Характеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый
Скачать 6.8 Mb.
|
Второй вопрос. Классические представления о внимании.Будет удобно задать структуру ответа на этот вопрос. Возможно три подхода. Первый – структурный, который ставит проблему внимания в контекст проблемы сознания. Представлен Вундтом и Титченером. Второй - функциональный. Яркий представитель У.Джемс. Рассматривает проблему внимания в контексте жизнедеятельности вообще. Третий – наиболее распространенный генетический подход. И как филогенез и как антропогенез576, как онтогенез или как актуалгенез. Как развитие внимания в процессе выполнения или освоения какого-либо действия. Здесь основным автором является Т.Рибо. Люди и вещи. Вещи, прежде всего, искусственно созданные, предметы материальной культуры. С одной стороны собственно воспитание внимания (взрослый воспитывает внимание ребенка). По этой линии следует указать имя Н.Ф.Добрынина. Здесь внимание как развитие активности субъекта, где ведущую роль играет социальное окружение. По второй линии, где вещи за Рибо осознанно последует линия формирования внимания Л.С.Выготского. Но Выготский не ставит проблему внимания, как особую, его интересуют ВПФ в принципе. У него был продолжатель линии формирования внимания. Он заново поставил проблему внимания. Это П.Я.Гальперин, связавший проблематику формирования внимания со средствами и самим процессом формирования умственных действий. На вопрос «существует ли внимание как самостоятельная сущность?» Гальперин даст положительный ответ. Первая часть – внимание и сознание в концепциях Вундтаи Титченера. Синоним слова внимание – понятие апперцепции. Этот термин классической психологии и философии. Начинают определять апперцепцию по Лейбницу и определяют её как конечную ясную фазу восприятия, на которой происходит узнавание, идентификация (отождествление) и/или понимание материала. Следующий автор, который даёт определение апперцепции шире Вундта. Это Герберт психолог и философ. Апперцепция – это фундаментальный процесс приобретения знания, касающийся воспринимаемых свойств нового объекта, события, идеи. Процесс апперцепции связан с ассимиляцией этих объектов, событий, идей с опытом уже наличным (содержанием существующего знания). Под апперцептивной массой имеется в виду какое-то количество знаний в прошлом опыте субъекта. Авторы вслед будут понимать апперцепцию как связь с прошлым опытом. У.Джемс посоветовал бы педагогам для развития внимания учеников произвольного – с помощью связи с прошлым опытом, с тем, что когда-то уже вызывало интерес. Можно перейти к вундтовскому определению апперцепции. Связывает его с процессом перцепции. Вот структура сознания и в ней действуют два вида сил – перцептивные и апперцепционные. Перцептивные действуют на периферии сознания. Перцептивные силы помимо прочего это стремление к расширению. Что-то входит на периферии в область сознания. А апперцепционные силы действуют в центре сознания. Апперцепция – это активный умственный процесс отбора и структурирования внутреннего опыта, связанный с определением фокуса внимания внутри поля сознания. Главное у Вундта, что в структуре сознания действуют силы. У процесса есть результат, условно описываемый так. Когда о чём-то фундаментальном, практически всегда есть триединство. Познавательный - связанный с психическим представлением. Тогда апперцепция на этом языке состояние ясного и отчетливого сознания. Второй аспект аффективный (чувственный). В результате интроспективного усилия приходят к чувствам неудовольствия и аффективного напряжения. И наконец, волевой (моторный) аспект. Не имеются в виду внешне выразительные движения. Может, для Вундта в определении апперцепции наиболее важно чувство внутренней активности (кинестетической). С чувством деятельности Вундт связал вообще человеческое начало и сказал о внимании как о самостоятельной активности. Имеет смысл перейти к англичанину, а позже американскому подданному Э.Титченеру. Титченер наиболее полно описал проблему внимания, считает что внимания как самостоятельной сущности нет в отличие от Вундта. Потому что внимание (как будут утверждать и многие другие авторы) и привлечение к нему особого исследовательского интереса связано с одной старинной философской проблемой. Я что-то делаю и при этом внимателен, что это означает? Что я управляю своим поведением, владею им. Титченер продвигается дальше и опасается введения идеи гомункулуса, не хочет вводить эту идею внимания. Внимание только здесь в рамках наблюдаемого сознания. И поэтому внимание – это фундаментальное свойство (но не сущность) сознания, которое называется сенсорной ясностью. Титченер последовательный ученик Вундта, но тем интереснее, что он не во всём пошел за учителем. Во-первых, сенсорная ясность, то есть связанная с восприятием, с чувственной сферой. Это не та ясность, которая встречается у Вундта и не в смысле «понимание». Титченер один из тех, кто различает ясность и интенсивность. Он обращается к самому себе, как к владеющему методом интроспекции человеку. Интенсивность – это свойство самого объекта или ситуации. И акты внимания как раз и состоят в том, что оно определяется не интенсивностью, а субъективным сенсорным переживанием ясности. Если свет яркий, звук громкий, то это вовсе не значит, что только этим будет определяться его переживание ясности. Ясность может что-то добавить к физической интенсивности или отнять, но не наоборот. Если я к чему-то привлёк внимание и это мне ясно, то это не зависит от физической интенсивности. Внимание в принципе возможно и без чувственных и кинестетических представлений. Далее Титченер вводит представление о двух формах внимания (первичный и вторичный уровень внимания). Первая пассивная форма внимания, прежде всего, определяется характером объекта. Вторая активная. Непроизвольная и произвольная. Естественная и