Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Творчество Бродского. Характеристика творчества Иосифа Броского как материала для форм. Характеристика творчества Иосифа Броского как материала для формирования общекультурной компетентности


    Скачать 24.39 Kb.
    НазваниеХарактеристика творчества Иосифа Броского как материала для формирования общекультурной компетентности
    АнкорТворчество Бродского
    Дата23.06.2022
    Размер24.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХарактеристика творчества Иосифа Броского как материала для форм.docx
    ТипУрок
    #611965

    Характеристика творчества Иосифа Броского как материала для формирования общекультурной компетентности

    Аннотация:

    В статье рассматривается изучение творчества Иосифа Бродского на уроках литературы в старших классах и характеристика. Поднимается проблема составления программ, так как не все авторы учебников и учебных программ считают необходимым отводить отдельные часы на изучение творчества И. Бродского. На уроках литературы происходит формирование общекультурной компетенции. Фигура И. Бродского является примером. Личность поэта обладает общекультурной компетентностью. В статье перечисляются различные методики работы с текстами автора.

    Работа будет полезна преподавателям, учителям-филологам, аспирантам, магистрантам и студентам-филологам.

    Abstract:

    The article deals with the study of the work of Joseph Brodsky in literature lessons in high school and characterization. The problem of programming is raised, since not all authors of textbooks and training programs consider it necessary to allocate separate hours to study the work of I. Brodsky. On the lessons of literature is the development of cultural competence. The figure of I. Brodsky is an example. The personality of the poet has a general cultural competence. The article lists various methods of working with the author's texts.

    The work will be useful for teachers, teachers of philology, graduate students, undergraduates and students of philology.

    Ключевые слова: И. Бродский, общекультурная компетенция, урок, литература, личность, поэт, эссе, стихотворение.

    Keywords: I. Brodsky, general cultural competence, lesson, literature, personality, poet, essay, poem.

    В современной школе изучение произведений И. А. Бродского хоть и предполагается, но только в старших классах. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, размещенная на сайте ФГОС, не предполагает изучения творчества И. Бродского в средней школе. Таким образом, учащиеся знакомятся с произведениями автора только в 11 классе, и то обзорно. Изучение творчества И. Бродского приходится на период, предшествующий выпускным экзаменам, что также затрудняет усвоение материала учащимися.

    Между тем, стоит обратить внимание на сложность и глубокую смысловую наполненность стихотворений И. Бродского. Чтобы грамотно интерпретировать произведение, школьнику необходимо знать определенные реалии жизни поэта, историко-культурный контекст, иметь определенный жизненный опыт. Поэтому изучение творчества И. Бродского лучше осуществлять в старших классах.

    Не все авторы учебников и учебных программ считают необходимым отводить отдельные часы на изучение творчества И. Бродского, но некоторые, всё же предполагают 2-3 часа. Так, например, они предусмотрены в программе под редакцией В. Я. Коровиной. В программе эта тема формулируется следующим образом: «Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского».

    Урок литературы должен заставить учеников мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения, что важно при развитии общекультурных компетенций. Осуществлять развитие знаний, умений и навыков ученика в полной мере и объеме невозможно при сухом, догматичном подходе в преподавании литературы. Поэтому и возникает вопрос о нестандартном уроке как одном из средств решения проблемы. Поэтому допустимо привнести в обычный урок, особенно в старших классах, специфику лекции, состоящую в том, что деятельность преподавателя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить.

    Таким образом, урок по творчеству Бродского лучше начать со слова учителя, ─ метод обучения используется для решения различных учебных и воспитательных задач: раскрыть сущность изучаемых явлений; научить применять изученное на практике; рассказать об интересных и значимых для изучения фактах; подвести итог, выделить, подчеркнуть главное; выразить и аргументировать свое мнение и т. д. В данном случае использование этого приема необходимо для того, чтобы у учеников сложилось полное, целостное представление о биографии, личности и творчестве поэта. Метод обучения используется для решения различных учебных и воспитательных задач: раскрыть сущность изучаемых явлений; научить применять изученное на практике; рассказать об интересных и значимых для изучения фактах; подвести итог, выделить, подчеркнуть главное; выразить и аргументировать свое мнение и т. д.

    Изучение литературы в школе даёт большие возможности для самого многообразного развития личности ребенка. На поверхности лежит усвоение знаний: литература плотно связана с множеством образовательных дисциплин, ведь совместно с чтением художественного произведения и его анализом ученик обращается к богатому информационному источнику – художественному тексту, вместе с тем приобщаясь и к множеству гуманитарных, общественных, естественных и технических дисциплин, часто заложенных писателем в канву повествования. Традиционно при изучении литературы упор так же делается и на разные виды искусства, связанные с художественным произведением, будь то музыка, живопись, скульптура или кинематограф. Таким образом, именно изучение литературе в школе является той дисциплиной, во время изучения которой учитель способен прививать учащимся широкое многообразие, как и знаний, так и компетенций, в частности, социокультурных.

