, несомненно, являлись акрополи Микен и Тиринфа. Весьма воз­можно, что в акрополь стекались жители окрестных населенных пунктов, а в первую очередь в нем находили защиту те местные жители, которые обитали под стенами акрополя. Акрополь, по крайней мере к концу микен­ской эпохи, был окружен стихийно возникавшими жилыми районами, в которых обитало торгово-ремесленное население. В этом выделении акро­поля и особенно в его нагорном расположении заключалась характерная особенность микенских городов. Отметим, что города Двуречья, Крита и Египта почти всегда размещались на спокойном рельефе и были плоскими городами, силуэт которых оживляли только искусственно создаваемые вер­тикали. Зиккурат, пирамида или дворец на высокой террасе компенсиро­вали то, чего не имела природа, тогда как в микенский период даже невы­сокие дворцы, стоявшие на площадках акрополей, поднимавшихся на 40—50 м и более над поверхностью почвы, вероятно, производили сильней­шее впечатление. Собственно, решающую роль в силуэте микенского горо­да играли не столько дворцы, сколько самая скала и подпорные стены. Планировка городов архаического периода также остается неясной, хотя для понимания ее довольно значительный материал дают священные уча­стки и акрополи, сформировавшиеся в VII и VI вв. до п. э. К этому вре­мени жилые районы, окружавшие акрополь, настолько разрослись, что превратились в собственно город со своей системой улиц и площадью агорой, обычно размещавшейся перед святилищами пли у главной дороги. В этом так называемом нижнем городе обитало торгово-ремесленное на­селение, состоявшее как из свободных граждан, так и из большого числа рабов. С ростом экономического значения нижнего города возникла необ­ходимость его защищать, и вот появляются вторые, внешние городские степы, а самый акрополь превращается в цитадель, служившую одновре­менно и вместилищем храмов. Таким образом, в архаический период гре­ческие города получили весьма характерную двучленную структуру с ак­рополем и городом, обнесенным стеной. Таковы Афины, Ассос, Селинунт. древний Пергам и др.

Для городов архаической эпохи была характерной нерегулярная, живопис­ная планировка, вытекавшая из естественного хода развития города, созда­вавшегося без заранее составленного генерального плана. Однако нет оснований отрицать наличие в этот период некоторых элементов нарождавшейся регулярной гипподамовой планировки. Уже ориентация входов в перипте-ральные храмы на запад и восток вносила порядок в расположение глав­ных зданий, чему может служить примером архаический Селинунт, где пять параллельно расположенных храмов предопределили направления улиц.

Переход к регулярной планировке, основанной на сочетании взаимно пер­пендикулярных осей, произошел в классический период при восстановле­нии городов, разрушенных персами. Первыми городами, получившими строгие генеральные планы, были Пирей, Мил от, Фурии и Родос, с кото­рыми связывают имя Гипподама.

Пирей, служивший одновременно и торговым портом Афин, и военной ба­зой афинского флота, располагался на полуострове, имевшем три естест­венные гавани. На северо-западе лежала обширная торговая гавань, на юго-востоке находились хорошо защищенные военные бухты Мунихий и Зея. В середине V в. до и. э. Пи реп был окружен со всех сторон стенами, к которым с северо-востока примкнули так называемые Длинные стены, соединившие этот город с Афинами.

Попытки расшифровки древнего пирейского плана. сделанные Курциусом, Каупертом и Юдаихом. пока еще не привели к желательным результа­там, так как раскопки на территории каждого живущего города почти невозможны. Однако по расположению древнего водопровода, по очерта­ниям степ, ограждавших торговую пристань, и, наконец, по остаткам фун­даментов античных домов можно почти безошибочно полагать, что в Пирее существовала система прямолинейных улиц, направленных как вдоль полу­острова, так и поперек пего. Одна из продольных улиц имела наибольшую ширину и располагалась по оси полуострова; па ней, согласно реконструк­ции Курциуса и Кауперта, лежали три агоры, и, следовательно, на при­мере Пирея мы встречаем клан города с одной безусловно господствующей планировочной осью.

