Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров

  • 2. Интерпретация и восприятие любви в поэзии трубадуров

  • Список использованных источников

  • эссе. Содержание Содержание 2 Введение 2 Образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров 4 Интерпретация и восприятие любви в поэзии трубадуров 8 Заключение 12 Список использованных источников 14 Введение


    Скачать 37.03 Kb.
    НазваниеСодержание Содержание 2 Введение 2 Образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров 4 Интерпретация и восприятие любви в поэзии трубадуров 8 Заключение 12 Список использованных источников 14 Введение
    Дата23.03.2023
    Размер37.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипРеферат
    #1010530

    Содержание



    Содержание 2

    Введение 2

    1. Образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров 4

    2. Интерпретация и восприятие любви в поэзии трубадуров 8

    Заключение 12

    Список использованных источников 14


    Введение
    Актуальность исследования. Услышав понятие «Средние века», большинство людей представляют себе темную и мрачную атмосферу, упадок во всех сферах жизни общества: социальной, политической, экономической и т.д. Для любого человека, не разбирающегося в данном вопросе, это время ассоциируется с постоянными кровопролитными войнами, болезнями, повседневной жестокостью, неограниченным давлением со стороны Христианской религии, а также застоем научного прогресса. Начиная еще с эпохи Возрождения, в обществе, в науке, в культуре люди проявляют негативное отношение ко всей эпохе Средних веков. Это закономерная реакция людского сознания: Возрождение – это возвращение к античным ценностям, которые воспринимаются обществом как истинно правильные и прекрасные. Из этого следует, что промежуток между двумя вышеперечисленными периодами – это что-то совершенно непонятное и уродливое. Однако это абсолютно не так. Средние века – это великая эпоха, ставшая проводником между человеком «Древним» и человеком «Нового времени», этот период кардинально меняет картину мира, восприятие человеком времени и пространства. Средние века играют значительную роль в исторической науке. Туристы, посещающие Пизанский собор в Италии или же Нотр-дам де Пари во Франции в большинстве случаев даже не задумываются о том, что эти величайшие и известные всему миру произведения искусства, выполненные в стиле романики и готики, принадлежат эпохе Средневековья. Данный период подарил людям много памятников архитектуры, которые завораживают людей до сих пор, а также литературу, которая очень ярко отражает проблемы, переживания или же радости средневекового человека.

    Объектом работы является сама эпоха Средневековья.

    Предметом работы является непосредственно сама поэзия трубадуров, ее разнообразные черты, авторов, а также главных героев.

    Целью работы является развернутый и глубокий анализ истории средневековой любовной поэзии.

    Для этого необходимо решить определенные задачи, которые будут поставлены в течение рассуждения:

    - проанализировать образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров;

    - составить описательный образ прекрасной дамы;

    - исследовать интерпретацию и восприятие любви в поэзии трубадуров.

    После полного обзора по введению, структуре и плану данной работы стоит добавить, что она будет также базироваться на монографиях и статьях известных медиевистов, ученых, историков, чье мнение поможет очень подробно изучить предложенную тематику.

    В работе применялись методы: сравнительно-исторический метод, который помогает проанализировать и сопоставить исторические факты.

    1. Образ и культ прекрасной дамы в поэзии трубадуров
    Одним из важных жанров средневековой истории является рыцарская поэзия или же поэзия трубадуров. Трубадуры (от провансальского  "trobar" - находить, слагать стихи) – это провансальские  поэты-певцы, воспевавшие куртуазную любовь и радость жизни. Трубадурами были люди из различных социальных слоев, с различным денежным состоянием. В большинстве своем, считается, что трубадурами являлись бедные рыцари, которые странствовали по своей родине, посещая на пути замки знатных и состоятельных семей, где они делились своим творчеством с людьми, читали им свои поэмы и стихи, а также воспевали прекрасные образы в своих произведениях. Куртуазная песнь в своей посылке через имя адресата обращена ко двору: ему дано судить о достоинствах пения. Государь, которому посвящено большинство повествовательных или дидактических сочинений, — это не столько желанный читатель, сколько заказчик, рассчитывающий с их помощью снискать себе славу и послужить просвещению среды, чьим центром он является.

