Главная страница

ЛЕКЦИЯ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ.. Характеристика исторической науки и ее методология. История в системе социальногуманитарных наук


Скачать 52 Kb.
НазваниеХарактеристика исторической науки и ее методология. История в системе социальногуманитарных наук
Дата18.10.2019
Размер52 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛЕКЦИЯ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ..doc
ТипЛекция
#90685

ЛЕКЦИЯ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЯ.

  1. История в системе социально-гуманитарных наук.

  2. Основы методологии исторической науки.


История как способ самопознания человека, страны или народа существовала с древних времен. Сам термин «история» достаточно древний. Он фигурирует уже в произведениях первых греческих философов VII-VI вв. до н.э. – Фалеса, Анаксимандра и других. Они применяли его к происхождению и сущности явлений, или к явлениям загадочным, таинственным. Поэтому первоначальное значение термина – разведывание, разузнавание.

В VI веке до н.э. этим термином для обозначения своей деятельности пользовались логографы – регистраторы, записывавшие современные им сказания. Они пытались также рационализировать древние мифы и называли эту деятельность историей. Понятие «Histor» встречается в поэмах Гомера. Но это – не исследование, а легенда, к тому, же в значительной степени теократическая. Они, по сути дела, примеры мифотворчества. Однако, уже в V в. до н.э. греки четко осознали, что история есть и может быть наукой. В трудах отца истории Геродота и Фукидида явственно выступает мысль, что история должна обладать рядом особенностей:

- она научна, т.е. начинается с постановки вопроса, в то время как создатель легенд начинает со знания чего-то и рассказывает о том, что знает;

- она гуманистична, т.е. задает вопросы о сделанном людьми в определенные моменты прошлого;

- она рациональна, т.е. обосновывает ответы, для чего обращается к источнику;

- она служит самопознанию человека, т.е. существует для того, чтобы, говоря человеку о его прошлых деяниях, рассказать ему, что он такое.

Само слово «история» свидетельствует о том, что история как наука была открыта греками. Превращение простой регистрации преданий в науку истории было изобретением V в. до н.э. а принадлежит оно Геродоту (между 490 и 480 – около 425 гг. до н.э.)

Несколько позднее Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) даст термину «история» новое значение – дисциплина, занимающаяся изучением человеческого прошлого. Но и после него еще долго термину пытались придавать различные значения. Только в Новое время он утвердился окончательно.

Суммируя сказанное, отметим, что термин «история» имел и имеет несколько значений, но наиболее важными представляются два из них:

- история как прошлое, как прошедшая действительность;

- история как рассказ об этой действительности.

Из отношений этих двух значений вытекает и основная методологическая проблема исторической науки - проблема соотношения между этими двумя понятиями, т.е. проблема того, насколько наши знания об исторической действительности соответствует этой действительности, т.е. проблема объективности исторического познания.

В ходе изучения истории применяются различные способы, приёмы и средства достижения данной цели. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме. Понятие «методология» имеет два основных значения6 система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действий. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определённого результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путём. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

В общей системе гуманитарного знания история занимает особое положение. Её высокая роль и предназначение в современном мире бесспорны и не вызывают никаких сомнений. Яркие страницы прошлого, встающие из-под пера хронистов и мастеров исторического жанра, позволяют глубже осознать и понять потребности дня сегодняшнего, его задачи и сущность.

Historia est magistra vitae, Historia est lux veritatis – утверждали древние, и были, безусловно, правы. В каком разительном противоречии находятся эти слова с расхожим ныне представлением, будто история учит лишь тому, что она ничему не учит.

Глубокий пессимизм и неверие обывателя в познавательные возможности исторической науки представляются отражением кризиса общественного сознания, переживаемого человечеством на рубеже XX-XXI столетий. Вышесказанное особенно характерно для нашей страны, где, начиная с середины 80-х годов, над людьми проводится один эксперимент за другим. В целом это способствует тому, что человек вообще начинает терять веру в разумный характер и возможности общественного развития.

Между тем предназначение истории весьма велико и неординарно. Она выполняет в обществе самые различные функции – воспитательную, патриотическую, выступает в качестве критерия истины. Однако ни одна из них не была бы возможна без её эвристической функции. «Изучаю дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаём самих себя, - утверждал В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то капризу».

