Главная страница
Навигация по странице:

  • «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем ЭССЕ

  • Заброшенность

  • Эссе по философии на тему Экзистенциализм. эссе_философия_Аллаярова. Характеристика экзистенциальной философии в работе ЖанПоля Сартра Экзистенциализм это гуманизм


    Скачать 142.47 Kb.
    НазваниеХарактеристика экзистенциальной философии в работе ЖанПоля Сартра Экзистенциализм это гуманизм
    АнкорЭссе по философии на тему Экзистенциализм
    Дата26.12.2021
    Размер142.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе_философия_Аллаярова.docx
    ТипДокументы
    #319093

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем
    ЭССЕ


    По дисциплине

    Философия


    На тему


    Характеристика экзистенциальной философии в работе Жан-Поля Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»










    Выполнила обучающаяся:

    Аллаярова Камила Алишеровна
















    Направление подготовки:

    01.03.02. Прикладная математика и информатика
















    Курс: I







    Группа: 351012








    Руководитель:

    Тетенков Николай Борисович

    доцент кафедры философии и социологии, кандидат философских наук, доцент











    Отметка о зачете



















    (отметка прописью)




    (дата)

    Руководитель










    Тетенков Н.Б..







    (подпись руководителя)




    (инициалы, фамилия)



    Архангельск 2021

    Лист для замечаний




    Оглавление


    Введение


    Жан-Поль Сартр – знаменитый французский философ, драматург, писатель, лауреат Нобелевской премии, от которой он в последствии отказался. Родился Сартр 21 июня 1905 года в Париже.

    Сартр – это человек энциклопедического ума, который оказал колоссальное влияние на культуру и духовную жизнь Европы XX века.

    Кроме того Сартр – фигура абсолютно мифологическая. «Почему же мифологическая?» - спросите вы, да потому что Сартру уже при жизни, в довольно молодом возрасте, начали посвящать даже не стихи, а романы и философские трактаты. В частности, подруга всей его жизни Симона де Бовуар посвятила ему две свои крупнейшие работы: роман «Мандарины» и свой главный философский труд «Второй пол».

    Сартр является представителем атеистического экзистенциализма. Множество его работ раскрывают именно эту тему, поэтому его нередко называют отцом экзистенциализма.

    Одной из самых известных работ Сартра является книга «Бытие и ничто», в которой приводятся основные концепции экзистенциализма. Цель этой книги заключается в том, чтобы доказать утверждение, что существование человека первично по отношению к его сущности.

    В данном эссе мы подробнее разберем экзистенциальную философию, ссылаясь на так же известную работу «Экзистенциализм – это гуманизм», в основе которой лежит книга «Бытие и ничто».

    Нам предстоит разобраться в чем, по мнению Сартра, обвиняют экзистенциализм; понятие «существование предшествует сущности»1; почему Сартр считал, что человек есть проект самого себя; в чем оптимистичность экзистенциализма.

    В чем обвиняют экзистенциализм по мнению сартра


    Для начала определим, что есть экзистенциализм и экзистенциальная философия в общем. Мне кажется, кратко это можно охарактеризовать следующей цитатой: «Экзистенциальная философия – это философия бытия человека»2. Следовательно, экзистенциализм, также его можно назвать философией существования, акцентирует свое внимание именно на уникальности бытия человека. Далее подробно разберем, что конкретно проповедовал Сартр.

    Основная философская идеология Сартра содержится в двух его трудах. Первая работа называется «Бытие и ничто», она вышла в 1943 году, это одна из самых сложных философских книг за всю историю философии. Сартр понимал, что эта книга слишком громоздкая и трудная для восприятия, поэтому в 1947 году он опубликовал свою вторую работу «Экзистенциализм – это гуманизм», которую мы далее и возьмем за основу.

    О чем Сартр говорит в этой работе? Как всякий философ, Сартр размышляет о двух очень важных вещах – «что такое мир» и «что такое человек» и, соответственно, как человеку в этом мире жить.

