Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Искусство Древней Руси

  • Тема 4. Тема 4. Тенденции и развитие современного мирового искусства. О собенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ века; школы современного искусства.

  • Станковые и прикладные искусства XIX в Влияние западно-европейских стилей на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства ХХ века

  • .Западно-европейское искусство: архитектура, станковое и прикладное искусств в эпохи Средневековья, Ренессанса, Барокко, Рококо, Романтизма и Модерна

  • Разделы дисциплины и рекомендации по самостоятельной работе.

  • Виды и жанры пластического искусства.

  • Искусство древнего мира.

  • История искусств. История искусств


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеИстория искусств
    Дата20.02.2018
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #36878
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Тема 2. Художественные стили

    План:

      1. Понятия «направление» и «стиль» в искусстве.

      2. Характеристика направлений и стилей.

    1.

    Направлением в искусстве называется эстетическая историко-художественная категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

    Возрождение - период жизни общества в странах Западной и Центральной Европы XIV-XVI веков, который характеризуется высоким подъемом науки, литературы и искусства. В период Возрождения активизировался общественный интерес к античному искусству. Обращение к нему породило направление в художественной культуре как к прекрасному идеалу, образцу художественного творчества.

    Классицизм как художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре XVII — начала XIX веков. Характерными чертами являются рационализм, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, а также соответствие содержание произведения его форме.

    Эклектизм — условное название длительного периода в развитии архитектуры и прикладного искусства европейских стран и США в середине и 2-й половине XIX века. Ему присущи произвольное соединение разнородных взглядов, теорий, идейных направлений и художественных принципов.

    Конструктивизм — революционное направление в русском искусстве, возникшее в 1917 году. Характерно стремление к революционному переустройству жизни, к сближению искусства с индустриальным бытом и т.д.

    Реализмнаправление и метод в художественном творчестве, основывающий на объективном, правдивом и натуралистическом воспроизведении и изображении действительности.

    Стиль — это исторически сложившаяся совокупность художественных принципов, выразительных средств и приемов, характерных для творчества мастеров, работающих в различных видах и жанрах искусства.

    2.

    Романский стиль — художественный стиль, господствующий в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы в Х — XII веках. Основой единства этого стиля было формирование феодальных отношений в Европе, а также господство католической церкви. Характерные особенности Романского стиля - заимствование элементов искусства античности, Византии, новые типы архитектурных сооружений, многообразие художественных приемов и строительных материалов, четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь.

    Готический стиль ( итал.- gotico — букв. «готский», т.е. «варварский») - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и завершивший эпоху средневекового зодчества. Суть его заключалась в стремлении расширить пространство ввысь и вглубь, конструктивно заменить тяжеловесность романских сооружений.

    Барокко (итал. barocco — вычурный, странный, причудливый) — один их художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI- середины XVIII века, которому присущи выразительность, пышность, динамика.

    Рококо — последняя стадия развития барокко. Отличается стремлением к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму.

    Ампир — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой половины XIX века, возникший во Франции в период империи Наполеона I и ставший завершением классицизма. Для него характерны монументальные формы и образы.

    Модерн — русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала ХХ века. Возник как реакция на эклектизм. Характерные черты: новые принципы формообразования, богатая орнаментика с включением стилизованных элементов готики, античного и народного искусства.

    Тема 3. Искусство Древней Руси

    План

    1. Древнейшие истоки русского искусства.

    2. Искусство Киевской Руси и период раздробленности Руси.

    3. Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры

    4. Творчество Андрея Рублева и художников его круга.

    5. Искусство России на пороге Нового времени(XVII столетие).

    1.

    Памятники языческого искусства восточных славян и кочевых народов Евразии Возникновение и развитие древнерусского искусства. Истоки рус­ского художественного творчества. Преемственность и взаимосвязь культyp славянских племен и кочевых народов Евразии. Наследие скифской культуры. Культ природы в определении мироощущения древних славян и вытекающая из него обрядность. Языческие традиции доисторического папа становления русской культуры. Антропоморфизм как свойство образного мышления древних славян. Древнейшие памятники славянского искусства: ювелирные украшения, керамика. Древнейшие истоки русской архитектуры в строительной деятельности восточных славян. Типы жилищ и оборонительных построек, культовые места и святилища.