искусственная. Первая пассивная форма такова. Определяется характером объекта. Многое может зависеть и от интенсивности стимула, его повторяемости, его новизны, связи с личным опытом, движения стимула, отношения к потребностями. Вторичное внимание. Прежде всего, это результат усложнения нервной системы. Пассивное внимание протекает без препятствий. А признаком вторичного активного является столкновение стимулов. Сижу за письменным столом, а за окном пожар. Естественное движение процесса может нарушиться. Это как бы ситуация перцептивного конфликта. Активное внимание начинает здесь принимать форму чередования, переключение внимания от одного стимула к другому. Но в конечном итоге происходит акт произвольного выбора внимания между этими двумя стимулами. Например, сидящий за столом выбирает не идти смотреть на пожар. Поэтому речь идёт об активности субъекта. Вторичное внимание предполагает период учения и воспитания. И если этот выбор и период учения завершился успешно, то на язык просится слово третичное, но произносить его нельзя, п.ч. это не только уровни, но и формы. В результате вторичной стадии внимание снова становится первичным, беспрепятственно протекающим. Есть уровень верхний (на вершине волны, где имеет место высокая степень сенсорной ясности) и нижний (смутность). И в модели волны уровней может быть не только два. У.Джемсо внимании. Основным его понятием является поток сознания. Но его нельзя отделить от телесной деятельности и жизнедеятельности в целом. В таком контексте и рассматривается внимание. Основная функция внимания – это упорядоченность впечатлений. Окружающие объекты обладают массой аспектов и в ней надо навести порядок. Упорядоченность как раз и связана с вниманием. Внимание не есть лишь свойство сознания. Оно связано и с определенными физиологическими условиями (механизмами). Внимание рассматривается как единый психотелесный акт. Обычно внимание связывается с сосредоточенностью. Но Джемс берёт и противоположный полюс рассеяния (скажем, когда пробуждаемся ото сна, когда ещё нет направленности психических процессов, нет разделения на центр и периферию, значимое и не значимое). Возникновение внимание можно сравнить с пробуждением ото сна. Формулировки Джемса имеют под собой конкретную эмпирическую основу. Джемс задаёт основы многим последующим теориям. Сидим в гостях за столом, где много людей (различных объектов для внимания) и участвуем в застольной беседе. Обычно она ведется с каким-то конкретным человеком. Из всего потока впечатлений надо выделять некоторый основной поток (фокальное внимание). Это и есть основная функция внимания – отбор и селекция впечатлений577. Но за праздничным столом у внимания есть также и функция отслеживания того, что происходит мимо фокуса сознания. Расширенная внимательность есть и к другим впечатлениям. И там может быть нечто интересное. Вторая функция внимания - удержание всего сознательного потока. Следим за чем-то одним, но осуществляем мониторинг и более широкого потока. Представление Джемса о видах внимания, прежде всего, в функциональном смысле. Области познавательной активности, в которых внимание участвует. Области две – восприятие и мышление. Первое – чувственное (перцептивное) внимание. Его Джемс именовал наблюдательностью. Второе – интеллектуальное, связанное с изучением не значимых на первый взгляд свойств объекта. Его Джемс именовал проницательностью. Джемс говорит о средствах внимания. Первый вид – внимание без средств (непосредственное) связано с некоторым естественным личным интересом. Второй – опосредствованное внимание к таким объектам, которые с первичными нашими интересами могут быть не связаны. Опосредствованное внимание всегда является ещё апперцептивным (в смысле Герберта, связи с прошлым опытом). Т.о. внимание определяется личным интересом и прошлым опытом субъекта. Третье основание выделения видов внимания связано с наличием усилия. Конечно, психическое усилие, которое имеет ряд телесных выражений. По этому основанию выделяется непроизвольное и произвольное (наиболее интересное) внимание. Само усилие субъекта, так или иначе, связано с характеристиками объекта. Объекты внимания (мотивы) при отборе и удержании материала изменяются. Т.е. с ними происходит определенная работа. Особенно интересно, когда малозначительные и малоинтересные (незначительные в интеллектуальном смысле) аспекты объекта начинают выделяться. Внимание связано с развитием прошлого опыта, а также с интеллектуальным развитием. Недаром одно из положений Джемса состоит в том, что гений – это внимание. Внимание тем самым занимает ведущее место в организации познавательной деятельности. Важен характер объектов. Возможность их преобразования (чувственного, мысленного), переорганизации. Приводит пример бинокулярного соревнования, когда на сетчатки попадают сигналы противоречащие друг другу. Внимание происходит путём перебора различных аспектов объекта, перебора материала. На высших формах развития внимания перебору приходит на смену выбор. Что такое характер объектов для гения: эти объекты представляют собой связную серию, части которой объединены единым принципом. Внимание выступает здесь как определенный организующий объект процесс. Когда психолог-классик начинает говорить о физиологических механизмах, то важно сделать следующее замечание. Внимание для Джемса не результат физиологической активности. Оно связано, конечно, с психической, сознательной активностью субъекта. Когда психолог занимается физиологией, он пытается понять психотелесный механизм. Пытается расширить телесные средства. К психотелесным механизм относит Джемс три: идеационное (связанное с определенным представлением, имеющим и центральную природу) возбуждение кортикального центра, приспособительные движения органов чувств, усиление кровообращения. В конце прошлого века сосудодвигательные реакции занимали особое