    Бродского называют современным классиком. Его поэзия лишена очевидных примет времени. Этот «Эмоция и воля» – вот с чем вошел Бродский в русскую литературу:

    Ни страны, ни погоста

    не хочу выбирать.

    На Васильевский остров

    я приду умирать. («Стансы», 1962) [1, 17]

    Примером личности обладающей общекультурной компетентностью может служить и фигура самого Бродского человека глубоко обрадованного, эрудированного, свободно ориентирующегося в культурном пространстве, что ярко отражается в его творчестве. Поэт свободен в выборе эпохи, будь то Древний Рим, XVIII, XIX или XX век или «надцатое мартобря». Он абсолютно свободен и в выборе места: Москва, Ленинград, Англия и деревня, затерянная в болотах, Рим и Литва, север и юг, земля и небо и даже «Ничто» и «Ниоткуда». Полная свобода наблюдается и при выборе жанровых форм: оды, элегии, стансы.

    На уроках также можно обзорно рассмотреть эссе Бродского, в частности проанализировать текст речи Бродского на вручении нобелевской премии. И. Бродской высказывается о том, как искусство «поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность».

    Так же можно обсудить с учениками его высказывание о поэте «Это язык порождает поэтов, а не поэты порождают язык. И когда вы хвалите того или иного поэта, вы более или менее не там расставляете акценты. На самом деле не язык является орудием поэта или писателя, а ровно наоборот — поэт есть орудие языка». Взаимосвязь, которую Бродский устанавливает между языком и поэтом представляет интерес не только с точки зрения литературоведения, она может податься ученикам как логическая загадка. На первый взгляд представленное утверждение похоже на «перевертыш», привычнее считать, что язык оружие поэта, в словах же Бродского устанавливается обратная связь. Размышление над подобными вещами стимулирует в учениках развитие абстрактного мышления, логики, более глубокого понимания литературы и творческих процессов, межпредметных связей «язык» и «литературное творчество».

    Размышление над этими цитатами поможет ученикам примерить на себя мировоззрение другого человека, восприятие культуры отличное от их собственного, что является важным способом развития общекультурных компетенций.

    Подобным же образом можно сопоставлять рисунки Бродского и его поэтическое творчество – внимание к звуковой составляющей стихотворения можно сопоставить с тонкостью линий его рисунков, изысканную форму стихотворений, пластичность языка с выразительностью контуров фигур.

    Так же широкие возможности для формирования общекультурной компетентности представляет обилие переложений стихотворений Бродского на музыку. Сравнивая то, как стихотворение воплощается в речи чтеца и музыкального исполнителя, анализируя музыкальную интонацию, аранжировку, сам выбор музыкального сопровождения учащиеся будут оперировать терминами связанными и с литературой, и с музыкой, что важно при формировании общекультурной компетентности.

    Бродский очень внимательно относится к смысловому и звуковому облику своих стихотворений, – ко всему, что связано с соносферой и логосом, поэтому приоритет отдается музыке, литературе и ораторскому искусству, затем последует архитектура, живопись, а затем – театр. Причина, очевидно, кроется в символической и акмеистской традиции, продолжателем которой и является поэт, в том, что Бродский сам был большим любителем и ценителем музыки и жил в городах, напрямую связанных с музыкой, поэзией и архитектурой (Петербург, Рим, Венеция). Живопись и театр интересовали поэта больше в отношении формы, как искусства визуальные («Вполне стандартный пейзаж, улучшенный наводнением», «Хвала развязке. Занавес. Конец.»). Образы, которыми маркируется искусства, разнообразны: это и ноты, и музыкальные инструменты, и части архитектурных сооружений, картин, театральные термины. Особое место принадлежит именам, с которыми ассоциируется не только одно из искусств, но конкретная эпоха, что, в свою, очередь, что создает семантический и семиотический ореол текста. Так, в поэзии раннего периода фигурируют имена, в частности, из музыкальной и изобразительной сфер: Бах, Шопен, Марио, Карузо, а также Энгр и Давид, причем в очень интересном контексте. Например, Шопен и Марио выступают в качестве «атрибутов» и образцов желаемой жизни:

    И чтоб она впадала в залив, растопырив пальцы,

    Как Шопен, никому не показывающий кулака.

    Чтоб там была Опера и чтоб в ней ветеран –

    Тенор пел арию Марио по вечерам.

