Главная страница

Философия. История возникновения и развития гуманизма. Гуманизм учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы


Скачать 15.39 Kb.
НазваниеГуманизм учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы
АнкорФилософия. История возникновения и развития гуманизма
Дата17.12.2020
Размер15.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia.docx
ТипДокументы
#161837

Гуманизм - учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.

История возникновения и развития гуманизма. Термин “гуманизм” происходит от латинского “humanitas” (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Тенденции изменения, а также точку, с которой взяло начало новый период в истории мысли и культуры можно определить, как гуманизм. Вообще термин «гуманизм» появился сравнительно недавно, ученые 19 века так обозначали идеологию, направленную к человеку. Гуманисты приподнимают человека, его роль и роль его ума и творческих способностей. Таким образом, гуманизм - это такая этическая жизненная позиция, которая утверждает, что человек имеет право в свободной форме определять свой смысл и форму своей жизни. Гуманизм определяет высшей ценностью жизнь человека, его право на самоопределение и свободное волеизъявление. Таким образом, можно сказать, что при гуманизме человек стал мерой всех вещей.

Гуманизм, как течение начинается с Франческо Петрарки и широко развивается в эпоху Возрождения. Тогда гуманистическая философия сливалась с литературой и излагалась в иносказательной форме. Происходит преобладание интереса к человеку, к его возможностям и достоинству.

Гуманизм можно характеризовать, как антицерковное течение, которое стремилось уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека. Таким образом, гуманизм стал моральной основой атеизма. И под влиянием атеизма, гуманизм приобрел характер более свободомыслия, противостоящий схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм перестал нуждаться в опоре на Бога и другие внешние силы, основой его морали считается внутреннее совершенство человека.

Самое начало 20 века можно отметить ростом различных направлений психологии. Поскольку не удалось решить проблему связи между психическими явлениями и физиологическими, это привело к формированию различных направлений в психологии. Которые внесли следующие изменения в представления о психике человека: наблюдение и изучение реакции человека на определенные ситуации, его поведение и поступки, сознание и бессознательное человека, целостные структуры психики и личность или индивидуальность. Психология воспринимается, как наука о поведении.

Как самостоятельная область науки о законах развития общества, мировоззрении и бытия антропология появилась в 19 веке. Философская антропология - это учение о природе и сущности человека. Впервые термин «антропология» был применен Аристотелем в обозначении области знаний, изучающих духовную сторону человеческой природы. Развитию современной антропологии, как философской науки способствовали многие гуманитарные науки, такие, как искусствоведение, психология, теология, религиозная философия, педагогика, биология, социология. Таким образом, антропология, как философское учение, представляет собой исторически первую форму представления человека, в качестве особого предмета для понимания и изучения.

Философская антропология изучает проблемы, связанные с определением роли и места субъекта в системах «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношениях. Поэтому проблема человека нашла отражение в большинстве течений 20 века, отдающих центральное место человеку-субъекту, а не миру-объекту. Основной чертой антропологических систем, можно назвать иррационализм, который полагает, что познавательные возможности человека определяются не только разумом, но и большую роль здесь играет бессознательное, а именно, чувства, интуиция, воображение. Это и стало истоком для такого учения, как «философия жизни» 20 века. При любом понимании жизни, общим для философов этого учения, является то, что жизнь и явления человеческой культуры недоступны рациональному или научному познанию. Противоположным научному познанию являются инстинкты или интуиция. Проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения и ответственности личности нашло свое отражение в экзистенциализме. В нем отражается разочарование в способности научного обеспечения процветания общества, в невозможности дать ответ на интересующие людей вопросы, быть руководством к действию.

Изменения самого человека в условиях современной цивилизации обусловлены трансформацией условий его жизни, в различных плоскостях и в разной степени. Преобразования во всех областях жизни определили человека в новую позицию по отношению к людям и к себе. Человек начинает по-новому воспринимать, принимать и открывать мир, который он сам изменил и в котором он подвергается изменениям. На всех уровнях существования человека происходит повышение активности людей, их более глубокой рефлексии по отношению у окружающим и к себе, это отражается в изменениях ментальности, приводит к смене целей и ценностей, а также к новым возможностям их реализации. В результате открываются новые аспекты человека и как личности и как субъекта деятельности.

Современная философия связана с гуманизмом, основанным на почве эпохи Возрождения, который защищал права, свободы и достоинства личности. Это подкреплялось верой в прогресс общества, который должен быть основан на развитии экономики, просвещения и образования. Но проблема гуманизма сегодня в том, что резервы развития необходимо искать в самих людях, а не в различных подсистемах общества. Правильная деятельность людей является основой сбережения различных природных, экономических, политических, научных и многих других систем. Главное это не материальные достижения, а достижение идеалов совершенствования человека, улучшение социально-политических условий жизни. Лишь при условии совершенствования самих себя возможно решение порождаемых действительностью проблем и обеспечение благотворных во всех отношениях прогрессов.


написать администратору сайта