В отличие от Пирея Милет демонстрирует применение двух планировоч­ных осей. В 479 г. до п. э. началось восстановление Милета, сожженного и разрушенного персами. Степень разрушения города была, вероятно, настолько большой, что явилась возможность коренной планировочной реконструкции'. Милет с древнейших времен занимал полуостров, изрезан­ный глубокими естественными бухтами, но местность не имела высоких холмов, в силу чего применение шахматной планировки почти не встречало препятствий. Такую планировку и осуществили в натуре на протяжении. V, а может быть, и IV вв. Генеральный план Милета, несмотря на стан­дартность кварталов в южном районе, имеет несомненные художествен­ные достоинства. Город получил две главные улицы, идущие с юга на север и с запада на восток. Они выделяются значительной шириной (7,5 м против обычных 4,5 м) и. кроме того, удачно соединяют центр города с город­скими воротами.

Однако еще большее значение в планировочной композиции Милета имел городской общественный центр, подчиненный той же системе взаимно пер­пендикулярных осей. Начиная от главного въезда в город, т. е. от глубо­кой военной гавани, в южном направлении" сплошной вереницей тянулись площади, храмы и другие общественные здания. Здесь мы находим замк­нутую Северную агору, предназначенную для торговли, и общественную площадь перед зданием Булевтерия, и большую торговую Южную агору, имевшую сквозной проезде севера па юг. Перпендикулярно этому комплек­су построек и по соседству с Торговой (или Театральной) бухтой разме­стились стадион и гимнасий, а все вместе составило столь крупный и яркий ансамбль, что монотонность жилых кварталов, несомненно, смягчалась, если по исчезла совершенно.

Прием пересечения планировочных осей, примененный в Жилете, получил широкое распространение еще в классический период.

Помимо Милета ярко выраженный перекресток мы находим в Олинфе, Селштунте, Книде п других городах.

В 409 г. до н. э. Селин унт был разрушен во время карфагенского вторже­ния, по через два года в акрополе начались планировочные работы. Приме­няясь к расположению сохранившихся архаических храмов, строители Се-линупта осуществили перекресток из двух прямых магистралей. Первая из них прошла от главных ворот вдоль полуострова к морю, а вторая— перпендикулярно ей, между храмами А и В. Таким образом, храмы акро­поля оказались заключенными во входящие прямые углы. Еще более четкое угловое решение мы находим в дорийском городе Книде, где главная улица занад — восток была проложена параллельно береговой полосе. В этой параллельности или перпендикулярности улиц естествен­ным рубежам сказалось искусство греков связывать свои планировочные композиции с природой. Следует отметить еще одно существенное обстоя­тельство, а именно, что ни один из греческих городов не получил прямо­угольного или круглого очертания. Наоборот, все внешние контуры грече­ских городов, ограниченные оборонительными стенами, всегда имели сво­бодную трактовку, отвечавшую живописным ломаными льющимся линиям, которыми обладает природа. И, может быть, поэтому геометрическая чет­кость регулярных планов становилась положительным качеством.

