градостроительство древнего рима и греции. Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима
Скачать 242.52 Kb.
|
Древний РимИстория древнеримской художественной культуры тесно связана с историей города Рима, так как римское рабовладельческое государство было обязано ему своим происхождением и развитием. На протяжении нескольких веков — вплоть до упадка рабовладения и зарождения нового феодального уклада — Рим был крупнейшим городом страны и являлся центром ее политической и культурной жизни. Римская историческая традиция делит историю Римского государства на три эпохи: эпоху царей (VIII—VI вв. до н. э.), эпоху республики (VI— I вв. до н. э.) и эпоху империи (I—V вв. н. э.). В эпоху царей Рим не имел значения крупного центра. В начале эпохи царей в Риме еще сохранялись черты родового строя. Триста родов, разделенных на тридцать курий, в свою очередь делившихся на три трибы, в совокупности составляли политически полноправный «римский народ» (populus romanus), тогда как население вновь присоединенных общин, по определению Энгельса, представляло собой плебс, лишенный всех общественных прав. Борьба между плебсом и «римским народом» привела в конце эпохи царей к революции, уничтожившей пережитки родового строя и утвердившей деление всех военнообязанных граждан Рима по имущественному положению на пять классов. Судить об архитектуре н градостроительстве этого раннего периода римской истории чрезвычайно трудно ввиду почти полного отсутствия остатков архитектурных сооружений. Но несомненно то обстоятельство, что римляне многое восприняли у этрусков, в свою очередь испытавших на себе влияние Греции. Так, например, этрусский ритуал основания городов, когда территорию, предназначенную для строительства нового города, опахивали бронзовым плугом, прочно вошел в обычай римлян. Следует отметить, что проведением борозды вокруг города устанавливался так называемый «помериум» — полоса свободной от застройки земли, имевшая сакрально-правовое значение. Самая борозда считалась неприкосновенной; на ней строили городские стены, а территория внутри помериума могла заселяться только полноправными гражданами Рима. Сходство между регулярными городами более поздней республиканской эпохи и древнейшими италийскими поселениями-террамарами типа Кастелаццо, а также этрусскими городами, подобными Марцаботто, дает основание предполагать, что прямоугольная планировочная система была освоена римлянами еще в царский период. На это указывает и самое название древнейшей части Рима на Палатинском холме—«Roma quadrata» (Квадратный Рим). На ранних ступенях развития римского зодчества под непосредственным этрусским влиянием сформировались римский жилой дом атрийного типа и римский храм на высоком цоколе с сильно выдвинутой колоннадой, украшавшей главный фасад. Однако позже, после завоевания Римом средней и южной Италии, где был расположен ряд греческих колоний — Пестум, Неаполь, Помпеи и др., римская культура испытала еще более сильное воздействие эллинистической культуры и стоявшего на высокой ступени развития эллинистического градостроительного искусства. В начале эпохи республики Рим был типичным городом-государством с родовой аристократией, стоявшей у власти (патриции), и плебсом, составлявшим большинство населения. Экономической основой римского государства продолжало оставаться сельское хозяйство свободных мелких землевладельцев. Однако уже в IV в. до н. э. торговля и ремесла, находившиеся в руках наиболее богатой части плебса, достигли такого развития, что ряд городов приобрел значение торговых и производящих центров. В IV в. Остия была уже значительным городом, а население самого Рима составляло около 200 тыс. жителей, что было редким явлением для городов античного мира. Продвижение римлян к Сицилии не могло не привести к военному столкновению Рима с Карфагеном. В 264 г, до н. э. начались Пунические войны, которые В. И. Ленин в силу их захватнических целей с обеих сторон называет империалистическими войнами на почве рабства. Уже после первых двух войн с Карфагеном Рим овладел западной частью Средиземноморского бассейна, а третья, также победоносная для Рима война превратила его в сильнейшую военную державу Средиземноморья. Прямым последствием Пунических войн было накопление в Риме громадных богатств, огромного числа рабов, выведенных из разрушенного Карфагена и его утраченных колониальных владений в Европе и северной Африке. Это позволило Риму развернуть интенсивное строительство военных лагерей, городов и стратегических дорог в различных районах Италии. Через весь полуостров на север и юг прошли стратегические дороги (Фламиниева и Аппиева), имевшие своим исходным пунктом Рим. Города, лежавшие на стратегических дорогах (как, например, Капуя и особенно военный порт Брундисий), начали быстро расти. Наряду с ними интенсивно развивались выгодно расположенные торговые и курортные города и среди них — хорошо изученные по раскопкам Геркуланум и Помпеи. Но само собой разумеется, что наиболее интенсивное строительство проводилось в самом Риме, где во II в. до н. э. и особенно в период военной диктатуры Суллы, а затем Помпея и Цезаря было построено множество храмов, портиков п других общественных зданий в районе Капитолия и республиканского форума. В этом разнообразном п широком строительстве складывается ряд новых прогрессивных строительно-технических приемов (арочные и сводчатые конструкции, новые методы каменной кладки с облицовкой, бетонная техника) и развивается