В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована и пронизана односторонними идеалами догмами. Сегодня мы отходим от этих штампов и имеем возможность изучать правдивую историю.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории страны. Многочисленные работы отражают разнообразный спектр концепции исторического развития, её взаимосвязь с мировым историческим процессом.

Например, были переизданы труды С.М. Соловьёва, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского и др. изданы труды таких крупных историков как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.П. Покровский. Изучение отечественной Истории должно проходить в контексте мировой истории. Необходимо разбираться в таких понятиях как цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций во всемирно – историческом процессе и т.д.

Предметом изучения ист. науки являются закономерности социально – экономического и политического развития стран, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.

Они являются объективной реальностью в развитии общества. Это тот фундамент на котором стоит наука об обществе. Одним из аспектов изучения исторической науки является формирование историзма мышления.

Народ без исторической памяти обречён на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически – рекомендательная и воспитательная.

Познавательная функция состоит в конкретном изучении пути развития общества.

Практически – рекомендательная функция обращает внимание на то, что история наука, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный характер курс развития страны.

Воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования – объективности, историзма, социального подхода.

1. Прин6цип объективности рассматривает историю с точки зрения объективной закономерности.

2. Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось только исторически, последовательно.

3. Принцип социального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории.

В исторической науке термин «Историография понимается двояко.

Ещё в 18 в. понятия «История» и «Историография» воспринимались как синонимы. Историографами как Миллера, Щербакова, Карамзина. Позже значение данных терминов изменилось: под историографией стали понимать уже не буквально историю, не науку о прошлом, а историю самой исторической науки.

В дальнейшем так назвали специальную историческую дисциплину, которая занималась изучением истории исторической науки. Под историографией сегодня понимают исследования как по истории исторической науки в целом, так и исследования по истории разработки отдельных проблем, совокупность научных трудов, посвященных конкретной проблеме.

Предмет историография как исторической дисциплины складывался постепенно. Первые определения предмета историографии появляется в II пол. XIX в.

Историки основное внимание концентрировали на обзорах исторической литературы, исторических источников, научных биографиях ученых. Об ученых и литературы 18-19 вв. писали С.М. Соловьев, К.Н. Беступсев-Рюмин, В.О. Ключеский, П.Н. Милюков. В конце 19 в. в качестве предмета историографии стали рассматривать всю сферу научных исследований. Примером тому может служить работа историка В.С. Иконникова.

В советской исторической науке к определению предмета историографии обращались крупные ученые – историки- М.В. Нечкина, С.О. Шмидт, А.М. Сахаров и др. Предмет историографии как научной дисциплины сегодня включает не только научное познание прошлого, основанное на анализе источников, но и более широкий аспект исторического знания – историю исторической мысли, т.е. общие представления о мире, истории, философии.

Таким образом, элементы историографии возникали давно: в Древней Руси.

В XVIII в. с появлением исторической науки, историография становится её составной частью.

Как самостоятельная дисциплина она становится в XIX в., когда определились четко её предмет, задачи и значение, принципы изучения, а также классификация и периодизация исторических знаний.

На марксиситскую историографию оказали большое влияние Г.Н. Плеханов, П.Н. Милюков, позже М.Н. Покровский, М.В. Нечкика, А.М. Сахаров.

В последнее время делается попытки по новому взглянуть на историю исторической науки, что отражается и в учебной литературе. Например в 2003 г. вышло учебное пособие М.Ю. Лачаевой «Историография истории России до 1917 г.» Возросший интерес к истории исторической науки является характерной чертой современности.

Источников по отечественной истории существует множество. Они бывают письменные (периодика, литература, архивные материалы), вещественные (в основном, археологические находки и музейные экспонаты), аудио-визуальные (кино и диафильмы, магнитозаписи), научно-технической и изобразительные.

В исторической науки существуют разные способы и формы получения и анализа исторической информатизации.

Проблема кризиса исторической науки и поиски путей его преодоления особенно актуальной стала на рубеже XX-XXI вв. Она была обусловлена, прежде всего, падением авторитета теорий формаций, не способностью марксизма объяснить все многообразие исторического процесса.

Нужны новые методологии и генеалогии исторического исследования, которые отвечали бы современным потребностям общества. В том числе – научный синтез и новая исследовательская азбука ученого-историка.


написать администратору сайта