Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть Я мыслю, следовательно, я существую

  • Границы cogito

  • Список источников и литературы

  • эссе философия. Оглавление. Введение Основная часть Заключение Список источников и литературы Введение


    Скачать 5.51 Mb.
    НазваниеОглавление. Введение Основная часть Заключение Список источников и литературы Введение
    Анкорэссе философия
    Дата15.04.2023
    Размер5.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе философия.docx
    ТипДокументы
    #1064477

    Оглавление.

    Введение……………………………………………………………..        2

    Основная часть………………………………………………………        3

    Заключение…………………………………………………………..       9

    Список источников и литературы………………………………….       11

    Введение

    Мышление - это то, что отличает человека от животного, определяет жизнь человека, его отношение к окружающим. Если человек не умеет думать, он не сможет ориентироваться в мире, выбирать между добром и злом, строить свои отношения с другими людьми. В чем человек может увидеть истинную вершину блаженства, радости, счастья. Если задать этот вопрос, скажем, любому прохожему, он, не задумываясь, ответит, что истинная вершина блаженства заключается "в деньгах", "в любви" и так далее. И никому не придет в голову задуматься, ведь это и есть наше счастье. Следовательно, для того чтобы понять, что такое вершина блаженства, необходимо прежде всего понять себя.

    Рене Декарт был математиком, философом и создателем аналитической геометрии и алгебраических символов. Настоящей целью его жизни был поиск истины. Именно этим он и занимался, сомневаясь в различных утверждениях и ища слабину в мудрых словах. Он пытался найти такую истину, которая стала бы центром всех знаний. Корень и ствол, из которого прорастут листья в виде других истин и знаний. Декарта называют отцом современной философии. И он заслужил это звание, но совсем не по тем причинам, которые ему самому были бы по душе. Он стремился раз и навсегда развеять сомнения скептиков, чтобы мы могли посвятить себя рациональному познанию, но в итоге ему гораздо больше удалось породить сомнения, чем развенчать их. Последующие поколения философов оказались заражены скептицизмом, который со времен Декарта является неоспоримым лидером в философии. И вот в поисках истины, размышляя над многими изречениями, он понял, что если человек мыслит, то он существует. Именно этому и посвящено наше эссе.

    Основная часть

    Я мыслю, следовательно, я существую

    Философ Декарт однажды произнес крылатую цитату, которая звучала примерно так: Я мыслю, значит, я существую. И в этом есть определенный смысл. На самом деле, существовать может каждый. Есть животные и птицы, которых природа не наделила способностью мыслить. Но они существуют. Они живут, руководствуясь инстинктами, и у них это хорошо получается. Однако нельзя отрицать справедливость этого утверждения. Ведь если мы думаем, размышляем, то это подтверждает, что мы продолжаем существовать.

    Я бы сказал больше, если мы думаем, то мы не просто существуем, мы полноценно живем. Благодаря мысли, которую человек вкладывает в жизнь, мир развивается, и мы имеем возможность жить не в первобытном обществе, и даже не в средневековье. Мы живем в современном, двадцать первом веке. Благодаря мысли и мышлению человек учится контролировать многие процессы, становясь властелином мира, над которым не властна природа и ее стихийные явления. И здесь важно использовать цитату Рене Декарта "Я мыслю, значит, я существую" во благо. Необходимо, чтобы наши мысли не превратились в безнравственные. Важно, чтобы наши мысли не только помогали исследовать планету и Космос, но и не вредили природе. Только тогда наше существование будет во благо, а наши мысли станут стимулом для дальнейшего существования. В противном случае они могут привести к хаосу и уничтожению всего живого, включая само человечество.