    Таким образом, данная тематика не утратила своей актуальности в современном мире, так как культура и искусство – это непосредственная реакция общества на события, которые происходят в их жизни, на состояние мира, которое их окружает. Поэзия трубадуров имеет прямую связь с народной культурой Средневековой эпохи, что помогает медиевистам нашего времени подробней изучить этот период с научной точки зрения, воссоздать картину общественных взаимоотношений, понять мировосприятие средневекового человека. Начиная с конца XX века, проявляется тенденция повышения интереса к такому явлению, как «Любовь средневекового человека». Этот мотив получает известность особенно в отрасли кинематографа.

    В настоящее время общество воспринимает взаимоотношения рыцаря и его прекрасной дамы как одно из самых романтичных явлений, волнующее нас до сих пор. Тема трубадура и его жизнеописания поднимается в художественной, научной, а также публицистической литературе, начиная с эпохи Возрождения. Самыми яркими примерами таких зарубежных произведений можно выделить «Декамерон», автором которого является Джованни Боккаччо и различные сонеты, принадлежавшие Вильяму Шекспиру, в которых он воспевает любовь трубадура к своей даме. Здесь прослеживаются отголоски рыцарской поэзии Средневековой эпохи. Среди отечественных работ можно выделить различные монографии и статьи. Одной из таких является научная работа В.П.Даркевича «Народная культура Средневековья». Если говорить о статьях, то очень интересной работой в данной сфере является статья О.Андреевой «Средневековье: культ Прекрасной Дамы», которая вышла в свет в журнале «Наука и жизнь» в 2005 году, в первом выпуске.

    Первые трубадуры появляются еще в XI веке, но настоящего расцвета их поэзия достигает на короткий период, рубеже XII-XIII веков, а после переживает упадок в результате тяжелой политической обстановки в стране. Родиной трубадуров считается территория, находящаяся на юге Франции. Это была небольшая область Окситания или же ее еще называли Провансом. Трубадуры были одними из первых, кто начал писать на народном национальном языке, а не на латыни, как это был принято в период Средневековья. Именно поэтому принято считать за основу, что рыцарская поэзия создавалась на языке «ок», что являлось производным слогом от слова «Окситанский».

    Тема трубадура и его жизнеописания поднимается в художественной, научной, а также публицистической литературе, начиная с эпохи Возрождения. Самыми яркими примерами таких зарубежных произведений можно выделить «Декамерон», автором которого является Джованни Боккаччо и различные сонеты, принадлежавшие Вильяму Шекспиру, в которых он воспевает любовь трубадура к своей даме. Здесь прослеживаются отголоски рыцарской поэзии Средневековой эпохи. Среди отечественных работ можно выделить различные монографии и статьи. Одной из таких является научная работа В.П.Даркевича «Народная культура Средневековья». Если говорить о статьях, то очень интересной работой в данной сфере является статья О.Андреевой «Средневековье: культ Прекрасной Дамы», которая вышла в свет в журнале «Наука и жизнь» в 2005 году, в первом выпуске. Данная тема имеет широкий историографический обзор. Первые научные работы по данной теме с анализом этого периода и его полным описанием появляются только лишь в XX веке. Одним из самых ярких отечественных медиевистов, можно выделить А.Я. Гуревича, так как он посветил множество монографий теме Средневековья, где со всей полнотой раскрывает особенности эпохи творчества трубадуров. Из зарубежных историков, интересующихся данной темой, можно назвать Жака Ле Гоффа, так как он также посвятил немало трудов данной тематике.

    Женщина должна служить мужчине, повиноваться ему, чтобы искупить самый первый грех. Некоторые источники также говорят нам о том, что мужчине в браке позволено применять физическое насилие к женщине, чтобы она стала покорнее. Это приблизит ее к прощению и искуплению. Также это помогает ей стать умнее и мудрее. Типичны для той эпохи слова доминиканского монаха Николая Байарда, писавшего уже в конце XIII века: "Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу". Эти слова также подтверждают, что Средневековая женщина – это вещь, находящаяся во владении мужчины, которым мог быть муж, отец или же опекун (наставник). Как и любая вещь, женщина была вовлечена в процесс купли-продажи. В общественной жизни таким процессом стал брак. При достижении детородного возраста девушку выдавали замуж. Как правило, мужчина, вступавший в брак с этой девушкой, был намного старше. В основном брак представлял собой договор между родителями невесты и женихом, основанный на экономических условиях, выгодный для обеих сторон. Следы этой традиции мы можем видеть и сейчас, на свадьбах очень популярны обычаи выкупа невесты. В наши дни это превратилось в веселую и забавную игру, но во времена Средневековья невеста действительно переходила в руки жениху за определенную цену.

    Изначально, долгое время брак не признавался духовенством, это явление не подходило под учение Средневековой церкви о том, что мужчине, как настоящему человеку, Божьему созданию, необходимо избегать женского пола. Женщина в глазах проповедников – орудие дьявола, используемое в качестве средства совращения и погубления человека1. Мужчина, живший с женщиной или состоявший с ней в браке, не мог быть признан истинным Христианином, так как он, находился в любовной связи с этой женщиной. Спустя пару столетий негативное отношение религиозных представителей к браку деформировалось к лучшему. Брак все еще воспринимается как согрешение, но теперь в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в простительный2.

    Однако положение женщины в обществе это ни коем образом не повышало. Несмотря на уже тогда существовавшие женские монастыри, церковная власть подразумевала под истинным, цельным и естественным обществом только общество, состоявшее из мужчин. Первая ассоциация, возникавшая в сознании священников при упоминании «Человека», это представление мужчины. Женщин было необходимо избегать, иначе рядом с ней мужчина обязательно мог поддаться влечению, что привело бы его к греху. Это было необъяснимое желание, порожденное Дьяволом.

    Женщина обладала рядом недостатков, которые высмеивались в обществе, литературе, искусстве, которые было необходимо перевоспитывать. Эта задача ложилась на плечи мужчины. Из таких негативных черт женской сущности можно выделить кокетство, легкомыслие, изменчивость, глупость, завистливость, хитрость, - их можно объединить, как основные, хотя существовал еще огромный перечень других.

    После проведения тщательного анализа и описания понятий «Прекрасная дама» и «Средневековая женщина» можно подвести итог, что они абсолютно противоположны. Что-то подвело Средневекового человека от представлений суровой реальности к красивому вымышленному образу, наполненному чистыми фантазиями и мечтами.

    2. Интерпретация и восприятие любви в поэзии трубадуров
    Любовь, как взаимное чувство между мужчиной и женщиной, было практически невозможно в отношениях средневековой семьи. Как уже говорилось выше, брак – это договор, выгодная сделка и не более. В повседневной жизни супруги могли ненавидеть друг друга, относиться друг к другу скептически. Первостепенной задачей брака было рождение детей. С религиозной точки зрения брак способствовал Божественному прощению, так как только узаконенные отношения между двумя полами могли помочь превратить искушение женщиной в исполнение благородной миссии человечества – продолжение рода1. Любовь не признавалась Средневековой эпохой, часто за проявление любви принимали обычные измены, которые имели место быть в семьях. Супружеская измена сурово каралась, но только, если проступок был совершен с женской стороны. Виновницу выставляли нагой на всеобщее поругание, а ее любовника могли подвергнуть кастрации. Также существовало огромное количество жестоких пыток, которые применялись по отношению к изменнице. Суд был очень снисходителен, если тот в порыве гнева убил свои жену или ее любовника, уличив их в измене.

    Благодаря Средневековому дуализму, который пропитывает всю эпоху и все общественное сознание того времени, развитие событий, касающихся «любовных утех», могло быть абсолютно противоположным. Так как брак не имел ничего общего с любовью, понимание Средневекового человека строилось по принципу: жить можно с одним человеком, но любить при этом другого, это не будет считаться аморальным. Даже брак, несмотря на некоторые естественные сложности, вроде ревности, не представлял особой помехи в отношениях возлюбленных. Известен, например, случай, когда так называемый "суд любви" (суды, которые разбирали спорные случаи в отношении дам и их благородных воздыхателей) признал недостойным поведение дамы, отказавшей в "обычных утехах" любовнику после своего замужества. Приговор по этому делу гласил: "Несправедливо, будто последующее супружество исключает прежде бывшую любовь, разве что если женщина вовсе от любви отрекается и впредь не намерена любить"1. Отношение к любовной связи крайне двояко и непонятно, любые чувства между мужчиной и женщиной четко осуждались и не одобрялись церковью, но как к данному явлению относилось само общество – здесь мнения расходятся.

    Христианство в данном контексте диктовало свои правила. Единственно верная и истинная любовь – это любовь к Богу, между Господом и человеком. Это совершенное чувство, которое возвышает, очищает и сближает человечество с небесами. Люди становятся ближе к процессу искупления. Тема любви между Богом и человеком также поднималась в поэзии, но не в произведениях куртуазных представителей. Некоторые поэты делили всю любовную тематику, включая все жанры,на три ступени:

    «Низшая треть» - это воспевание низшей человеческой любви, влечения мужчины и женщины друг к другу. Такую любовь можно встретить в поэзии трубадуров;

    «Вторая треть» - на этой ступени восхвалялась любовь детей к их родителям;

    «Высшая треть» - часть, носящая сакральный характер, где описывалась любовь к Богу.

    Главными противниками любовных отношений, как уже было выше сказано, являлись представители церковного сословия. На исповеди проповедник не может спокойно и объективно относиться к грешникам, если их деяния касались любовных чувств. Любовь внушает монаху страх и отвращение2. Это чувство воспринимается церковью, как дьявольское наваждение, испытание, проверка, которую необходимо преодолеть, чтобы доказать свою преданность Господу и стать к нему ближе.

    Существует множество гипотез о том, как именно зародилось понятие куртуазной любви, и почему оно стало основной тематикой в поэзии трубадуров. Несомненно, мнение исследователей сходится в определении ГильемаIX, как первого трубадура, который положил начало данному жанру. ГильемIXбыл графом Пуатье и герцогом Аквитании, живший на рубеже XI – XII веков1. Он был влиятельным и известным человеком, имеющим королевские корни.

    Трубадуры не делили любовь на определенные группы или жанры, как это делали, например, римские авторы (amor carnalis - телесная любовь; amor spiritualis - духовная любовь, и т.д.). Трубадуры наделяли любовь различными эпитетами, которые определяли дальнейший сюжет произведения: fina amor, изящная любовь; bona amor - хорошая любовь; richаamor - богатая любовь; falsa amor - ложная любовь и т.д. Также в поэзии трубадуров выделялись различные жанры и стили, способы письма и построения стихотворений. Главным стилем с любовной сюжетной линей являлся «Кансо» - это жанр, пользовавшийся наибольшим уважением у поэтов и публики. Это песнь любви и учтивости к «Прекрасной даме». Кансо также отражал знания и умения поэта, его мастерство, в данном стиле трубадур показывал публике насколько талантливо его творчество. Все другие жанры происходят от Кансо. Обычно Кансо включает в себя от 5 до 7 куплетов, каждый из которых состоит из 7-8 строк, плюс 2 или заключительных строфы.  В зависимости от настроения или оттенка, которые трубадур накладывал на свое произведение, Кансо превращалось в новый жанр. Самым главным для данного жанра было сохранение мелодичности и ритмичности, в течение всего выступления, а также произведение должно было восхищать публику своей оригинальностью.

    Также стоит отметить, что, хоть и в большинстве своем, но идея верности трубадура в любви к одной единственной даме не всегда соблюдается. Часто можно встретить рассуждения поэта о выборе, что ему предстоит сделать: выбрать даму своего сердца, которая холодна с ним, или же предпочесть другую, не менее знатную женщину, не имея к ней сильных чувств, а исходя из того, что она более снисходительна к рыцарю. Не всегда этот выбор делается в пользу настоящей и чистой любви.

    Подводя итог, можно сказать о том, что куртуазная любовь, несомненно, претерпевала изменения и превратилась в образ, который мы можем наблюдать сейчас под воздействием Христианства и феодализма. Для Средневекового поэта уже лишь мысль о возможной любви от «Прекрасной дамы» становилась наградой. Эта идея успокаивала в тяжелые времена, впечатляла своей красотой, а также помогала заработать, так как подобные произведения успешно приживались при дворах знатных сеньоров в качестве развлечения. Сама атмосфера Средневекового общества подтолкнула людей к созданию такого противоречивого, парадоксального, но в то же время гениального явления.

    Заключение
    Таким образом, «Прекрасная дама» - это собирательный образ, обитающий в сознании поэта, как некий близкий, но в то же время недостижимый идеал. Это отражение красоты, любви, свободных взаимоотношений между двумя полами, что крайне сложно принималось обществом в реальном мире. Это способ для романтичной мужской натуры выразить свои запретные чувства, не нарушая законов морали и нравственности, что очень жестоко каралось и осуждалось Средневековыми порядками.

    Поэзия трубадуров, возникшая на рубеже XI—XII вв. в Провансе, была первым опытом европейской лирики на народном языке. Она представляет одну из интереснейших ветвей мировой поэзии и лежит у истоков всей последующей истории европейской литературы. Изучение этой поэзии и ее языка существенно для понимания глубокого своеобразия литературных языков и художественных методов литератур средневековья. Куртуазная поэзия зародилась на окраинах Франции и начала разрастаться на территории некоторых Европейских стран, где имела большой успех, хотя и не на долгий период. Творчество трубадуров появилось внезапно и точно также начало угасать, что и вызывает большой интерес у многих медиевистов. Рыцарская поэзия – это результат народного творчества, наделенного привилегированными чертами феодальных дворов южных областей, сначала в Аквитании и Провансе, а потом в Каталонии и Северной Италии. Так как тема трубадуров была примерно одна и та же, то авторы изощрялись в ее разработках. Они создали рифму, создавали музыку к стихам, разрабатывали изысканные формы и жанры в поэзии. Необходимо было думать о каждой мелочи, чтобы проявить свои талант, оригинальность, а также показать свою образованность. Например, не все музыкальные инструменты могли быть ярким сопровождением для стихов трубадуров. Такие музыкальные инструменты, как, например, барабан или волынка воспринимались представителями церкви как воплощение дьявольской натуры на Земле.

    Трубадуры оставили после себя большое наследие. Их песни начали перепевать Жоглары, которые считались некой собственностью Трубадуров. Жоглары приравнивались к шутам низшего ранга, обладающим навыком игры на музыкальном инструменте. Была отдельная группа Жогларов, которые были грамотными и пели в стиле эпоса или же церковных произведений. На Севере Франции появились Труверы, которые также создавали куртуазную поэзию, но на своем диалекте. В Германии зародились Миннезингеры – германские трубадуры, творившие на языке своей страны. Теперь не только Прованс становится известен наличием талантливых поэтов, подобные произведения появляются и в других городах Европы.

    Куртуазная поэзия – это одно из самых ярких явлений развития европейской культуры и истории, которое дает нашим современным исследователям более подробно изучить жизнь Средневекового общества. Творчество трубадуров все еще оказывает огромное влияние на формирование западной модели любовного переживания.

    Список использованных источников


    1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. 542 с.

    2. Андреева О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы.- М.: Ж. «Наука и жизнь». 2005. № 1.

    3. Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.

    4. Жак Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков. – М.: Текст, 2011.

    5. Ж. Брюнель-Лобришон, К. Дюамель-Амадо. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков. – М: Молодая гвардия, 2003.

    6. Ивин А. А. Философия любви. М.: Изд-во политической литературы, 1990. 508 с.

    7. Мейлах М. Б. Язык трубадуров. — М. : Наука, 1975.

    8. Стам С. М. Корифеи Возрождения: искусство и идеи гуманистического свободомыслия: в 2-х кн. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. Кн. 1. 384 с.; Кн. 2. 383 с.

    9. Фергюсон А. Б. Золотая осень английской рыцарственности. СПб.: Евразия, 2004. 352 с.

    10. Хлодовский Р. И. Предвозрождение и поэзия «сладостного нового стиля» // История всемирной литературы: в 9-ти т. М.: Наука, 1985. Т. 3. C. 45-51.



    1 Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. С.449.

    2 Андреева О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы. М.: Ж. «Наука и жизнь». 2005. № 1.

    1 Мейлах М. Б. Язык трубадуров. — М. : Наука, 1975, С. 3.

    1 Андреева О. Средневековье: культ Прекрасной Дамы. М.: Ж. «Наука и жизнь». 2005. № 1.

    2 Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. – М.: Наука, 1988, с.153.


    1 Пуришев Б. И. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2004.




    написать администратору сайта