    Если мы обратим внимание на его ключевую работу, которая называется «Бытие и ничто». Первое слово «бытие», что в своем упрощенном виде означает мир, в котором мы живем, а «ничто», у Сартра, это человек. То есть основная проблема у Сартра – это проблема мира и проблема человека. Забегая вперед, хотелось бы уточнить, что «ничто» не означает «ничтожество» и тому подобное, по Сартру, это означает, что человек – это существо, для которого нельзя подобрать определение, потому что человек всегда больше, чем какой-либо социальный статус, больше, чем просто имя или знак. Человек выходит за любые границы, за любые попытки себя как-то определить, поэтому человек-ничто – это значит, что человек не вещь, которую можно изучить.

    Итак, Сартр размышляет о двух принципиальных категориях: «что такое мир» и «что такое человек». Говоря о бытии, то есть о мире, Сартр дает бытию такое определение, он говорит о том, что бытие непостижимо, бытие абсурдно. Здесь «абсурд» не означает бессмыслицу, наоборот, смысл есть, но нам он недоступен, мы не можем его определить или зафиксировать какой-то формулой.

    Сартр, говоря о реальности, утверждал, что мир и реальность, в которой мы живем непознаваемы, они неопределимы. Этими высказываниями Сартр разрушает постулат европейского рационализма, который гласит, что есть тождество между нашим мышлением и бытием, то есть мир и наше мышление устроены примерно одинаковым образом. Но Сартр в это не верит, он говорит о том, что это разные феномены, разные системы и поэтому между ними невозможна коммуникация.

    Экзистенциализм поддавался критике со стороны коммунизма и католицизма. Обвинения со стороны католицизма заключались в том, что экзистенциалисты слишком пессимистичны и демонстрируют все самое грязное и низкое, что есть в человеке, чрезмерно злоупотребляют «темным и липким», пренебрегая «светлой стороной человеческой натуры».

    Сартр считал, что коммунистов в экзистенциализме не устраивал его «квиетизм отчаяния», его «пассивность». Так как тезис коммунистов сводился к тому, что каждый человек должен жить, опираясь на определенную систему взглядов, которая не может видоизменяться коренным образом, а может только улучшаться. Поэтому коммунисты считали экзистенциализм философией бездействия.

    Атеистический экзистенциализм так же упрекали и в чрезмерности того произвола, который он позволяет, аргументируя это знаменитой цитатой из романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, все дозволено», которую Сартр берет за исходную точку экзистенциализма.

    Ответ на критику


    На основное обвинение, предъявляемое экзистенциалистам, состоящее в том, что они обращают особое внимание на темную сторону человеческой жизни, Сартр дает, довольно весомый аргумент: «…экзистенциализм уподобляют непристойности, а экзистенциалистов объявляют «натуралистами». Но, если мы действительно натуралисты, вызывает крайнее удивление, что мы можем пугать и шокировать в гораздо большей степени, чем натурализм в собственном смысле. Человек, относящийся терпимо к такому роману Золя, как «Земля», испытывает отвращение, читая экзистенциалистский роман; человек, ссылающийся на народную мудрость, которая весьма пессимистична, находит нас законченными пессимистами»3. И ведь действительно, люди, которые проговаривают разные пессимистические поговорки или иной раз, застав что-то непристойное заявляют: «В этом вся суть человека!» - эти люди смеют еще упрекать экзистенциализм в мрачности и излишней пессимистичности?

    На обвинения в квиетизме Сартр пишет, что экзистенциализм есть противоположность квиетизма, поскольку первое утверждает, что реальность – в действии, тогда как второе выражает безучастное отношение к жизни. Экзистенциалисты заявляют: «человек есть не что иное, как проект самого себя»4. То есть мы существуем настолько, насколько сами себя осуществим. Человек – это совокупность его поступков. Это значит, что каждого человека определяют его действия, его поступки, а точнее их сумма, совокупность. Но многим несостоявшимся в жизни людям это может не понравится и даже, в какой-то мере, внушает ужас, ведь в их случае намного проще сослаться на внешние обстоятельства или факторы: «Я не стал гением, потому что в школе нас плохо учили; я не женат, потому что не нашлось человека, с которым я бы хотел соединить свою жизнь; я не нарисовал известной картины, потому что у меня не было достаточно свободного времени и так далее», чем признать свою бесполезность и никчемность. Но на самом деле, по Сартру, нет никакого гения, кроме того, который выражает себя в искусстве или науке; нет никакой любви, кроме той, которая создает себя сама или в любви проявляется.