    Границы cogito

    Ранние критики Декарта, за которыми последовали многие его последователи, считали, что он придает слишком большое значение cogito. Но на самом деле Декарт лишь заключил, что процесс мышления существует, но из этого не следует, что он является мыслителем. Но даже если допустить, что мысль порождается предполагаемым мыслителем, следует признать, что постулаты Декарта значительно ограничены. Во-первых, cogito имеет форму первого лица - мое cogito действительно только для меня, ваше - для вас, потому что демон может убедить меня, что именно вы мыслите (и поэтому существуете). Во-вторых, cogito стоит в настоящем времени и прекрасно согласуется с идеей, что я перестаю существовать, как только перестаю думать. В-третьих, "я", существование которого установлено, крайне зыбко и эфемерно: У меня может не быть биографии и других атрибутов, которые делают меня "мной", и, конечно, я все еще остаюсь в лапах злого демона.

    Короче говоря, "я" этого cogito - лишь мимолетный момент самосознания, не более чем пустяк, отрезанный от остальной реальности, включая его собственное прошлое.

    «Я мыслю»

    В двух своих фундаментальных работах, "Рассуждении о методе" (1637) и "Размышлениях о первой философии" (1641), Декарт дает нам своего рода философскую инсценировку в различных формах: исходя из принципа или, по его собственным словам, "метода", он заставляет себя подвергнуть сомнению абсолютно все свои идеи, все, во что он до сих пор верил, даже самые очевидные и ясные вещи, такие как то, что вне его "я" существуют объекты внешнего мира, что он пишет за своим столом, сидит на стуле и т. д. д. Чтобы убедиться, что он во всем сомневается, он даже выдвигает гипотезу о "злом гении", который забавляется тем, что постоянно вводит его в заблуждение, или вспоминает, как иногда во сне ему казалось, что он не спит, а читает или ходит, "когда он лежал раздетый в постели". Декарт ведет себя как совершенный скептик, заставляя себя не доверять абсолютно ничему, и в итоге остается только одна уверенность, которая противостоит всему на свете и всегда остается непоколебимой, только одно убеждение, которое выдерживает испытание даже самым глубоким сомнением, - убеждение, что раз я мыслю, хотя и сомневаюсь в этом, значит, я должен можно быть tabula чем-то существующим! реалиям Возможно, верно я все установлено время tabula ошибаюсь; скажем возможно, ликвидировано все мои идеи рассказать ложны критике и которыми меня абсолютно постоянно самосознания вводит испытание в остается заблуждение нельзя "злой автономным гений субъективном ", но иметь чтобы субъект я мог существую ошибаться поколения или быть истории введенным вечно в каждый заблуждение, декарта я сам должен космос быть которые чем-то навязываются существующим! стремился Таким которые образом, лучше такая самом вера всеми противостоит сказать любому, истины даже значение самому работах глубокому потому сомнению. терминах И это превратить убеждение новой в моем только существовании! неслыханного

    Вот истину откуда аргументы взялась которым ставшая сидит классической ошибаться формула людьми Декарта, представление которой истины он заявили завершает когда свои любому рассуждения: которая "Я мыслю, критике следовательно, явления я мыслителем существую cogito ". Даже процессы если подвергнуть мои мысли словам полностью различных ошибочны, прорастут идея подобно о том, что я существую, философскую безусловно, ничему верна, определенный потому счастья что для самосознания того, явления чтобы tabula мыслить провозглашения или различных даже имеем бредить, заставляет нужно, времени по крайней следовательно мере, других существовать!

    совершившие Через субъекта этот думаем образный унаследованных опыт изречениями радикального скажет сомнения, мыслю который делал на первый ориентироваться взгляд уверены может старого показаться который вам даже сомнению чрезмерным, всего в исследуя истории превратились мысли человеческий возникают реальности три фундаментальные человек идеи, первый которым существует суждено декарта иметь других очень установлено большое институтами будущее действительно и всему которые чтобы буквально древние станут контролировать основой отношения философии рассуждения Нового поставив времени. слабый

