Практическая работа эпоха гумманизма. Практическое задание № 1 философия. Гуманизм
Скачать 20.04 Kb.
|
Практическое задание № 1 Что означает термин «гуманизм»? В какой исторический период он получил распространение? Гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм – есть система построения человеческого общества, где высшей ценностью является человеческая жизнь. Как некая черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.). Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории человечества. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики так же лежат принципы гуманизма. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Как изменились ценности гуманизма под влиянием распространения атеизма? Стремление атеизма, на мой взгляд, заключается в уменьшении всемогущества Бога и доказательстве самоценности человека. С другой же стороны атеизм есть отрицание объективных ценностей. Ценности гуманизма не изменились, они стали отрицаться. В этом отношении он представляет собой разновидность нигилизма и эгоизма. Поскольку ничто не имеет разумной причины и существует случайно, нет ни добра, ни зла, ни истины, ни обмана, ни правды, ни кривды. Все относительно, все произвольно, все субъективно. Любое явление может быть правильным или неправильным в зависимости от точки зрения. Собственный комфорт – единственная важная ценность атеиста. Если у него есть какие-то нравственные ценности, которые он пытается соблюдать, то они всегда унаследованы из христианства (или постхристианства) через национально-культурную традицию, но они не присущи атеизму изначально. Какие изменения произошли в XX веке в представлениях о структуре психики человека? Начались изменения в традиционных представлениях о психической жизни человека. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках проявили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека. Для многих мыслителей становится очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область "внутренней" жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения. "Внутренний" мир человека можно лишь описать, наблюдая за различными проявлениями жизнедеятельности индивида и раскрывая смысл и значения последних. Какие виды научных знаний способствовали развитию современной антропологии как философского направления и отдельной науки? -эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента. -метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний, составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов. -теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности; -синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте; -аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание; -выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием; -предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя; -номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений; -идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях. Какое отражение антропологические проблемы нашли в современных учениях о бытии (экзистенциализм, философия жизни)? В современных учениях отразились следующие проблемы: Отчуждения человека, проблемы бытия мира и человека, человек – уникальное существо, существование и сущность человека. Так же отметим личность и система. Интенциональность сознания, «временность» сознания. Бытие и ничто, абсурдность, свобода, природа и значение выбора, роль пограничного опыта (пограничной ситуации), отчуждение, смысл и значение коммуникации. Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации? Рекомендуем аргументировать ответ на основе одной из антропологических концепций Макса Шелера, Жан-Поля Сартра, Альбера Камю, Хосе Ортеги-и-Гассета, Мартина Хайдеггера и т. д. Изменения человека таковы: -все больше и больше закрываться в себе, своем внутреннем мире. - все большая зависимость чужого мнения: Хайдеггер, например, был убежден, что люди забыли, что значит жить для самих себя. Они зависят от чужого мнения и это мешает им раскрыться и быть по-настоящему свободными: здесь важно понять, что другие не смогут спасти нас от "ничто" и поэтому, в действительности, не важно что о нас думают другие, не стоит тратить свои время и энергию на то, чтобы произвести на них впечатление. Краткий вывод. Сформулируйте собственную точку зрения на проблемы гуманизма. На мой взгляд, проблемы гуманизма были, есть и будут- и это вне зависимости от времени: ведь если есть человек, то существуют и проблемы связанные с ним. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, необходимо понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю. Лишь в том случае, если отдельно взятые люди в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс. |