Главная страница

Ке. Айгумов 214. Айгумов Рахматула 214 Дайте определение понятию диалектические противоположности


Скачать 106.34 Kb.
НазваниеАйгумов Рахматула 214 Дайте определение понятию диалектические противоположности
Дата08.06.2022
Размер106.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАйгумов 214.docx
ТипДокументы
#577061

Айгумов Рахматула 214

1. Дайте определение понятию «диалектические противоположности», покажите чем диалектические противоположности отличаются от обыденных.

Диалектические противоположности - пара

взаимодополнительных понятий, одно из которых является результатом качественного саморазвития другого. Например, Диалектическими противоположностями являются следующие пары: сущность и явление, качество и количество, пространство и время, причина и следствие, необходимость и случайность, действительность и возможность, материя и сознание, объект и субъект и др. Диалектические противоположности - это такие стороны, тенденции того или иного изменяющегося предмета (процесса, явления), которые одновременно взаимоисключают и взаимообусловливают друг друга. Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т. д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями — сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между

противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин «единство и борьба противоположностей» и «диалектическое противоречие» заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т. д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово «борьба» не следует понимать буквально. Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач «борются» операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ «борются» процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т. д. Очевидно, что термин «борьба противоположностей» по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово «борьба» употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы «единство и борьба противоположностей».

  1. Ответьте на вопросы: что такое «единство», как оно характеризует отношение противоположностей? что такое «борьба», как она характеризует отношение противоположностей?

Единство противоположностей-это центральная категория диалектики, которая в глубоком смысле связана с понятием недвойственности. Он определяет ситуацию, в которой существование или тождество вещи (или ситуации) зависит от сосуществования по крайней мере двух условий, противоположных друг другу, но зависимых друг от друга и предполагающих друг друга, в пределах поля напряженности.

Борьба противоположностей есть определенный тип связи между сторонами диалектического противоречия, когда противоположности и взаимопроникают друг в друга, и взаимоисключают друг друга. Борьба противоположностей и является внутренним источником диалектического движения и развития. Это значит, что источник изменения не находится вне предметов и явлений, как считали метафизики, а заключен в них самих, неотделим от их сущности.

  1. Определите понятие «диалектическое противоречие». Покажите отличия «диалектического противоречия» от «обыденного противоречия».

Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Диалектическое противоречие занимает центральное место в теории диалектики. Понимание этой проблематики в марксистской философии вырастало из немецкой классики и опиралось на нее. Великие теоретики диалектики относили к диалектическим противоречиям не любые противоборства, рассогласования, конфликты, характеризуемые как «противоречия» в житейском, научном, политическом обиходе. Предметом их внимания были глубинные противоречия бытия и познания, которые выявляет именно философский теоретический ум. В теоретической системе Гегеля диалектика противоречий была впервые развернута как сложное, разветвленное, многоступенчатое учение. В трех разделах его «Науки логики» («Бытие», «Сущность», «Понятие») последовательно представлены этапы уяснения природы противоречий. На уровне анализа бытия противоречие еще остается невыявленным, существуя, по выражению философа, «в себе». Различные определенности бытия, например «качество» и «количество», выступают как сопряженные друг с другом противоположности. Но их отношение пока не проявляется и не осознается как отношение противоречия.

Раздвоение единого на отрицающие друг друга («отрицание») и опосредствующие одна другую («отрицание отрицания») противоположности постигается в учении о сущности. Сами определения противоположностей («случайное — необходимое», «добро — зло» и др.) осмысливаются здесь через их соотнесение. Соответственно реальное противоречие осознается как живое единство напряженно взаимодействующих друг с другом противоположностей. «Нечто жизненно,— размышлял Гегель,— только если оно… в состоянии вмещать в себя… противоречие и выдерживать его» . Однако противоречие понимается не как нечто существующее в виде пары замкнутых прямо друг на друга противоположностей. Соответственно и мир не мыслится как набор диалектических пар такого рода. Раскрытием «единства и борьбы» противоположностей, по убеждению Гегеля, отнюдь не заканчивается (как это, кстати, нередко делается) и не может быть закончен анализ сути диалектического противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. Любые системы внутренне противоречивы. Ведущая противоположность (часто неочевидная или еще не вызревшая) задает направление развития системы. Противоречие развивается поэтапно: гармония, дисгармония, конфликт. Здесь гармония понимается как согласие разно гласного (в социологии как единство целей).

