История искусств. История искусств
Скачать 1.31 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 072500.62 Дизайн. Профиль Графический дизайн Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) являются: теоретическая подготовка студентов, дающая понимание сущности творческой художественной деятельности, логики развития и знание основных этапов данного вида духовной практики; овладение методикой различных видов анализа произведений пластического искусства: искусствоведческого, культурологического и др; развитие художественного восприятия действительности; воспитание художественного вкуса, умения использовать достижения пластического искусства в учебной, творческой и в дальнейшем профессиональной деятельности; методические рекомендации по изучению дисциплины: 1. Тема: Пластическое искусство в системе видов искусства. 2 ч. План:
Вопросы для обсуждения:
Литература: 2. Тема: Виды пластического (пространственного) искусства. 2 ч. План:
техники монументальной живописи: фреска, мозаика, роспись, витраж.
Вопросы для обсуждения:
3. Тема: Жанры изобразительного искусства. 2 ч. План:
Вопросы для обсуждения:
4. Тема: Древний Египет. Искусство мертвых.2ч. План:
Вопросы для обсуждения:
План:
Вопросы для обсуждения:
Тема 1. Классификация видов искусства. История и развитие искусства. Особенности эстетического развития различных регионов мира План Специфика искусства. Искусство как явление культуры. Понятие художественной культуры. Функции искусства. Функции художественной культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Художественный образ как средство отражения реальной действительности. Понятие «художественный образ» в искусстве. Олицетворение в произведениях искусства. Отличительные свойства художественных образов. Проблема восприятия искусства и действительности. Социально-исторические, индивидуальные предпосылки восприятия искусства. Понятия «стиль», «жанр», «творческий метод», «художественный вкус». Язык изобразительного искусства как средство воссоздания художественного образа. Виды искусства. Понятия «жанр», «род» в изобразительном искусстве. Понятие «жанр» в живописи и графике. Синтез искусств, как органическое единство, взаимосвязь различных видов искусства. Основная цель художественного творчества архитектуры. Функционально-конструктивные принципы архитектуры. Классификация памятников архитектуры по назначению и времени возникновения. Культовая архитектура. Гражданская архитектура, оборонительные сооружения. Факторы, влияющие на характер и функции архитектурных сооружений. Уровни архитектуры. Градостроительство. Взаимодействие архитектуры и окружающего пространства в городской среде. Своеобразие и функциональные особенности египетской колонны. Основные достижения древнегреческой архитектуры. Преемственность и новаторство в римской архитектуре. Архитектура Византии. Новые конструктивные решения в организации купольного перекрытия. Разновидности скульптуры по назначению. Разновидности скульптуры по объему. Техники изготовления скульптуры. Материалы скульптуры. Разновидности композиционного решения. Пластика скульптуры. Проблемы скульптурной стилистики. Постамент и его функции. Мотивы движения в скульптуре. Новые варианты движения в скульптуре эпохи Возрождения. Эволюция движения в скульптуре XIX в. Новые приемы О. Родена. Трактовка портрета в скульптуре. Материалы и техника живописи. Классификация живописи по назначению. Система выразительных средств живописи. Стилистическое воздействие формата и рамы. Рисунок как раздел графики. Функции рисунка. Графика как один из древнейших видов искусства. Классификация графических средств и техник рисунка. Печатная графика. Гравюра как раздел графики. Разновидности гравюрной техники по способам гравирования: Декоративно-прикладное художественное изделие как взаимосвязь композиции и архитектоники. Эстетическое влияние декора на форму изделия. Классификация изделий ДПИ по материалу и технике исполнения. Виды и жанры временных искусств. Художественная литература, основные формы существования художественной литературы. Литературные жанры. Драматургия. Поэтические жанры. Музыка как вид искусства. Звук как основа музыкальной образности и выразительности. Нотная запись. Виды и жанры музыкального искусства. Декоративное искусство – это область пластичных искусств, произведения которой наряду с архитектуройхудожественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в неё художественное идейно-образное начало. Декор (франц. decor, от лат. decoro—украшаю), система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор, как простой (напр., одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись) становится её элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные ему самому масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — это одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство (создание художеств, изделий, предназначенных, главным образом, для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.). Идейно-образное содержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в том ансамбле, для которого они предназначены. Декоративно-прикладным искусством называется раздел декоративного искусства; который охватывает ряд отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта. Произведения эти могут быть: различными, утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Наряду с делением произведений по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура,практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных, духовных и художественных ценностей. Произведения неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими, национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения эти своими художественными достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком. Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественных изделий. Нередко красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмичная структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в архитектуре. 3. Станковое искусство - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение Их художественное значение не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин произошел от «станка», на котором создаются произведения искусства (в живописи – мольберт). Развитие станкового искусства началось с эпохи Возрождения и особенно широкое распространение оно получило в конце 18 века, которое продолжается и на современном этапе. Живопись - один основных видов изобразительного искусства. Художественное изображение предметного мира осуществляется красками. Фактура, материальная основа живописи: дерево, холст, бумага, картон, металл, шелк, фарфор. Значение грунта. Материалы и техника живописи: пастель, акварель, гуашь, темпера, масленая живопись. Этапы работы маслом. Фреска. Разновидности фрески: альфреско – по сырой, свежей штукатурке; «фреско а секко» - по сухой штукатурке, казеиново-известковая живопись – модификация фрески XVII в. Мозаикакак особая техника живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты. Классификация живописи по назначению: монументальная – живописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой станковая – самостоятельные, свободные произведения; декоративная – живопись, входящая в состав архитектурного ансамбля или ДПИ, предназначенная для украшения (росписи, панно, витражи). Система выразительных средств живописи; колорит – гармония, единство цветового решения, система цветовых тонов; тон и вибрация тонов: теплые и холодные тона. Локальные тона. Цвет, цветовое пятно, цветовая гамма. Основные цвета: желтый, красный, синий. Дополнительные цвета, полученные путем смешения основных; спектральные цвета. Свет и световая градация. Живопись как искусство цветовых и световых отношений. Плоскость, фактура, материал. Форма, контур, линия, силуэт. Перспектива: линейная, свето-воздушная, горизонтальная. Движение, ритм, эффект и ощущение движения. Стилистическое воздействие формата и рамы. Форма и рама - элементы картины. Горизонтальный формат. Вертикальный формат. Квадратный формат. Овальный формат. Круглый формат. Взаимосвязь формата с идеей художественного произведения, вкусом эпохи, техникой письма. Функции рамы: концентрация внимания зрителя и его восприятия; замыкание картины от внешнего мира, создание ее глубины. Графика («graphein») - один из древнейших видов искусства, включающий две группы художественных произведений: рисунок (уникальную графику), печатную графику. Графика в зависимости от назначения: самостоятельная (станковая), зависимая (плакатная, художественно-прикладная, книжная и газетно-журнальная). Рисунок -раздел графики. Рисунок и условность граней разделения его с живописью. Графика - важнейшая область изобразительного искусства, лежащая в основе всех видов изображения на плоскости, начальный этап живописного произведения, определяющий структуру и соотношение форм, объем предметов, расположение их в пространстве. Функции рисунка: научно-вспомогательные (чертеж), технические (графический образец), учебные, прикладные (эскиз, набросок), художественно-живописные (пластическая моделировка) , тональные (световые решения). Классификация графических средств и техник рисунка: сухие красящие вещества (уголь, карандаш, мел, штифт, графит, сангина); мокрые или жидкие красящие вещества, наносимые пером, кистью (тушь, бистр, сепия, соус). Акварель как пограничная техника между рисунком и живописью. Печатная графика. Печатная графика как самый актуальный и наиболее доступный вид изобразительного искусства. Тиражность главная особенность печатной графики, возможность получения значительного числа равноценных оттисков. Гравюра является разделом графики и включает в себя произведения. исполненные посредством печатания с гравюрной доски. Оригинальная гравюра – целиком (т.е. включая обработку доски), выполнена художником. Разновидности гравюры в зависимости от печатной формы: выпуклая гравюра ( рисунок, возвышающийся над фоном); образца рельефа (ксилография – гравюра на дереве); линография (гравюра на линолеуме); линейная ( гравюра на металле); углубленная гравюра (рисунок механическим или химическим способом углубляющийся в металлической пластине ; все виды гравюр на металле, офорт); тоновая гравюра (рисунок и фон находятся на одном уровне); литография ( гравюра на камне, монотипия). Разновидности гравюрной техники по способам гравирования: ксилография – гравюра на дереве (древнейшая форма печати), моногравюра – гравюра на линолеуме, ее сходство с ксилографией, возможность использования в больших формах. Гравюра на металле, различные способы обработки металлической пластины: механический – «сухая игла», «резцовая гравюра», «меццо-тинто»; химический (травление кислотой) – офорт, «мягкий лак», «акватинта»; смешанная техника – «карандашная манера», «пунктирная манера»; литография – гравюра на металле (цинк, алюминий, но чаще всего на камне). |