место для психологов. Связывалась с активностью вообще и творческой в частности. Центральное место занимает первый механизм, названный преперцепцией. Предвосхищение, антиципация578. Поскольку материал представлен в сознании широко, то есть возможность предвосхищать или подготавливать познавательный акт. Интеллектуальное внимание связано с предвосхищением (идей, представлений). Преперцепция есть подготовка познавательного акта (физиологическая). В качестве особого вопроса «есть ли преперцепция в чувственном внимании?». Даже чувственное внимание ребёнка является направленным определенными аспектами объекта. Объект всегда не разнороден и в нём есть значимые аспекты. Значимость связывается с интересами и прошлым опытом, но это факторы преперцепции. И, наконец, развитие внимания тесно связано с развитием воли. Воля сводится к овладению объектом, управлению вниманием, к подавлению посторонних факторов. Педагогические замечания Джемса двух групп. Первая состоит в том, что нужно учитывать уже существующие интересы субъекта, сложившийся опыт. Но нельзя идти у него на поводу. Вторая состоит в том, что развитие воли и внимания это выполнение первоначально бессмысленных занятий, не вызывающих интереса. Особо отмечается связь внимания с активностью субъекта, в т.ч. по отношению к самому себе. Подход Джемса может быть прослежен у Ланге. Развитие внимания связано именно с произвольностью, хотя она понимается у Ланге, прежде всего, как моторная активность. У Джемса воля сама по себе как личностная активность находится за пределами исследования, изучаются лишь её психотелесные механизмы. Они подчеркивается и у Ланге – условия волевого акта внимания. Можно добавить роль приспособительных движений, о которых говорит Джемс. И можно вспомнить представление Джемса об эмоциях, где управление эмоциональными состояниями связано с управлением периферической телесной активности. Следующая – моторная теория внимания Т.Рибо. Это третий генетический подход к изучению внимания. Рибо изучает внимание в контексте развития общественной культуры. Тут мы имеем вновь представление о множественности сознательного опыта (полиидеизм как некое естественное состояние сознания и психотелесной деятельности). Рибо намеренно обращается к случаям патологии и к вниманию на ранних этапах онтогенеза. Внимание там конечно есть, но оно непроизвольно, не сохраняет своих свойств. Непроизвольное внимание невозможно представить без двух областей феноменов. Внимание связано с аффективным интересом (страх, удивление, испуг и т.д. – это ещё и феномены внимания). Тем самым подчеркнута связь с мотивационной сферой субъекта. В том-то и состоит проблема для определения внимания, что здесь мы не наблюдаем управление собственной мотивацией. Внимание может быть привлечено аспектами объекта, быть связано с аффективными состояниями и потребностями. Но здесь нельзя говорить о внимании в подлинно человеческом смысле. Собственно внимание не естественный процесс. Вторая область феноменов – это моторика579. Рибо особо останавливается на всём многообразии приспособительных движений. В непроизвольном внимании эти акты определены природно. Это как бы источник, а можно сказать – материал для развития внимания. Овладеешь движениями и овладеешь вниманием. Пока на непроизвольной стадии движения обеспечивают внимание, но сам субъект едва ли владеет ими. Скорее это сопровождающая активность, не представленная в сознании. Рибо вводит понятие об относительном моноидеизме. Одна идея, направленный процесс, едва ли может оставаться в сознании долго. Удержание идеи связано с усилием, которое необычайно трудно выполнять. Рибо говорит об искусственном внимании. Наше искусственное внимание развивают (воспитывают) люди и вещи. Рибо говорит о развитии внимания как о процессе социализации индивида, вхождения его в общество. Возможностей развития две. Прежде всего, Рибо рассматривает связь внимания с мотивацией. Сделать интересным то, что не является таковым по природе – вот задача воспитателя. Особую роль обретают социальные взаимодействия. Рибо это строгий воспитатель, принимающий субъекта таким каков тот есть, но предъявляет много требований. Условно выделяется три стадии, напоминающие обычную дрессировку. К естественному стволу субъекта надо привить какие-то новые виды деятельности, новые аспекты познания. Первая стадия по Рибо – обращение к первичным мотивационным образованиям (к аффектам ребенка). Скажем, быть внимательным под страхом наказания. Положительные и отрицательные санкции. Здесь как бы природный эгоизм, житейская рациональность. Вторая – возникают вторичные образования в результате социальных взаимодействий. Ради чего я удерживаю какую-то пусть не вполне интересную идею. Появляются такие мотивы как соревновательные, которые нередко связаны с формированием самолюбия. Важную роль здесь начинает играть чувство долга. Это уже искусственное внимание, но ещё никакое. Внимание не организованное, не самостоятельно организованное, с учетом другого. Третья - организованное внимание. Это уже виды деятельности как результат привычки. В каком-то смысле результаты научения, где высшей формой в мотивационном смысле становится любовь к труду. Как признак культурного внимания, цивилизованности. Рибо не идеалист, всё это говорилось Рибо-педагогом. Есть другое основание для развития внимания. Только теперь Рибо начинает говорить как автор моторной теории внимания. Наша познавательная деятельность, наше восприятие, наше мышление невозможно без движений. Через какую сферу субъект может получить искусственно организованное внимание? Прежде всего через моторику. В определении звучало, что развитие внимание связано с задержкой естественных процессов, с моторным усилием. Нет восприятий без движения. Всякий орган не только чувствительный, но у него есть и двигательная часть. Первоначально движения выполняют лишь функцию внешнего сопровождения, но не являются осознанными условиями. Воспитание внимания идёт через моторику. Когда движения выполняют психотехническую, организационную функцию, тогда и становится возможно развивать внимание. Усилие – это единое психотелесное усилие, активность управляемая в своей моторной части. У Рибо два направления, которые будут развиваться в том числе в отечественной психологии. Первое направление – воспитание внимание. Это связь с мотивационной активностью. Второе – формирование внимания. Речь начинает идти о некоторых искусственных средствах. Проблема этих средств не была достаточно разработана (Выготский полностью принял идею Рибо о социализации, но заметил неточность в отношении средств). Первое направление связывает внимание с активностью личности, субъекта в широком смысле. Условный представитель этого направления Н.