ряд специфических для позднейшей римской архитектуры типов сооружений: форумы и базилики, на которых сосредоточивалась общественная жизнь, театральные здания с высокими каменными стенами, амфитеатры, служившие для гладиаторских боев, термы, административные здания, а также мосты, акведуки и гавани. Однако греки-архитекторы продолжали еще в это время играть в строительстве Рима важную роль, и греческие архитектурные формы и декоративные мотивы сохранялись, хотя и подвергались некоторой переработке. В течение I и II вв. н. э. римское градостроительство переживало период расцвета, что отвечало экономическому и политическому расцвету самой империи. Движение искусства с востока на запад (т. е. из Греции в Рим) сменилось обратным движением, и в тех же Афинах, Пергаме, Милете и других городах Древней Греции стали возникать чисто римские храмы, термы и форумы. Строительство мостов, дорог, акведуков и портовых сооружений, начатое в республиканскую эпоху, теперь получило широкое развитие. Вместе с тем период с I по III в. был отмечен усиленным строительством военных лагерей п городов лагерного типа. Аоста, Новезиум, Ламбезис, Тимгад и ряд других городов, композиция которых восходит к планировочным формам военного лагеря, показывают расцвет архитектуры регулярного римского города. Еще более ярко проявило себя градостроительное искусство этого времени в самом Риме, где вместе с тем контрасты роскоши и нищеты достигли наибольшей силы, а великолепие императорских дворцов, форумов и патрицианских вилл сочеталось с удушающей теснотой рядовых жилых кварталов, застроенных многоэтажными доходными домами (так называемыми инсулами). В конце III в. под влиянием экономического и политического кризиса империи, вызванного углублявшимся упадком всей рабовладельческой системы, строительство стало медленно, но неуклонно сокращаться, а через столетие наступил уже явный упадок всей градостроительной культуры древнеримского государства. Древнеримское зодчество принято относить к искусству античности, объединяя его с художественной культурой древних греков. Действительно, римляне взяли от греков ордерную систему; в архитектуре жилых домов римляне сочетали италийский атрий с греческим перистилем; нашли свое отражение в римском строительстве также греческие стадионы, театры и другие сооружения. И тем не менее римская архитектура не только оставила множество принципиально новых архитектурных сооружений, но и создала свой особый архитектурный язык. Что же отличает римскую архитектуру от греческой? Прежде всего различные социальные и политические цели искусства, откуда и вытекало различное отношение к размерам зданий, различное понимание монументальности, масштабности и других художественных средств. Для римского зодчества было характерным влечение к колоссальности, которое вытекало из создания военного могущества всемирной империи и величия обожествлявшейся личности императора. И если греки, в особенности в классическую эпоху, являлись творцами небольших по абсолютным размерам зданий ж архитектурных ансамблей, то римляне, покорившие Восток, стремились к столь же грандиозным постройкам, как пирамиды Египта и зиккураты Двуречья. Мавзолеи Адриана и Августа, Большой цирк, форум Траяна и Колизей являются плодами этой римской тенденции к колоссальности. Помимо абсолютных размеров различие между греческой п римской архитектурой создавалось своеобразным пониманием монументальной формы в каждой из них. У греков монументальность никогда не была подавляющей, и греческие агоры, акрополи и другие ансамбли были той архитектурной средой, в которой человек чувствовал себя легко и свободно. Но римская монументальность ставила иные задачи. Идея полного превосходства «избранного народа» над порабощенными народами мира составляла сущность социального заказа на протяжении ряда веков, и этим объясняется подавляющее воздействие римских архитектурных форм. Вместе с тем греки были мастерами простых, не обремененных деталями архитектурных форм; римляне же, особенно начиная с династии Флавиев, стремились к пышности богато убранных торжественных композиций в триумфальных арках, форумах и храмах I п II вв. Греки применяли планы своих городов к условиям местности, проявляя глубокое понимание природы; римляне в меньшей степени считались с природой и смело видоизменяли ее. Вертикальная планировка, благодаря которой многие города, размещенные в пересеченной местности, получили идеально правильные горизонтальные площадки, нашла широкое развитие именно в римское время. Уже из этого краткого сопоставления явствует, что римская архитектура, хотя п создавалась в условиях той же самой античной рабовладельческой формации, являлась творческим продолжением и развитием греческого зодчества. А если принять во внимание мероприятия римлян по инженерному оборудованию и благоустройству городов, то станет понятным, какой значительный вклад сделали римляне в мировое градостроительное искусство. Общая характеристика древнеримского градостроительства Римская империя, простиравшаяся в эпоху своего расцвета от Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе, включала в себя ряд областей и стран с разнообразными местными богатствами и различным развитием производительных сил. Неудивительно поэтому, что римские города играли разную роль в социально-экономической и культурной жизни страны. Большинство древнегреческих городов, вошедших в Римское государство, сохраняло значение ремесленных и торговых