Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Что общего в философских учениях эпикуреизма и стоицизма

  • Что такое философия в представлении философов милетской школы

  • 5.Что такое бытие с точки зрения элеатов (Парменида)

  • 6.Какое значение вкладывал Демокрит в понятие атом

  • 7.Мировоззренческие проблемы в словах Екклесиаста.

  • 8. Что нового вносит в понимание смысла жизни и смерти М.Монтень

  • философия. Греческая мифология и философия общее и особенное между ними


    Скачать 21.69 Kb.
    НазваниеГреческая мифология и философия общее и особенное между ними
    Анкорфилософия
    Дата02.01.2021
    Размер21.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #165559

    1. Греческая мифология и философия – общее и особенное между ними.

    Различия .Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.

    Сходства. Миф был первой попыткой ответить на вопрос: из чего, как и в силу каких причин возникло все существующее в мире. Другими словами, в древнегреческих текстах мифологического характера накапливались знания и предпринимались первые попытки объяснить происхождение мира. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.

    1. Сравните высказывания двух греческих философов. Гераклит: "Этот космос, один и тот же для всего (сущего), не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим" -Платон: "Первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична... именно душа существует по природе"

    Сравнив данные высказывания, я пришла к выводу, что общий смысл, который философы вкладывали в свои мысли является независимость, аутентичность и вечность существования души и космоса.

    3.Что общего в философских учениях эпикуреизма и стоицизма?

    Множеству атомов Эпикура стоики противопоставили учение о строжайшем единстве бытия, и вообще, на каждое положение в физике Эпикура можно в стоицизме найти контрположение. Наиболее полно эта противоположность проявилась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из "железных оков необходимости", то для стоицизма необходимость ( «рок» , «судьба» ) непреложна, и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно.

    Несмотря на явный пессимизм этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы, в то время как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на свою утонченность и "просвещенность".

    1. Что такое философия в представлении философов милетской школы?

    Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".

    Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя". Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

    Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

    5.Что такое бытие с точки зрения элеатов (Парменида)?

    Парменид - древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы: ” Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует; У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара.”

    Все философские мировоззрения , с точки зрения парменида покоятся на одной из трех основных предпосылок

    • Только бытие есть, небытия нет

    • Не только бытие , но и небытие есть

    • Бытие и небытие тождественны

    6.Какое значение вкладывал Демокрит в понятие атом?

    Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos — «неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

    7.Мировоззренческие проблемы в словах Екклесиаста.

    Через все свое сочинение Екклесиаст пытался донести до нас одну мысль, которая была для него очень важна. Об этом мы можем судить исходя из того, что он много раз повторял одну и ту же фразу: "Суета сует и все суета".

    На сегодняшний день слово «суета»  неизбежно ассоциируется в сознании с суетливостью, бестолковым и суматошным быстрым передвижением туда-сюда, однако в ветхозаветных частях Библии в оригинальном тексте это слово в разных контекстах имеет значения: "нечто ничтожное", "нестоящее", "пустое", "бессмысленное", "тщетное", "напрасное", нечто почти неосязаемое, как веяние воздуха. Таким образом, выражение "суета сует" будет иметь смысл: "все тщетно, напрасно, бессмысленно; ни в чем нет смысла", так же как погоня за ветром.

    Эти слова Екклесиаста подняли некоторые мировоззренческие проблемы, задавая такие вопросы, как: в чем смысл человеческой жизни? Есть ли такая цель, которая могла бы оправдать существование человека, цель, достойная того, чтобы он всю жизнь стремился к ней? Если этой целью является счастье, то есть ли что-то такое, что могло бы принести в жизнь человека подлинное счастье?

    8. Что нового вносит в понимание смысла жизни и смерти М.Монтень ?

    Жизнь и смерть – две грани человеческого бытия. Многие философы считают, что невозможно в полной мере понять сущность жизни, не поняв сущности смерти. В отношении к смерти проявляется отношение к жизни. Уже в учении Демокрита прослеживается идея диалектической взаимосвязи жизни и смерти.

     Смерть в представлениях древних народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые, пробираясь в организм человека, постепенно уничтожают его. Поэтому, согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут человеку смерть.

    Однако философы отмечают и положительную сторону смерти. «Смерть - это благо», - утверждают некоторые из них. По мнению М. Монтеня, смерть является не только избавлением от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.

    9. Влияние взглядов Николая Коперника на развитие науки позднего Средневековья.

    Я считаю, что Коперник своей гелиоцентрической системой мира предложил новую теорию о строении мира. Он отменил своей работой Птолемеевскую картину мира, ведь раньше считалось , что Земля неподвижна и она-центр вселенной, а Солнце вместе с Луной и другими планетами движутся вокруг неё. Потому что всё научные умы в мире заблуждались и считали, как и Птолемей, Землю –центром вселенной, в результате чего были недоступны многие научные истины. Я могу привести примеры, что открытие Коперником своей системы мира произвело самую настоящую революцию в астрономии,одной из аксиом этой системы было то, что наша планета с другими движутся вокруг солнца. В своей книге он поместил свои вычисления из области теоретической механики, использовал тригонометрию, также мы можем сказать , что Коперник оказал влияние на философскую мысль, потому что Земля уже не была центром вселенной и надо было объяснять этот факт с философской точки зрения. Таким образом, взгляды Коперника сдвинули научную мысль, заставили её развиваться в более правильном направлении,сделав возможным многие научные открытия и изобретения.

    Галищева Диана, 2 курс СКД


    написать администратору сайта