    Я б скучал в Галерее, где каждое полотно

    - особливо Энгра или Давида –

    как родимое выглядело бы пятно. («Развивая Платона» 1976) [1, 107]

    В поздних стихотворениях картина несколько иная. Набор имен оченьширок: Верди, Караваджо, Бернини, Синатра, Диор, Версаче, Паркер,Бетховен, Чайковский, Пиранези, Бизе, Миклуха Маклай, Клаузевиц, Линней,Балансиаги, Фаберже, Эвклид, Оден, Циолковский, Минелли, Чехов, Морзе.Однако их использование представляется случайным (насколько вообщевозможно говорить о случайности в тексте):

    Смахни с рояля Бетховена и Петра Ильича,

    Отвинти третью ножку и обнаружишь деньги.

    Присутствие в пределах одного текста имен людей, принадлежащих разным временным и культурным эпохам, да еще и разным «искусствам», характерно для поэзии Бродского позднего периода:

    В спальне и в гардеробе

    Пахнет духами; но кроме тряпок от

    Диора, нет ничего, чтобы толкнуть в Европе. «Приглашение к путешествию» [1, 126]

    Тем не менее «случайность» использования имен Бетховена и Чайковского в чем-то сближает их с «производителем тряпок». Причиной«случайности» и качественного разброса имен является то, что в ранней лирике культурное имя является индикатором времени, а в поздних –пространства. То есть посредством имен складывается «портрет места» и его обитателя.

    Как видим, хронотоп и культурные имена тесно связаны. Они – гарант подвижности времени и пространства в тексте. Культурное именование происходит также и имманентно, то есть по набору каких-то признаков можно узнать ту или иную культурную личность.

    Так же анализируя стихотворение «Натюрморт» можно обратить внимание учеников к живописи, обсудить этот живописный жанр, предложить ученикам вспомнить произведения в этом жанре, выделить его основные черты (изображение предметов быта, фигур, овощей, фруктов, тканей и пр.) Интересно будет предложить ученикам представить, как подобный жанр – жанр натюрморта будет воплощён в поэтическом жанре, то есть в искусстве менее наглядном и более абстрактном.

    Так же интересно будет проанализировать отдельные четверостишья, такие как:

    Старый буфет извне

    так же, как изнутри,

    напоминает мне

    Нотр-Дам де Пари.

    Обратить внимание учеников на упоминание известного памятника архитектуры, рассмотреть метафору – сходство готической архетектуры и резного буфета, можно провести короткое ознакомление с готической архитектурой.

    Важно так же проанализировать энтомологию слова «нарюрморт» (от французского nature morte «натюрморт», букв. «мёртвая природа»), что поможет открыть ещё один смысловой слой стихотворения.

    Вещь. Коричневый цвет

    вещи. Чей контур стерт.

    Сумерки. Больше нет

    ничего. Натюрморт. («Натюрморт» 1971) [1, 102]

    Проанализировав последние четыре строчки с учениками, необходимо будет обратиться к библейским сюжетам – таким образом, мы видим как богата лирика Бродского самым разнообразным культурным материалом.

    Имена людей, названия городов, упоминаемых в стихотворениях – знаки культуры. Разбор подобных стихотворений крайне эффективнее с точки зрения формирования общекультурной компетентности, вдумчивое, выразительное чтение и анализ, с отдельным историческим и культурологическим комментарием учителя будут способствовать пониманию значения культуры как формы человеческого существования, овладению знаниями о культуре других народов, уважительному и бережное отношение к историческому наследию и культурнымтрадициям через соприкосновение с другими формами культуры через художественный тест.

    Список литературы

    1. Иосиф Бродский размером подлинника. [Сборник, посвященный 50-летию И.Бродского] / Сост. Г.Ф.Комаров. Ленинград-Таллинн, 1990.

    2. Артемьев, М. Бродский как учитель: о глашатае магических заклинаний / М. Артемьев // НГ-Ex libris. - 2010. - 13 мая (№17). - C. 5.

    3. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980 гг. - М.: Новая школа, 1996.

    4. Баранников А.В., Калганова Т.А., Рыбченкова Л.М. Русская литература ХХ века. Хрестоматия 11 класс. - М.: Просвещение, 1993.

    5. Басинский, П. Меня роднит с ним больное сердце: в «Р.Г. состоялась презентация книги В.Полуниной об И.Бродском / П.Басинский // Российская газета. - 2009. - 7окт.(№188).- С.7.

    6. Белый, А. "Плохая физика" Иосифа Бродского / А. Белый // Нева. - 2007. - №5. - C. 190-205.

    7. Беседа Иосифа Бродского и Октавио Паса // Звезда. - 2008. - № 5. - C. 83 - 86.

    8. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008. - 400 c.

    9. Бондаренко, В. Лихой подводник Иосиф Бродский в тени Дао / В. Бондаренко // Независимая газета EX LIBRIS. - 2010. - 4 февр. (№4). - C. 4.

    10. Бродский, И. «Бессмысленно открывать рот для того, чтобы излагать чужие взгляды…» / И.Бродский // Звезда .- 2010. - №1. - С.219-229.


    написать администратору сайта