Архитектура акрополей

Одним из наиболее изученных микенских замков является акрополь Ти-ринфа. Тиринф располагался па одиночном пологом холме, продольная ось которого имеет меридиональное направление. Главный вход в тирппф-ский акрополь находился в восточной стене, а территория так называемой Верхней крепости была занята дворцом с его приемными залами, жилы­ми помещениями и парадными дворами, в которые вели пропилеи с дере­вянными колоннами. Рассматривая грубые внешние стены акрополя, местами достигавшие 9 м в ширину, лавируя в тесных лабиринтах дворца, зритель убеждается, что акрополь Тирннфа имеет археологическую, но не художественную цен­ность. Однако, чтобы понять композицию поздних акрополей, необходимо изучить акрополь Тиринфа, так как именно от него и его современников произошли те планировочные приемы и архитектурные формы, которые мы находим в архаическом Афинском акрополе. Древнейшие стены Афин­ского акрополя столь же грубы и неправильны по очертаниям, как и стены Тнринфа, остатки дворца имеют ту же запутанную планировку, а пропи­леи в обоих случаях представляют собой примитивное оформление входов. Однако сравнивать мегарон Тиринфа со стофутовым храмом можно только с осторожностью, ибо первый является обстроенным помещением с глу­хими стенами и колонками с одной стороны, тогда как второй представ­ляет собой свободно стоящее здание. Собственно, происхождение перип­тера и теперь еще остается не вполне ясным, хотя актовый храм и может являться связующим звеном между ним и мегароном. И тем не менее центральное положение периптериального храма в акрополе и его парал­лельность продольной оси плоскогорья указывают на влияния микенских планировочных приемов. Акрополи микенской эпохи до некоторой степени можно уподобить фео­дальным замкам, возникавшим среди дикой природы. Акрополь служил в это время резиденцией правителей, быть может, иноземных завоевателей, так как могучие степы, окружавшие скалистое плато, красноречиво говорят о военной опасности, постоянно угрожавшей властителям страны. Собст­венно, помимо дворца в акрополях не было значительных зданий; площа­ди как таковые отсутствовали, их заменяли дворы. В архаическую эпоху по мере развития полисов вырастают предместья городов, и самый акрополь превращается во внутреннюю городскую цита­дель. В это же время происходит крупнейшее событие, определившее архи­тектуру акрополей на сотни лет, а именно появляются периптеральиые храмы. Естественно, что периптер как сооружение, связанное с религиоз­ными процессиями, обходившими храм снаружи, получил объемную трак­товку и занял обособленное место в акрополе. Благодаря этому, а также вследствие крупных размеров периптер стал определяющей силой ансамб­ля, гораздо более ощутительной, чем прежний дворец-мегарон. Тогда же было установлено правило ориентировать храмы в направлении запад-восток. В Олимпии, Делъфах, Селинунте, Афинах и всех прочих греческих городах периптеральпые храмы расположились по географическим парал­лелям с еще большей математической точностью, нежели христианские храмы в России. Однако, применяя установленную ориентацию храмов, греки старались подкрепить ее соответствием естественным рубежам, и если главные улицы греческих городов проводились параллельно или пер­пендикулярно берегу или горному склону, то также размещались и храмы. С течением времени значение акрополя как внутренней крепости все более и более падало, а с утверждением демократии он перестал быть и резиден­цией государственной власти. На примере Афинского акрополя, перестроенного после греко-персидских войн, мы имеем уже священный заповед­ник Афин, почти лишенный гражданских построек. Именно в этот (клас­сический) период на почве высокого расцвета искусств сложилось живо­писное понимание ансамбля акрополей. Если храмы архаического Сели-нунта размещались в виде монотонной «строчной застройки», то в Афин­ском акрополе храмы стояли под углами друг к другу, вследствие чего оживлялась и общая композиция. Если в Селинунте и даже в Олимпии мы находим равновеликие или подобные храмы, то в Афинском акрополе все храмы были различными. Лишь один из них, а именно Парфенон, получил колоннаду со всех сторон и главную угловую точку зрения из Пропилеи. Рассматривая ансамбль Афинского акрополя, мы обнаруживаем, что одной из главнейших художественных целей строителей было выделить Парфе­нон и сделать его безусловно господствующим зданием. Для этого был использован естественный рельеф площадки с подъемом в сторону