градостроительство древнего рима и греции. Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима
Скачать 242.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ Рязанский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Реферат по дисциплине «Градостроительство» на тему «Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима» Выполнила: студентка 3 курса группы 181р12 специальность 08.03.01 шифр 0818044 Ефимова К.В. Проверил: Векилян М.О Рязань 202 1 Древняя Греция Следующим периодом, еще более важным для всего дальнейшего развития человеческой культуры, явился период античного рабовладельческого общества. Давая характеристику этому периоду, Энгельс говорил: «. . . без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Нам никогда не следовало бы забывать, что все лапте экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, е какой и общепризнано. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма». Особенно прогрессивную, творческую роль в развитии европейских народов сыграла Древняя Греция. Действительно, пет ни одной такой области в созидательной деятельности человека, где бы греки не оставили цеппоп-шего наследия. В Греции была создана своеобразная мифология, тесно связанная с прекрасной и тогда еще почти не измененной человеком природой, которую народная фантазия населила целым сонмом человекоподобных божеств. Греческая мифология послужила источником эпоса, лирики и драмы, Греция явилась родиной целого ряда наук, начиная с рационалистической философии и кончая историей и медициной. Непревзойденных высот достигли древние греки в области изобразительных искусств, также связанных с мифологией. Образы богов и легендарных героев воплощались в мраморных н бронзовых изваяниях, в релъефах и росписях храмов, в орнаментации художественной утвари, тканях, монетах и ювелирных изделиях. При этом следует отметить то существенное обстоятельство, что древнегреческий эпос не только давал сюжеты и образы для изобразительного искусства, но и развивал в художниках чувство прекрасного, обогащая их вечно юной и свежей народной фантазией. В период расцвета греческой рабовладельческой демократии искусства и науки не испытывали л а себе того ограничивающего и подавляющего воздействия религии и государственного аппарата, которое имело место в Египте и прочих восточных деспотиях. Отсутствие сковывающего влияния жреческой касты н своеобразные условия рабовладельческой демократии оставляли известную свободу для творческой мысли, и, может быть, поэтому искусства и пауки достигли в Греции неслыханной высоты, В строительстве греческих периптеральных храмов сложилась ордерная система с тремя главными ордерами: дорическим, ионическим и коринфским. В Греции впервые возникли театры, стадионы, гимнасии и другие общественные здания, вошедшие в строительную практику других европейских народов. В эллинистический период высоко развилось благоустройство городов и зародилась та прямоугольная планировочная система, которая сочетает прямолинейные улицы с прекрасно скомпонованными регулярными площадями. Эти площади, так же как и храмы, высоко стоявшие па площадках акрополей, никогда не представляли собой обособленных комплексов—физически и оптически отделенных от города. В отличие от городов Двуречья и Египта, где храмы и дворцы скрывались внутри цитаделей и храмовых оград, центральные ансамбли греческих городов целиком принадлежали городу и составляли единое неразделимое целое с его планировкой и застройкой. В чем же заключались специфические особенности и самый характер древнегреческой архитектуры? В своей замечательной работе «Родина Зигфрида» Энгельс говорит: «Греческое зодчество — это светлое, радостное сознание, мавританское — печаль, готическое — священный экстаз; греческая архитектура это — яркий солнечный день, мавританская — пронизанные звездным сиянием сумерки, готическая — утренняя заря» 24. Пользуясь сопоставлениями контрастных стилистических особенностей зодчества. Энгельс в превосходной художественной форме выделяет жизнерадостность как главную черту, присущую древнегреческой архитектуре. И в самом деле, тот, кто наблюдал античные памятники в их естественной природной среде под горячими лучами южного солнца, тот ясно ощущал жизнеутверждающий характер греческого искусства. Греки многое взяли из культурной сокровищницы народов Востока, по подавляющую колоссальность и мистику архитектурных образов они оставили в стороне. Все греческие сооружения вызывают бодрое приподнятое настроение. Человек, попавший на площадку Афинского акрополя, чувствует себя легко и свободно, а это ощущение никогда не могло бы возникнуть без учета живого человека как мерила окружающей архитектурной обстановки. «Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних пародов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки». Такими словами характеризует К.