Ф.Добрынин, который, как и Рибо не только исследователь, но и воспитатель. Активность может быть природной (субъект жизнедеятельности) и социальная (связанная с взаимодействием с другими людьми и именно об этой предпочитает говорить Добрынин). А как бы третий вид – собственно личностная активность, связанная с наиболее развитыми формами внимания. Определение внимания по Добрынину – это направленность (выбор деятельности и поддержание этого выбора) и сосредоточенность (углубление в данную деятельность и отвлечение от всякой другой) психической деятельности. Мы встречали у Титченера непроизвольное и произвольное внимание. С другой стороны появляются также непосредственное и опосредствованное внимание. Добрынин выделяет как бы три уровня развития, из которых первый – непроизвольный и непосредственный. Средствами или условиями внимания является активность субъекта. На этой стадии Добрынин выделяет три подстадии. Первая - вынужденное внимание (полностью определенное особенностями объекта). Вторая – внимания связанное с внутренними состояниями субъекта Третья – привычное внимание, которое связано с апперцепционной массой, с прошлым опытом, в котором направляющими являются схемы. Это привычное уже искусственное внимание. Внутренняя полемика между Рибо и Добрыниным имеет смысл. Любовь к труду результат привычки. Но если это результат привычки, то субъект не отличается собственной активностью. В ынужденное, эмоциональное, привычное – это непроизвольное внимание. Основной для Добрынина уровень – собственно активное произвольное внимание. Для Добрынина это сознательное усилие. Есть наличие осознанности тех процессов, в которых участвует субъект. Субъект во взаимодействии с другими может овладевать своим вниманием. Внимание по Добрынину есть вообще говоря социальная категория. Можно Добрынина рассматривать с подчеркнуто марксистской позицией, как многие в те годы. Если социальное для него, то и классовое. И тогда есть буржуазное и т.д. Ю.Б.Дормашев рассказывает, что ведь это действительно так. Принадлежность к определенному социальному слою определяет характер внимания. Сегодня это не так. А лет 10 назад пример. Иностранный турист с социалистическим вниманием идёт по магазину и конечно его внимание обусловлено происхождением. Самое интересное – это третий уровень. Добрынин говорит о наслаждении трудом (подобно любви к труду по Рибо). Внимание это сосредоточенность как углубление в данную деятельность. Выбранная деятельность субъектом как членом общества начинает осваиваться личностно. Он входит в данную деятельность. Внимание становится послепроизвольным (это словечко, что бывает редко, попало из советской психологии в мировую). Суть в том, что усилие уже не является необходимым, это высший этап развития активной личности. Средства на третьем уровне средства освоены полностью и деятельность осуществляется без внешних усилий. В первом подходе мы устанавливали саму способность быть внимательным, сами наблюдаемые проявления и механизмы. Второй подход был консутрктивно-технологическим. Само слово формирование накладывает на проблематику отпечаток, мы исследуем теперь то, что мы формируем. Здесь упомянем Выготского Л.С. (его инструментальный метод) и Гальперина П.Я. (занимался формированием внимания как некоторого внутреннего умственного действия). О исследованиях внимания у Выготского можно сказать коротко. Главное, что это одна из ВПФ, которая характеризуется направленностью и сосредоточенностью. Выготский полемизирует с Рибо, уточняет слово средство. Если нашим вниманием управляют люди, то Выготский с этим согласен, но это лишь предпосылка к чему-то более важному. Люди и вещи, которые управляют вниманием. Это могут быть и культурные объекты, речевые знаки, вокальная и жестовая речь. Средства надо выявить вовне, показать что первыми средствами управления вниманием являются внешние. Одна группа опытов Выготского посвящена направленности внимания (селекции). Другая – сосредоточенности (удержанию материала в сознании). Внешние средства для организации направленности. Экспериментальная ситуация как у Кёлера это всегда ситуация выбора (уже не перебора). Овладеть вниманием можно через внешние средства. Знаменитая задача на определение местоположения объекта. Перед ребенком две коробочки, в одной из которых находится награда. На коробках крышки с определенными признаками (у Кёлера они были яркими, потому что интересовало то, может ли быть обнаружена способность различать цвета), но не слишком яркими. Оказываются не задействованными естественные возможности. Желание получить награду конечно есть, но чего-то не хватает. Радуется выигрышу или огорчается проигрышу. Субъект никак не отмечает для себя то, благодаря чему он выиграл или проиграл. Проб может быть 50-70. Ребенок продолжает вести себя случайно до тех пор пока экспериментатор не применяет внешнее средство – указательный жест по отношению к наклейке на коробке (подсказка, внешнее средство организации деятельности испытуемого). Иногда