храма па 10 м. Для выделения Парфенона небольшой храм Эрехтейон получил раздробленную композицию, состоявшую из трех частей, в то время как главный храм имел единый лаконичный объем. И, наконец, чтобы связать воедино весь ансамбль, была поставлена сильная вертикаль в виде статуи Афины Промахос. Известно, что вертикали и большие горизонтальные со­оружения начинают сильнее звучать при взаимном соседстве, а в данном случае контраст вертикального изваяния и горизонтального храма с колон­нами был особенно острым благодаря сопоставлению бронзовой статуи с мрамором храмов. Начиная с V в. до н. о. в архитектурную практику греков входят театры. В условиях сухого и теплого климата Греции театр не требовал крыши, а наличие удобных горных склонов исключало и стены, давая возможность вырубать сиденья для зрителей в самой скале. Подобные театры встре­чаются в Афинах. Ассосе, Эпидавре, Приене и многих других городах. Но, поскольку акрополи занимали холмы, постольку и театры стали строиться на склонах тех же холмов. Возникновение больших открытых театров на склонах Афинского и Пергамского акрополей украсило эти ансамбли. Те­атр повлек за собой строительство галерей и террас, служивших местами прогулок для публики, а все вместе настолько изменило внешний облик акрополя, что горные склоны и старые оборонительные укрепления почти совсем стушевались. Афинский акрополь IV—III вв. представлял собой архитектурно единое сооружение, как бы выраставшее из города, компози­ционно связанное с ним постройками па склонах холма и несшее на себе драгоценные храмы. Конечно, разница между этим акрополем и суровыми замками микенской эпохи была уже колоссальной. В последние века художественного процветания Греции акрополи испы­тали на себе влияние римской культуры. В этом отношении особенно пока­зателен Пергамский акрополь. Будучи столицей одного из значительных эллинистических государств, Пергам достиг высочайшего расцвета в прав­ление Евмена II (197—159 гг. до н. э.). К этому времени относится боль­шинство архитектурных сооружений Пергамского акрополя и знаменитый алтарь Зевса, построенный около 180 г. Римское завоевание не разорило города, и вплоть до эпохи Траяна (98—117 гг.) он продолжал украшаться новыми постройками, сохраняя за собой всемирную славу центра эллин­ской учености на востоке империи. Пергамский акрополь занимает цепочку естественных террас, поднимаю­щихся с юга на север и образующих большую дугу, внутри которой нахо­дились жилые кварталы города. Подъем скалы над уровнем города дости­гает 100 м, п можно полагать, что постройка акрополя на столь большой высоте объяснялась не столько стратегическими, сколько художествен­ными соображениями, так как отсюда раскрывается чарующий вид па город, долину и отдаленное море. Сравнивая акрополь Пергама с классическим Афинским акрополем, нельзя не отметить различного отношения к обработке рельефа и трак­товке всей композиции в целом. Действительно, грек-классик принимал площадку акрополя в ее естественном состоянии, видя в ней часть окру­жающей природы. Он относился к ней, как скульптор к мраморной глыбе, которую можно обкалывать, извлекая задуманные формы, по не добавляя ничего чужеродного данному материалу. Фидия, Иктина, Калликрата я Мнесикла удовлетворяла естественная грубая поверхность скалы, контрастная к нежному мрамору храмов. Но мастера эллинизма и особенно римской эпохи искали иных художественных эффектов. Идеально пра­вильная плоская поверхность площадки (к тому же замощенной камнем), господство симметрии и прямого угла являлись для них непреложным за­коном. И если площадка Афинского акрополя сохранила свои подъемы и впадины почти в первоначальном виде, то площадка Пергамского акро­поля была разбита на ряд геометрически правильно обрисованных и вы­ровненных террас с удивительной рассудочностью. Композиция Афин­ского акрополя обладала равновесием частей, но никогда не была симмет­ричной, в Пергаме же симметрия культивировалась. Алтарь Зевса стоит в середине первой террасы: Траянеум представляет собой симметричный, чисто римский ансамбль, и даже театр занимает срединное положение, разделяя дугу большого ансамбля на две симметричные ветви. Разумеет­ся, окончательно «побороть природу», придав ей строгие геометрические формы, здесь не удалось, несмотря на всю мощь инженерных средств. Пергамский акрополь в своем силуэте остался несимметричным ансамб­лем, и, может быть, это обстоятельство и сохранило за ним живописность, присущую греческим композициям.

