Характеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый
Скачать 6.8 Mb.
|
Тем не менее вопрос о природе человеческих П. остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (см., напр., А. Маслоу, З. Фрейд). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих П. проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). С этой т. зр. П. человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им соц. действительности, становления его личности. Развитие человеческих П. происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных П., которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества. Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Среди них различают субстанциональные П., жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной формы взаимодействия с предметом П. (напр., пищевая, познавательная), и функциональные П., побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная, игровая П.). Существует несколько десятков др. оснований классификации человеческих П. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные П.); по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие); по объекту (материальные и духовные); по функции (П. физического и соц. существования; П. сохранения и П. развития) и т. д. Однако многие П. трудно однозначно классифицировать по этим основаниям: так, есть П., сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных П. (см. Проблемное обучение). П. человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах активности, определяемой биологической и соц. программой жизнедеятельности. Обязательным условием формирования П. в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство реализации др. П. Так, напр., П. в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально выступая средством реализации П. в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь следствием примера и прямого убеждения старших. П. проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. П. человека представляют собой динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то другая П., в зависимости от реализации одних и актуализации других П. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации П., но и другими, сравнительно менее насущными. Субъективно П. переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций; сами П. при этом могут не осознаваться. Актуальные П. организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации. (Д. А. Леонтьев) 47 СТРЕМЛЕНИЕ (англ. striving, tendency) – собирательный термин для обозначения актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т. п.), сущностью которых является потребностное отношение человека к миру (см. Мотив, Мотивация, Потребности). (А. Б. Орлов) 48 ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt – форма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также австрийской и лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т. е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в гештальтпсихологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этапах этими единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля». Возникнув первоначально в психологии, термин «Г.» впоследствии стал использоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и соц. феноменов. См. также Целостность восприятия. (Е. Е. Соколова)Добавление: Г. – целое, обладающее свойствами, которых нет у его элементов. Перцептивные Г. могут оставаться инвариантными при полной трансформации их элементов (мелодия, которая в разных тональностях узнается как одна и та же, – феномен транспозиции) или же резко меняться при сохранении одних и тех же элементов (как при восприятии обратимых, или двойственных, изображений). Структурирование отдельных элементов в Г. определяется законом прегнантности. Понятие «Г.» стало главным принципом анализа психики в гештальтпсихологии, которая распространила положения, первоначально разработанные в исследованиях восприятия, на др. когнитивные процессы, навыки, социально-психологические явления. (Б. М.) 49 ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. рsyche – душа + theraрeia – лечение). В узком смысле П. – лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений и конфликтов, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой. В 1-м случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой П. являются игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. Термин «П.» введен Д. Тьюком («Иллюстрации влияния разума на тело», 1872). В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные среди них – психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование (НЛП) и т. д. Применение каждого из подходов обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач. См. Гештальттерапия, Гипноз, Группа встреч, Гуманистическая психология, Игровая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Личностно-центрированный подход, Логотерапия, Модификация поведения, Онтотерапия, Проигрывание роли, Психодрама, Психотерапия интерактивная, Ребёфинг, Роджерс Карл, Секстерапия, Семейная терапия, Телесно-ориентированная психотерапия, Транзактный анализ, Франкл Виктор, Холотропическая терапия. 50 ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation) – 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы). Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали «О.» в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О. В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальтпсихологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии. О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения. 51 ВОСПРИЯТИЕ (англ. рerceрtion).1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «В.» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие). Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности (см. Предметность восприятия). Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. в гештальтпсихологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) не оформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев). Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В. (см. также Зрение), слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (саккадические движения, конвергенция и дивергенция глаз) и движениях внутренних структур глаза (аккомодация глаз). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза). Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. В. зависит от прошлого опыта, установок, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчлененного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное. В поведении и деятельности человека В. – необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность – основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Апперцепция, Вычислительный подход к зрительному восприятию, Нативизм, Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система, Экологическая оптика, Эмпиризм. (В. П. Зинченко) 52 МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking) – множество разных по организации, уровню и средствам психических процессов, осуществляющих решение проблемных задач (problem solving), которые возникают как в обыденной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Спектр решаемых посредством М. задач необъятен, в связи с чем возможно огромное количество функциональных характеристик М. (познание, изобретение, поиск обходного пути, решение учебной задачи, прогноз, принятие решения и т. д.). М. м. б. самостоятельным процессом с внутренней мотивацией, но, как правило, оно включено в ту или иную деятельность, порождающую мыслительную задачу. История экспериментального исследования М. начинается с работ вюрцбургской школы (см. также Ах Нарцисс, Бюлер Карл, Кюльпе Освальд, Детерминирующая тенденция), ориентированной на анализ репродуктивных умственных процессов, и гештальтпсихологии (см. также Вертгеймер Макс, Кёлер Вольфганг), поставившей в центр внимания продуктивные процессы (см. Инсайт, Мышление продуктивное). Ценную информацию о М. иногда удается добыть из исследования биографических материалов и продуктов М. в реальной жизни, а также из ретроспективных описаний собственных действий и условий мыслительного процесса (см. Творческий процесс). Существует множество типологий М. Перечислим наиболее распространенные. По форме процесса: М. наглядно-действенное, М. наглядно-образное, М. дискурсивное; по характеру решаемых задач: М. теоретическое, М. практическое, М. конвергентное и М. дивергентное (см. также Интеллект); по степени новизны способа решения задачи: репродуктивное (алгоритмизированное), М. продуктивное (см. также Творческий процесс); по степени значимости образных компонентов («наглядности»): М. визуальное, М. образное и М. без-образное; по типу субъекта и предметной области: напр., индивидуальное или групповое; экономическое, техническое, шахматное, оператора М. и т. п.; по уровню развития: напр., логическое, М. комплексное (Выготский), пралогическое М. (Леви-Брюль). Не существует единого универсального механизма М., действующего во все исторические эпохи, во всех культурах, во всех возрастах и состояниях. С т. зр культурно-исторической психологии М. отдельного человека – это функционирование присвоенных им исторически сложившихся средств и форм деятельности общества (см. также Разум). В своих развитых внутренних формах М. – это «то, что делает человек, когда он ничего не делает». |