ребенку этого достаточно, чтобы обратить внимание на различие наклеек, а позже вербализовал основы своего выбора. В начале 30-х висела карикатура на Выготского, что целую теорию он «высосал из пальца». Собственно говоря, наша речь в указательной функции есть средство организации внимания. Вторая группа экспериментов касается сосредоточенности. Более известна и во многом похожа на другие, где использован метод двойной стимуляции. С ребенком играют, связано с названиями цветов. Черного и белого цвета в ответе нельзя называть и цветов дважды нельзя повторять. Первый ряд стимулов – цвета. Назвал какой-то факт и надо удерживать тот факт, что ты его назвал. А второй ряд – это средства (внешние объекты, цветные фишки). Первая серия – только сама игра называние цветов в ответах на вопросы. Вторая серия – то же самое с возможностью использовать фишки. Черный и белый сразу выложены, запретная зона. Назвал фишку и тоже отложил в эту зону. Внешне опосредствованное внимание. Напоминает рабочую память (удержание материала в процессе выполнения действия). Овладение средствами есть овладение собственной психикой, и есть формирование ВПФ. Следующий автор П.Я.Гальперин. Выготский и Гальперин используют единый термин, взятый у французов – интериоризация (переход средств извне вовнутрь). Выготский указал на необходимость этого процесса, продемонстрировал феномен, но едва ли раскрыл сам процесс и нашёл его стадии. А Гальперин автор концепции процесса поэтапного (планомерного) формирования умственных действий. В общем виде эта концепция приложима не только к вниманию. Но на проблеме внимания её можно проверить, как и любую концепцию. Гальперин ставит проблему внимания, заботится трудностями изучения внимания, интересуется спецификой этого процесса. Трудностей две. Внимание свойство всякой деятельности и оно не имеет специфического продукта. Хотя естественно оно улучшает восприятие, повышает эффективность. Решение проблемы Гальперин находит в двух аспектах. У сформированного умственного действия (скажем навык письма) основным результатом имеем некоторое предметное содержание, но нужна ещё и мысль об этом содержании ради контроля результата выполняемого действия. В любом действии выделяются ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Внимание может обнаруживаться на любой стадии, но как бы генетически связано со стадией контроля. Контролю надо обучать и знак равенства между вниманием и контролем ставить нельзя. Внимание (по Гальперину) – это функция психического (умственного) свёрнутого и автоматизированного контроля. Говорит здесь только о произвольном контроле. Второе – оно является планомерным, т.е. связано с четким образцом схемой действия. Третье – образец действия осваивается поэтапно, то есть разделяется на ряд специальных стадий, имеет вполне определенный маршрут. Проверить может не только в особом, а как бы в естественном эксперименте. Сказал, что внимание функция контроля, сформируй это психическое действие. Кабыльницкая провела эксперимент формирующего внимания. Скажем, младший школьник (особый интересный объект для изучения внимания) вошёл в новую область, в деятельность учения. Чтобы выполнять эту деятельность он должен проявлять внимание (и психическое внутреннее, и желательно свернутое сокращенное), а его нет. И это проявляется в наличии ошибок (например, грамматических). Берется намеренно группа таких детей, у которых внимание не развито (не сформировано) и разрабатывает ряд эталонов, которые ребенок сначала осваивает во внешней материальной форме. А затем после ряда этапов ожидается, что внимание станет психическим и свернутым. Пример такого эталона. Детей обучают проверке диктанта. 7 шагов по проверке письменного текста (может помогать людям разного возраста, не только младшего, но и пожилого). 1. Наметь порядок выполнения проверки предложения по его смыслу и по написанию. 2. Читай вслух предложения. 3. Подходят ли слова друг к другу? 4. Нет ли пропуска слов? 5. Читай слово вслух по слогам и выделяй каждый слог. 6. Подходят ли буквы друг другу. 7. Нет ли пропуска букв. На каждой стадии будущее действие деавтоматизируется, становится более развернутым. На каждом этапе происходит переход от развернутого действия к свернутому. Каверзный вопрос тут: а вы действительно сформировали внимание? Ошибки в текстах дети делать перестали. Ответ: действие выполняется теперь молча (т.е. контроль стал психическим) и быстро (значит свернутое автоматизированное действие). То есть Гальперин определил внимание и сформировал. Остаётся вопрос как быть с непроизвольным вниманием. Многие исследователи начинали как раз с непроизвольного и шли выше. Оно также является контролем. Но этот контроль формируется стихийно и направляется тем, что само бросается в глаза. Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (ИСС).Житейская психотехника во все времена интересовалась проблемой управлением вниманием и через него – сознанием в целом. Очень часто, ИСС не научная, а интересная психология. Потому что не имеет четких основ. Есть особая проблема как на выходе по диплому определить психолог житейский или научный. Там где интерес к ИСС будьте аккуратны. Всегда есть опасность подменить собственно научную теорию некоторыми житейскими представлениями. Любые ИСС (медитация, гипноз, психоделичиские исследования и т.д.) имеют свои «теории», но не в научном смысле. Обращаемся не только к ИСС, но и к изменениям личности («Трансформация личности», название книги, например). Есть конкретный критерий. Может ли это представление приводить к тем или иным нарушениям (патологическим эффектам). ИСС многих приводили к расщеплению личности. Испытал на себе это и Джемс. То или иное учение в науке никогда не становится поводом для создания сект (особых групп, куда тебя приглашают чтобы развиваться как личность, путешествовать по различным мирам и т.