    Принятие христианства и вовлечение Руси в сферу восточнохристианской культуры Принятие христианства, значение «крещения Руси» для развития ис­кусства. Влияние Византии на древнерусское искусство: восприятие этики и эстетических принципов христианской культуры. Столкновение патри­архального и феодального укладов жизни, двух религий - язычества и христианства. Религиозный характер и каноничность древнерусского ис­кусства.

    Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Взаимодействие народного и официального искусства Древней Руси. Устная народная поэзия древних славян ( заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни). Былинный эпос. Письменность и просвещение. Глаголический алфавит, кириллица.

    Ведущий жанр, формирующий русскую литературу, – летописание. Агиографическая литература – жития святых. Жанр поучений, жанр «хожений».

    2.

    Искусство Киевской Руси XI век - период расцвета киевской художественной культуры. Ар­хитектура как ведущий вид изобразительного искусства Древней Руси. Структура и символика крестово-купольного храма, его убранства. Со­фийский собор - главное архитектурное сооружение Киева. Монументаль­ная живопись Киевской Руси. Иконопись, искусство миниатюры рукопис­ных книг, декоративно-прикладное искусство.

    Искусство периода феодальной раздробленности (XII-сер. XIII вв.). Возникновение местных художественных школ.

    Величайшее творение русской культуры XII века, литературный памятник мирового значения «Слово о полку Игореве».

    Новгородская художественная школа. Выдающиеся памятники нов­городского искусства XII-XIII вв: Новгородская София, церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Демократичность образов, демократизм действия в произведениях новгородского искусства.

    Владимирско-Суздальская школа XII-XIII вв. Главные архитектур­ные памятники: Успенский собор, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор. Декоративная скульптура; языческие тради­ции в скульптурном рельефе владимиро-суздальских храмов.

    Киевско-Черниговская школа XII—XIII вв. Сохранение византийских традиций, возникших в предшествующий период: техника исполнения, ар­хитектурные детали. Основные архитектурные памятники: церковь Спаса на Берестове, Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор.

    Полоцкая архитектурная школа XII-XIII вв. Продолжение традиций киевской архитектуры XI в. XII в. - переосмысление византийских тради­ций в духе национального русского зодчества. Главные архитектурные памятники: Большой собор Бельчицкого монастыря, Спасский собор Ефросиньего монастыря.

    Смоленская архитектурная школа XII-XIII вв. Смоленск как один из ведущих строительных центров на рубеже XII-XIII вв. Развитие полоцких традиций в смоленской архитектуре. Основные архитектурные памятники: церковь Иоанна Богослова, церковь Петра и Павла, церковь Архангела Михаила.

    Эволюция зодчества на рубеже XII—XIII вв. Традиции и своеобразие развития искусства удельных княжеств. Значительные памятники живописи.

    3.

    Искусство периода монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV— начала XV вв.)Возрождение городов, оживление торговли, необходимость консо­лидации сил. Искусство Новгорода, Пскова до присоединения к Москве.

    Борьба против монголо-татар – главная тема фольклора второй половины XIII –XV в.в. Сказания о рязанском партизанском отряде Евпатия Коловрата и историческая песня об Авдотье-Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани. Воинская повесть ( « Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», « Сказания о подвигах и житии великого князя Александра Невского»). Проблема сильной централизованной власти, назревшая в XV в., способствовала распространению на Руси популярного среднеевропейского фольклорного повествовательного сюжета – «Сказания о Дракуле воеводе». Появление литературы нового типа, отличающейся тематическим и стилевым разнообразием, более органично связанной с фольклором и стремлением к психологизму.

    4.

    Становление Московской художественной школы; связь процесса с общенациональным подъемом в борьбе против монголо-татарского ига. Искусство Москвы конца XIV - половины XV вв. Значительные архитек­турные памятники, произведения живописи. Творчество Феофана Грека, Даниила Черного, Андрея Рублева. Значение творчества А. Рублева в раз­витии русской национальной средневековой живописи, влияние художест­венных идеалов рублевской эпохи на всю область художественного твор­чества Руси. Гуманизм, высокие нравственные идеалы, художественное новаторство в лучших произведениях Рублева.