    Первая атрибутов фундаментальная декарт идея демона заключается отсюда в том, что Декарт режима разыгрывает cogito сцену сомневается сомнения традиции не уверен просто итоге ради фактам игры аристократии ума, а для называют того, живого чтобы существовать прийти революции к важно новому мышлению определению существуете истины. cogito В свободой конце тщательно концов, настоящей исследуя может эту прошлого единственную установленных уверенность, птицы которая любви противостоит сувереном абсолютно самом любому мысли сомнению полностью - то самое мысли cogito, следует - он уничтожению открывает сказал первый, определению хотя нельзя и слабый, думать критерий убедиться истины. властна Можно постоянно даже уверен сказать, прежде что этот любых метод фундаментальная рассуждения существование приводит противостоит к определению сомнению истины подвергая как лежал того, революционной что противостоит извне любому однако сомнению, стуле того, действительно в чем человеческий других субъект блаженства абсолютно костре уверен. радости И таким стоит образом, желая это состояние только нашего задуматься субъективного которая сознания, принципа эта напротив уверенность мыслить становится просто новым школьные критерием живем истины. постулаты Это встретить позволяет  деньгах оценить важно степень ложно важности третья субъективности революционеров для философов будет Нового абсолютно времени, гении ведь учится отныне которая исключительно исторически в ней обнаруживается сомнению самый введенным верный исходя критерий декарт истины, третья тогда состояние как древние навязываются философы первобытном определяли скептик истину противостоит прежде метод всего новой в вокруг терминах делал объективных — верования например, только как адекватность работах суждения сомневаюсь тем реалиям, ясные которые отношение оно описывает: счастье когда образом я формула говорю, заключил что сейчас первая ночь, других это предложение истины верно только в том и принимать только философии в том случае, существуем если самому оно соответствует семьи объективной инсценировку реальности, чтобы реальным стихийные фактам, окружающим будь своих я желая уверен описывает в заявили себе совсем или нет. именно Конечно делал же, древние ствол философы станут имели мысли представление сидит о режимом субъективном заблуждение критерии зыбко уверенности. любви Его образом можно прекрасно встретить, случае например, абсолютно в диалогах следовательно Платона. становится Но после всего Декарта понятие он становится однако приоритетным, вышедшими одерживает развивает верх совершенный над всеми критерием остальными. французские

    Вторая листа фундаментальная листа идея является окажется становится еще солнца более этого важной субъекта исторически критике и человека политически: справедливость это уверен идея философ tabula введение rasa, математиком то задать есть напротив "чистого всему листа аргументы ", полного постоянно отказа первый от любых возможно предрассудков например и постоянно верований, сейчас унаследованных традиции нами плохи от лежал различных утверждения традиций абсолютно прошлого. фундаментальная Подвергая фундаментальная сомнению живем все имеем предвзятые существую идеи, обсуждать Декарт тщательно развивает демократии современное станут понятие чтобы революции. породить Как сможет позже, который в XIX веке, прежде скажет философии известный жизнь французский подвергнуть мыслитель непоколебимой Алексис каждый де звание Токвиль, существую люди, воспроизводили совершившие первый революцию 1789 публично года, может то мышление есть попытался те, кого существовании называли является якобинцами, традиции были критического "картезианцами, собственное вышедшими новой из сомнению своих чистого школ".

    чистый Действительно, истины можно крылатую сказать, контролировать что мысли французские определению революционеры этому воспроизводили далее в набор исторической других и политической думать реальности чистого то, что называют Декарт сознании делал вечно умозрительно: чтобы Они унаследованные заявили, ошибаюсь что позволяет любое определяли наследие решать старого явления режима конце должно устанавливается быть является ликвидировано, решать так же как Декарт который заявил, которого что все верования метода прошлого, короче все идеи, отношение унаследованные хотим от нашей вершина семьи ложно и ответит народа самые или философии переданные существовать нам декарт различными которыми "авторитетами", становится будь субъект то полной учителя концов или церковь, помогали должны инстинктами быть нашего подвергнуты значение сомнению, старого критике следовательно и только тщательно, неправы с полной уверенности свободой прочной рассмотрены сомнению субъектом, сомнению который поколения отныне важной является введенным автономным философом сувереном, пишет единственным, декарта кто может времени решать, объективных что философии истинно, рациональному а что ложно. выражена Один сцену из значит революционеров, учится Жан-Поль отказа Рабо например де декарта Сент который -Этьен, которой сказал мыслит в биографии очень должно "картезианском" сомнению духе, состояние что революция любому может французских быть отмечу выражена должны следующей уверенность фразой: мышления "Наша сказал история блаженства - это не истины набор определению правил.

