Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Методы исследования

  • Гуманистическая педагогика Ш. Амонашвили. Гуманистическая педагогика Ш. Гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили


    Скачать 54.92 Kb.
    НазваниеГуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили
    АнкорГуманистическая педагогика Ш. Амонашвили
    Дата03.03.2023
    Размер54.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГуманистическая педагогика Ш.docx
    ТипДокументы
    #967409

    Гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили

    Оглавление


    Введение 3

    Теоретическое обоснование педагогики Ш.А. Амонашвили 5

    1.1 Жизнь и педагогическая деятельность Ш.А. Амонашвили 5

    1.2 Философия гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили 9

    1.3 Особенности педагогики свободы Ш.А. Амонашвили 16

    Заключение 21

    Список использованной литературы 23



    Введение


    В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

    Для освоения гуманистических ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико – физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.

    Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.), возглавившим в настоящее время лабораторию Гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете.

    Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

    Попытаемся проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную школу XXI века.

    Цель работы – выявить особенности гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили.

    Объект – педагогическая деятельность Ш.А. Амонашвили.

    Предмет – гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить научную работу по теме исследования;

    2. Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность Ш.А. Амонашвили;

    3. Изучить философию гуманистической педагогики;

    4. Выделить особенности гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили.

    Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, синтез.

    Структура курсовой работы: работа состоит из введения, одной главы, включающей три параграфа, заключения, списка использованной литературы.

    Теоретическое обоснование педагогики Ш.А. Амонашвили

    1.1 Жизнь и педагогическая деятельность Ш.А. Амонашвили


    Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

    Амонашвили окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса.

    В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, которую впоследствии отверг, поскольку она опровергается его последующими идеями. Это сильный поступок, поэтому Ш.А.Амонашвили относится к числу редких учёных, которые могли его совершить.

    С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.

    В 70-80-е годы деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. Новаторство во времена «руководящей и направляющей роли партии» было делом рискованным.

    Несколько раз лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им 1–ю экспериментальную школу города Тбилиси, известную во всем мире, — расформировать, его методики обвиняли в буржуазном уклоне. Педагога бесконечно таскали «на ковер» в партийные органы.

    По собственному признанию Шалвы Александровича, он страшно боялся этих вызовов. Каждый раз шел туда, как на Голгофу, ожидая очередного разноса и потери партбилета. «Как много отравил мне в жизни этот страх», — с горечью признался педагог. Но мужество заключается не в отсутствии страха, а в способности преодолеть его в себе.

    Шалва Александрович не отступился от своих идей. И сегодня он во всем мире известен как основатель Гуманной педагогики.

    В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

    С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). У него масса степеней и званий и должностей:

    • действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г.,

    • действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.

    • Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария).

    • Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

    • Ректор Академии педагогического искусства и социализации.

    • В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили.

    • Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

    Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, повелительной, приказной педагогики.

    Основные установки:

    • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

    • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

    • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

    • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

    • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность [12].

    Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции.

    Основные методические подходы:

    1.Технология обучения детей с шестилетнего возраста;

    2.Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей;

    3.Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию;

    4.Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении [2].

    Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
    Уникальный опыт Шалвы Амонашвили, результаты его многолетних исследований обобщены в книгах и пособиях, которые стали настольными для нескольких поколений учителей и родителей.

    Амонашвили Ш. А. написал огромное количество книг о воспитании и обучении детей.

    Его книги переведены на китайской, чешский, венгерский, болгарский, югославский, эстонский языки и др.

    Стиль у Шалвы Амонашвили очень необычный (а особенно он необычен для педагогической литературы, которая, как правило, более педантично-строгая, последовательная… и почему-то безэмоциональная). Его книги звучат как песня или сказание, переданное старшим мудрым предком своим юным, ищущим, думающим потомкам.

    В его книгах нет строгих схем, «как вести себя в случае…». Но есть такой мощный, пронизывающий ее дух любви к Ребенку, внимания к нему, искренней заботы, соучастия, устремленности к высшей цели воспитания благородного человека, что во время чтения книги подступает ком к горлу.

    Поэтому мы бы сказали, что у Амонашвили не книги- информация. Это книга-состояние. Книга-вдохновение. И читать их можно сколько угодно раз, открывая для себя все новые подтексты и становиться еще лучше как родитель или воспитатель.

    На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А. Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям.

    Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

    В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

    Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную «Антологию гуманной педагогики».

    Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

    1.2 Философия гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили


    Ключевая составляющая теории гуманно-личностной педагогики – совокупность идей традиционного философского, психолого-педагогического наследия, а также возникших в современном мире. Понятие гуманной педагогики является педагогической классикой, но при этом оно отклоняется в сторону от признанных авторитетными идей педагогики и педагогической практики, в которых высшие педагогические ценности могут быть объяснены грубо-материалистично [20]. Силовые же методы, которые применяются в образовательном процессе, могут превратиться в повсеместно распространенную норму.

    Гуманно-личностная педагогика является одним из вариантов гуманной педагогики, которая выступает в качестве источника для большого количества педагогических методик и систем.

    Гуманно-личностная педагогика занимается исследованием школы, воспитания, образования, урока, учителя и гуманности, как базовых понятий всей педагогической науки. Школа – это своего рода лестница, предоставляющая плацдарм для восхождения духовности и души человека, высшая ступень которой – любовь.

    Образование – это процесс нахождения, раскрытия и дальнейшего утверждения внутреннего образа, посредством потоков внешних образов. Урок является процессом поиска своей судьбы посредством призмы опыта, знаний и образов прекрасного и, конечно, самой жизни [13]. В такой системе учитель является носителем мудрости и знаний.

    Такой подход к семантической трактовке педагогических понятий предоставляет возможность выражать изначально заключенную в них духовность. Суть гуманно-личностного подхода в педагогике базируется на ведении учеников по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания собственного предназначения, по пути, который должен привести его к умножению любви и добра на Земле.

    Цель гуманно-личностного образования – создать образ благородного человека, своего рода неоспоримого идеала.

    Система Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Ведущим принципом Школы Жизни Амонашвили провозглашает развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни. И хотя в своем трактате он раскрывает основные положения гуманно-личностной педагогики начальной ступени образования, его положения сохраняют свое значение и для последующих ступеней школьного образования.

    По мнению Ш. Амонашвили, гуманно-личностная технология, заключается в том, чтобы всеми приемами способствовать воспитанию ребенка благородным человеком с помощью развития его внутренних способностей и задатков.

    Результатом этого должно быть облагораживание духовности человека, развитие его познавательной возможности, способности к самовоспитанию. Подход к ребенку здесь основан на том, что каждый человек несет индивидуальную миссию, которую с необходимостью должен реализовать [3]. В данной технологии ребенок представляется могучим творением Вселенной, поэтому его способности к совершенствованию безграничны.

    Педагогу необходимо учитывать основные стремления ребенка быть свободным. Здесь обучение и развитие содержит дисциплины, называемые лингвистическим чутьем или математическим воображением, духовной жизнью и постижением красоты всего окружающего и т. п.

    Подход в обучении основан на принципах педагогики сотрудничества, а оценивание происходит в качественном порядке: с помощью пакета результатов, обучения самоанализу, самооценки или характеристики, т. е. избегая количественной отметки.

    Особенности содержания гуманно-личностной технологии должны включать в себя важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

    • познавательное чтение;

    • письменно-речевая деятельность;

    • лингвистическое чутье;

    • математическое воображение;

    • осмысление высоких математических понятий;

    • постижение прекрасного;

    • планирование деятельности;

    • смелость и выносливость;

    • общение; иноязычная речь;

    • шахматы; духовная жизнь;

    • осмысление высоких духовных материй и ценностей;

    • постижение красоты всего окружающего [17].

    Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

    • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики [2].

    Данная технология включает в себя классификационные параметры, которые необходимо учитывать при ее использовании:

    • по уровню применения: общепедагогическая;

    • по философской основе: гуманистическая + религиозная;

    • по ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная;

    • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная;

    • по организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации;

    • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества;

    • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая, творчества;

    • по категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям [3].

    Особую роль в технологии Ш. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка, так как по его мнению использование отметки очень ограничено, «ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка» [1].

    Таким образом, гуманно-личностный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы Ш. Амонашвили привел нас к убеждению, что гуманно-личностная технология, прежде всего, способствует воспитанию в ребенке благородного человека, понимающего себя и окружающих.

    Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое.

    Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза.

    Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

    В целом на основе результатов экспериментальной деятельности Ш.А. Амонашвили пришел к убеждению, что, избегая авторитарного давления на ребенка, постоянного контроля над его действиями, не заставляя и не принуждая выполнять задания, можно добиться гораздо лучших результатов. Подводя итоги свершенного за четыре года подвижнического труда, Ш.А. Амонашвили так писал о его плодах: «В течение долгого времени я “разбавлял” в умах и сердцах ребят педагогические “экстракты” человеческих чувств и переживаний, взаимоотношений и любви, понятий и закономерностей, мышлений и суждений.

    Порой казалось, что многие мои усилия бесполезны. Правда, иногда я замечал блеск отдельных нравственных кристалликов, кристалликов ума. Но теперь я увидел, как каждый мой ребенок вдруг выпрямился и начал излучать какое-то тепло нравственности и ума, как всех их вдруг крепко сдружили чувства заботливости, чуткости, взаимопомощи, объединили познавательная страсть и многосторонние увлечения. И мне становилось все радостнее и интереснее жить и трудиться вместе с ними.

    В них в какой-то степени сложился новый тип ученика, стремящегося к сотрудничеству со своим учителем, помогающего ему в своем же воспитании и обучении. Ученик как сотрудник, соратник, помощник учителя в его педагогическом деле. Мечта! Чего же еще другого желать»[2].

    На страницах своих произведений Ш.А. Амонашвили сформулировал комплекс личностных качеств, которыми должны обладать учителя шестилетних детей: быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть; уметь понимать детей; быть оптимистами; олицетворять человека будущего, человека нового склада [23].

    Это перечень удачно дополняли «Десять “заповедей” воспитателя». Вот некоторые из них, центрированные на личностно-гуманном подходе: «Ребенок импульсивное существо, ему будет трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

    Воспитателями, должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания»[2].

    В качестве профессиональных требований к учителю, в частности, выделялись такие как:

    • владение учителем приемами актерского мастерства, педагогической экспрессии;

    • умение выразительно передавать свои чувства с помощью мимики, голоса, движений рук, пластики;

    • способность пользоваться добрым юмором, понятным детям.

    Именно средства педагогической экспрессии, по убеждению Шалвы Александровича, позволяли сделать «урок живым, а общение – искренним, углубить восприятие содержания учебного материала, нравственных норм, дойти до ума и сердца каждого, вызвать эмоциональное отношение к знаниям»[2].

    При этом особо подчеркивалось, что «методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, только пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными»[3].

    С присущей метафоричностью Ш.А. Амонашвили это описал так: «Ребенок не доска и не воск, он просто самое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу, воспитателю возможность превратиться в Волшебника.

    Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с душой ребенка, педагог сможет постепенно раскрыть безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Он сможет превратить ребенка в своего соратника в деле его же воспитания, направить его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование.

    Дети – чудо, но нужны и педагоги – волшебники. Они нужны не только отдельным детям, а каждому ребенку, ибо чудо – в каждом из них. Волшебство учителя в том и должно заключаться, чтоб придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим, развивающим. Для этого необходимо вооружиться верой в ребенка, в его огромные возможности»[4].

    Приводя эти важные положения необходимо подчеркнуть еще один существенный аспект, без которого невозможно понять творчество Амонашвили. Долгое время он упорнодобивался права не только писать, что думал, но и тем стилем – художественным, поэтичным, насыщенным метафорами, который был ему столь органичен.

    Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что «классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего». Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: «Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов»[1].

    1.3 Особенности педагогики свободы Ш.А. Амонашвили


    Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

    Вот эти принципы.

    1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

    2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

    "Как человека" — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.

    3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

    "Истинная индивидуальность" — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы.

    4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

    «Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

    5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

    «Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

    Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».

    6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

    «Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность»[4].

    В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

    «Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности:

    1. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".)

    2. Положения, требующего развертывания и доказательств (например: "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?");

    3. Системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: "Посмотрите на неравенства А > В, В < С и определите соотношение между А и С");

    4. Задания, требующего систематизации знаний, развития и закрепления умений и навыков (например: "Составьте таблицу частей речи на материале этого рассказа и определите частоту употребления каждой из них"); идеи, требующей творческого раскрытия, воображения (например: "Напишите, пожалуйста, сочинение, как весна наступает на вашей улице",.);

    5. Описания явления, требующего объяснения ( например: " Посмотрите на эти два стакана: в каком из них больше воды?" Уровень воды в стакане одинаков. "А теперь где больше воды?" Из одного стакана вода переливается в широкий сосуд, из другого — в узкий сосуд. "Почему?" (Задача взята из опытов Ж. Пиаже.).