    Искусство русского центрального государства конца XV-XVI вв. Окончание формирования русского централизованного государства. Москва - столица державы и центр развития искусства. Возведение Мос­ковского Кремля. Московская архитектура как общерусское явление. Шатровая архитектура XVI столетия. Расцвет крепостного зодчества. Рус­ская живопись конца XV - начала XVI веков. Расширение идейного содержа­ния искусства, регламентация сюжетов и иконографических схем. Творче­ство Дионисия - крупнейшего художника искусства XVI в. Русская книга и миниатюра XVI в. Развитие скульптуры в XVI столетии. Декоративно-прикладное искусство: шитье, деревянная резьба, ювелирное и эмальерное чело, чеканка.

    Главная тема устного народного творчества - борьба за независимость. Политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен (« Поход на Казань», «Иван Грозный молится по сыну», « Смерть Ивана Грозного» и др.) Историческая литература. Протопоп Сильвестр «Домострой». Остросюжетная повесть (« Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. XVI в.).

    5.

    Искусство России на пороге Нового времени(XVII столетие). Кризис средневекового мировоззрения. Ослабление церковного влияния на духовную жизнь русского народа. Развитие городов и их роль в процессе демокра­тизации культуры переходного периода. Расцвет деревянной архитектуры. Развитие традиций «годуновской» живописи и «строгановской» школы в первой половине XVII в. Борь­ба идейно-эстетических воззрений в русском искусстве второй половины XVII в. Эволю­ция книжной миниатюры. Возрастание значения народного орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Художественная обработка дерева. Золо­тое и серебряное дело. Местные художественные центры. Лицевое и орнаментальное шитье. Крестьянский и городской костюмы. Зна­чение художественной культуры XVII в. и ее роль в становлении русского искусства Нового времени. творчество Симона Ушакова и «Оружейная палата».

    Процесс «обмирщения» в художественной культуре этого периода. Рождение нового искусства в борьбе старого и нового. Усиление декоративного начала, постепенный отход от церковных канонов, внимание к человеческой индивидуальности и искусстве XVII в.

    Светская литература – заметное явление русской культуры. Появление новых жанров ( биографические повести, переводная светская литература приключенческого содержания, бытовая повесть, демократическая сатира, рифмованная поэзия, драматургия).

    Первые театральные представления в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 году. Первый балет на русской сцене в 1675 году. Основоположник русской драматургии С.Полоцкий.

    Архитектура XVII в. Основные этапы развития архитектуры: связь с традициями XVI в. в первой четверти XVII в., поиски нового стиля в середине века; утверждение новых приемов, рождение архитектуры нового времени в конце столетия. Особенности гражданской архитектуры. Обмирщение живописи XVII в.: «годуновская» и «строгановская» школы в иконописи. Творчество Симона Ушакова. Искусство парсуны как переходный этап от иконописи к портретной живописи. Оружейная палата - центр художественно-прикладного искусства. Расцвет эмальерного и ювелирного искусства.

    Искусство первой трети XVIII в. (Петровское время) Светский характер российской культуры, ее связь с петровскими со­циально-экономическими и политическими преобразованиями. Перелом духовной, материальной жизни русского общества и создание нового ху­дожественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная сис­тема в архитектуре. Строительство Петербурга. Значительные архитектур­ные памятники Петровского времени.

    Усвоение европейских традиций живописи петровского времени: новая техника и новое содержание живописи. Портрет как значительный жанр русской живописи петровского времени. Творчество И. Никитина, А. Матвеева.

    Развитие графики как оперативного и мобильного вида искусства. Мастера графики.

    Рождение светской круглой скульптуры. Расцвет монументальной скульптуры. Творчество Б.-К. Растрелли.

    Панегирическая литература. Драматург и теоретик Феофан Прокопович.. Придворный театр. Публичные представления в Москве в « Комедийной храмине», возведенной по приказу Петра I в 1702-1703 гг. Хоровая и инструментальная музыка, исполнявшаяся на больших празднествах в честь побед русского оружия. Светские хвалебные канты – появление вокальной лирики. Развитие школьных театров при Киевской, Московской акалемиях и др. учебных заведениях России.
    Тема 4. Тема 4. Тенденции и развитие современного мирового искусства. Особенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ века; школы современного искусства. Станковые и прикладные искусства XIXв

    Влияние западно-европейских стилей на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства ХХ века

    План

    1. Романтизм и реализм в искусстве века.