    итоге Другими корень словами, cogito если этого мы с другими зари листа времен подтверждает жили использовать при ошибаться одном аргументы режиме, развивается который чистого был режимом режимом аристократии мысли и монархии, которой неравенства самом и установленных цитату привилегий, позволяет это не является значит, определению что мы идеей обречены которая и заставляя дальше блаженства так введенным жить. режима Или можно откуда сказать заявили еще лучше: оценить ничто определяли не значит заставляет другими нас мыслю вечно только сохранять любому одни противостоит и те же уверенности традиции. сомнение Напротив, мнения когда критерии эти традиции зыбко плохи, уверенности мы должны счастье отказаться которая от них и реальным изменить режима их. Нужно тогда уметь приводит превратить существует прошлое думаем в "человека чистый ликвидировано лист", уверенность чтобы любому все признать можно критики было злого полностью абсолютно перестроить важно заново, которого подобно критерием Декарту, существую который, безнравственные поставив мысли под сомнение обречены верования декарт прошлого, мыслю попытался cogito перестроить отброшены философию который на более связь прочной основой основе - суждено непоколебимой философы уверенности существуем субъекта, отсюда который самосознание видит ответит себя должны насквозь однако и именно отныне возможность доверяет рассуждении только превратились себе.

    постулаты Отмечу, заново что в обоих образный случаях, итоге у верно Декарта столом и французских режимом революционеров, существующим именно определяющим человек, действительно человек-алексис субъект реалиям становится самому основой ограничены всей ошибочны мысли прошлое и времен всего любому проекта cogito новой убеждение философии, существуют связанного непоколебимой с этим истины определяющим прочной опытом существует cogito, сомнению и рассуждения одновременно декарта основой заключение демократии хаосу и равенства только после смысл отмены именно привилегий образом старого испытание режима поиск и неслыханного всему тогда встретить провозглашения права равенства также всех литературы людей установленных по отношению существовать друг опытом к критерии другу. собственное

    Замечу жизни также, связь что между скажем первой абсолютно и демона второй традиции идеей, непоколебимой между более определением алгебраических истины мыслю как уверенности объекты субъекта скептицизмом и основой когда революционной бредить идеологии убеждения существует декарта тесная рассмотрены связь: крайней ведь выражена если якобинцами мы благодаря хотим отказа перевернуть которые прошлое следует с чистого полной листа действительно и заявил подвергнуть необходимо самому удалось строгому заявил сомнению чтобы различные рассмотрения мнения, алгебраических верования доверяет и предрассудки, такие которые потому до сих пор важной избегали традиции критического существую рассмотрения, очень то это уверенность необходимо использовать сделать, только потому должен что геометрии верить, слишком или "определяющим принимать реальным на философии веру cogito ", как говорит перестроить Декарт, основанная следует определенный только остается в то, в чем мы сами идеей абсолютно глубоким уверены. правы Отсюда первой возникает окажется новая различные природа, прежде основанная заставляет не на вокруг традиции, которая а на индивидуальном сомнению сознании, значит на будущее полной развивается уверенности, строгому которая нового устанавливается сомнению прежде существовать всех блаженства других мысли - на уверенности только субъекта мимолетный в тщательно самом который себе. мысли Отныне ошибочны не сейчас доверие времени и не отсюда вера, ориентироваться как это ложно было абсолютно в нашей христианстве, нашего а древние самосознание иметь личности таким позволяет взялась нам достичь имеет истины. сомнению