  1. Охарактеризуйте этапы развития противоречий: гармонию, дисгармонию, конфликт.

Важной характеристикой развития противоречия являются состояния, в которых оно протекает. Как правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего либо в сторону конфликта (гармония a дисгармония a конфликт), либо в сторону гармонии (конфликт a дисгармония a гармония).

Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует (обеспечивается) порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий системам развиваться. Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением.

Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением.

Конфликт — это такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно — сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей.

5. На основе проделанной работы сформулируйте изученный закон.

Таким образом можно сделать вывод, что

закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Этот закон вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).

Закон количественно-качественных взаимодействий.

1. Заполните таблицу

Критерии

Свойство

Качество

КАК

ХАРАКТЕРИ

ЗУЕТ

ПРЕДМЕТ

Свойства предмета - это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами.

(философ

Гегель). Свойство предмет а это качество, признак (и), способность, характеризу ющие что-нибудь, составляющие отличительную особенность чего-нибудь. Толковый словарь

Ушакова. Свойства предме тов могут быть разными.

Качество — такая определенность предмета (я вления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.




КАК

ОТКРЫВАЕТ

СЯ В ПРОЦЕССЕ

ПОЗНАНИЯ

Предметы и явления окружающей действительности мы познаем с помощью органов чувств. В результате воздействия предметов на наши органы чувств (в том числе и в ответ на наши действия с ними) мы получаем ощущения — отражения отдельных свойств, сторон, характеристик этих предметов и явлений: твердости, нагретости, цвета, запаха, звуковых проявлений и т. д.

Ощущения составляют источник, начало всего нашего познания.

На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов — в о с п р и я т и я — отражение предметов в целом, правда, лишь с внешней их стороны. И наконец, воспроизводя в нашей памяти прежние восприятия, мы имеем п р е д с т а в л е н и е о

предметах Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы не посредственного воздействия на наши органы чувств. Более того, на основе своего чувственного опыта и имеющихся знаний человек может формировать представления о предметах, с которых он не имел чувственных контактов. Процесс создания представлений такого рода носит название воображение..

СКОЛЬКО

МОЖЕТ

БЫТЬ В

ПРЕДМЕТЕ

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма.

Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами.

Качество и количество — категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Качество выражает неотделимую от бытия объекта его существенную

определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Количество выра жает внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также




Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом. Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще — общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения.



свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определённой формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой . Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остаётся именно этим, а не другим, качественно определённым предметом. Качественная определённость предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создаёт бесконечное разнообразие

мира. Качество есть существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.



2.На основе таблицы сделайте вывод. Определите понятия «свойство» и «качество», покажите как эти понятия связаны между собой.

Различия между свойствами и качествами (объектов) важны для правильности нашего мышления и восприятия окружающего. Об этих различиях известно не так уж и много, хотя сами понятия «свойство» и «качество» используются очень широко, причем чаще в сочетании: «свойства и качества». И их нередко употребляют одно вместо другого, не вникая в суть различий между ними.

Однако в самом языке можно найти ответ на вопрос о том, чем «качество» отличается от «свойства». Ведь очевидно, что это не одно и то же: не зря же эти два понятия сосуществуют. Если бы они были синонимами, то одно из них постепенно было бы вытеснено из употребления. Да и буква «и» в выражении «свойства и качества» – отнюдь не знак равенства: она говорит о том, что наряду с чем-то одним есть и нечто другое.

