Главная страница

право. Гражданское воспитание школьников историкопедагогический аспект


Скачать 32.08 Kb.
НазваниеГражданское воспитание школьников историкопедагогический аспект
Анкорправо
Дата19.04.2023
Размер32.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаправо.docx
ТипДокументы
#1074835



Гражданское воспитание школьников: историко-педагогический аспект



Аннотация.Вданнойстатьерассматриваютсявопросыстановленияиразвития гражданского воспитания на разных этапах развития и становленияРоссийскогогосударства.Особенностьюэтойстатьиявляетсяанализисторико-педагогическихподходовквопросамгражданскоговоспитанияличности. Автор делают вывод о том, что младший школьный возраст являетсянаиболееблагоприятнымвременемдляформированиягражданственностиидуховно-нравственныхкачеств личности.

Актуальность темы заключается в том, что постоянно развивающееся Российское государство всегда нуждалось в людях, обладающих высокими моральными качествами: нравственностью, духовностью, гражданственностью. Их формирование всегда рассматривалось как приоритетное направление в педагогике, так как воспитание человека в духе гражданской любви к своей стране есть важнейшее условие успешного развития личности патриота- Россиянина с одной стороны, и условие результативного развития нашего государства. В настоящее время проблема гражданского воспитания детей, подростков, молодежи интересует педагогов с точки зрения активно реформируемого отечественного образования. Такого рода интерес рассматривается нами как традиция в историко-педагогическом смысле.

Разработка вопросов нравственного, патриотического, гражданского воспитания в педагогике имеет свое преломление, свои достижения, свою особую историю. Если рассматривать историю педагогической мысли в этом направлении, то мы считаем важным заметить, что вопросы гражданского воспитания рассматривались, ещё начиная с Платона и Аристотеля. Представители античной философской мысли изучали проблемы гражданского воспитания с точки зрения уважения к государству, законопослушания. Более поздние философы и педагоги видели в гражданском воспитании свободное развитие личности, и создание условий для самовыражения.

В отечественной педагогической теории наиболее полно цели и задачи гражданского воспитания были проанализированы в трудах: В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикого, Н.М. Карамзина, К.Н. Вентцеля, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.С. Шацкого, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова, и др.

Во все исторические эпохи ученые обращались к вопросам, связанным с воспитанием национального сознания, духовно-нравственным развитием личности,

формированием базовой культуры личности с учетом особенностей отечественной ментальности. Мы заметили, что во многих летописях и литературных источниках прошлого времени («Поучение Владимира Мономаха детям», «Моление Даниила Заточника», «Ипатьевская летопись», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и т.п.) зарождались такие понятия как «братство», «единство», «дружина». Привязанность к языку, народным традициям, родной земле – эти элементы были заложены в народной педагогике ещё в древние времена. Патриотизм являлся основополагающим понятием российских воспитательных традиций, начиная с Древней Руси.

XVIII век, именно с этого времени, начинает характеризовать историю педагогики и образования в России А.И. Пискунов, отмечен «развитием школьного дела при Петре I», педагогической деятельностью Л.Ф. Магницкого, М.В. Ломоносова, началом профессионального отечественного образования, и все это во славу России, значит с целью гражданского воспитания школьников и не только.

В связи с изменением государственной политики в России потребовались не только квалифицированные специалисты, но и так называемые «люди нового типа», появлению которых должна была способствовать школьная реформа 1714 года. При проведении реформирования школы к заслугам реформ данного периода можно отнести учёт народного опыта воспитания подрастающего поколения, опыта русских просветителей, общественных деятелей и педагогов Ф. Поликарпова, Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева и др.