    2. Импрессионизм в музыке и изобразительном искусстве.

    3. Модернизм.

    4. Новации в декоративно-прикладном искусстве.

    1.

    Искусство XIX века в Европе и России. Развитие капитализма и «децентрализованность» духовного содержания художественной культуры. Романтизм и реализм как основные художественные направления в искусстве XIX века. Сущность романтического умонастроения: понимание природы, культуры, истории; концепция гения в искусстве.

    Сентиментализм — идейное и художественное направление в культуре и искусстве второй половине 18 - начале 19 века. Особенности: нежность и мягкость моделировки и колористических оттенков, воздушность далей, тканей; строгое изящество предметов, фигур, придающее образам отпечаток благородной простоты, прозрачности, легкости.

    Реалистическое искусство. Особенности национальных вариантов романтизма: идеализация средневековья (Англия), доминанта музыки и становление философии (Германия), «героический» и «трагический» этапы русского романтизма. Романтическая концепция природы в литературе и живописи России, миф и сказка в музыке (Глинка, Римский-Корсаков). Специфика русского романтизма (В.А Жуковский, К.Ф. Рылеев). Декабристы и театр. Живопись К.П. Брюллова и сценическое искусство. Видовая и жанровая системы реалистического искусства XIX века. Мастера-реалисты в живописи: В.Г.Перов, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, И.И.Левитан. Панорама художественной жизни России рубежа веков. Художественные объединения. Организация театрально-художественной деятельности.

    .Западно-европейское искусство: архитектура, станковое и прикладное искусств в эпохи Средневековья, Ренессанса, Барокко, Рококо, Романтизма и Модерна

    План

    1. Влияние художественных направлений и стилевых особенностей в

    архитектуре.

    2. Прикладное (декоративное) искусство.

    3. Станковое искусство и его значение в произведениях живописи,

    скульптуры, графики в различные эпохи.

    1.

    В средневековый период началось строительство многочисленных фортификационных сооружений, защищавших города и резеденции феодалов в Германии, Франции, Испании, Чехии и других европейских странах (замки и городские укрепления). Идеологическое господство церкви обусловило широкое строительство многообразных типов культовых зданий.

    С ростом городов получил развитие тип каменного жилого дома с мастерскими и лавками на первом этаже или в подвальном помещении. Сложилась архитектура романского стиля: монастырские комплексы с замкнутыми дворами – клуатрами, массивные храмы базиликального типа с несколькими монументальными башнями. Основная характеристика: появление новых конструкций, сводов и опор: цилиндрические своды – имеющие форму полуцилиндра; крестовые своды – два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом.

    В середине 12 века во Франции зародилась готика, отразившая зрелый этап развития феодального общества и усиление горо­дов, с которым связано распро­странение новых типов обще­ственных зданий (ратуш, домов, ремесленных цехов и гильдий). Рациональная каркасно-нервюрная система, основанная на пе­редаче распора сводов через упорные арки—аркбутаны на стоящие вне здания опорные столбы—контрфорсы, позволи­ла перекрывать большие про­лёты, максимально облегчить стены и развить пространство интерьера по вертикали (собо­ры в Париже, Реймсеи Амье­не во Франции, Фрайбурге-им-Брайсгауи Кёльне в Германии, Кентерберив Великобритании и др.). Сложный, вертикально развитый силуэт получил и наружный облик зданий, В жилищном строительстве вместе с камнем широко применялся фахверк. Произошла замена тяжеловесной стены романских сооружений каменным каркасом. Суть готической архитектуры – стремление расширить пространство интерьера ввысь и вглубь. Новые системы крестовых сводов, выложенные на нервюрах. Конструктивное новаторство и новая тектоническая система архитектуры. Новый образно-художественный язык.

    Для эпохи Возрожденияв странах Западной и Центральной Европы характерно обращение к античному наследию. Общественные здания, дворцы, виллы, храмы, и др. представ­ляют собой ясные гармоничные здания и архитектурные ансамбли. Широ­ко применялся классический ордер. Произошел возврат к стеновой конструкции. Появился новый тип дворца – палаццо – с замкнутым симметричным двором и фонтаном. Развивалась теория архитектуры (Альберти, Дж. Виньола, А. Палладио и др.).