    С этим можно было бы согласиться, но я считаю, что все же есть такие обстоятельства, которые не зависят от человека. Так, например, различные наследственные или хронические заболевания, врожденные болезни, инвалидность, дети, рожденные в неблагополучных семьях.

    Как разбиралось раннее, по Сартру, человек не поддается определению, так как изначально ничего из себя не представляет. Но впоследствии он становится тем, кем сделает себя сам. Станет он человеком или нет зависит только от него самого. То есть каждый человек имеет выбор и последствия этого выбора зависят только от него. А это в самом деле гуманно, дать возможность выбора и самостоятельно стоить свою жизнь.

    Но ведь гуманность – это еще и взаимовыручка, поддержка. Да, Сартр позаботился и об этом, он пишет: «…когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей»5. Этим Сартр пытается донести, что, делая выбор мы должны думать, как этот выбор повлияет на других людей. Получается, когда мы выбираем самого себя, то мы формируем образ, который выходит за пределы всякой субъективности и попадает в диапазон выборов остальных людей. А значит индивидуальный поступок затрагивает все человечество. При этом нужно понимать, что наша свобода не должна быть травматичной, здесь так же можно привести цитату Джона Стюарта Миль: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается боль другого человека». По большому счету Сартр учит нас быть людьми. Да, Бог ушел или он умер, и мы теперь свободы, над нами нет больше надзирателя, но теперь наша главная задача остаться людьми, не потерять свою человечность в таких условиях.

    Реакция Сартра на критику сосредоточена на его анализе трех важных понятий: тревоги, заброшенности и отчаяния.

    Тревога

    Большинство из нас знакомы с эти чувством. Когда мы делаем важный выбор, то чувствуем ответственность не только за себя, но и за других. Когда человек на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но одновременно с собой выбирает и все человечество, то он не может избежать чувства глубокой ответственности. Некоторые могут утверждать, что не чувствуют тревоги, но Сартр считает, что такие люди лишь скрывают это чувство или пытаются уйти от него. Каждый человек, перед тем как совершить что-либо должен спросить себя: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? А если он себе этого не говорит, то это значит, что он скрывает от себя свою тревогу. И речь здесь совершенно не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, то есть к бездействию. Мы говорим о чувстве тревоги, известное всем тем, кто брал на себя какую-то ответственность. Принимая важное решение, человек не может не испытывать чувства тревоги. Такая тревога знакома, например, людям, занимающим руководящие посты. Но тем не менее она не мешает им действовать и даже наоборот, создает условие действия, так как в их арсенале имеется множество различных вариантов действия. И когда они выбирают что-то одно, то понимают, что это имеет ценность именно потому, что оно выбрано. Эта тревога, в экзистенциализме, объясняется, также, прямой ответственностью за других людей. И это не является барьером, который отделяет нас от действия, оно является частью самого действия.

    Следовательно, это показывает, что истинный смысл субъективизма, в экзистенциализме, таков: выбирая самого себя, человек тем самым выбирает и других людей. То есть нет ни одного нашего действия, которое, делая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Когда мы выбираем себя мы как бы одновременно утверждаем ценность того, что мы выбираем, а так как для нас наш выбор – это благо для нас, то он не может не являться благом и для остальных.

    Заброшенность

    Мы поняли, что ответственность порождает тревогу и что же дальше? Чувство тревоги приводит к пониманию того, что невозможно переложить ответственность за свое решение или выбор на кого-либо. То есть осознание того, что все зависит только от нас и оправдываться не чем – это, по Сартру, и есть заброшенность.