Маркс древнегреческое художественное мировоззрение. И в этой характеристике заключается глубокий философский смысл, ибо греки в своем художественном творчестве избегали крайностей и создали искусство светлое, жизнерадостное, реалистическое и человеческое в своем существе. Эти качества, получившие отражение и в градостроительстве, делают искусство древних греков одним из основных источников для освоения художественного наследства Общая характеристика древнегреческого градостроительства Культура пародов Эгейского мира, обнимавшего архипелаг и прибрежную полосу Эгейского моря, находилась в несомненной связи с культурой древних восточных деспотий. И вместе с тем нельзя отрицать ее влияния на позднее возникшую культуру древних греков. Понимание истоков развития древнегреческого градостроительства было бы затруднено без предварительного рассмотрения городов, созданных па Крите, и особенно в районе Микен. Это обстоятельство и заставляет пас осветить градостроительную деятельность пародов Эгейского мира в качестве введения в историю греческого градостроительного искусства. Заселение Балканского полуострова началось в весьма отдаленные времена. Вероятно, в первую очередь был освоен Эгейский архипелаг, служивший естественным «мостом» между Европой и Азией. Остров Крит, крупнейший из эгейских островов, благодаря своему географическому положению в центре восточной части Средиземного моря получил господствующую роль, и па его территории уже в конце III тыс. до н. э. сформировалась так называемая мипойская культура. Центрами мппойской культуры были Кносс, Фест, Гурниа и ряд других еще мало изученных городов. В XV столетии до п. о. градостроительная деятельность критян прекратилась, и на смену старым культурным центрам Эгейского мира выдвинулись новые, возникшие на континенте—в северо-восточном районе Пелопоннеса. Здесь среди городов, примыкавших к Лрголидскому заливу, особенно выделялись Тирипф, Микены, Навплия и Аргос, являвшиеся центрами так называемой микенской культуры. Расцвет микенской культуры, оставившей города, укрепленные стенами циклопической кладки, относится к XV—XII вв. до тт. э., после чего (вероятно, под влиянием передвижения племен, приходивших па Балканский полуостров) микенские города стали постепенно угасать. Историю древнегреческой художественной культуры принято делить на четыре эпохи: 1) древнейшую (или гомеровскую); 2) архаическую; Я) классическую; 4) эллинистическую. Начало древнейшего периода (закончившегося к VIII в. до н. о.) было отмечено появлением на территории Балканского полуострова нескольких последовательно сменявших одна другую племенных волп завоевателей (эолнйцев, ионийцев и дорийцев), находившихся па значительно более низкой ступени культурного развития и принадлежавших к собственно греческим племенам. Просачиваясь с севера, они постепенно разрушали микенскую культуру и, расселившись после борьбы на Балканском полуострове, островах и восточном (малоазийском) побережье Эгейского моря, перемешались с коренными жителями и стали усваивать их культуру. Эти племена находились еще па стадии разложения родового строя, в силу чего их градостроительная деятельность была чрезвычайно незначительной. Не создавая городов, завоеватели лишь использовали укрепленные акрополи микенской эпохи, обращая их в центры господства над окружающими сельскими общинами. Сведения о городах гомеровской эпохи настолько бедны, что мы не имеем возможности представить их планировку и застройку. Известно лишь, что в гомеровскую эпоху жилые дома сооружались по преимуществу из дерева и сырцового кирпича; тогда же появились и первые храмы, возможно, имевшие связь с мегафонами микенской эпохи. В архаическую эпоху, занимающую в истории Греции VIII—VI вв., закончилось разложение родового строя. На смену ему приходит господство аристократии, выделившейся из родовой общины. Аристократия берет в свои руки руководство религиозными культами, и с этого времени строительство храмов значительно расширяется. Однако развитие производительных сил страны образует в греческих городах новые социальные слои (ремесленники и торговцы), которые в борьбе с аристократией выдвигают специфическую форму политической власти— тиранию. Период господства тиранов уже ознаменовался значительными градостроительными работами, в частности строительством портов, храмов, площадей, водопроводов