Минимальный изобразительный ряд памятников искусства, по данному разделу, который необходимо включить в папки, знать, представлять и уметь определять на экзамене и приводить в качестве примеров при ответе на экзаменационные вопросы: Искусство древнего мира:
Раненный бизон. Рисунок на потолке пещеры. Около 15000—10000 г. до н. э. Альтамира, Испания;
Венера Виллендорфская. Австрия. Около 25000-20000 г. до н. э. Камень, высота 11,1 см. Музей естественной истории, Вена;
Стонхендж (вид сверху). Около 2000 г. до н. э. Диаметр круга 29,6 м. Равнина близ г. Солсбери (графство Уилтшир), Англия;
Древний Египет:
плита фараона Нармера из Гиераконполя. Около 3000 г. до н. э. Шиферный сланец, высота 63,5 см. Египетский музей, Каир;
фараон Микерин и его жена, Гиза. 2599—2571 г. до н. э. Шиферный сланец, высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон;
Имхотеп. Ступенчатая пирамида царя Джосера, Саккара. 3-я Династия, около 2600 г. до н. э.
скульптурный портрет Рахотеп и Нофрет;
классические пирамиды в Гизе;
большой Сфинкс, Гиза. Около 2500 г. до н.э. Высота 19,8 м.;
царица Нефертити. Около 1360 г. до н.э. Известняк, высота 48,3 см. Египетский музей, Государственный музей, Берлин;
крышка гроба Тутанхамона. Около 1340 г. до н.э. Золото, инкрустированное эмалью и полудрагоценными камнями. Высота 185,1 см.
Бог Анубис (с головой шакала, слева) наблюдает за Взвешиванием сердца усопшего, а бог Тот (с головой ибиса, справа) записывает результат Около 1285г. до н.э.
Тутанхамон с женой. Около 1330 до н.э. Деталь спинки трона из гробницы Тутанхамона. Дерево, листовое золото, роспись. Каир, Египетский музей;
Аменхотеп IV(Эхнатон)Около 1360 до н.э. Известняк. Высота 14 см., Берлин, Египетский музей
храм царицы Хатшепсут;
храм в Луксоре;
храм в Карнаке;
Эгейское искусство, Искусство Древней Греции:
дворец Миноса, Кносс, Крит;
«Фреска с тореадором», ок. 1500 г. до н.э. Высота с верхней кромкой ок. 62,2 см., Археологический музей, Гераклион, Крит;
Искусство Древней Греции:
архаические куросы и коры;
вазопись: геометрический стиль, краснофигурный, чернофигурный стили;
Иктин. Парфенон на афинском Акрополе 447-432 до н.э.;
Три богини. Деталь восточного фронтона Парфенона, ок. 438—432 г. до н.э. Мрамор, больше натуральной величины. Британский музей, Лондон;
Эрехтейон. Около 420-405г. до н.э. Афины, Акрополь;
храм Афины Нике, 427—424 г. до н.э. Акрополь, Афины;
Ника, подвязывающая сандалию. Около 408 до н.э.Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос Мрамор. Высота 106 см., Афины, Музей Акрополя;
Афина Парфенос. Около 447-432г. до н.э. Римская уменьшенная мраморная копия со статуи Фидия, выполненной из дерева, золота и слоновой кости. Высота 104 см., Афины, Национальный археологический музей;
Дельфийский возничий. Около 475г. до н.э. Высота 180 см., Дельфы, археологический музей;
Дискобол. Около 450г. до н.э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала работы Мирона Высота 155 см., Рим, Национальный музей;
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Около 340г. до н.э. Мрамор. Высота 13 см., Олимпия, Археологический музей;
Аполлон Бельведерский. Около 350г. до н.э. Мраморная римская копия с греческого оригинала, высота 224 см., Ватикан, Музей Пио Клементино (Музей античной скульптуры);
Венера Милосская. Около 200г. до н.э. Мрамор. Высота 202 см Париж, Лувр;
Агесандр, Полидор, Афанадор. Лаокоон. Около 175-150г. до н.э. Мрамор. Высота 42 см., Ватикан, Музеи Пио Клементино (Музей античной скульптуры);
Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в Пергаме, ок. 180 г. до н.э. Мрамор, высота 2,29 м. Музей Пергама, Берлин;
Нике Самофракийская. Ок. 200-190 г. до н.э. Мрамор, высота 2,44 м. Лувр, Париж;
Искусство древнего Рима:
Волчица. Ок. 500 г. до н. э. Бронза, высота 85,1 см. Капитолийский музей, Рим;
Колизей, Рим. 72-80 г. н. э.;
Пантеон, Рим. 118-125 г. н. э.;
Базилика Константина, Рим. Ок. 310—320 г. н. э.;
Статуя римлянина с бюстами предков. Конец I в. до н.э. Мрамор; в натуральную величину. Капитолийский музей, Рим;
Термы, акведуки;
Статуя Августа из Примапорты. Ок. 20 г. до н. э. Мрамор, высота 2,03 м. Ватиканский музей. Рим;
Конная статуя Марка Аврелия. 161-180 г. н.э. Бронза, несколько более натуральной величины. Пьяцца дель Кампидолио, Рим;
Филипп Аравитянин. 244—249 г. н.э. Мрамор, в натуральную величину. Ватиканский музей, Рим;
Константин Великий. Начало IV в. н. э. Мрамор, высота 2,44 м. Палаццо дель Консерватори, Рим;
Рельефы колонны Траяна, Рим. 106—113 г. н.э. Мрамор, высота полосы рельефа ок. 127 см.;
«Портрет мальчика», Фаюм, Нижний Египет. II в. н. э. Дерево, энкаустика. 33 х 18,4 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Дар Эдварда Харкнесса 1918;
Искусство Средневековой Европы.
Раннехристианское искусство. Романский стиль. Особенности романских построек. Условность романской скульптуры. Готический стиль. Синтез пластических искусств в готическом соборе. Готическая скульптура и монументальная живопись, искусство витража. По окончании изучения данного раздела (модуля) студентами формируется электронная папка «Искусство средних веков». Данная папка содержит два раздела «Романский стиль» и «Готический стиль», для удобства работы с материалом он структурируется по видам пространственного искусства. Пример смотрите в приложении «Графический альбом по истории искусств и стилей».
Минимальный изобразительный ряд памятников искусства, по данному разделу, который необходимо включить в папки, знать, представлять и уметь определять на экзамене и приводить в качестве примеров при ответе на экзаменационные вопросы: Раннехристианское искусство:
Роспись потолка. IV в. н. э. Катакомба, Свв. Пьетро и Марчеллино, Рим;
Церковь Сан-Апполинаре-ин-Классе, Равенна. 533—549 г.;
Интерьер церкви Сант-Апполинаре-ин-Классе;
Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами. Мозаика базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Около 520г.;
Церковь Сан-Витале, Равенна. 526—547 г.;
«Император Юстиниан со свитой». Ок. 547 г. Мозаика. Церковь Сан-Витале;
Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм Св. Софии, Константинополь (Стамбул). 532—537 г.;
Романский стиль:
Церковь Сен-Сернен. Ок. 1080-1120 г.;
Церковь Сент-Этьенн. Кан. Начата в 1068 г.;
Баптистерий, собор и кампанила (колокольня) в Пизе. 1053—1272 гг.;
Готический стиль:
Собор Нотр-Дам. Париж;
Реймский собор. Ок. 1225-1299 г.;
Шартрский собор. 1145—1220 г.;
Скульптура западных порталов Шартрского собора. Ок. 1145—1170 г.;
«Успение Богородицы», тимпан портала южного трансепта, Страсбургский собор, ок. 1220 г.;
«Пьета» (Оплакивание Христа), Нач. XIV в. Дерево, высота 87,6 см, Провинциальмузеум, Бонн;
Искусство эпохи Возрождения.
Возрождение античных традиций в искусстве Итальянского Возрождения. Периоды Итальянского Возрождения: проторенессанс, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение, маньеризм. Светская картина, научные и практические разработки перспективного реалистического изображения в творчестве художников Итальянского Возрождения. Научные основы реалистического изображения человека, система идеальных пропорций в творчестве Леонардо да Винчи и др. художников.
Северное Возрождение.
Особенности искусства Северных стран (Нидерланды, Германия, Франция), готические традиции в творчестве художников Северного возрождения. Минимальный изобразительный ряд памятников искусства, по данному разделу, который необходимо включить в папки, знать, представлять и уметь определять на экзамене и приводить в качестве примеров при ответе на экзаменационные вопросы:
Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа. Около 1305г. Фреска Падуя, Капелла дель Арена;
Донателло. Пророк («Цукконе»). 1423—1425 г. Мрамор. Высота 196 см. Оригинал находится в музее Флорентийского собора;
Донателло. Давид. Ок. 1425-1430 г. Бронза. Высота 158,1 см. Национальный музей (Палаццо Барджелло), Флоренция;
Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1445-1450 г. Бронза. 310 х 396 см. Пьяцца дель Санто, Падуя;
ФилиппоБрунеллески. ЦерковьСан-ЛоренцовоФлоренции. 1469 г.;
Леон Баттиста Альберти. Церковь Сант-Андреа в Мантуе. Спроектиров. в 1470 г.;
Мазаччо. Троица с Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя донаторами.1425г. Фреска. Церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция;
фрески Мазаччо. Ок. 1427 г. Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция;
Доменико Венециано. Мадонна с младенцем и святыми. Ок. 1455 г. Дерево, масло. 202 х 213 см. Галерея Уффици, Флоренция;
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1485 Холст, темпера 172,5 x178,5 см.. Флоренция, галерея Уффици;
Пьетро Перуджино. Передача ключей Св. Петру. 1482 г. Фреска. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Ок. 1485 г. Дерево, масло. 190,5 х 110,5 см. Лувр, Париж;
Леонардо да Винчи. Мона Лиза («Джоконда»). 1503—1505 г. Дерево, масло. 76,8 х 53,3 см. Лувр, Париж;
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1498 г. Фреска в трапезной монастыря. Санта-Мария делле Грацие в Милане. 462 х 879 см.
Микеланджело. Давид. 1501—1504 г. Мрамор. Высота фигуры 409 см. Галерея Академии изящных искусств, Флоренция;
Микеланджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы. Ватикан, Рим;
Микеланджело. Сотворение Адама. Деталь росписи потолка Сикстинской капеллы. Ватикан, Рим;
Микеланджело. Умирающий раб. Около 1513. Мрамор Высота 229 см., Париж, Лувр;
Микеланджело. Страшный суд. 1534—1541 г. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим;
Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи. 1524—1534 г. Мрамор. Высота центральной фигуры 180,3 см., Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция
Микеланджело. Собор Св. Петра в Риме. 1546—1564 г. (купол возведен Джакомо делла Порта в 1590 г.)
Рафаэль. Афинская школа. 1510—1511 г. Фреска Станцы делла Сеньятура. Ватиканский дворец, Рим;
Рафаэль. Триумф Галатеи. Около 1511-1514. Фреска. 295 х 225 см., Рим, вилла Фарнезина;
Рафаэль. Портрет папы Льва Xс кардиналами. 1518. Дерево, масло 155,5 х 119 см., Флоренция, галерея Уффици;
Тициан. Портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе. 1546. Холст, масло. 200 х 173 см., Неаполь, Музей Каподимонте;
Тициан. Вакханалия. Ок. 1518 г. Холст, масло. 175 х 193 см. Музей Прадо, Мадрид;
Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. 1562-1563. Холст, масло. Париж, Лувр;
Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. Ок. 1535 г. Дерево, масло. 2,16 х 1,32 м. Галерея Уффици, Флоренция;
Якопо Тинторетто. Тайная Вечеря. 1592—1594 г. Холст, масло. 3,66 х 5,69 м. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция;
Эль Греко. Погребением графа Оргаса. 1586. Холст, масло. 4,88 х 3,61 м. Церковь Санто-Томе, Толедо;
Паоло Веронезе. Иисус Христос в доме Левия. 1573 г. Холст, масло. 5,54 х 12,8 м. Галерея Академии, Венеция;
Северное Возрождение.
Ян ван Эйк. Человек в красном тюрбане (Автопортрет?). 1433 г. Дерево, масло.26 х 19,1 см. Национальная галерея,Лондон (
Ян ван Эйк. Свадебный портрет. 1434 г. Дерево, масло. 83,8 х 57,2 см. Национальная галерея, Лондон,
Ян ван Эйк. Гентский алтарь.1432 Дерево, масло. Каждая створка 146,2 x51,4 см Гент, собор Святого Бавона;
Матиас Грюневальд. Распятие. Часть Изенгеймского алтаря (вид при закрытых створках). Ок. 1510-1515 г. Дерево, масло. 2,69 х 3,07 м. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция;
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола. 1523—1526г. Дерево, масло, каждое панно215,9 х 76,2 см. Пинакотека, Мюнхен;
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 г. Дерево, масло. 66,7 х 48 см. Пинакотека, Мюнхен;
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. 1513 г. Гравюра на меди. 25,1 х 19,1 см. Музей изобразительных искусств, Бостон
Альбрехт Дюрер. Битва архангела Михаила с дьяволом.1498. Из серии Апокалипсис. Гравюра на дереве 39,2 х 28,3 см.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504. Гравюра резцом 24,8 X 19,2 см.
Хуго ван дер Гус. Смерть Марии. Около 1480. Алтарный образ , масло, 146,7x121,1 см., Брюгге, Музей Грунинге;
Питер Брейгель Старший. Слепые. Ок. 1568. Дерево, масло. 87,6 х 154 см
Питер Брейгель Старший. Возвращение охотников. 1565 г. Дерево, масло. 118,1 х 161,9 см. Художественно-исторический музей, Вена
Иероним Босх. Рай и Ад. Около 1510. Боковые части триптиха Сады земных наслаждений. Дерево, масло 135 x45 см (каждая створка) Мадрид, Прадо;
Жермен Пилон. Лежащие фигуры (gisants) короля и королевы — деталь гробницы Генриха II и Екатерины Медичи. Мрамор;
Стили в европейском искусстве XVII- XVIII в.в. Искусство XIX века.
В ХII-ХIII веках стройность и законченность пространственных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность и скульптурность объёмов зданий архитектурного барокко, в динамичные ритмы которого включаются декор, скульптура и иллюзионистичная живопись (постройки италь янских архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерныи др.). Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки.
Во второй половине ХVIII века в западноевропейских странах произошла кратковременная вспышка декоративно-вычурного стиля – рококо - стиль декора интерьеров. Искусствоведы рассматривают рококо как последнюю стадию развития барокко. Обилие декоративных элементов: филенок дверей, рам, зеркал, живописных панно и т.д. Однако, вскоре получил свое дальнейшее развитие классицизм.
«Русское» барокко рококо в России.
Минимальный изобразительный ряд памятников искусства, по данному разделу, который необходимо включить в папки, знать, представлять и уметь определять на экзамене и приводить в качестве примеров при ответе на экзаменационные вопросы:
Стиль барокко:
Джанлоренцо Бернини. Давид. 1623 г. Мрамор, в натуральный рост. Галерея Боргезе,
Джанлоренцо Бернини. Экстаз Св. Терезы. 1645—1652. Мрамор, в натуральный рост. Капелла Корнаро, церковь Санта-Мариа делла Виктория в Риме;
Гварино Гварини. Фасад Палаццо Кариньяно в Турине;
Франческо Борромини. Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1665-1667. Диего Веласкес. Менины. Семья Филиппа IV. 1656 г. Холст, масло. 3,18 х 2,74 м. Музей Прадо, Мадрид;
Караваджо. Призвание Св. Матфея. Ок. 1599—1602 и. Холст, масло. 3,38 х 3,48 м. Капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме
Собор Св. Петра в Риме. Неф и фасад — архитектор Карло Мадерна, 1607—1615 г.; колоннада — архитектор Джанлоренцо Бернини, по проекту 1657 г.
Диего Веласкес. Менины. Семья Филиппа IV. 1656 г. Холст, масло. 3,18 х 2,74 м. Музей Прадо, Мадрид;
Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста. 1609—1610 г. Холст, масло. 4,57 х 3,4 м. Антверпенский собор;
Рембрандт. Ночной дозор (Рота капитана Франса Боннинга Кока). 1642 г. Холст, масло. 3,71 х 4,45 м. Рейксмюсеум, Амстердам;
Рембрандт. Ослепление Самсона. Холст, масло. 2,36 х 3,02 м. Штеделевский институт, Франкфурт;
Рембрандт. Проповедующий Христос. Ок. 1652 г. Офорт. 15,6 х 20,6 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Завещание г-жи X. О. Хэвимейер, 1929 г.
Франс Хальс. Регентши богадельни в Харлеме. 1664 г. Холст, масло. 170,2 х 248,9 см. Музей Франса Хальса, Харлем;
Искусство стиля классицизм и ампир. Во Франции в ХII веке господствующим направлением стал классицизм. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль).Французские архитекторы (Л. Лево, Ф. Мансар, А. Ленотр)использовали ордер главным образом как декоративный мотив. В 17-18 веках классицизм широко распространился в Великобритании, а затем и в других странах Европы.
Классицизм в русском искусстве.
Барбизонская школа живописи, реализм в творчестве французских художников и передвижников.
Импрессионизм и постимпрессионизм.
Модерн— русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала ХХ века. Возник как реакция на эклектизм. Характерные черты: новые принципы формообразования, богатая орнаментика с включением стилизованных элементов готики, античного и народного искусства.
Искусство современного мира.
|