    Мы отказались от Бога, поэтому никаких гарантий у нас больше нет, как нет ценностей и вечных истин. Отказ от Бога – это огромный риск для человека, так как известно, что человек есть величайшее творение Бога, а если Бога нет, то и человек становится наравне с обычными предметами и животными, человек уже теряет свою значимость и важность и лишь его поступки могут говорить о том, является он истинным человеком или нет. Но, по мнению Сартра, именно в этой безосновности бытия человека и заключается суть его заброшенности и вместе с тем – его подлинная свобода. «Человек осужден быть свободным»6, брошенный в этот мир он несет за него ответственность. При этом не имея никаких критериев и ориентиров, опираясь лишь на себя, человек «осужден всякий раз изобретать человека», но как бы он ни старался, будущее все равно остается для него неизвестным, а мир неопознанным. Делая выбор или принимая решение, мы не можем ничем руководствоваться, ни моралью, ни статусом, ни общественным мнением и даже ни своим чувством, так как оно является результатом уже принятого решения. Следовательно, ни внутри человека, ни вне его нет никаких оснований для выбора, поэтому Сартр считал, что человек абсолютно свободен и заброшен.

    Отчаяние

    Человек, лишенный какой-либо надежды и не имеющий возможности рассчитывать на что-либо кроме себя самого, собственной воли, чувствует безнадежность. А безнадежность, в свою очередь, неизбежно рождает отчаяние. И человек понимает, что от его воли мало что зависит и как ненадежны обстоятельства его жизни. Но это не может оправдывать его или призывать к бездействию, ведь чтобы действовать нам не нужна надежда.

    Следовательно, по Сартру, мы прежде всего существуем, сталкиваемся с собой, оказываемся в мире – и определяем себя впоследствии. А отчаяние, как считал Сартр, означает лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятности, которая делает возможным наше действие. То есть настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.

    Существование предшествует сущности


    Люди существуют или рождаются, прежде чем они могут являться кем-либо. Прежде чем они смогут стать кем-либо, они должны родиться. Таким образом, существование предшествует сущности. То есть нет как таковой цели или инструкции, согласно которой мы были созданы. Далее рассмотрим этот вопрос более подробно.

    Вообще, существует две ветви экзистенциализма: религиозный и атеистический, к которому относил себя Сартр. Обе эти разновидности объединяет одно – убеждение в том, что существование предшествует сущности.

    Возьмем, к примеру, ножницы, изготовленные человеком. Они были сделаны мастером, который действовал при их изготовлении согласно определенному понятию, а именно понятию ножниц, а также заранее известной техникой, которая, в сущности, есть рецепт или инструкция изготовления. Таким образом, ножницы являются предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Мы не можем изготовить ножницы, не зная для чего они нужны. Следовательно, мы можем сказать, что у ножниц их сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют их изготовить и определить, предшествует их существованию.

    Мастер, который сделал ножницы, сделал это с четкой целью – вырезать вещи. Автомобиль был построен для перевозки людей или товаров. Телефон был создан для связи. Для всех этих объектов существует четкая «сущность», то есть причина, по которой они существуют. Мотивация объекта ясна, и поэтому эта «сущность» предшествует его материальному существованию.

    Но к людям это не относится. У нас нет мастера, который создал бы нас с четкой целью, таким же образом, как ножницы или телефон. Это ставит под сомнение многие экзистенциальные вопросы, в основном о значении и цели. Но различие ясно: мы, конечно, существуем, но нам не хватает сущности.

    Все это сводится к концепции свободы. Пример, вы стоите, смотрите в окно и видите фонарь, вы могли бы точно описать технические характеристики фонаря. Вы можете с уверенностью объяснить, насколько мощен этот фонарь и другое. Это включает в себя "бытие" фонаря.

    С другой стороны, когда вы видите человека, вы могли бы просто описать его физические качества, но вы ничего не знаете о его личности, идентичности, характере и так далее. Вы можете быть уверены только в том, что они существуют. В этом отношении у людей нет «бытия», а скорее небытия.

    Наша задача состоит в том, чтобы создать сущность, заполнить пустоту. Это становится выражением нашей свободы.

    Аргумент Сартра заключается в том, что это понимание должно быть свободным, так как это означает, что мы можем сделать нашу жизнь такой, какой хотели бы мы. До тех пор, пока мы глубоко познаем вопросы, убеждения и предположения о себе и нашем мире, мы можем создать подлинную сущность, чтобы заполнить наше небытие.

    Следовательно, когда Сартр говорит, что «существование предшествует сущности»,он имеет в виду, что нет заранее определенного способа жизни, и образ жизни человека определяет лишь суть его жизни.

