Гуманистические идеи и педагогическое наследие СелестенаФрене
Скачать 398.73 Kb.
|
Эссе на тему: «Гуманистические идеи и педагогическое наследие СелестенаФрене» АВТОР РАБОТЫ: ЗАХАРКИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА «МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА» НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КАНД. ПЕД. НАУК, ДОЦЕНТ Ж. А. КАСКО Саранск 2021г. Селестен Френе – выдающийся, представитель педагогики гуманистического направления. Он считал, что система, которая воспитывает и обучает детей, должна стать подвергнутся фундаментальным изменением, поскольку структура, актуальная для двадцатого столетия, не может эксплуатироваться дальше, по причине удовлетворения потребностей современного общества, он критиковал ее за сохранившиеся древние методы, а также не разделял саму сущность этого обучения. В идеале он представлял такую идеальную систему, которая легко могла приспособиться к интенсивным коренным изменениям, происходившим на тот момент в социуме. Школа должна стать для ребенка укромным местом, где он не только не будет бояться какой-либо угрозы от внешнего мира, но и убежищем, которое поможет восстановить и поддерживать равновесие психического, морального и физического состояний. Несчастье школы учитель приравнял к тому, что учебное заведение не способно удовлетворить индивидуальные потребности каждого обучающегося. Это связано прежде всего с тем, что учителя часто недооценивают личность ребенка, игнорируют его интересы, способности, мотивы и морально-нравственные ориентиры. Что в итоге служит для возникновения основных причин обеднения духовных и нравственных идеалов неудовлетворительного поведения учащихся, а также негативного отношения к преподаванию, изучаемым дисциплинам и учебного заведения в школе. Это влечёт за собой пропуски учебных занятий, частое пребывание на улице, примыкание к плохой компании, появление вредных привычек, а также мыслей и мотивов асоциального характера. В стремлении предотвратить подобные ситуации, влекущие за собой плачевный исход событий, Селестен Френе, говорил о гуманистическом образовании. Он не разделял мнения тех, кто считал, что знания, которые получают в образовательном учреждении приведут к очеловечиванию личности. Некоторые педагоги и родители действительно заблуждаются, кого говорят, что документ об образовании приведёт в царствие морали, гражданства и милосердия. Необходимо не только рассказать материал, который был заготовлен, но и показать, чем он важен, а также заинтересовать и привить любовь т желание к обучению. По мнению Селестена Френе, задача педагогов – подвести обучающегося к выводу о том, что он является личностью, которая имеет чувство собственного достоинства и осознание индивидуальной ценности, а также пробудить в человеческой душе качества, необходимые для искреннего, честного, добродетельного существования на Земле, которыми, к сожалению, школа пренебрегает. Селестен Френе связывает реструктуризацию всей системы образования и воспитания учащихся с повышением эффективности работы школы. Но в то же время, по его мнению, не следует повторять опыт о том, что развитие обучения должно осуществляться в игровой деятельности обучающихся. По словам Френе, педагогика, реализуемая в игре, направлена на то, чтобы разделить человеческую жизнь и поведение на две области: реальность, действительность и вымысел, фантазия. Первое направление связано с серьезными проблемами общества, практической деятельностью, в том числе творчеством и искусством, прежде всего всеми формами труда, а ещё многими и трудными людскими обязанностями. Второе позволяет человеку отдохнуть. Это область для развлечения и расслабления. То есть получается, что в жизни существуют две противоположные друг другу области существования, одна из которых основывается на труде и упорстве, а другая даёт возможность отдыха. Селестен Френе высказывал мнение о важности изменения сути образовательного процесса. Это должно основываться на том, какая работа не основана на удовольствии учащегося, поскольку по сравнению с процессом игры обучающийся пытаетесь всячески избежать действительности, укрыться от неё в своей фантазии. Очеловечивание процесса обучения, по словам Селестена Френе, заключается в том, чтобы характеризовать осмысленную работу ребёнка с позиций