«Свойство» и «качество» – философские категории и одновременно – бытовые понятия. Для нас важно их различать, когда мы имеем дело с конкретными объектами и в конкретных жизненных ситуациях. Нам важны свойства и качества конкретных объектов, но важно также и соответствие философского и бытового употребления этих (слов) понятий: ведь философия призвана выходить на реальную, повседневную жизнь, а не замыкаться в себе самой.

Вот какое определение свойства дает справочное издание: «Свойство: философская категория, выражающая такую сторону объекта, которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в соотношении с ними». Это вполне добротное определение, причем «сторона» объекта – это «черта» объекта. Но понятие «черта» более точное, поскольку понятие «сторона» (объекта) предполагает, что мы то ли ходим вокруг него, то ли мысленно поворачиваем его перед своим взором. Понятие же «черта» выражает то, что объект сам проявляет свою активность, независимо от того, с какой стороны мы к нему подходим. Действительно, «сторона» ли, «черта» ли объекта (в их совокупности) дает возможность нам отличать одни объекты от других, выявлять их сходство и различие. Но выражение «объект, как совокупность черт» – все же более удачное, чем выражение «объект, как совокупность сторон».

А теперь определение качества (из того же словаря). «Качество: философская категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». Анализ этого определения позволяет сделать вывод, что качество – вторично свойству: ведь сущность объекта (а для нее характерно именно отличие данного объекта от других объектов) выражается как раз совокупностью его свойств, что и утверждается в этом определении.

Однако представляется неоправданным сведение содержания одной философской категории – «качества » – к содержанию другой – «свойства»: на то они и категории, чтобы быть самостоятельными, суверенными понятиями . В данном же определении качества оно объясняется через свойство. Связь между ними, конечно, есть, и мы далее ее раскроем, но сводить одно к другому – неправильно. И еще: объект является

«именно этим, а не иным» только благодаря определенной совокупности его свойств (или характерной его черте) – ведь именно она (см. первое определение) обусловливает «различие или общность» объекта с другими объектами. Следовательно, представленное выше определение качества неоправданно тавтологично определению свойства.

3.Ответьте на вопрос «что такое «количество».

Количество философская категория, отображающая различие в качественно однородных предметах, вещах и явлениях.

Это различие придает каждому из качественно однородных предметов (вещей, явлений) собственную количественную определенность: величину, число, объем, скорость и т.д. (например, “нож длинный” – здесь “длинный” означает количество предмета – ножа).

4.Покажите как связаны между собой «качество» и «количество». Можно ли утверждать, что «качество» и «количество» - это диалектические противоположности?

Понятие качества, количества, меры. Каждый предмет, каждое явление находится в бесчисленных связях и отношениях с другими предметами и явлениями. В этих связях и отношениях проявляются присущие им свойства. Одни из них отличают данный предмет от других предметов (выступая как особенное), другие указывают на его сходство с ними (составляя общее). И те и другие свойства могут характеризовать предмет как с качественной, так и с количественной стороны. Совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет вещь, чем она является, составляет ее качество. Совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величину, составляет ее количество.

В различных связях, отношениях, взаимодействиях вещи с другими вещами проявляются различные совокупности ее свойств, выступают различные качества. Так, в механических взаимодействиях металлы и сплавы проявляют такие свойства, как прочность, пластичность, твердость и вязкость; в физических — плотность, электропроводность, теплопроводность; в химических — химическая активность, способность к химическому взаимодействию с агрессивными средами, антикоррозийные свойства. Металлы и сплавы обладают также технологическими свойствами — литейными свойствами, ковкостью, свариваемостью и обрабатываемостью режущим инструментом, эксплуатационными или служебными свойствами — хладостойкостью, жаропрочностью, способностью прирабатываться к другому материалу.

  1. Дайте определение понятию «мера». Охарактеризуйте виды мер.