    Другие философские школы считали, что существует определенная сущность жизни и человеческое существование должно быть прожито в соответствии с этой сущностью. Таким образом, для других сущность предшествовала существованию.

    Сартр, в своей экзистенциальной философии, освобождает человека от давления собственной жизни в соответствии с некоторым предопределенным идеалом. Для него само существование определяет суть жизни. Проживая так, как человек хотел, он определяет свою сущность. Его существование становится его сущностью.

    Например, мы можем четко определить для конкретной вещи, как она должна быть использована: ножницы – чтобы вырезать; карандаш – чтобы рисовать или писать, телефон, чтобы звонить, грузовик, чтобы перевозить груз и так далее. То есть их сущность предшествует их существованию. Но человек не вещь, и лишь существование человека определяет, в чем суть его жизни.

    Атеистический экзистенциализм учит тому, что даже если бога нет, то есть хотя бы одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность.

    Следовательно, значение фразы «существование предшествует сущности» означает то, что человек сначала существует, появляется в мире, живет, совершает какие-то действия или решения, ставит цели, достигает их, либо не достигает и только потом он определяется. Определяется уже после смерти, когда он уже прожил свою жизнь и когда он уже не может ничего изменить. Но пока человек жив, мы не можем его как-либо определить, мы не знаем каким он будет завтра или через месяц. И ничто не может указывать или задать характер человека, его жизненные цели, ценности и жизнь в целом, только сам индивид может определять их сущность.


    Человек есть проект самого себя


    Для начала рассмотрим какими качествами и характеристиками Сартр наделяет человека.

    Первая характеристика – это смертность. Сартр здесь использует категорию из философии Мартина Хайдеггера, который говорил, что бытие человеческого существа – это бытие к смерти7, то есть человек смертен. Здесь очень важен именно философский акцент: во-первых, смерть – это очень важная категория, если мы осознаем свою конечность, свою смертность из этого следует сделать правильный выбор. Именно наша конечность катализирует нашу человеческую и духовную сущность. Так как осознавая свою смертность человек будет стремиться познать цель своего существования, понять основание своего пребывания на Земле, чтобы, уходя из этого мира не жалеть о том, что он ничего не сделал и ничего не понял. А кроме того, что также важно, для Сартра, смерть – это одна из немногих истин, доступных человеку.

    Размышляя дальше о человеке, повторюсь, по Сартру, человек – это «ничто», он не сводим ни к каким формулам или определениям. Человек всегда больше, чем какой-либо статус. Человек – это все и, одновременно, ничто.

    Как разбиралось раннее, Сартр утверждал, что в отношении человека «существование предшествует сущности». Значит, человек не рождается индивидуальностью, личностью, он не рождается человеком, он ими становится. Это очень важное отличие человека от предметов и животных, потому что предмет и животное появляются как предмет и животное и существуют, соответственно, как предмет и животное. То есть у них сущность и существование совпадают. Человек же – это единственное существо на свете, которое может себя обрести, обрести свою сущность и так же может себя потерять. Человек это тот, кто может стать человеком и может перестать им быть. Причем Сартр не единственный из философов, кто придерживался того же мнения. Например, Джованни Пико делла Мирандола писал: «Человек создан богом, но, обладая свободой воли, он может снизойти до животного или возвыситься до богоподобного существа. Он может стать своим скульптором и творцом».

    Сартр говорит, что у человека нет природы, то есть врожденных качеств или свойств, определяющих его, но у человека есть свобода. Да, у нас нет природы, но мы свободны! Мы можем быть своими собственными творцами и своими собственными творениями.

    Вот несколько строк, которые, по моему мнению, крайне достоверно раскрывают суть экзистенциализма и показывают нам, что человек является проектом самого себя: «Реальность – в действии… Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой не что иное, как ряд его поступков… Человек вступает в жизнь и определяет свой облик, а вне этого облика нет ничего»8. Что же это значит? Это значит, что каждый человек сам определяет, кем он будет, а подтверждает он это своими действиями. Мы рождаемся пустыми, чистыми как белый лист бумаги, который в течение жизни мы заполняем различными узорами и орнаментами. Станет ли наша картина произведением искусства или останется лишь кляксой зависит только от нас самих.