д.). Нигде нет сект, основанных на психоанализе. А вот, скажем, НЛП имеет в качестве последствий сектантские образования. Конечно, исследователь приведёт в качестве эпиграфа к этому вопросу фразу Джемса. Ведь он значительно расширил феноменальный опыт изучения внимания. В данном контексте, некий опыт переживаемых состояний. «Все тенденции моего образования убеждают меня, что мир нашего теперешнего сознания это один из многих предшествующих миров сознания. И эти другие миры должны содержать опыт, который также значим для нас. Хотя в основном опыт тех миров и нашего мира разделены, но в некоторых точках они соединяются и высшие энергии проходят свободно.» Слово «состояния» связывает нас с проблематикой внимания самим корнем «стоять», то есть удерживать в сознании. Обычно внимание неустойчиво, появляется необходимость в средствах, которые позволяют ему устоять. Стоять не на месте, а продолжаться во времени. Проблема состоит в том, что различные аспекты личности могут быть совмещены в рамках единого сознания. ИСС четкого определения не имеют. Чаще всего дают такое описание. ИСС происходит тогда, когда психическая активность кажется необычной субъекту, который её испытывает. Первое – необычность, опыт новых ситуаций, новизна собственных свойств, новый опыт. Второе – эмоциональная насыщенность, порой восторг, творческий экстаз с другой стороны сомнение и тревога. Иногда говорят релаксация580. Третье – необходимость средств. Новый опыт означает, что даже если мы не можем ответить на вопрос что такое сознание, но мы узнаём всё больше форм которые оно принимает. Далее неструктурированный список перечень ИСС: Гипноз, психоделические состояния, медитация, глубокая молитва, сенсорная депривация, острые психозы, депривация сна, пост. Иногда болезнь (чаще всего эпилепсия, мигрень), гипнотическая монотония581 (наблюдается у летчиков на большой высоте), электростимуляция мозга, упражнения на изменение α ритма, перцептивная изоляция. Возможность классификации измененных состояний сознания. Разделение не будет строгим, каждый из полюсов едва ли будет исключать противоположный. Основание по отношению к единству личности: с одной стороны – изменение «Я». Стремление к изменениям коренится в самой природе и это стремление самой нервной системы. С другой стороны изменение Я не значит сохранение единства Я. Условно противоположный полюс – сохранение единства «Я», как бы ассимиляция нового опыта, расширение уже испытанных представлений. Самой старинной психотехникой провокации (порождения) ИСС является гипноз. Гипноз обычно определяют как социальное взаимодействие, когда один человек принимает предложения другого. Предложения связаны с определенными действиями, состояниями. Эта техника применяется прежде всего в психотерапии и её наиболее позитивный эффект – попытка изменения или модификации психотелесных состояний. Например устранение боли, эмоциональных состояний. Адресатом внушения (и самовнушения) является личность субъекта. Предлагают разделить собственные впечатления на части. И, например, устранить боль путем её так сказать отделения от остальной сферы сознания. Гипнотическая техника эффективна только когда принимается субъектом. Достаточно интересное направление с использованием гипноза связано с развитием творческих способностей. В начале 70-х на кафедре группа под руководством Тихомирова выполнила работы совместно с гипнотизером Райковым. Идея состояла в том, что в гипнотическом состоянии можно человеку предложить представить себя не просто другим. А представить себя с большим развитием соответствующих способностей. Например, знаменитым художником для тех, кто занимается рисованием, идентифицировать себя с ним. Первый эффект состоит в том, что в гипнотических состояниях продуктивность и качество выполнение действий значительно повышается. Выйдя из гипнотического состояния испытуемый не опознаёт продукцию как собственную. При глубоком гипнозе может иметь место распад самотождественности личности. Психолога здесь интересует, насколько же полно идентифицирует себя субъект с потенциальной личностью. Может ли себя взрослый представить ребенком? Для контроля Тихомиров брал группу актеров. Актерами предлагали сыграть ребенка. Проверяли при исполнении им роли ребенка на задачках Пиаже. Полностью актеры себя с детьми не идентифицировали. Были взяты обычные испытуемые и им была внушена роль. Эти испытуемые демонстрировали все феномены Пиаже. В некоторых практиках испытуемый не просто находится в трансе, но в принципе может осознать гипнотический опыт. В первую же группу другой пример. Пример связан с терапевтической работой, со сновидениями, п.ч. сновидения – это обычное измененное состояния сознания. Отдельный вопрос в психотерапии, можно ли контактировать с данным ИСС. Контакт с этим состоянием происходит, когда сон запоминается, вызывает тревогу или в общем, когда сновидение обращает на себя внимание. Здесь привлекается скажем депривация сна. Иногда как бы сны наяву. Контактировать в принципе возможно. Ещё из психоанализа идёт прием – запись сна и всех связанных с ним ассоциаций. Даже само решение человека о том, что он будет записывать сновидения порождает запоминание. В следующий раз эта работа будет уже более полной, интересной. Существуют так называемые практики управляемых сновидений. Если мы начинаем записывать фиксировать и тем самым осознавать опыт, полученный в ИСС, то оно становится контролируемым, возможным для контакта. Третий пример коротко. Это опыты с психоделическими состояниями. Опыты особые и часто оказывались далеко не безобидные. Химические препараты применяемые там суть наркотики. Ещё от Джемса идёт экспериментирование с психоделическими состояниями. Он использовал веселящий газ. Джемс говорил, что в подобном ИСС возможны хотя и очень неустойчивые открытия нового. Проблески и озарения как бы открываются