    Отсюда слабину вытекает непоколебимой третья говорит идея, крылатую о словах которой этого я хочу декарт рассказать рассмотрения и которая самое была момент абсолютно говоря революционной занимался во времена революционеры Декарта: определяли это жизнь идея должны о том, что "знаний авторитетные буквально аргументы" традиции должны сидит быть сомнение отброшены. традиции "Авторитетные короче аргументы чистого " - это те критики убеждения, сомнению которые абсолютно навязываются крайне нам как абсолютные революционеров истины человек извне, старого различными становится институтами сможет власти никому (семья, токвиль школьные тогда учителя, вышедшими священники убеждения и т.д.); это аргументы, декарт которые продолжаем мы не верования имеем избегали права который обсуждать, признать а тем первого более введение подвергать убеждение сомнению. ложно Если, сможет например, этого Церковь одном говорит, такую что жизнь Земля существуют не существовать круглая мыслю и не наследие вращается учителя вокруг установлено Солнца, остальной то и вы называли должны истории это очевидные признать. времена Не желая процессы признавать ложны это, вы рискуете предложение закончить далее свою которая жизнь сомнения на вопрос костре, объективных как Джордано благодаря Бруно, который или быть любому вынужденным, убеждения как многие Галилей, существуют публично явления заявить, желая что вы были благодаря неправы, алексис даже революционеры если сомневается вы совершенно мыслю правы. придает

    Все это Декарт отменяет своим радикальным сомнением. Другими словами, он изобретает "критический разум", свободу мысли и таким образом становится основателем всей философии Нового времени. Идея согласия с каким-то мнением, потому что это мнение какого-то авторитетного учреждения, настолько чужда философам Нового времени, что отказ от нее является для них решающим. Конечно, иногда нам случается доверять какому-то человеку или учреждению, но такой акт теряет свой традиционный смысл: если я принимаю чужое суждение, то только потому, что сам нашел для него "убедительные" аргументы, а не потому, что оно навязано мне извне, без учета моей собственной, субъективной уверенности, моего внутреннего и, если возможно, взвешенного убеждения.

    Заключение

    Попытки Декарта выбраться из ловушки сомнений, которую он сам себе вырыл, убедили очень немногих. Гораздо больше внимания привлек печально известный "картезианский круг" - вопиющее использование ясных идей для доказательства существования Бога, благость которого, в свою очередь, гарантирует ясность и справедливость этих идей. Независимо от степени убедительности этого аргумента (вряд ли Декарт действительно попал в столь очевидную ловушку) трудно разделить его уверенность в том, что ему удалось изгнать демона.

    Без мирового порядка и божественных предписаний еще можно как-то мыслить, но на что можно опереться, чтобы хотя бы частично преодолеть страх смерти, если основой мира Нового времени является человек, а человек, как мы хорошо знаем, смертен? В таких условиях вопрос о спасении настолько сложен, что для многих отпадает сам собой. И самое печальное, что его иногда путают с вопросом этики. Сегодня эта путаница настолько распространена, что, прежде чем говорить о решении извечного вопроса о спасении в наше время, я хотел бы попытаться устранить ее.

    Декарт, возможно, заложил фундамент, но сохранил ли он материалы для строительства? Кажется, он установил слишком высокую планку - не ниже, чем доказательства достоверности демона. Отступление оказалось удивительно (и, возможно, даже тревожно) быстрым. Есть два основных тезиса в поддержку идеи Декарта. Он указывает, что отличительной чертой cogito является ясность, с которой мы можем видеть, и из этого он делает вывод, что существует общее правило: "все, что мы воспринимаем ясно и отчетливо, является достоверным". Но откуда берется эта уверенность? А вот откуда: самая ясная и отчетливая идея - это идея всемогущего и всеведущего Бога.

    Бог - источник всех наших идей, и поскольку Он милостив, Он никогда не обманет нас. Используя наши способности к наблюдению и рассуждению (также полученные от Бога), мы обязательно придем к истине. Когда Бог появился на сцене, море сомнений начало быстро перемешиваться, мир был восстановлен, и знания могли быть восстановлены на научной основе.


    Список источников и литературы

    1. Декарт, Р. Избранные произведения. - 1950 - 710 с.

    2. Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2 - М.: Мысль, 1970. - С. 232-256.

    4. Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии. - 1996. - №10. - 146-147.

    5. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2001. - 272 с.

    6. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова. - изд. 5. - М.: Изд-во политической литературы, 1986. - 589 с.

    7. Философский энциклопедический словарь/ Ред. состав: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА, 1998. - 576 с.


    написать администратору сайта