Архитектура агор

Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­ щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в IIII вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

Афины и Пирей

Дата основания Афин теряется в глубокой древности. Весьма вероятно, что еще задолго до переселения ионийцев в Аттику скалистый холм акро­поля был укреплен и служил резиденцией местных правителей микен­ской эпохи. И это вполне допустимо, так как нагорное плато, имевшее около 300 м в длину, могло вместить немалое число построек, защищен­ных скалистыми обрывами почти безо всяких дополнительных укреп­лений. В отличие от многих древнегреческих городов Афины разместились среди скудной природы. Голые холмы обособленно возвышаются здесь над без­водной равниной; лесов, освежающих ландшафт своими сочными зеле­ными массивами, нет до самого горизонта, и только синеющая полоса от­даленного Фалерского залива, сверкающий небосвод и конус горы Лика бет отдаленно напоминают страну прекрасных пейзажей — Элладу. II все же ландшафт Афин не был однообразен. Холмы Ареопага, Пникса и Нимф значительно поднимаются над равниной. Лежащий к югу от них холм Мусей уже создает ощутительные контрасты рельефа, тогда как скала акрополя в своем естественном очертании весьма выразительна. Ее силуэт выделяется на небосклоне своей мощной формой, как будто соз­данной для того, чтобы стать пьедесталом для великих произведений ар­хитектурного искусства. Следует отметить, что скала Афинского акрополя, растянутая с запада на восток, занимала центральное местоположение на территории древних Афин. Акрополь хорошо воспринимался с юга и юго-запада, так как за долиной, по которой несет свои воды ручей Илисс, тянутся отроги Гиметта. Отсюда, т. е. на расстоянии, не превышающем 600 м, раскрывается акрополь, озаренный прямыми или скользящими лучами солнца. Види­мый с высоты 110—120 м, он воспринимается почти в проекции сквозь чистый и прозрачный воздух, дающий возможность видеть не только це­лое, но и детали. Вот почему акрополь всегда «присутствовал.» во всем окружающем ланд­шафте, а в ясные дни золотое копье Афины Промахос (Воительницы) было видно даже с Фалерского рейда. Микенский период в истории древних Афин почти не оставил веществен­ных следов. Предполагают, что город в это время замыкался в пределах акрополя, по контуру которого тянулись циклопические степы, спускав­шиеся к подножию скалы только на северо-западе, чтобы обойти и вклю­чить в черту укреплений источник родниковой воды. Этот источник имел большое жизненное значение для акрополя, так как скалистый холм пред­ставлял собой безводный каменный массив. В начале архаического периода па верхней площадке акрополя (и по со­седству с северной стеной) был построен дворец базилевсов Аттики. К этому времени город уже настолько разросся, что вышел из пределов акрополя и стал распространяться в юго-западном направлении — в сто­рону Илисса и долины Лимн. Еще Фукидвд отмечал, что большая часть древних святилищ находилась к югу от акрополя; среди них выде­лялось святилище Диониса, привлекавшее много паломников. Однако наи­более оживленным местом Афин архаического периода, за исключением акрополя, были Лимны. где находилась древнейшая рыночная площадь. Политическое объединение Аттики под властью Афин способствовало рас­ширению и украшению города. В Афинах сосредоточились культы раз­личных аттических богов, а вместе с ними стали возникать и многочислен­ные храмы. Среди них заслуживают упоминания храмик Артемиды-Брауронии и большой храм Афины Полиады, чаще называемый Стофутовым, храмом (или Гекатомпедоном). Оба храма был л построены на территории акрополя, причем первый занял юго-западный угол скалистого плато, а второй разместился в середине, поблизости от позже возникшего Эрехтейона. Обладая большими размерами и выгодным центральным местоположением, Стофутовый храм господствовал над Афинами, являясь в течение полутора веков главным украшением Афинского