    Во-вторых, учебно-познавательная задача направлена на преобразование самого ребенка, его знаний и умений; преобразование ученика есть действительный педагогический результат учебно-познавательной задачи, а ее логический, формальный результат имеет значение настолько, насколько он способен удостоверить ребенка о качестве его знаний и умений, о его положении и в состоянии мотивировать его познавательные усилия» [1]. Процесс решения учебно-познавательной задачи в большей или меньшей степени продвинет каждого ребенка в развитии и присвоении знаний.

    Особое отношение у Ш. А. Амонашвили к проблеме отметок. Мотивы выполнения того или иного задания могут быть внешние, когда ребенка ожидает награда, и внутренние, когда ребенку интересен сам процесс выполнения задания или его результат.

    При определенных условиях может случиться, что внешние мотивы приведут к уменьшению внутренних, к падению интереса. Школьные отметки, считает он, и есть внешний мотив, награда.

    Поэтому и используются они очень ограниченно, поскольку отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо них — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

    В книге «Размышления о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили пишет об уроке в школе. Отмечая, что урок — важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики, и выражая уверенность в том, что еще долгое время урок будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения, он, однако, указывает на кризисное состояние уроков в нашей школе, содержащих «типичные "схватки" учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться»[1].

    Если педагог предлагает готовые знания и учащимся не приходится прилагать усилия, им становится скучно, неинтересно. Учащиеся начинают отвлекаться, крутиться, вертеться, заниматься чем-то другим; учитель квалифицирует их поведение как безответственное отношение к учебе, как нарушение порядка, теряет самообладание и прибегает к наказанию — плохой отметке, порицанию, осуждению. Ученик оказывается постоянно в состоянии конфликта, что приводит к его неуправляемости, озлобленности, потере интереса к учебе.

    Поэтому преобладающий метод — объяснительно-иллюстративный, игровой с элементами проблемности, творчества. Чтобы дети учились с увлечением и охотой, необходимо вовлекать их в разнообразную деятельность, чтобы они сами добывали знания, проводя опыты, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли и впечатления.

    Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Урок должен давать радость ребенку.

    Учитель обязан владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. В классе должна быть установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, сорадости, сопереживания и сочувствия [5].

    Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

    «Ребенок — целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению» [4].

    Заключение


    Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

    Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

    «...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов...

    Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

    Именно на грани тысячелетий в России наступили эти исторические условия, настал «Момент истины». И именно сейчас наступило время подлинно Великой дидактики, время торжества мудрости классики.

    Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России — ее подрастающих поколений.

    Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.).

    Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.


    Список использованной литературы


    1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1996. – 301 с.

    2. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1998. – 271 с.

    3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение,1990. – 341 с.

    4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение,1990. – 326 с.

    5. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.– 496 с.

    6. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2004. – 263 с.

    7. Бодалев, А. А. Общение и формирование личности / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2016. – С. 77–84.

    8. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А. Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.

    9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Изд.2-е, доп. и перераб. – М.: Логос, 2018. – 384 с.

    10. Кан-Калик, В. А. Техника педагогического общения / В. А. Кан-Калик // Учителю о педагогической технике; Под ред. Л. И. Рувинского. – М.: Педагогика, 2017. – С. 14–48.

    11. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2016. – 528 с.

    12. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 320 с.

    13. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; Под ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2019. – 464 с.

    14. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. ; Под ред. В. В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2021. – 383 с.

    15. Севидова Н. Уроки Шалвы Амонашвили / Н.Севидова // Релга, научно-культурологический журнал. – 2020. - № 6. — С. 12−13.

    16. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания. Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2016. – 206 с.

    17. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2020. – 576 с.

    18. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 2017. – 384 с.

    19. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2021. – 304 с.

    20. Степанов, С. С. Общение / С. С. Степанов // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт.; Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – Т. 2. – С. 69–71.

    21. Степанов, С. С. Педагогическое общение / С. С. Степанов // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт.; Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – Т. 2. – С. 132–133.

    22. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / В.А. Сухомлинский //История педагогики в России. — М.: Истоки, 2009. —373 с.

    23. Турчанинова, Ю. И. Педагогическая техника и мастерство учителя / Ю. И. Турчанинова // Учителю о педагогической технике; Под ред. Л. И. Рувинского. – М.: Педагогика, 2017. – С. 4–14.


    написать администратору сайта