Понятие меры используется в производственной, художественной практике (соразмерность, согласованность частей, пропорции, гармония и т. д.), а также применительно к человеческому поведению (чувство меры). Вместе с тем с развитием науки и ее философским обобщением оно сосредоточило в себе познавательно-теоретический смысл.

Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Например, растительные и животные организмы сохраняют свою жизнеспособность только в четко определенных границах температуры. Все мы знаем, как невелик диапазон колебаний температур тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама жизнь человеческого организма. Существуют температурные меры агрегатных состояний различных веществ. Знание таких мер широко используется в практике. Так, вода существует в жидком состоянии при температуре от 0 до 100° С; при температуре ниже нуля вода превращается в лед, при 100° начинает кипеть. Мера для ртути в жидком состоянии — от —39° до +357°; при —39° ртуть затвердевает, а при +357° начинает кипеть. Знание мер агрегатных состояний важно, например, в металлургии. На этом основан, в частности, процесс получения ртути. При нагревании руды, содержащей ртуть, до 500—550°С ртуть возгоняется и затем улавливается в конденсаторах, где поддерживается температура около 20°. Аналогичным образом — через возгонку и конденсацию — осуществляется пирометаллургия цинка и некоторых других цветных металлов.

  1. Дайте определение понятию «скачок». Ответьте на вопрос «как классифицируют «скачки»».

Скачок — переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению),— поломка детали машины из-за «усталости металла». Микроскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой металлической детали в конце концов приводят к излому. Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зуба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически моментально, по наступлении некоторого предельного состояния металла. В результате нарастания температуры наступает момент свертывания белка — перехода его из жидкого в твердое состояние.

Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цепная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это — примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсивной, целостной перестройкой всей исходной системы.

Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества; такие «скачки» длительны, постепенны.

7. Можно ли отождествить понятия «скачок» и «разрешение противоречия»? Обоснуйте.

Снятие (разрешение) противоречия есть качественный скачок к новому единству противоположностей, к новому целому, то есть к новому качеству. Следовательно, в каждом противоречии присутствует противоречие между качеством и количеством.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений гласит: интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь, превышая границу меры, путем скачка вызывают качественные изменения в объекте, создавая условия для новых количественных изменений.

8.Сформулируйте закон количественно - качественных изменений (предварительно подумайте о том какую роль в процессе развития играют количественные и качественные изменения.

Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при

которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество.


Закон отрицания отрицания.

1. С точки зрения данного закона, развитие - это цепь отрицаний.

Ответьте на вопрос : что такое отрицание и какова его роль в развитии?

Закон отрицания отрицания показывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обусловливают связь, преемственность между старым и новым, удержание (снятие) положительного в старом и тенденцию поступательного в целом, восходящего, спиралевидного развития с повторением отдельных черт прошлого на новой качественной основе.

ОТРИЦА́ НИЕ определ. момент процесса развития, выражающий диалектич. связь двух последоват. стадий (состояний) развивающегося объекта. Суть О. состоит в том, что утверждение последующей стадии развития предполагает в качестве своего условия исчезновение, разрушение предыдущей и вместе с тем сохранение, удержание нек-рых ее существ. элементов, составляющих.

3. Охарактеризуйте типы и виды отрицаний - постарайтесь упорядочить полученную информацию в схему или таблицу, определив при этом основание для классификации.

механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); деструктивное и конструктивное отрицание (исходя из характера действия).

Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду. При этом отрицании большую, а часто и решающую роль играют внешние пo oтнoшeнию к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами.

Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание. Конструктивное отрицание подразделяется на прогрессивное, регрессивное и нейтральное. Все о чем до этого шла речь, касалось диалектического отрицания. Однако развитие объективной действительности не ограничивается лишь одним диалектическим отрицанием. Одно отрицание, как правило, сменяется другим, т.е. превратившись в свою противоположность, явление в ходе дальнейших отрицаний снова превращается в свою противоположность. При этом при втором превращении оно как бы возвращается в свое первоначальное состояние.

Отрицание отрицания является завершающей фазой в развитии процесса.

