ИПРАВА. 14 неделя (1). Грудное и головное резонирование. В вокальной педагогике широко применяются термины грудной и головной резонаторы
Скачать 25.13 Kb.
|
Грудное и головное резонирование. В вокальной педагогике широко применяются термины «грудной и головной резонаторы». Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резонированием». Во многих школах «попадание в головной резонатор» считается краеугольным камнем, на котором строится организация певческого звука. От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса — головной и. грудной. Действительно, при пении возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в области лицевой части головы — головное резонирование, иногда называемое «маской», так и в области грудной клетки. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном — насыщен, «мясист». В некоторых случаях эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает головокружение. Когда голос хорошо резонирует, голосообразование совершается особенно легко. По-видимому, эти ощущения и вызывающие их физические явления играют значительную роль в певческом голосообразовании. Отзвучивание голоса «в маске» — один из показателей правильной организации певческого звука. Однако, нельзя не отметить, что при отличном звучании певческого голоса эти ощущения, так сильно выраженные у большинства певцов, у других выражены очень неярко, а у некоторых, правда редких, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и является характерным для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Место, где ощущается головное резонирование, у певцов неодинаково. Некоторые ощущают головное резонирование в области той части лицевого скелета, которая прикрывается; маскарадной маской (отсюда и произошел термин — маска певцов, петь в «маску»); другие — у передних зубов верхней челюсти (Микиша, Моран); третьи — в области лобных пазух (Дейша-Сионицкая), а четвертые—в области темени или твердого нёба. Головной резонатор Под головным резонатором певцов иногда понимают все полости, находящиеся выше гортани, т. е. включают в это понятие не только нос, носоглотку и придаточные полости носа, но и ротоглоточный канал. Мы считаем такое включение неоправданным, так как резонаторная функция рта и глотки не является причиной возникновения вибраций в области «маски» и служит лишь для образования формант гласных. Под головными резонаторами мы предлагаем понимать только полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области «маски». Следует сразу же отметить, что все полости, входящие в понятия верхнего резонатора, заключены в костные или хрящевые стенки, т. е. неспособны менять свой объем, а следовательно, и резонаторные свойства. Раз данные человеку, они остаются неизменными в течение его жизни. Только носоглотка, вследствие подвижности мягкого нёба, способна менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью. Нос и его придаточные полости (пазухи), расположенные в области лица, действительно прикрываемой маскарадной маской, представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Так, например, самая большая придаточная полость носа — верхнечелюстная или гайморова, имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следовательно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длиною 3 см, открытая с одного конца, резонирует примерно на частоту около 3000 гц, т. е. на область высокой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в лицевой части скелета во время качественного пения возникнуть могут, и сильно выражены они будут в том случае, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем составе много высокочастотных обертонов. На эти обертоны и могут «ответить» придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, сильно убывает в своей силе, так как большая часть его энергии передается стенкам полостей, где постепенно гасится. По твердым тканям лицевого скелета она, конечно, достигает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает «раскачивание в такт» находящегося там воздуха, т. е. явление резонанса. Рис. 84. Схема резонаторных полостей голосового аппарата. Штриховкой выделены неизменные по размеру полости, относящиеся к грудному и головному резонаторам. Полости, способные изменять свой размер, оставлены незаштрихованными, К ним относятся: 1 — надсвязочная полость гортани, 2 — глоточная полость, 3 — полость рта и 4 — полость носоглотки. Грудной резонаторВ отношении грудного резонатора можно сказать, что грудное резонирование, т. е. ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все звукообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании этого слова здесь могут быть трахея и крупные бронхи. Это единственные воздушные полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую ткань и поэтому является прекрасным поглотителем звука. Не следует думать, что может резонировать вся грудная полость, т. е. пространство, заключенное в грудную клетку. Она вся заполнена легкими и потому лишь поглощает звук, распространяющийся от голосовых связок по воздухоносным путям. Действительный резонанс здесь может развиваться только в трахеальной трубке и крупных бронхах, и эта система трубок, имея относительно большую длину, резонирует на низкие тона. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит. Однако это место образования низкой певческой форманты указывается лишь предположительно. Другие авторы приписывают ее возникновение резонансу нижней-части глотки. Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно ощущаются певцом, если он приложит руку к любой ее части. Однако эти вибрации грудной клетки также бесполезны для слушателя (как и в случае с головным резонатором). Звук не распространяется от грудных стенок, и стенки не могут играть роль дек музыкальных инструментов. Поэтому для слушателя безразлично, поет ли певец, одетый в боярскую шубу, плотно закрывающую звукопоглотительным материалом его торс, или же он поет с обнаженной грудной клеткой. Звучание голоса ни в коей мере не зависит от степени закрытия костюмом грудной клетки. То, что достигает уха слушателя, выходит только из ротового отверстия певца. Если думать, что грудное резонирование способно что-либо изменить в характере певческого звука, то надо предположить, что этот резонанс включается в общее звучание голоса, идя по ходу воздушных путей. Резонируя на частоты порядка 500 гц, этот тон трахеи, в основном тратясь на сотрясение ее стенок и лишь немного проникая через голосовую щель, частично примешивается к общему звуку, рождающемуся в голосовом затворе и, выходя изо рта, доходит до слушателя. Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей совершенно стабильны, здесь имеется определенная (возможность приспособления. Грудное резонирование тогда получается сильным, когда голосовые связки работают по грудному типу своих вибраций. При фальцетной их работе грудной резонатор не отвечает. Это связано с тем, что по своим размерам трахея способна ответить на сравнительно низкие частоты и резонанс поэтому в грудном резонаторе проявляется лишь тогда, когда в связочном тоне имеются достаточно хорошо выраженные низкие частоты. Скорее всего явление дрожания, развивающееся в трахео-бронхеальной системе, следует рассматривать не как истинный резонанс, а как вынужденные колебания, источником которых являются работающие голосовые связки. Те вибрации, которые ощущает в грудной клетке певец во время пения, являются звуковыми колебаниями, распространяющимися через трахею и толщину легочной ткани. Они доходят сильно ослабленными звукопоглощающими свойствами легкого, но все же достаточно хорошо ощутимыми. |