и оборонительных стен. Архаический период закончился формированием греческой рабовладельческой городской республики, так называемого полиса, который являлся наиболее совершенной для того времени формой государственности. VII—VI вв. до п. э. были отмечены все возраставшей колонизаторской деятельностью греков. Следует отметить, что возникновение многочисленных колоний сыграло прогрессивную роль в развитии греческой культуры, так как греки вступили во взаимодействие с наиболее передовыми пародами древнего мира. Колонизация расширила их кругозор и превратила греков в закаленный и предприимчивый народ. И если Греция в то время не имела единой государственности, а представляла собой систему политически разобщенных небольших городов-государств, то греки все же ощущали себя представителями одного великого племени. В IX и особенно в VIII, VII и VI вв. до н. э. было основано множество новых городов, по преимуществу в отдаленных районах бассейна Средиземного моря. Так, например, в 754 г. до н. э. выходцы из Коринфа заложили г. Сиракузы па острове Сицилия, а в середине VII в. до н. э. на том же острове возник Селинунт (о чем говорят л Фукидид, и Диодор Сицилийский) ; около 600 г. па южном побережье современной нам Франции строится город Массилия (Марсель); в 650 г. па территории нильской дельты сооружается Навкратида, и, наконец, продвигаясь па северо-восток, греки создают в 658 г. у входа в Черное море Византии, а в VI в. — Ольвию, Феодосию, Фанагорию и Херсонес на северном побережье моря. Уже из этого краткого перечня следует, что сфера распространения древнегреческих городов так же, как и сфера влияния греческой культуры, за это время чрезвычайно расширилась. Города архаической эпохи имели нерегулярную планировку и состояли из двух главных частей: акрополя и жилого района. Жизненным центром жилого района являлась гора, примыкавшая к торговым кварталам. В архаическую эпоху получило развитие каменное зодчество, проявившее себя в строительстве периптериальных храмов, тогда как в жилой застройке продолжали применяться деревянные конструкции в сочетании с сырцовым кирпичом. На рубеже VI и V вв. Греция подверглась вторжению персов. Двигаясь с востока на запад, персы разрушали по пути культурные центры ионийских и дорийских колоний. В огне бушевавших пожаров одним из первых погиб Милет, даже Афины жестоко пострадали от нашествия персов. Однако патриотический подъем греков, защищавших свою родину и ее политические порядки, превратил их в достойную военную силу, и после ряда побед (близ Марафонской бухты, у острова Саламина, и Платой) угроза полного уничтожения греческой культуры навсегда миновала. Во время греко-персидских войн руководящую и объединяющую роль среди греческих городов-государств играли Афины, и это первенствующее положение сохранилось за Афинами и после изгнания персов. Афинах— столице афинской рабовладельческой демократии—сосредоточились экономические ресурсы всей Греции; в Афины стали стекаться лучшие творческие силы, и в течение короткого времени искусство достигло здесь того высокого расцвета, который получил наименование классики. Еще в архаическую эпоху были созданы первые ордера—ионический и дорический; теперь же они достигли художественного совершенства и дополнились новым, неизвестным ранее коринфским ордером. В короткий период, измеряемый всего лишь одной человеческой жизнью, был построен с начала и до конца Афинский акрополь с прекраснейшим из периптериальных храмов—Парфеноном. Именно в эту эпоху соединились все лучшие творческие силы, и под руководством Фидия архитектура и монументальная пластика образовали единые синтетические композиции. Для V в. было характерным не столько строительство новых городов, сколько восстановление старых, поврежденных пли разрушенных персами. Однако, восстанавливая такие города, как Пирей или Милет, греки не повторяли старых, нерегулярных градостроительных приемов. Наоборот, они начинают применять новую регулярную планировочную систему. Эта так называемая «гипподамова планировка» получила в IV в. широкое распространение у греков, а к более позднее время повлияла и па планировочную деятельность римлян. Сравнительно хорошо изученный город классической эпохи (т. е. V— IV вв. до п. э.) представлял собой архитектурно организованное планировочное целое. Акрополи постепенно превратились в «священные места»; на горных склонах акрополей появились театры, тогда как значительно вырос пшй нижний город получил теперь обширные центры, состоявшие из площадей различного назначения, близ которых располагались булевтерии, гимнасии, пристани, склады и другие