    В 17-18 веках стройность и законченность пространственных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность и скульптурность объёмов зданий архитектурного барокко, в динамичные ритмы которого включаются декор, скуль­птура и иллюзионистичная живо­пись (постройки италь янских архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерныи др.). Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распростра­нился в Италии, Испании, Герма­нии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки.

    Во второй половине 18 века в западноевропейских странах произошла кратковременная вспышка декоративно-вычурного стиля – рококо - стиль декора интерьеров. Искусствоведы рассматривают рококо как последнюю стадию развития барокко. Обилие декоративных элементов: филенок дверей, рам, зеркал, живописных панно и т.д. Однако, вскоре получил свое дальнейшее развитие классицизм.

    Во Фран­ции в 17 веке господствующим направле­нием стал классицизм. Лежащее в его основе рационалистическое ми­ровоззрение выразилось в стро­гости и геометричности компози­ции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль).Французские архитекторы (Л. Лево, Ф. Мансар, А. Ленотр)использовали ордер главным образом как декоративный мотив. В 17-18 веках классицизм широко распространился в Великобритании, а затем и в других странах Европы. В Великобритании и Нидерландах появитись новые типы построек – промышленные здания, портовые сооружения, банки и т.д. Направленность архитектуры барокко на удовлетворение эстетических потребностей правящей аристократии и церкви. Новые художественные принцип: пышность динамика композиции, усложненность архитектурных форм, богатая пластика. Новые формы в архитектуре – сочетание овалов, эллипсов с прямоугольниками и трапецевидными формами. Характерные черты: обращение к формам античного зодчества как к эталону; логичность планировки, геометризм объемной формы; строгость, ясность, монументальность; использование архитектурного ордера более близкого к античному; сдержанность декора, регулярная система планировки городов.

    Модерн — русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала ХХ века. Возник как реакция на эклектизм. Характерные черты: новые принципы формообразования, богатая орнаментика с включением стилизованных элементов готики, античного и народного искусства.
    Разделы дисциплины и рекомендации по самостоятельной работе.

    Дисциплина «История искусств и стилей» содержит следующие взаимосвязанные разделы, которые студенты изучают в приведенной далее последовательности:


    1. Виды и жанры пластического искусства. Система выразительных средств различных видов пространственных, пластических искусств.

    Функции искусства. Функции художественной культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Художественный образ как средство отражения реальной действительности. Понятие «художественный образ» в искусстве. Олицетворение в произведениях искусства. Отличительные свойства художественных образов.

    Проблема восприятия искусства и действительности. Социально-исторические, индивидуальные предпосылки восприятия искусства. Понятия «стиль», «жанр», «творческий метод», «художественный вкус». Язык изобразительного искусства как средство воссоздания художественного образа.

    Виды искусства. Понятия «жанр», «род» в изобразительном искусстве. Синтез искусств, как органическое единство, взаимосвязь различных видов искусства.

    Изучая данный раздел, студенты знакомятся с классификацией пространственных, пластических искусств. Результатами изучения данного раздела (модуля) должны стать умения студентов определять принадлежность произведения пространственного, пластического искусства к определенному виду и жанру, определять технику выполнения художественного произведения.

    В данном разделе разъясняется место и роль искусства в жизни человека, дается представление о синтезе искусств.

    Итогом изучения раздела можно считать умение студентами анализировать произведения пространственного, пластического искусства и высказывать оценочные суждения о художественных достоинствах произведений искусства, владение основами искусствоведческого анализа произведений живописи, архитектуры, графики и др.


    1. Искусство древнего мира.

    Данный раздел посвящен изучению искусства древних цивилизаций:

    Древний Египет;

    Древняя Греция;

    Древний Рим;

    В результате изучения данного раздела у студентов должно сформироваться представление об особенностях искусства данных культур и тех причинах, которые определили данные особенности.

    У студентов должен сформироваться зрительный ряд, представляющий собой основные памятники пространственного, пластического искусства древних культур. Для структуризации изобразительного материала студентами в качестве самостоятельной работы формируются электронные папки по каждой указанной выше древней цивилизации. Для удобства работы с папками материал структурируется по периодам развития искусства и культуры каждой цивилизации, а так же по видам пространственного искусства. Пример смотрите в приложении «Графический альбом по истории искусств и стилей».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта