Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный план искусствоведческого анализа произведения живописного искусства

  • Прискальный тип храма. Рр Ра

  • Равнинный тип храма . Сс Сет

  • Скальный тип храма. Тт Тутанхамон

  • Одной из наиболее актуальных форм индивидуальной самостоятельной работы студента является реферат.

  • Реферат — научное исследование» (РНИ)

  • Критерии оценки реферата: Оценка «отлично или максимальное количество баллов по технологической карте»

  • «удовлетворительно или минимальное количество баллов по технологической карте»

  • Основные требования к написанию реферата

  • Рекомендуемая литература

  • История искусств. История искусств


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеИстория искусств
    Дата20.02.2018
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #36878
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Модернизм в живописи ХХ века. Фовизм и его принципы: стихийная динамика письма, интенсивность цвета и острота ритма в творчестве. Произведения художника-фовиста Анри Матисса (1869-1954). Кубизм и творчествл Побло Пикассо (1881-1973). Периоды в творчестве художника. Футуризм. Сюрреализм Сальвадора Дали (1904-1989). Абстракционизм и супрематизм как наиболее радикальные проявления модер­низма.

    Американское искусство. Распространение модернистских течений в искусстве США (модернизма, абстракционизма и его разновидностей), возникновение последующих школ: оп-арта, кинетического искусства, «минимального искусства», «Земляное искусство», концептуальное искус­ство и др. Провозглашение «смерти» искусства и развитие антиискусства.

    Постмодернизм, течение в архитектуре и изобразительном искусстве, возникшее в конце ХХ века, отвергает стремление модернизма сохранить чистоту форм и методов. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого (например, классического и барокко) и применяют его на свободных пространствах классических форм, часто с ироническим эффектом. Его несколько нарочитая фамильярность выигрывает в сравнении с канонами ортодоксального модернизма. Представителями постмодернизма являются архитекторы Роберт Вентури и Майкл Грейвс. В литературной критике и эстетике термин «постиодернизм» означает скорее иное понимание, нежели отрицание радикальных подходов модернизма. В музыке он ассоциируется с новой оперой.
    Примерный план искусствоведческого анализа произведения живописного искусства:

    • название произведения, автор, дата либо период создания;

    • вид живописи;

    • техника живописи, материалы;

    • жанр, особенности сюжета (что или кто изображается и как);

    • особенности композиции (статичная или динамичная, доминанта, ритмы и т.д.)

    • особенности колорита, цвет и цветовые сочетания как основные выразительные средства живописного произведения, взаимосвязанность колорита с идейным и художественным содержанием живописного произведения;

    • стилевые особенности произведения (принадлежность к какому либо стилю, направлению, в чем это проявляется);

    • вывод о художественных достоинствах и особенностях живописного произведения, значение данного произведения для развития искусства или творчества автора, значение данного произведения для современного зрителя;


    В процессе изучения дисциплины студентами составляется электронный иллюстрированный глоссарий, структурированный по разделам дисциплины. В глоссарий включаются наиболее востребованные понятия изучаемого раздела, например в раздел «готический стиль» необходимо включить следующие понятия:

    • аркбутан - ….

    • контрфорс - …

    • неф - …

    • окно-роза - …

    • стрельчатая арка - …

    • витраж - …

    • трансепт - …

    • горгулья - …

    • химера - …

    • портал - …

    • и другие!


    Пример иллюстрированного глоссария по разделу «Искусство древнего мира. Древний Египет»:



    Бб

    Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.


    Гг

    Гор, или Хор, Хорус ("высота", "небо") - в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.



    Ии

    Имхотеп - один из наиболее известных частных лиц истории Древнего Египта. Имхотеп - чиновник времён правления фараона Джосера, создавший для него Ступенчатую пирамиду.


    Кк

    Колоссы Мемнона – это гигантские статуи, которые располагаются на западном берегу Нила в Фивах, рядом с современным Луксором. Колоссы Мемнона приветствуют путешественников на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Они высечены из камня почти три с половиной тысячелетия назад и были призваны охранять храм, считавшийся самым величественным и роскошным во всем Египте.



    Мм

    Мастаба (от арабского скамья) — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.


    Нн

    Нефертити (Нефер-Неферу-Атон Нефертити, «Прекраснейшая [из] красавиц Атона, Красавица Пришла») — «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351—1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.



    Оо

    Осирис - в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

    Пп

    Пирамида Джосера — одна из крупнейших в Египте, помимо великих пирамид Гизы, находится в селе Саккара и является одним из самых древних крупных сооружений в мире. Построил её Имхотеп, как гробницу для фараона Джосера, в 2650 году до нашей эры. Её также называют Ступенчатой пирамидой из-за особой формы.


    Пирамиды в Гизе. Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений.


    Прискальный тип храма.


    Рр

    Радревнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.



    Равнинный тип храма.



    Сс

    Сет (Сетх, Сутех, Сута,Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Хора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.



    Скальный тип храма.


    Тт

    Тутанхамон - зять Аменхетепа IV (Эхнатона), двенадцатый фараон XVIII династии, тронное имя Небхепрура. Вступил на престол в возрасте двенадцати лет после непродолжительного царствования Семнехка-Ра; первоначально носил имя Тутанхатон ("Живой образ Атона"). Тутанхамон правил всего семь лет. В годы его правления власть в государстве фактически находилась в руках визиря Эйе и других высокороставленных вельмож. Под их влиянием молодой фараон вынужден был отменить религиозную реформу Эхнатона и восстановить культ Амона-Ра. Покинув Ахет-Атон, Тутанхамон вместе с семьей и двором перебрался в Фивы. Умер Тутанхамон девятнадцати лет от роду и был погребен на западном берегу Нила в традиционном месте захоронения фараонов XVIII династии - "Долине царей", недалеко от Фив. Его вырубленная в скале усыпальница была обнаружена в 1922 г. английским археологом Г. Картером. Она оказалась нетронутой древними грабителями. Кроме погребальных принадлежностей и утвари в погребальной камере Тутанхамона было найдено множество замечательных произведений ювелирного искусства того времени.


    Одной из наиболее актуальных форм индивидуальной самостоятельной работы студента является реферат.

    Реферат является обязательным видом контроля по курсу «История искусств и стилей». Реферат представляет собой исследование, связанное с разработкой вопросов теории искусства. Предложенные для рефератов темы выбраны и сформулированы таким образом, что бы при написании студенты могли выразить альтернативные мнения по сложным вопросам развития искусства, а так же выразить свою точку зрения на исследуемую проблему. Поэтому при оценивании реферата будет учитываться не только фактический материал, но и его анализ, в том числе и самого автора.
    «Реферат» — (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать), согласно «Словарю иностранных слов» (М., 1979), представляет собой:

    1. доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

    2. изложение содержания научной работы, книги.

    Таким образом, в традиционном “латинском” смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках.

    Можно выделить, по крайней мере, следующие типы рефератов:

    Реферат — научное исследование» (РНИ)

    «Реферат — научное исследование» — наиболее распространенный тип студенческой реферативной работы. Форма и содержание данного типа реферата творчески излагают содержание той или иной темы научного исследования. Темы предлагаются программой курса и творчески модифицируются в совместной работе преподавателя и студента в зависимости от знаний, интересов, способностей и возможностей студента, его склонности к научному поиску.

    Творчески работающий студент может углубить или развить некоторые идеи разделяемой им точки зрения, существующей в науке, но может дать свою собственную оригинальную трактовку, исходя от противного, т.е. отрицая существующие позиции и предлагая свою интерпретацию проблемы.

    Творческий характер подобного типа реферата не столько в самостоятельном гуманитарном научном поиске студента (что очень трудно для первокурсника), сколько в его творческом интересе, самостоятельном выборе темы, том ракурсе изложения иногда общеизвестных положений, который может найти только самостоятельно мыслящий человек.

    Выбор темы должен быть объяснен автором. Важную роль в подобном типе реферата играет обзор литературы и его указатель в конце работы. По списку литературы, её новизне и объему можно всецело судить о знаниях, интересах и эрудиции автора, его желании серьезно осмыслить тему. Обзор литературы связывает автора с событиями сегодняшнего дня и позволяет ответить на вопрос — почему исследуется данная тема, что взволновало в ней автора, как он понимает актуальные проблемы сегодняшнего дня.