    Другими словами, по Сартру, человек анти-детерминирован, то есть он не предопределен. Мы просто существуем, и мы не только те, кем себя представляем, но и те, кем хотим стать

    Таким образом, экзистенциализм, первым делом, каждому человеку отдает во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

    Оптимистичность экзистенциализма


    Многие за экзистенциализмом, за философией очень сложной, за философией, которая на самом деле действительно по-новому позволяет взглянуть на человека, эта философия превращается в набор стереотипов и кажется, что это все лишь про тлен, меланхолию, грусть и тоску. Но наша задача понять, что экзистенциальная философия – это не про грусть, тоску и печать, это на самом деле философия, которая верит в нас гораздо больше, чем все остальные философии. Это философия, которая наделяет нас невероятной свободой и невероятной силой быть.

    Да, экзистенциализм утверждает, что человек усреднен, заброшен и отчаян, что же может быть хуже? Но Сартр убежден, что человек заброшен в этот мир, отчаян и очень угнетен, но несмотря на все человек в силах исправить эту ситуацию. И в этом есть оптимизм, понимать, что все в твоих руках, все зависит только от тебя, вся твоя жизнь может измениться, стоит лишь захотеть и начать действовать. Люди привыкли перекладывать ответственность на других, но это не есть правильно, наоборот только вспомните то чувство удовлетворения, когда вы понимаете, что строите свою жизнь сами и не зависите ни от кого – это ли не прекрасно? Как приятно просыпаться с утра и понимать, что этот день будет прожит не зря, потому что именно от нас самих зависит то, как пройдет наш день и наша жизнь. Мы не сидим на месте, нас побуждают к действиям, к принятию решений и это бесконечное движение, не позволяет нам выбиваться из колеи, а позволяет почувствовать себя живыми, заполняет нашу пустоту внутри.

    Заключение


    Исследовав досконально философию экзистенциализма по Сартру, я могу лишь утверждать, что экзистенциализм – это компонент гуманизма.

    Их сходство в том, что и экзистенциализм, и гуманизм уделяют большое внимание ценности человеческого бытия. Как говорил Николай Александрович Бердяев: «Священно не общество, не государство, не нация, а человек»9. Оба, как правило, несут атеистический характер. И по своей сути видят человеческую сущность как центр мироздания. Кроме того, их общее мнение заключается в том, что реальность находится в сознании смотрящего, а не в рамках религиозной доктрины или общепринятой «мудрости».

    И вместе с тем, я бы хотела отметить существенные различия между экзистенциализмом и гуманизмом.

    Во-первых, согласно экзистенциализму, человек брошен на этой земле. Да, зато у него есть свобода, но просил ли он эту свободу? Просили ли мы вообще появляться на этот свет, получается у нас все же не всегда есть выбор. Поэтому, Сартр и говорит, что человек именно обречен на свободу, он не выбирал ее сам, в данном случае у него не было права выбора. Тогда как в гуманизме человек свободен, когда добровольно либо спонтанно выбирает и желает то, что абсолютно предопределено. Во-вторых, Сартр считает, что мы есть совокупность наших поступков, действий и должны нести ответственность за все свои решения, действия и жизнь, но при этом, он говорит, что мы также должны нести ответственность и за наше бездействие, что довольно жестоко по отношению к человеку, ведь это загоняет нас в рамки. А согласно гуманизму, человек является высшей ценностью и все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать его жизнь более безопасной и комфортной. В-третьих, мне кажется, что экзистенциализм довольно сурово относится к человеку. Мы ведь и так одиноки, Бог нас покинул, мы как младенцы, лишившиеся матери. Мы не знаем, как играть в эту жизнь, а нас уже заставляют делать выбор, принимать решения, чувствовать ответственность, что естественно вызывает тревогу, а далее порождает безысходность и отчаяние. Я считаю, что мы не готовы к таким резким переменам. Конечно, рано или поздно мы должны стать самостоятельными и научиться отвечать за свои поступки, но это должно протекать в более мягкой форме и постепенно. В этом случае, гуманизм, наоборот оберегает и защищает нас как родная мать, для которой мы всегда будем лучшими и самыми ценными. Однако в защиту экзистенциализма, хочу добавить, что ни что не верит в человека так сильно как философия экзистенциализма. Ведь если подумать, действительно, нас бросили, мы одни, но есть философия, которая верит в силу человеческого духа, верит, что человек даже в таких условиях может измениться в лучшую сторону и это реально вдохновляет и отчасти развеивает нашу тревогу.