акрополя. Естественно, что перестройка этого храма повлекла за собой оформление главного входа в акрополь. И в том же VI в. до тт. :ч. у западной оконечности скалы были построены древние пропилеи, фундаменты которых частично сохранились у южного угла современных Пропилеи. Н конце VI в., во время правления аттических тиранов — Писистрата и его сыновей Гиппия и Гиппарха, проводилось большое строительство. Афины к этому времени значительно расширились, по преимуществу в северном направлении. Город, несомненно, достиг ручья Эридан и включил в сжит пределы южную оконечность района «Керамика», где обитали ремеслен­ники-гончары. Желая разгрузить старую агору от скопления людей и вьючных животных, Писистрат основал к северу от акрополя новую торговую площадь, близ которой разместились многоколонные галереи и различные общественные здания. Тогда же за пределами Афин был за­ложен грандиозный храм Зевса Олимпийского, а самый город впервые получил оборонительную каменную стену. Топография этой древнейшей стены, несмотря на археологические изыскания Курциуса и Юдайха39, все же далеко не ясна, в силу чего мы ограничимся лаконической харак­теристикой Геродота, назвавшего Афины «колесовидным городом». На рубеже VI и V вв. Афины пережили ряд потрясений. В 510 г. была уничтожена власть тиранов, по молодую республику ожидали тягчайшие военные испытания в борьбе с деспотической Персией. Овладев Фермопильским проходом, Ксеркс вторгся в цветущую Аттику. Внешние стены Афин не оказались препятствием для персов, но Афинский акрополь ге­роически защищался в течение долгого времени. В наказание за это персы подвергли разрушению все постройки акрополя. Стофутовый храм, так же как и реликвия афинян — священная маслина, был сожжен. Со слепым озлоблением завоеватели уничтожали даже те строительные материалы, которые были приготовлены для только что заложенного Парфенона. Однако полностью разрушить акрополь им не удалось, так как Саламин-ская победа, одержанная греками почти рядом с Афинами (близ порта Пирей), возвратила им свободу в том же 480 г. Восстановление Афин представляет исключительный интерес как в смыс­ле возведения стратегических укреплений, так и в смысле строительства жилых и общественных зданий. К сожалению, рядовая жилая застройка до нас почти не дошла, но оборонительные укрепления и общественные здания, представленные бессмертным ансамблем акрополя, дают доста­точный материал для того, чтобы выяснить главнейшие замыслы строи­телей и определить очередность восстановительных работ. Вопрос, с чего начинать строительство разрушенной столицы, встал перед руководите­лями Афинской республики и в первую очередь перед Фемистоклом— организатором Саламинской победы. Поскольку война с Персией еще не была закончена, а Спарта являлась лишь временным союзником Афин (и в то же время их потенциальным врагом), постольку первым и неот­ложным мероприятием стало стратегическое укрепление города. Оборони­тельное строительство началось с реконструкции акрополя. Насколько важными и спешными были эти работы, можно судить уже по тому, что на заделку пробоин в северной стене были употреблены драгоценные мра­морные колонны, приготовленные для строительства Старого Парфе­нона. Почти одновременно с укреплением акрополя, а именно в 479—478 гг. до н. э., были построены новые городские стены Афин, охватившие более обширную территорию. С юго-запада стены прошли по стратегически выгодным высотам Мусея, Пникса и Нимф, а на востоке коснулись пло­щадки недостроенного храма Зевса Олимпийского. Вслед за тем Феми-стокл приступил к укреплению Пирея и строительству соединительных пирейско-афинских Длинных стен. Когда это грандиозное сооружение, имевшее около 6 км в длину, было закончено, Афины и Пирей соедини­лись и образовали единое стратегическое целое. В истории градостроительства, так же как и в военной истории, Длинные стены еще не получили должной оценки, а между тем они являлись весьма разумным