Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Характерные черты рыцарства 1.1 Рыцарское сословие

  • 1.2 Рыцарское воспитание

  • 1.3 Обряд посвящения в рыцари

  • Глава 2. Рыцарские турниры

  • Глава 3. Рыцарский этикет

  • Реферат Рыцарство. рыцарство. Характерные черты рыцарства


    Скачать 29.68 Kb.
    НазваниеХарактерные черты рыцарства
    АнкорРеферат Рыцарство
    Дата22.09.2022
    Размер29.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларыцарство.docx
    ТипДокументы
    #690865



    Введение
    Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновение, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междоусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории. Но что же может привлекать нас, людей ХХI века, в той далекой и мрачно эпохе? Это рыцарство, особое сословие людей, которое ассоциируется у нас самыми высокими нравственными понятиями. Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые узнали знакомясь с той эпохой, читая литературные произведения или, что более свойственно современному человеку, видя ожившее средневековье на экранах телевизоров и кинотеатров.


    Глава 1. Характерные черты рыцарства
    1.1 Рыцарское сословие
    Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать и править всеми.

    И "однощитный" рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

    На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

    Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

    Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, который выполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.

    Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

    И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.
    Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову. Сеньор же обещал не обременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиции вассалу землей.

    Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: "Вассал моего вассала – не мой вассал". Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

    Итак, рыцарь – человек, стоящий между "свободным" и "несвободным". Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

    Но еще более интересно деление по другому признаку. "Воин – безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы". Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

    1.2 Рыцарское воспитание

    рыцарь вассал турнир куртуазный

    "Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо "отрешиться от самого себя", – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости. Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении "Богу, женщине и королю", проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести".

    В раннее Средневековье рыцарем мог стать каждый, кто получал во владение землю, жил на доходы от нее и мог нести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупных сеньоров. Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинство после Первого Крестового похода.

    Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.

    "Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо – учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа. Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества".

    Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить "замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины окружающего мира". При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутренне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.
    1.3 Обряд посвящения в рыцари
    Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обряд посвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу от древних германцев. С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше, достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшин племени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина или кто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам. Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своего сына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно. Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года. Само торжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи - то есть весной, или пятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и вся его семья. Накануне юноша нес "ночную стражу" – проводил ночь в церкви алтаря в сосредоточении и молитве.

    Этот поэтический обычай проводить целую ночь под сводами храма развился и господствовал во Франции и с древних времен имел место при судебных поединках, при единоборстве обидчика с обиженным

    Утром юноша стоял обедню (обеденная служба в церкви). Перед церковной службой ему надлежало возложить меч на алтарь. Это означало, что будущий рыцарь отдает свое оружие на служение Богу. Священник освящал меч и давал юноше причастие. Затем посвящаемый принимал ванну, и его облачали в особые одежду из полотна и шелка.

    Сначала надевали белую рубаху, а поверх нее – алое сюрко:длинную безрукавку. На ноги коричневые чулки. И сама одежда, и расцветка ее – все было обусловлено устойчивой символикой. Белый цвет олицетворял чистоту юноши, алый – цвет крови, которую рыцарь прольёт за веру и добро, коричневый – цвет земли, в которую возвращается каждый смертный, исполнив свой жизненный путь.

    Главная часть посвящения – опоясывание рыцарским поясом и вручение меча. Обряд совершал сеньор будущего рыцаря либо его самый уважаемый родственник. Сыновей крупных баронов – вассалов короля – обычно посвящал сам король.

    Старые рыцари подвязывали юноше золоченые шпоры, которые, так же как и меч, мог носить только рыцарь. Простолюдины за это просто карались.

    В конце обряда новый рыцарь получал от сеньора алапу – удар по шее или по щеке. Алапа – единственный удар, который рыцарь мог оставить безответным. Иногда удар рукой заменялся ударом по плечу клинком меча – естественно, плашмя. По-разному трактовали этот обычай. Сначала – как символ того, что, посвящая своего слугу в воины, сеньор дает ему свободу. Потом – как испытание смирения рыцаря перед сеньором.

    Ритуал завершался демонстрацией ловкости юного рыцаря. Чаще всего это был комплекс обычных турнирных упражнений. К примеру, следовало, не касаясь стремян, вскочить в седло и на скаку поразить копьем расставленные мишени. Празднество заканчивалось пиром.

    В дальнейшем своем пути рыцарь должен был руководствоваться кодексом чести или рыцарским уставом, дававшим критерии Добра и зла, устанавливавшим иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать.

    Кодекс рыцарской чести включал следующие положения:

    • Рыцарь должен искать подвиги;

    • Бороться с врагами христианской веры;

    • Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

    • Быть справедливым и галантным;

    • Трусость – самый страшный порок;

    • Честь – дороже жизни.



    Глава 2. Рыцарские турниры
    Образ жизни рыцаря – это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI – началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное – его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.

    В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

    В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы – за две-три недели (в особо торжественных случаях – за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

    Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле). Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или "преломить" свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция.

    Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

    Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

    "В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила . В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)".

    Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

    Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.


    В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д'арм.Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон),обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название "Рыцарского дерева". На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

    Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, – рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

    Таблица - Типы турнирных боев

    Тип боя

    Время распространения

    Виды оружия

    Задача участников

    Копейный поединок

    XIV-XVI вв. (XII-XIII вв. – редкость)

    Копье (лэнс)

    Выбить противника из седла, "преломить" копье или привести в действие пружинный механизм

    Групповая схватка (меле)

    XII-XVI вв.

    Копье, меч

    Выбить наибольшее количество противников из седла, "преломить" наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом

    Бой на булавах

    XV в. – первая четверть XVI в.

    Булава и тупой меч

    Сбить нашлемник

    Пеший бой

    XIII-XVI в. (наибольшая популярность в XV-XVI вв.).

    Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы

    Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника

    Потешная осада (шармютцель)

    XIV-XVI вв.

    Самое разное – начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами

    Захватить крепость или удержать ее



    Глава 3. Рыцарский этикет
    Рыцарская честь, рыцарская любовь, рыцарское поведение – все эти понятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству. Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получили распространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь, переняло их у "неверных" – на "языческом" Востоке в ходе завоевательных крестовых походов.

    Именно в это время – в XII веке – былая простота и даже грубость рыцарских нравов сменились строгими и утонченными нормами куртуазного поведения.

    "Куртуазия – своеобразный свод правил рыцарского этикета – сложилась на юге Франции, в Провансе.

    Постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – по мере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме.

    Идеал куртуазной любви – возвышенный и недоступный. Не могло быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.

    Цепь рыцарской любви – в служении, в страдании, а не обладании. Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина – так обеспечивалась гарантия ее недоступности.

    Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходил несколько ступеней служения. На первой стадии – таящегося – рыцарю полагалось лишь вздыхать, не имея права открыться своей избраннице. Только когда сама дама замечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и снисхождении. Это уже следующая ступень – молящего.

    И лишь затем ему улыбалось счастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. В этом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А если прекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин – одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливый поклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он мог удостоиться даже поцелуя. О большем истинно куртуазный рыцарь не смел и мечтать.

    Что, однако, вовсе не мешало ему вести себя куда более вольготно в отношениях с другими женщинами, особенно низших сословий, и не пренебрегать насилием во время набегов и войн.


    написать администратору сайта