    Также изучив работу «Экзистенциализм – это реализм» хочу сделать некоторые выводы по поводу позиции Сартра.

    Сартр считает, что представления других философов о человеке (все их представления сводились к какой-то определенной сущности) являются ошибочными. Так как, по Сартру, человек – это ничто, он не определен и определения не имеет. Человек – это проект бытия человека. То есть изначально человек возникаем в мире ничем. Существуя в этом мире, он постоянно совершает какие-либо действия или делает выборы. И все его выборы и действия постепенно формируют его самого. Всю свою жизнь он в бесконечном движении, у человека есть свобода и он ее реализует в своих выборах, то есть происходит процесс его существования. А когда он умрет, то есть перестанет существовать, он обретет свою сущность. Сартр называет это так: «Существование предшествует сущности». Существование человека, по Сартру, проходит полностью свободно: «Человек осужден быть свободным». И свобода, по Сартру, оборачивается тотальной ответственностью, то есть это звучит как бремя свободы. Экзистенциализм Сартра, сталкивает человека с собственным существованием. И он полностью в ответе за свои решения, жизнь и свою свободу. Здесь наиболее подходящей будет цитата Пауло Коэльо: «Абсолютной свободы не существует, есть лишь свобода выбора, а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения».

    Антуан де Сент-Экзюпери представил в одном из своих произведений очень интересную мысль, напрямую связанную с философией экзистенциализма: «Непоправим факт моего рождения, раз я есть. Непоправимо прошедшее, но настоящее ждет строителя, валяясь под ногами грудой самого разнообразного материала, вы должны сложить его, чтобы у нас было будущее»10.

    Я считаю, что философия экзистенциализма – это философия уникального человеческого пути. Так как человек освобожден от всего, он начинает все с нового листа, он может проживать жизнь так, как удобно ему самому, ему не нужно опираться на чье-то мнение или чей-то опыт, он сам строит свой путь, сам закладывает фундамент для дальнейшей жизни. У меня это ассоциируется с тем, что мы оказываемся за рулем автомобиля, который несется только вперед без тормозов. И эта ситуация пугает и впечатляет одновременно. Пугает тем, что это огромный риск и ответственность, а восхищает своей скоростью и экстримом. И на этом пути, пока мы едем, мы можем встретить не мало преград. Остановимся ли, свернем назад, объедем либо разрушим ли мы эти преграды зависит только от нас самих. Это дает нам надежду, что в любой момент можно изменить свою дорогу, стоит только по-настоящему захотеть и, конечно же, действовать!

    Список использованных источников


    1. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 470 с. — ISBN 978-5-507-43258-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93984 (дата обращения: 10.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

    2. Де Сент-Экзюпери А. Цитадель [Текст]. / пер. на рус. Кожевникова М. – М.: Эксмо, 2018 – 230 с.

    3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии [Электронный ресурс]. / пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. – М.: Республика, 2000. – 1072 c. – URL: http://psylib.org.ua/books/sartr03/index/htm

    4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс]. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – c. 319 – 344 – URL: http://psylib.org.ua/books/sartr01/index/htm

    5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В. В. Бибихина. – М.: Marginem, 1997. – 460 c.

    6. Ясперс К. Духовная ситуация времени [Электронный ресурс]. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – с. 288-418 – URL: http://psylib.org.ua/books/yaspk01.htm




    1Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 1

    2 Ясперс К. Духовная ситуация времени. / Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – с. 379

    3Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 1-2

    4Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 11

    5Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 5

    6Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 1-2

    7Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В. В. Бибихина. – М.: Marginem, 1997. – с. 250-251

    8Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. / пер. с фр. А. А. Санина // Сумерки богов: переводы / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. – с. 11

    9 Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — с. 62

    10Де Сент-Экзюпери А. Цитадель[Текст]./пер. на рус. Кожевникова М. – М.: Эксмо, 2018 – гл. 6


    написать администратору сайта