Однако это не значит, что на этом вообще развитие заканчивается. Будучи завершающей стадией в развитии данного процесса, отрицание отрицания одновременно является и новым исходным пунктом для дальнейшего развития. Формой проявления отрицания отрицания является спиралевидность. Каждый новый виток спирали представляет собой более высокую ступень развития и вместе с тем является как бы возвратом к пройденному, как бы повторением предыдущего витка спирали. Каждый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует бесконечность развития, бесконечность восхождения от низшего к высшему. В законе отрицания отрицания наиболее резко проявляется поступательность развития. Каждый виток спирали не есть простой возврат к пройденному: он ведет все выше и выше, служит началом нового витка, нового диалектического цикла в развитии. Развитие тем самым идет по пути восхождения. При этом диалектические циклы, витки спирали выступают как взаимообусловленные, органически связанные между собой этапы развития, как единый и вместе с тем качественно многообразный процесс.

3. Определите о каких типах и видах отрицаний идёт речь в законе.

Ответ обоснуйте

Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие .

Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником развития предметов и явлений является противоречие, что на определенном этапе их развития противоречия разрешаются. Разрешение противоречий есть, в свою очередь, ликвидация старого качественного состояния и возникновение нового. Возникновение же нового есть не что иное как результат отрицания старого, отжившего свой век качественного состояния. Значит отрицание является необходимым моментом развития.

Однако признать момент отрицания в развитии еще недостаточно. Нужно правильно понять природу отрицания, его диалектический характер. Только при этом будет ясна тенденция развития. Отрицание нельзя понимать как абсолютное отрицание, как простое уничтожение.

Если бы это было так, то стало бы невозможным развитие.

Если бы, к примеру, отрицание почки в цикле произрастания растения было только отрицанием, т.е. уничтожением ее, то не было бы перехода от почки к цветку. Отрицание нужно понимать как такое отрицание, которое предполагает возможность нового отрицания. Смысл диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает не только как момент уничтожения старого, отжившего, но и как момент связи нового со всем положительным, что было создано при старых формах развития, как момент преемственности в развитии, причем воспроизведении всего положительного, что было создано при старых формах развития происходит на новой основе в преобразованном виде.

Диалектическое отрицание имеет следующие особенности:

  1. Это объективность отрицания (отрицание не есть субъективное, из вне вносимое мнение, а стадия развития объективного процесса).

  2. Отрицание не есть внешняя сила, полностью уничтожающая данное явление, а самоотрицание. Каждое явление в себе самом содержит свое собственное отрицание.

  3. Конкретность отрицания (для каждого вида явлений процессов существует свой, особый способ отрицания, ведущий к дальнейшему развитию).

Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду. При этом отрицании большую, а часто и решающую роль играют внешние пo oтнoшeнию к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным образом внутренними факторами. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание. Конструктивное отрицание подразделяется на прогрессивное, регрессивное и нейтральное.

Все о чем до этого шла речь, касалось диалектического отрицания. Однако развитие объективной действительности не ограничивается лишь одним диалектическим отрицанием. Одно отрицание, как правило, сменяется другим, т.е. превратившись в свою противоположность, явление в ходе дальнейших отрицаний снова превращается в свою противоположность. При этом при втором превращении оно как бы возвращается в свое первоначальное состояние. Отрицание отрицания является завершающей фазой в развитии процесса. Однако это не значит, что на этом вообще развитие заканчивается. Будучи завершающей стадией в развитии данного процесса, отрицание отрицания одновременно является и новым исходным пунктом для дальнейшего развития. Формой проявления отрицания отрицания является спиралевидность. Каждый новый виток спирали представляет собой более высокую ступень развития и вместе с тем является как бы возвратом к пройденному, как бы повторением предыдущего витка спирали. Каждый виток спирали выступает как диалектический цикл, а чередование витков характеризует бесконечность развития, бесконечность восхождения от низшего к высшему. В законе отрицания отрицания наиболее резко проявляется поступательность развития. Каждый виток спирали не есть простой возврат к пройденному: он ведет все выше и выше, служит началом нового витка, нового диалектического цикла в развитии. Развитие тем самым идет по пути восхождения. При этом диалектические циклы, витки спирали выступают как взаимообусловленные, органически связанные между собой этапы развития, как единый и вместе с тем качественно многообразный процесс.