восхищения и похвалы, но ни в коем случае не оценивать его результаты с точки зрения взрослых, тем самым лишая его энергии и приуменьшая его успех, а наоборот, направлять его по правильному пути, помогая выбрать эффективные и общедоступные способы достижения цели. В то же время очень важно позаботиться о том, чтобы каждый обучающийся смог разглядеть результаты своей работы и по достоинству оценить их, а также был горд собственными достижениями. Важно отметить, что гуманизация образования и воспитания Селестена Френе не связана с распущенностью, вседозволенностью и отсутствием дисциплины. Огромное значение в природе взаимоотношений учителя и обучающегося сыграли принципы гуманистической педагогики, связанные с реконструкцией школы, которые являются одним из способов достижения намеченной цели. Педагог искренне считал, что основа этих отношений строится на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. Он видел в их сотрудничестве основу этих отношений. Он призывал к гуманному взаимодействию с детьми, как педагогов, так и отца с матерью. Школа, по мнению Селестена Френе, будет участвовать и вносить вклад в воспитание благородных людей, которые исключат в собственном поведении такое отрицательное явление, как авторитаризм, покушающееся на честь и достоинство окружающих людей, а напротив будут пропагандировать уважительное отношение к правам и свободам человека. Селестена Френе не удовлетворял факт того, что школы, практикующие традиционные методы обучения, используют практику, которая учит детей быть молчаливыми и послушными, он высказывался о том, что механическое заучивание материала и неукоснительная вера в слова учителя и того, что написано в учебниках, не приведёт к получению достойных знаний. Селестен Френе полагал, что безоговорочная власть учителей Он глубоко убежден, что безграничная вседозволенность учителей должна уйти в прошлое. На смену ей придут такие варианты, как продвижение общей культуры человека, а также воспитание личности, которая сможет постоянно совершенствовать не только себя, но и весь мировой комплекс. Первоначально Селестен Френе хотел лишь частично вернуться в образовательный процесс школы, но позже он был убежден, что ему необходимо сделать коррективы в системе образования, сделав её лучше. Поэтому создавалась совершенно новая модель школы, элементы которой взаимодействовали в абсолютно различных функциях: библиотека, типография, академическая кооперация и другие. Условием, носящим обязательный характер, в работе новой модели была атмосфера, располагающая к деловой работе коллектива. Здесь с самого начала приучали к соблюдению распорядка дня, поэтому обучающиеся учились планировать своё время с позиции правильности. Мы знаем, что Селестен Френе в своей системе исключал использование системы оценок, а также использование учебников. По его мнению, учебники учили детей логике и мышлению взрослого человека, а оценки не могут в точности передать уровень знаний и способностей обучающихся. Неудача порождает у детей мысль о неполноценности, а также понижение самооценки, что влечёт за собой унынение и отсутствие тяги к изучению учебного предмета, поэтому необходимо чаще подчеркивать индивидуальный успех, в независимости от того, точная это наука или гуманитарная, а также творчество, но не говорить так, как будто это что-то неожиданное. Таким образом можно сделать вывод о том, что система образования Селестена Френе считается гуманистической. Эти выводы можно сделать из-за того, что в его системе образования соблюдаются основные принципы педагогики такого рода, а именно теплые и открытые отношения между участниками учебного процесса, основанные на равенстве учителей и детей, индивидуальном подходе, самоуправлении и многом другом. Но самым важным в педагогической системе Селестена Фрезе остается ориентация на личность и индивидуальные особенности обучающегося. Список литературы Ферьер, А. Из опыта новой школы Запада / пер. с франц. – М. – 1926. Френе, С. Антология гуманной педагогики – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. –224 с. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / Вступит. статья Б. Л. Вульфсона. – М.: Прогресс, 1990. – 296 с. Френе, C. Формирование личности ребенка и подростка / С. Френе // Воспитательная работа в школе. – 2004. –№ 6. – С. 5–14. |