сооружения, обслуживавшие общественную жизнь и торговое судоходство. В истории Греции V— IV вв. были отмечены нарастанием классовой борьбы, подрывавшей устои города-государства. В эллинистическую эпоху (III—I вв. до н. у.) города-государства уступают место крупным греко-восточным монархиям, образовавшимся в результате экспансии греков па Восток. Еще во второй половине IV в. одно из северных балканских государств— Македония—в результате победоносных походов Александра Великого подчинило себе огромную персидскую монархию, а вслед за нею Египет, среднеазиатские страны и да/ке отдаленные области северо-западной Индии. Путь Александра от Геллеспонта в Египет и Среднюю Азию был ознаменован не только разрушениями городов, в число которых попал и великолепный Персеполъ, уничтоженный страшным пожаром; продвигаясь на Восток и мечтая о всемирной империи, Александр Македонский одновременно создавал опорные пункты нового государства. Проходя через Приену, он щедро одарил этот город; в дельте Нила, по повелению Александра, была основана новая столица Египта—Александрия (331 г. до н. э.); в Двуречье были построены Никефорий и Александрия (на Тигре); в Средней Азии—Александрия Дальняя (нынешний Ленинабад); на территории Индской долины возникла Никея, а в устье Инда сооружен порт Александра. Смерть Александра Македонского привела к распаду его огромной империи, державшейся на военной силе, по центры греческой культуры все же переместились па восток. В 111 и II вв. до тт. э. Александрия, Антиохия и Пергам достигли настолько большого развития, что могли конкурировать не только с Милетом, но и с Афинами. Градостроительство эллинистической эпохи сочетало в себе приемы и формы, свойственные коренной художественной культуре Греции, с архитектурным наследием Древнего Востока. Под влиянием грандиозных архитектурных сооружений восточных деспотий городские ансамбли приобрели значительно больший размах. Вместе с тем греки освоили в этот период то благоустройство, которое имело в городах Двуречья многовековую историю. Водопровод, канализация и мощение улиц прочно вошли теперь в строительный обиход. Значительно развилась архитектура жилого дома перистильного типа; храмы же утратили свою ведущую роль в архитектуре, их место заняли общественные сооружения: театры, стадионы, библиотеки. Уничтожение Карфагена, приведшее к установлению римского владычества на Средиземном море, предопределило судьбы эллинистических государств. В 146 г. до н. э. собственно Греция окончательно лишилась политической независимости, превратившись в римскую провинцию Ахайю. Но, несмотря па жестокий разгром Пирея, Афин и других городов во время восстаний при Сулле и Цезаре, Греция все же продолжала оставаться обетованной землей наук и искусств. Вплоть до I в. п. э. греческие архитекторы являлись главными строителями Рима, а с провозглашением империи многие греческие города, к которым благосклонно относились императоры династий Флавиев и Антонинов. украсились великолепными храмами, термами, стадионами и театрами. Однако в этот период греческое искусство подчинилось римскому, по-своему понимавшему архитектурные формы и применявшему свои особые типы городов. Население и размеры городов Давая характеристику социальному составу населения греческих городов, следует отметить, что сведения, относящиеся к древнейшим периодам греческой истории, не только крайне бедны, но и малодостоверны. Лишь начиная с VI—V вв. па основании упоминаний в исторических, философских, юридических п географических произведениях можно составить представление об экономике древнегреческих городов-государств и о социальном и профессиональном составе городского населения. Ремесленное производство в крупнейших городах материковой и колониальной Греции в V, IV и III вв. получило значительное развитие. Выделкой керамики, оружия, тканей и ювелирных изделий было занято большинство ремесленного населения. В V в. уже существовали ремесленные мастерские, в которых работали по преимуществу рабы. Так, например, в афинской мастерской, принадлежавшей Лисию, работало около 100 рабов, а в кожевенной и мебельной мастерских, принадлежавших отцу знаменитого оратора Демосфена, было занято 55 рабов. Наряду с рабами в ремесленном производстве работали и свободные люди, выполнявшие главным образом государственные строительные заказы. II те и другие сообразно своей профессиональной принадлежности населяли ремесленные районы, лежавшие либо вблизи рынков, либо у городских окраин, что можно наблюдать на примере большого района гончарного производства в Афинах, известного под названием «Керамика». |