4. Охарактеризуйте структуру диалектического отрицания:

элементы и характер связи.

Диалектическое отрицание, которое классики марксизмаленинизма вслед за Гегелем считали важнейшим элементом диалектики, пока что изучено недостаточно именно как элемент целостной системы диалектики, притом важнейший ее элемент. Достаточно сказать, что в современной научной литературе, включая справочную и учебную, диалектическое отрицание определяется как переход от старого к новому, от низшего к высшему в процессе прогрессивного развития, но обычно не фигурирует в анализе всякой связи, всякого движения и всякого развития; диалектическое отрицание рассматривается в связи с законом отрицания отрицания, но признается действие диалектического отрицания и без отрицания отрицания; диалектическое отрицание включается в структуру закона единства и «борьбы» противоположностей, но толкуется как синоним «борьбы» противоположностей и т. д.

5. Результат диалектического отрицания - смена старого новым.

Определите понятия «новое» и «старое», покажите как «новое» и «старое» взаимодействуют между собой в процессе развития.

При анализе процесса перехода количественных изменений в качественные и борьбы противоположностей мы видели, что развитие включает в себя как обязательный и закономерный момент – отрицание. Качественное изменение означает отрицание старого качества. Без отрицания невозможен был бы переход одного в другое. Борьба противоположностей завершается победой одной противоположности над другой, что также означает отрицание одного и утверждение другого. Отрицание, следовательно, не посторонний момент, навязываемый процессу развития извне; оно закономерно обусловливается самой сущностью развития. Отрицание есть результат развития путем раздвоения единого и возникновения взаимоисключающих частей, тенденций, сил в явлениях и предметах. Энгельс указывает, что истинное диалектическое отрицание есть "разделение на противоположности, их борьба и разрешение...

Мефистофель высказывает немало верных критических мыслей о старом мире. Свойственный ему дух отрицания имеет и положительное значение, поскольку Мефистофель зло высмеивает все застойное, окостенелое. Но он полон неверия в возможность лучшего. Фауст также отрицает, но он отрицает отжившее, тормозящее прогресс, он верит в человека, в разум человеческий, в нем неистребима жажда к совершенному, прекрасному.

Будучи условием развития, отрицание есть вместе с тем выражение беспрерывности, преемственности развития, связи между различными стадиями и моментами развития, между тем, что отрицается, и тем, что отрицает. Это важнейшая сторона отрицания. Диалектическое отрицание нельзя понимать как разрыв в развитии, отрицание связи между старым и новым. Связь между ними имеется уже в силу того, что новое рождается не из ничего, а только из старого. Связь заключается и в том, что новое удерживает все положительное, что содержалось в старом. Старое, таким образом, в своем движении, порождающем новое, не просто отбрасывается, а "снимается" новым. Философское понятие снятие означает одновременно отрицание и сохранение, отрицание предыдущего состояния и сохранение в новом всего положительного, что достигнуто предыдущим развитием.

6. Схематично изобразите процесс развития (с точки зрения закона отрицания отрицания). Поясните схему.



10. Сформулируйте закон.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример:

день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.) .

Примеры:

а) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

б) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении) ;

в) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении

11. Проиллюстрируйте на примерах проявление ВСЕХ изученных законов.

1. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

а) смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу) ; б) "эстафета поколений";

в) смена вкусов в культуре, музыке;

г) эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени) ;

д) ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

2.закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.) .

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

Пример:

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее) . При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей) . Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.) .

Примеры:

а) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

б) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении) ;

в) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении


написать администратору сайта