    В «реферате — научном исследовании» обычно распространено широкое цитирование. В этом случае автор в конце страницы дает полное указание на цитируемую литературу. Если цитирование неправильно или небрежно оформлено, реферат вызывает большие сомнения в плане серьезности работы над ним.

    Особым видом РНИ является так называемый «компенсаторный реферат». Это небольшая студенческая работа — отчёт по пропущенной или слабоизученной теме. В отличие от РНИ, объем которого составляет 15—20 страниц, реферат, компенсирующий незнание ранее изученного материала, может не носить творчески-поискового характера и иметь меньший объем. Оба типа реферата обычно оформляются либо в распечатанном машинописным текстом, либо в электронном варианте.

    Структура реферата (контрольной работы).

    Как и всякое научное исследование, реферат должен иметь чёткую структуру. В ней должны присутствовать следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, историческая и теоретическая (при необходимости и практическая) части, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её новизна (при необходимости научная и практическая значимость), выделяется цель, ставятся задачи, объект и предмет творческого исследования (при необходимости указывается гипотеза); рассматриваются основные литературные источники. В исторической части освещается выбранная эпоха, интерпретируются основные характеристики развития искусства того времени, в теоретической – рассматриваются основные понятия и эволюция взглядов на данную проблему. В заключении на основании поставленной цели и экспонированных задач приводятся основные выводы, к которым в результате написания реферата пришёл студент (при наличии – гипотезы, приводится подтверждение или опровержение последней). В списке использованных источников указываются источники, с которыми работал студент при написании реферата, они могут быть как литературные, так и интерактивные (электронные). Список использованных источников оформляется в соответствии с существующими библиографическими требованиями.

    Критерии оценки реферата:

    Оценка «отлично или максимальное количество баллов по технологической карте» выставляется за работу, в которой обоснована актуальность избранной темы. Полно и чётко представлены основные теоретические понятия. Соблюдена структура написания реферата. В теоретической части дан полноценный анализ разного рода исследований по проблеме. В исторической части всесторонне освещен выбранный исторический период развития искусства. В заключении сформулированы развернутые выводы. Работа грамотно оформлена и представлена к проверке в срок.

    Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность темы. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание исторического периода развития искуства. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок.

    Оценка «удовлетворительно или минимальное количество баллов по технологической карте» выставляется за работу, в которой не проработана актуальность темы. Теоретический анализ дан описательно. Литература в списке ограничена и в основном это интернет источники. Исторический период развития искусства представлен схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям.

    Основные требования к написанию реферата

    1.Реферат выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word, формат листа А4.

    2.Структура. Реферат должен иметь введение, основную часть, заключение и список использованных источников (книги, журналы, газеты, интернет-публикации, электронные ресурсы и др.).

    3.Страница. Нумерация выполняется со 2-ой страницы, внизу («от центра» или «справа»). Размер шрифта: основной – 14, сноски (внизу страницы в автоматическом режиме) – 12. Абзац (красная строка) – отступ – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный.

    4.Объём реферата – на усмотрение, не менее 15, не более 30 страниц.

    5.Оформление титульного листа по правилам МГГУ.

    Рекомендуемая литература:
    Вёрман К. История искусства всех времен и народов: Том 1: Искусство первобытных племен,народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до Х1Х столетия / Вёрман К. - М. : АСТ, 2000.

    Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов / Ильина Т. В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2002.

    Янсон Х. В. Основы истории искусств / Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. ; пер. с англ. М. Абушика [и др.]. - СПб. : Азбука-классика, 2002.

    Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков / Якимович А. К. - СПб. : Азбука-классика, 2004. 

    Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

    Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. : Т. 1 / Сокольникова Н. М. - М. : Академия, 2006. 

    Варакина Г. В.
    Основные этапы истории европейского искусства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 071301 - "Нар. худож. творчество" и дисциплине ОПД.Ф.03 - "История искусств" / Варакина Г. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

    Шестаков В. П. История американского искусства. В поисках национальной идентичности / Шестаков В. П. - М. : РИП-холдинг, 2013.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта