Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие куртуазности

  • 2. Куртуазность как основа рыцарской культуры

  • 2.1 Куртуазная любовь

  • 2.3 Куртуазная литература

  • Тексты. тексты. 2. Куртуазность как основа рыцарской культуры


    Скачать 41.39 Kb.
    Название2. Куртуазность как основа рыцарской культуры
    АнкорТексты
    Дата16.11.2019
    Размер41.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатексты.docx
    ТипДокументы
    #95436

    Рыцарская литература



        Введение

       Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории.

       Однако, именно в это время (XII—XIII вв.) окончательно сформировалась рыцарская культура. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона. 

       В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.

       Рассмотрим понятие «куртуазность» более подробно.

       1. Понятие куртуазности

       Куртуазность (от courtois — учтивый, рыцарский) - это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами.

       В более общем смысле, куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность – это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали. 

       2. Куртуазность как основа рыцарской культуры

       Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.

       Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы (возлюбленной рыцаря).

       В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. 

       2.1 Куртуазная любовь

       С тех самых пор я ваш навеки стал,

       И ваша воля — для меня закон.

       Чтоб вам почет повсюду воздавали,

       Лишь вы одна — похвал моих предмет.
                                                                     Гильом де Кабестань

       Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют «куртуазная любовь». Современники ее называли «fine amour», т. е. «утонченная любовь». 

       Как правило, это любовь неженатого мужчины (юноши) к замужней женщине (или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора). Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. 

       Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат (достижение благосклонности Дамы), а переживание и ожидание. То есть игра ради игры.

       Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице. 

       Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины. 

       
       2.3 Куртуазная литература

       Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского). 

       Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. 

       Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры (поэты и певцы), в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский. 

       Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. 

       Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку (баллады) и зачастую исполняли сами. 

       Наиболее известными произведения куртуазной литературы были «Артурианский цикл», «Роман о Розе» Гильома де Лориса и другие.

       В Италии в 13–14 вв. идеи куртуазной любви получили свое наивысшее воплощение в сонетах Франческо Петрарки к Лауре.

       Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та «утонченная любовь» с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.

       В 14 в. куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий. 

       Заключение

       Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.

       Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей. 

       Куртуазная личность - это «человек чести». Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. 

       Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов. 

       И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям – это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.


    написать администратору сайта