Реферат Гусли. доклад гусли. Гусли Всплеск интереса к этнокультуре в современной России не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы.
Скачать 317.61 Kb.
|
Гусли Всплеск интереса к этно-культуре в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой. На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович и т. д. Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств? Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра. Существуют такие виды гуслей: Яворчатые. Самые первые гусли были изготовлены из ствола явора (белого клена). Такие гусли еще называют крыловидными или звончатыми. Для них актуален диатонический звукоряд. Особенность — тонкий открылок, не более 11 мм. Этот вид гуслей имеет от 5 до 17 струн, но чаще всего — от 6 до 9. Количество струн зависит от настройки инструмента и необходимого диапазона звучания. Шлемовидные. Изначально считалось, что такие гусли, которые еще называют псалтырными, древнерусского происхождения. В современности историки пришли к выводу, что свое происхождение шлемовидные гусли берут в западной Европе. Такой инструмент имеет от 10 до 26 струн. Л ирообразные. Они имеют игровое окно. Были в ходу в Древней Руси и Польше в XI—XIII вв. Если на лирообразных гуслях играют на ходу, то инструмент упирается в брюшной пресс — именно такая техника исполнения распространена у современных гусляров. С тационарные. Такие гусли также называют клавирообразными, прямоугольными и столообразными. Традиционные гусли — всегда щипковый инструмент, а вот стационарные могли быть и щипковыми и клавишными. На клавирообразных гуслях играли преимущественно представители русского духовенства. Такие гусли имели фортепианный строй, а расположение струн соответствовало белым и черным клавишам (всего 55–66 струн). Инструмент был распространен среди состоятельных граждан, поэтому в народе стационарные гусли нередко называли «поповскими». Способы игры на гуслях бряцание — поочередные удары вверх-вниз о струны пальцами или медиатором; арпеджио — последовательное извлечение звуков, от низких к высоким, а затем — обратно; глиссандо — стремительное скольжение по струнам; тремоло — быстрое ритмичное чередование легких ударов по струнам; пиццикато — извлечение аккордов щипками пальцами; игра аккордов — умелые удары медиатора вниз по струнам. Происхождение слова «гусли». Этимология слова. Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд. Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать какой-то звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни). Гусли и скоморохи С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что гусляры-сказители — их преемственность несомненна. В.Даль дает такое определение слову «скоморох» — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр." То есть само понятие скоморошества шире — оно включает в себя и представление, и танец, и юмор, и другие музыкальные инструменты, на первый план здесь выходит развлекательный аспект, и все же гусли почти всегда являются неотъемлемым атрибутом певцов-затейников, представляя собой некий смысловой стержень их представления, на который нанизывается все остальное. Они не просто развлекают толпу, они также являются носителями мудрости, но передают свои знания уже не открыто, а в завуалированной форме и в шутливой манере подачи. Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности. Интересное о гуслях Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово, закрепившееся уже в XIX веке. Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей. Мировой столицей гусельной культуры считается Санкт-Петербург. Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров». В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси. Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни. |