В российской общественно-педагогической мысли к середине XVIII века, в решении вопроса гражданского воспитания сложились два основных направления. Одно из них - общественно-патриотическое направление – утверждало в обществе, по отношению к Родине, идеи общественного и нравственного долга, патриотизма. Другое - утилитарно-охранительное направление - поддерживало идею полного подчинения гражданина существующему режиму. Общим основанием этих направлений являлась, выработанная христианством, система религиозно- нравственных ценностей. Но в подходах к идее гражданского воспитания прослеживаются и различия в выборе данных ценностей. Представители общественно-демократического направления считали главным критерием человеческой жизни идею служения христианским истинам, они видели в вере основу духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, изначального равенства всех людей перед Богом. Утилитарно-охранительное направление опиралось на идеалы полного безропотного послушания личности, отказа от личных потребностей, считая церковь оплотом власти.

Известный русский учёный М.В. Ломоносов утверждал, что кардинально

изменить положение российского народа можно лишь путём распространения просвещения среди различных слоёв общества, готовя «истинных сынов Отечества», способных развивать отечественную науку и распространять научные знания в народной среде. Важной обязанностью гражданина М.В. Ломоносов также считал стремление к получению знаний.

Вторая половина XVIII века и правление Екатерины II связаны с полным реформированием системы образования в России. В данный период российской истории появляется ряд законодательных актов, связанных с гражданским и патриотическим воспитанием. В области гражданского и патриотического воспитания второй половины XVIII века одним из важных законодательных документов, утверждённых Екатериной II в 1764 году, с нашей точки зрения, может считаться

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» И.И. Бецкого.

В дело гражданского воспитания в России во второй половине XVIII века большой вклад внёс известный просветитель-педагог Николай Иванович Новиков.

На становление идей гражданского воспитания и патриотизма в России оказала большое влияние его деятельность и гражданская позиция.

Пример отношения к идее воспитания гражданина русской мысли конца XVIII века также можно найти в трудах Николая Михайловича Карамзина. «Служить Отечеству любезному…быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель», - именно таким должен быть истинный гражданин, считает автор. Н.М. Карамзин отстаивал идею о том, что долг гражданина - служить Отечеству, быть полезным обществу, работать и оставаться при этом хорошим семьянином. Делая промежуточный вывод, можно сказать, что последствиями развития общественной и педагогической мысли XVIII века в России стал чётко сформировавшийся идеал человека-патриота и гражданина. Человек- патриот, ревнитель, защитник Отечества отстаивает необходимость любви ко всему человечеству, исключает всякую вражду к другим людям: иной веры, иных взглядов; неприязнь к отдельным народностям и т.п.

В России XIX - XX века воспитание гражданственности осуществлялось с помощью учебных средств, так как вопрос о целостности системы гражданского воспитания еще не стоял. Но проблема гражданского воспитания в то время волновала многих. Ученым, теоретикам, методистам необходимо было выявить определенные направления теоритического и практического содержания воспитания гражданственности, которые позволили бы установить связь патриотического и гражданского воспитания с социальными, политическими и экономическими условиями жизни государства, а также определить цели, средства и принципы воспитания гражданственности. В этот период русские ученые и педагоги обращаются к идеям и педагогической мысли известных зарубежных ученых Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ст. Холла, Э. Эртли и других. Данные ученые утверждали новые представления о целях гражданского воспитания. А именно, формирование у детей самостоятельности и активности, творческой самодеятельности, требовавшей появления человека нового типа, который способен не только мыслить, но и действовать. Человека, обладающего знаниями, индивидуальным мышлением, который с помощью труда и солидарности с другими будет способен укрепить свое государство.

В разработке теории и практики воспитания граждан в начале ХХ века

участвовали многие советские педагоги: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.

А.С. Макаренко считал, что необходимо стремиться к правильному воспитанию, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. Родители, воспитатели и педагоги должны иметь перед собой конкретную цель и программу воспитательной работы. Взрослым нужно помнить, что ребенок это будущий гражданин, и, это значит, что они отвечают за него перед страной. И, прежде всего, необходимо самому быть хорошим гражданином и тщательно следить за своим собственным поведением, чтобы показывать положительный пример своим воспитанникам. В целом ряде своих произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»,

«Черниговка» и других, он не только расставляет приоритеты гражданского воспитания, интересные нам, тем, кто сегодня готовится стать учителем начальных классов, занимается исследованием данного вопроса в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы, но и выстраивает вектор общероссийского педагогического подхода к гражданскому воспитанию школьников.