и исчезают. Эффект здесь заведомо амбивалентный. Малые количества препарата вызывают одни эффекты, а большее количество - противоположные. Такая судьба постигла исследования Хоффмана с использованием ЛСД. Эффект там прежде всего касался в существенных изменениях в самотождественности. В обычном состоянии человек знает кем он является и дистанцирует себя и реальный мир. Исследования с ЛСД привлекали тем, что размывались границы между Я и реальностью, а иногда и границ «Я» (а это патология). И всё же имел место эффект расширения Я. Скажем, включение в Я других людей (эффект трансперсональности). Возможность психического существования в другом времени. И наконец, возможен эффект отождествления себя с другой потенциальной личностью. Человек всё-таки может контролировать своё собственное я и следовательно вступать в контакт с другими. ИСС часто связаны с мировоззренческими и например религиозными переживаниями. Исследования с ЛСД уже считали химически индуцированными религиозным опытом. Какую бы популярную книжку не открыли (скажем, Кастанеду о Дон Хуане и многие другие). Даже в этих практиках, где есть проводник к новому опыту и ученик. Учитель применяет тот или иной химический препарат на самом первом этапе своего психотерапевтического воздействия для того, чтобы ученик пережил тот или иной опыт сразу. Что замечательно, данный первый опыт больше не повторяется. Вот человек пережил определенное состояние при помощи химических препаратов, а затем должен пережить в жизни уже без препаратов подобное состояние – это цель. Эффекты такие как обострение чувствительности, интерес к деталям, переструктурирование опыта, возможность лучшего решения творческих задач. Не могут интерпретироваться как результат химического воздействия, здесь нужна внутренняя работа. Образная активность при сенсорной депривации. Использовали в 70-х. Техники были первоначально были исследовательскими приемами - испытуемого в экспериментальных целях полностью лишают внешней стимуляции. Интересна последовательность переживаний в данных искусственных условиях. Первоначально собственно перцептивные. Чуть обобщая переживания – это по сути дела прием провоцирующий осознание перцептивного фона (шума сетчатки). Начинается психический опыт с переживания сенсорных, размытых пятен, которые оформляются в простые гештальты. Из гештальтов (кружки, квадраты, треугольники) образуются сложные конфигурации. Дальше этим конфигурациям настаёт пора получить непривычные предметные значения. Это второй этап, который заведомо связан с личностными особенностями человека. Противоположный негативный опыт – утрата чувства я, утрата грани между я и реальностью, утрата реальности себя. Ныне такие техники используются, но на очень короткое время. Опыт слишком разнороден. Короткими сеансами депривации можно расширить творческие способности. Посмотрим, какие техники заведомо направлены на то, чтобы не просто изменить себя, но целевая направленность на расширение опыта и сохранение единства Я. Например, осознать и иметь возможность контролировать текущие телесные состояния, которые обычно осуществляются автоматически. Ещё один критерий, тоже не строгий. С одной стороны техники, которые считают необходимым наличие произвольного контроля (мониторинга текущих собственных состояний). С другой стороны послепроизвольность, свободное и спонтанное владение текущим психическим процессом. Рассуждая о Выготском говорили, что для управления состояниями нужно найти адекватные внутренние средства. Пример на произвольный контроль – техники биологической обратной связи. Процесс управления автоматизированными событиями происходящими в организме, в теле, в области ЦНС. Можно, например, контролировать собственный пульс на руке и тем самым контролировать его. И тем самым осознавать тот физиологический процесс сердцебиения, который обычно протекает непроизвольно. БОС582 довольно сложная техника, там средство является внешним. Испытуемому дают возможность увидеть (например, на меняющемся рисунке, экране осциллографа). Там зафиксирован результат психической активности. Наиболее интересно эти опыты проводились с изменением ЭЭГ583 мозга. Во введении мы говорили о результате, но не о процессе. Сам результат. Если вижу графически представленный альфа-ритм, а рядом реальную активность мозга, то в принципе я могу на том и другом экране увидеть эталон. Экспериментировали не только с альфа, но и с тета-ритмом584, который соответствует состоянию более глубокой релаксации. Подобные результаты сопровождаются эмоциональными переживаниями. В том смысле, что вновь работу по изменению своего альфа-ритма (а тем самым и состояния сознания) производит личность. Эти техники в их позитивном аспекте интересны тем, что расширяется число процессов, которыми можно управлять, поле процессов. Даже привычные ранее незамеченные переживания выступают как новый опыт. Но важно, что вся процедура полностью контролируется сознательно. Как любое упражнение оно рано или поздно начнет выполняться автоматически. Иногда эти состояния активного отдыха (например, альфа-ритма) называют медитацией. Она уже на другом полюсе разделения. Медитация это техника высвобождения естественных возможностей сознания, снятие препятствий, которые не позволяют переживать наш собственный опыт как таковой. Медитация как правило также связана с определенными мировоззренческими позициями. Как технику её можно воспринимать лишь с оговорками. Медитация это операциональная часть некоторых религиозных течений. Связанных с восточной философией (йога, дзен буддизм). Трансцендентальность – это выход за рамки привычного. Интересна сама техника и исследователи попытались её вычленить. Среди психологов идёт спор о том, каковы цели медитации. С одной стороны она даёт возможность переживать чистое сознание, где сняты излишние представления. Медитация есть совокупность