центров. Некоторые из них, как, например, Александрия, Эфес и Афины, стали административными центрами римских колоний; другие, к числу которых относились Пергам и те же Афины, продолжали оставаться центрами еще не угасшей греческой учености. Многие города, лежавшие на торговых и военных путях Средиземного моря, получили значение портовых городов, среди которых особенно выделялись Остия, Брундисий, Александрия и Пирей. Но помимо вышеприведенных городов римская эпоха выдвинула ей одной присущий тип города, а именно город—военный лагерь (стоянку римского гарнизона). Постоянные и временные лагеря являлись опорными пунктами римского военного владычества и сооружались, как правило, близ государственных границ. Таковы британский Сильчестр, придунайский Карнунт и североафриканский Ламбезис. Особое значение в жизни Римского государства имел самый Рим, являвшийся не только политическим и культурным центром империи, но и наиболее населенным городом, имевшим весьма значительный гарнизон. Яркую характеристику социального и профессионального состава населения Рима дает философ-стоик I в. Луций Анней Сенека в письме к своей матери: «Оглянись на эту массу людей,—говорит он,—их не вмещают даже дома безмерного города. Из муниципий и колоний, со всех концов земли пришли они сюда. Одних привело сюда честолюбие, других—обязанности службы, третьих—возложенное на них поручение (посольство), четвертых—развлечения, ищущие блестящего, удобного для порока многолюдного места, иных—научные занятия или зрелища; те пришли по зову друзей, других гнало стремление сделать карьеру, которое находит здесь широкое поприще для проявления личных достоинств; одни предлагают свою красоту, другие—свое красноречие. Нет такого вида людей, которого бы не было в городе, где за добродетели и за пороки дают большие деньги». В приведенной характеристике Сенека не касается трудящихся слоев городского населения, и это вполне понятно, так как Рим не имел значения производящего центра. По определению Энгельса, «уже начиная с последних времен республики, римское владычество основывалось на беспощадной эксплуатации завоеванных провинций». Рим потреблял те ценности, которые производили миллионы рабов в провинциях империи, и если, помимо господствующих классов, в Риме имелся «пролетариат», то он также «жил за счет общества», требуя от него «хлеба и зрелищ». Итак, римские города можно разделить: 1) на ремесленные и торговые, 2) города административного и культурного значения и 3) города—военные лагеря. А если вспомнить, что неподалеку от Рима получило развитие целое созвездие городов, из которых Неаполь, Геркуланум и особенно Помпеи имели одновременно значение курортов, то приведенную классификсацио можно дополнить курортными городами. Римские города получали ту или иную планировку в зависимости от назначения города, его местоположения и занимаемой территории. В композиции военных лагерей и небольших городов типа Аосты или Тимгада преобладала регулярная прямоугольная планировочная система, но крупные города и особенно те из них, которые размещались в пересеченной местности, не имели правильной планировки. План римского военного лагеря почти всегда представлял собой квадрат или прямоугольник, по осям которого проходили две главные улицы: одна, идущая с севера на юг,— «кардо» и вторая с востока на запад — «декуманус». Эти улицы либо пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие ворота, либо упирались одна в другую подобно букве Т. Имея наибольшую ширину и прямолинейное направление, главные улицы превращались в костяк генерального плана, архитектурный эффект которого усиливал форум—площадку для сборов солдат, нередко располагавшуюся у перекрестка в самой середине территории лагеря. Происхождение римского военного лагеря не следует объяснять влияниями принципов этрусского или эллинистического градостроительства (хотя вполне допустимо, что эти влияния были). Композиция лагеря, несмотря на ее прямое сходство с регулярными этрусскими городами, произошла от временных лагерей тех же римлян, ибо капитально построенные лагеря типа Аосты, Борковика или Ламбезиса, сооружавшиеся из камня и мрамора, почти в точности повторяли схему временного лагеря, состоявшего из переносных палаток, и соответствовали римским воинским правилам по расквартировке легионов под открытым небом. Римляне, как и греки, обращали большое внимание на планировку и застройку городов, что можно видеть уже из трактата Витрувия. В своем трактате Витрувий говорит о выборе места для города, рекомендуя тщательно учитывать климат, а также принимать в расчет местные природные богатства, обеспечивающие город продовольствием и производственным сырьем. Придавая значение строительству оборонительных стен, Витрувий связывает проблему обороны с планировкой самого города, говорит о размещении городских центров, о пропорциях форумов, о расположении статуй и многих других вопросах теории городского строительства, многократно ссылаясь на греческие примеры. Однако сравнение планов греческих и римских городов приводит к тому заключению, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. В самом деле, почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружающий ландшафт. Римляне же, напротив, безупречно решали только стратегическую проблему, в силу чего очень многие города, нарушая правила Витрувия, размещались в некрасивой и даже нездоровой местности. Сооружая свои города, греки никогда не стремились придавать им геометрически |