В.А. Сухомлинский, размышляя о «Воспитании гражданина», по сути обобщает и систематизирует теоретический и практический опыт работы советской школы в русле гражданского воспитания. Автор отвечает на вопрос, как формировать гражданственность младшего, старшего школьника; как соединить усилия школы,

семьи, детской общественной организации и добиться реальных успехов в гражданском воспитании подрастающего поколения.

В ХХ веке в России стали известны имена учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили и И.П. Волкова, В. Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининой и Е.Н. Ильина. Эти люди, несомненно, добились авторитета и славы, но основополагающими истоками их новаторства являются открытия К. А. Москаленко, который в свое время разработал идею ускоренного, интенсивного обучения под названием «Липецкий опыт», где наряду с дидактическими открытиями неустанно проповедовал любовь к своей большой и малой Родине, необходимость добиваться успехов в учебе для будущей успешной трудовой деятельности.

В ХХI веке гражданское воспитание школьников, в историко-педагогическом аспекте, ориентировано на основные документы, согласно которым реформируется школьное образование: Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) и т.п. Согласно упомянутой Концепции, организация социально открытого пространства личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально- личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Анализируя различные подходы к проблеме гражданского воспитания можно сделать вывод о том, что основной целью гражданского воспитания школьников является формирование гражданственности как качества личности, включающего в себя любовь к родному государству, народу, стремление к миру во всем мире, уважение государственной власти и законов, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, толерантность, патриотизм.

Необходимой задачей профессионального воспитания учителей, воспитателей, организаторов общественных движений является формирование у них такого качества, как толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой. Толерантность, как считают многие ученые, и мы с ними согласны, является одним из важнейших профессиональных качеств учителя, которое необходимо для формирования гражданственности учащихся, а также их грамотного межнационального общения и успешного формирования их правовой культуры.

Следует отметить, что самым благоприятным временем для становления и закрепления моральных правил и норм является младший школьный возраст. Раннее детство, несомненно, и правильно, считается важным этапом формирования нравственных качеств личности, но идеи норм, долга, правил, законов определяются и оставляют отпечаток в душе ребенка как раз в младшем школьном возрасте. В этот период ребенок любознателен, старается активно познавать окружающий мир, и поэтому с увлечением принимает новые, неизвестные ему правила и законы. Он стремиться к тому, чтобы понять, что нужно делать, «что такое хорошо, и, что такое плохо». Младший школьник и его родители, нуждаются в помощи квалифицированных педагогов в плане создания необходимых условий для формирования правильного мировоззрения и таких важных личностных качеств, как гражданственность, патриотизм и т.п.

На протяжении нескольких эпох проблемы гражданского воспитания актуальны, рассматриваются учеными, теоретиками, методистами. Это направление интересует исследователей разного уровня. Программы духовно-нравственного развития и воспитания ХХI века предусматривают добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических, и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Мы полагаем, что достигнуть идеала гражданственности можно через усвоение общественных и национальных ценностей, которое будет продуктивным в процессе формирования активной гражданской позиции, в том числе и младших школьников, в деятельности в рамках общественной организации. В такого рода организации следует включать младших школьников, адресуя им посильные задачи, и тогда мы сможем помочь младшему школьнику вырасти человеком широко мыслящим, грамотным, обладающим гражданскими качествами личности, способным на действия, улучшающие качество жизни своего государства.

Все это определяет перспективы гражданского воспитания школьников на современном этапе и расширяет целевой, содержательный, методический, опытный планы историко-педагогического аспекта данного направления.


написать администратору сайта