оборонительным сооружением. В самом деле, если вспомнить, какую огромную положительную роль сыграла в обороне Ле­нинграда 1941 —1944 гг. узкая зона, соединявшая героический город с Кронштадтом на западе и Ладожским озером на востоке, то станет по­нятным стратегическое значение Длинных стен, ибо они защищали важ­нейшую дорогу, дававшую выход Афинам к стоянке военного флота. И Фемистокл хорошо понимал, что пока сохраняется связь Афин с пирей-ской военной базой, до тех пор Афины будут неприступной твердыней. Именно поэтому он предпринял строительство укреплений, составляющих более 35 км в длину. Помимо стратегического значения пирейско-афинские Длинные стены играли немаловажную архитектурную роль, так как они ограждали крат­чайшую и главную дорогу в Афины. Восприятие акрополя с пирейской дороги было проверено автором данной работы на натуре, несмотря на всю сложность этой задачи. Ведь древних Длинных стен уже давно нет, тогда как многоэтажная застройка слившихся воедино городов заполняет ин­тервал между Афинами и Пиреем. Что же оказалось в результате этой проверки? Пешеходы, направлявшиеся из Пирея в столицу, лишь в самый первый момент могли увидеть тимпан Парфенона и зеленеющую рядом с ним полуфигуру Афины с золоченым копьем. Тем самым зрителям по­казывали конечную и весьма интригующую цель пути. Однако в дальней­шем акрополь надолго скрывался из вида. Но когда зритель, перейдя ру­чей, достигал вершин прославленных холмов, перед ним стремительно начинал подниматься со дна котловины ансамбль акрополя, причем с наи­более выигрышной для него стороны, а именно от главного входа. Такого эффекта в организации подходов к выдающимся памятникам зодчества история еще не знала. Однако к строительству новых храмов в акрополе перешли не сразу, и это вполне естественно, так как крупные средства и силы отнимала плани­ровка и жилая застройка Афин и Пирея. Поскольку Пирей создавался на почти необжитом месте, постольку здесь явилась возможность осуще­ствить регулярную планировку, поставив перед собой определенные композиционные задачи. Афины же, отчасти в силу холмистого рельефа, а от­части в силу невозможности изменить старую планировочную топогра­фию, не получили регулярного плана. Как и в архаический период, в Афи­нах в V в. сохранялась беспорядочная паутина узких извилистых улиц, огибавших холмы и сходившихся пучками у немногочисленных городских ворот. Существенным мероприятием этого времени был переход от местного туфа к так называемому поросу, известняку, который доставлялся через пирейский порт. Из этого камня было построено большинство обществен­ных зданий Афин классического и эллинистического периодов. Способ­ствуя инициативе отдельных застройщиков в восстановлении жилищ, Фемистокл, а вслед за ним и Кимон продолжали работы в акрополе. В корот­кий срок были реставрированы архаические Пропилеи и целла Стофуто­вого храма, и только после того, как безопасность Афин была гаранти­рована, а местное население получило жилые дома, началась капитальная перестройка акрополя. В 40-х годах V в. во главе афинской рабовладельческой демократии стал Перикл — выдающийся политический деятель, покровитель наук и ис­кусств. Используя выгодное политическое положение Афин, фактически подчинивших себе союзные греческие государства, Перикл объединил в своих руках громадные материальные ресурсы и объявил строительство Афинского акрополя общегреческим делом. В 448 г. против главного входа в акрополь была поставлена бронзовая статуя Афины Промахос. Афина, представленная во весь рост, была задрапирована в легкие одежды, в руках она держала щит и копье. По отзывам древних авторов (Павсания, Овидия, Зосима и др.), статуя представляла собой выдающееся произведение монументальной скульптуры. Но, к сожалению, вместе с разграблением акрополя в византийский период она бесследно исчезла, и лишь изображения на древних монетах дают о ней отдаленное представ­ление.
1   2   3   4


написать администратору сайта