Главная страница

гештальтпсихология. Представители Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин


Скачать 19.66 Kb.
НазваниеПредставители Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Дата27.08.2022
Размер19.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлагештальтпсихология.docx
ТипДокументы
#654495

Гештальт-психология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Основоположниками гештальтпсихологии считаются Фридерик Перлз, его супруга - Лаура Перлз, а также Пол Гудмен. Однако у истоков этого направления также стояли такие представители разных психологических школ, как Курт Коффка, Макс Вертгеймер и Вольфганг Келлер. Коффка, в частности, известен тем, что первым применил методы и идеи гештальтпсихологии для исследования психического развития ребёнка.

Представители: Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Официально Берлинская школа гештальтпсихологии оформилась в 1912 году, после публикации статьи лидера этой школы Макса Вертгеймера - «Экспериментальное исследование восприятия движения». Опыт заключался в следующем: в круге сделаны две полоски-прорези под углом в 30 градусов (подобно стрелкам на циферблате). Экспериментатор последовательно подсвечивает левую и правую полоски. Оказалось, что при большом интервале времени между подсветками разных сторон - человек видит отдельно левую и правую полоски. При малом временном интервале человек видит левую и правую полоски одновременно. При средней скорости смены экспозиций: человек видит, как полоска движется слева направо (иллюзия).

Опыт с иллюзиями восприятия был достаточно известным, однако к нему был поставлен новый вопрос, на который не было ответа в классической элементаристской психологии В.Вундта, сводившей любой психический образ к сумме исходных элементов, а все элементарные ощущения в сознании к стимуляции конкретными стимулами. Вопрос к опыту был следующим: как суммой двух неподвижных полосок можно объяснить движение? Иллюзия движения - это целое, отличное от суммы двух его составляющих элементов-полосок. Вертгеймер пришел к заключению о том, что целое существует в таком виде, в каком воспринимается, и не может быть разбито на сумму более простых составляющих. Это явление М.Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Итак, главным тезисом гештальтпсихологии является утверждение первичности целостных форм по отношению к составляющим ее компонентам. При этом, целостное восприятие является характерным и в конкретной ситуации, и в онтогенезе, и в филогенезе.

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

1. близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе);

2. схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);

3. целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);

4. замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму);

5. смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);

6. общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле - совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии. Феномен -- это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Хорошим примеров гештальта может служить мелодия. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики - искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Гештальтистские факторы группирования (или принципы организации восприятия) были описаны М. Вертгеймером:

· фактор близости - в гештальт объединяются близлежащие элементы; воспринимаемая близость, вызванная группированием, может быть как пространственной, так и временной;

· фактор сходства - гештальт образуют сходные элементы.

Группирование на основании близости и сходства распространяется и на восприятие звука - ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, могут перцептивно восприниматься как мелодия.

· фактор «хорошего продолжения» - элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое, все идентичные элементы следуют в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства направленной фигуры;

· фактор общей судьбы - двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу; подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим только к движущимся элементам (летящие птицы, «волна» болельщиков);

· фактор объективной установки - однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься так же в сходных ситуациях;

· фактор симметрии - приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам;

· фактор замкнутости - при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры;

· фактор однотипной связи - восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами - это перцептивное объединение неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов в единое целое. Влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сходства и близости элементов. Физически связанные между собой знакомые предметы воспринимаются как перцептивные единицы и в основе этого явления лежит именно однотипная связь. Однотипная связь не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. В 1995 году он сформулирован Роком и Палмером как один из фундаментальных принципов восприятия, играющий столь же принципиальную роль, как и восприятие сочетания «фигура-фон».

Гештальт-подход проник во все области психологии. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Гештальтпсихология оказала существенное влияние на когнитивную психологию,

Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципах основывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии -гештальттерапия, основателем которой является Ф.Перлз (1893-1970).

Отсюда ясно, какое огромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.


написать администратору сайта