психических упражнений, в которых предпринимается попытка достичь неаналитического внимания. Основной эффект внимания по Ланге – аналитический. А здесь речь идет о спонтанном свободном внимании, которое должно быть лишено специальных усилий. Усилия в другом месте, чтобы снять преграды для протекания потока сознания. Это сильное требование, есть и более слабое. Эффект медитации здесь чисто релаксационный. И сследователи помечают обманчивую простоту техники медитации. Чтобы достичь нового опыта требуется странное усилие, связанное с устранением привычных усилий. Сознание не единый поток, это множество течений и далеко не все из них представлены психически. Чтобы почувствовать правомерность медитативной техники надо испытать на себе. Название громкое «трансцендентальная медитация», а конкретные действия достаточно просты. Техника такова: 1. Сядьте спокойно, закройте глаза. 2. Полностью расслабьте мышцы, причем сделайте это в определенной последовательности и сохраняйте их спокойными. От ног к лицу, снизу вверх. 3. Вдыхайте и выдыхайте через нос и попытайтесь сознавать своё дыхание. Сказать параллельно «Вдох-выдох», так нужно делать в течении 20 минут. Затем открыть глаза, продолжая сидеть спокойно. 4. Не беспокойтесь, если желаемый уровень релаксации не достигается полностью. Пусть она происходит в собственном темпе. Будьте готовы к посторонним мыслям, но пытайтесь отвлечься от них. 5. Занимайтесь ежедневно, но помимо работы и не после еды. Эффекты медитации разделяют на немедленные и долговременные. К кратковременным относят изменения телесной активности. Более четкое выявление альфа-ритма, а в глубокой релаксации и тетта-ритма. Изменение химического состава крови. И в целом снятие телесных возбуждений. К долговременным относят улучшение настроения, уменьшение усталости. У людей пожилого возраста сохранение физического здоровья. Организму или психотелесному единству нужно предоставлять возможность жить своей жизнью, протекать естественно. Близкая техника предлагается в гештальттерапии. Переживать свои текущие состояния и шире быть самим собой. Просто цитата: выберите неспокойную ситуацию, например ожидание кого-либо или автобуса на остановке. Дайте себе свободно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем. Вы заметите, что количество вашего волнения, вовлеченного в продолжающуюся ситуацию беспокойства, например возрастающую тревожность по поводу того, что уже поздно, а ожидаемый человек отсутствует, уменьшает количество интереса, которое вы можете обратить на другие вещи. Если вы уже обрели хорошее чувство актуальности, вы может сказать «Здесь и сейчас находятся люди и вещи, которые можно наблюдать». Ожидание автобуса становится частью фона. И поскольку беспокойство само по себе ничего не дает, не ожидаемый человек не автобус скорее не появятся можно использовать время и достигнуть творческого состояния в актуальной ситуации. Рядом поставим воспоминания о травмирующей ситуации Достоевского. Он по разному относился к своему заболеванию. Эпилептический припадок есть пример ИСС. Можно высказать гипотезу о том, почему Достоевский отчасти позитивно относился к своему заболеванию. Он пережил травмирующее аффективное переживание. Участвовал в противоправительственном кружке, был приговорен к суровому наказанию «казни через расстреляние». Он пишет: первые из тех, кто должны быть казнены уже были привязаны к столбам и на их головы были надеты мешки. И тогда я попытался использовать последние минуты, а может секунды своей жизни полностью. Попытался отвлечься от этого неминуемого грядущего события. Хотя бы в эти секунды полностью посвятить свое внимание окружающему миру. Полностью осознать свой психический опыт. В эти несколько минут пока не объявили о помиловании, я понял, что такое жить. О, если бы я и далее всю свою жизнь прожил бы так, как я почувствовал себя в эти несколько минут. Здесь уместно упомянуть Чиксентмихайи. Состояние потока. Аутотелическое, самоцельное состояние. Стоит повторить признаки. Когда человек полностью поглощен деятельностью. Расширение потока сознания. Было показано на представителях ряда профессией. Признаки: единство действия и его сознавание. Джемс говорит: в принципе сознаются все наши действия. но этого мы не замечаем. Полный контроль и немедленные обратные связи. Полное владение собой при открытии новых возможностей. По этому пункту испытуемые признавались в особом чувстве «мне доступно всё, всё могу». Утрата чувства Я. Не в смысле утраты контроля, а в том что данное действие выполняется мною и тогда не важно кем выполняется это действие. Именно эти переживания Джемс описывал у религиозных деятелей. Самовознаграждение, чувство наслаждения трудом. Проблема существования внимания. Вундт признавал внимание, Титченер – нет. Второй пункт в том, что проблему существования внимания лучше других в исследовательской психологии поставили гештальтпсихологии. С одной стороны они подчас отрицали сам термин внимание. Не видели в нем необходимости потому, что выделить фигуру на фоне, организовать перцептивную ситуацию, конечно, требует внимания, но объясняется здесь перцептивными закономерностями. Против Вундта они говорили, что апперцепция для выделения фигуры на фоне не нужна. Поскольку здесь результат является следствием объективных факторов, характеристик стимула. Возражают они также и Титченеру. Поскольку активность субъекта в гештальтпсихологии есть и раскрывается в связи с объектом. Убери внимание, но оно обязательно появится в психологии мышления. Убрали термин внимание, а вместо него появилась конструкция эго-объектная связь (сила). Это и есть та сила, которая раскрывается в явлениях внимания. Обнаруживается она в разной степени в трех следующих случаях: а) объект сам диктует закономерности восприятия; б) объект неоднозначен; в) субъект овладевает объектом, удерживая его в сознании. |