Главная страница
Навигация по странице:

  • 302026, г.Орел, Щепная площадь, 10 Тел., факс

  • Хореографическая подготовка основа подготовки юных гимнасток


    Скачать 331.99 Kb.
    НазваниеХореографическая подготовка основа подготовки юных гимнасток
    Дата10.09.2020
    Размер331.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаhoreografiya.pdf
    ТипМетодическая разработка
    #137425
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
    ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 3
    302026, г.Орел, Щепная площадь, 10 Тел., факс 8 (486 2) 59-01-80, 55-39-04, 59-05-92,
    E-mail:
    orel-gym@rambler.ru
    55-38-04, 55-29-53
    E-mail:
    seml721@mail.com
    Методическая разработка
    ТЕМА:
    Хореографическая подготовка - основа подготовки юных гимнасток.
    Подготовила: Плотникова Н.А, тренер-преподаватель
    БУОО ДО СДЮСШОР 3
    Орел-2015

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Введение……………………………………………………….
    2. Содержание работы по этапам подготовки и возрастные особенности обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    3. Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии,,,,,,,,,,,
    4. Физическая подготовка в хореографии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    5. Классификация уроков хореографии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    6. Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
    7.
    Список литературы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    3
    Введение.
    Художественная гимнастика – один из относительно самостоятельных видов гимнастики. На формирование еѐ средств и методов существенное влияние оказали особенности женского организма и, главным образом, особенности женской моторики.
    Специфичность художественной гимнастики заключается в особой технике типичных для нее упражнений, в использовании элемента танца и в особой методике применения музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид гимнастики художественной.
    Методами художественной гимнастики решаются как общие для всех видов гимнастики задачи, так и специальные, частные.
    К ним относятся:
    Воспитание умения придавать движениям различную эмоциональную окраску, разнообразные оттенки силы, скорости, а также танцевальность, легкость, свободу изящество
    Углубленное эстетическое воспитание занимающихся, содействие повышению их музыкальной культуры.
    Выполнение упражнений танцевального характера под музыку делает для занимающихся гимнастику особенно привлекательной. Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техники, от богатства оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, характера выполнения упражнений и от согласования их с музыкой.
    Хореография – неотъемлемая часть подготовки спортсменов, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся. Возросшие требования к спортивному мастерству в гимнастике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы. Так уже более 40 лет рядом с тренером по гимнастике трудится и тренер – хореограф.
    Цели и задачи для подготовки учащихся
    Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.
    Задачи спортивной подготовки по художественной гимнастике:
    Всесторонне гармоническое развитие занимающихся.
    Соразмерное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести, функции равновесия, выносливости).
    Формирование специальных занятий, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.
    Воспитание морально – волевых и нравственно – этических качеств.
    Развитие эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).
    В содержании спортивной подготовки выделяют следующие виды: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую и интегральную.
    Физическая подготовка направлена на повышение общей работоспособности; на развитие специальных физических качеств; на развитие координационных способностей, скорости реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета); на «выведение» гимнасток на высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
    В технической подготовке целесообразно выделять: беспредметную – обучение технике упражнений без предмета; предметную – обучение технике с предметом; хореографическую – обучение элементам классического, историко-бытового, народного и современного танцев; музыкально – двигательную – обучение элементам музыкальной грамоты, развитие музыкальности и выразительности; композиционную – составление соревновательных программ.
    В психологическую подготовку входят:
    - базовая – психическое развитие, образование и обучение;
    - тренировочная – формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам;

    4
    - соревновательная – формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
    Тактическая подготовка может быть:
    - индивидуальной - составление и индивидуальной соревновательной программы, определение ударных видов, распределение сил, тактика поведения;
    - командной – формирование команды, определение командных и личных задач, очередность выступления гимнасток;
    - групповой – подбор и расстановка гимнасток, составление программы, взаимодействие гимнасток, тактика поведения.
    Теоретическая подготовка - формирование у гимнасток специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
    Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
    Успешное решение учебно-тренировочный задач возможно при соблюдении принципов: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования; спортивные: направленности к высшим достижениям, специализации, единства всех сторон подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, максимальности и постепенности повышения требований, волнообразности динамики тренировочных нагрузок; методические: опережения – опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке, ранее освоение сложных элементов, создание перспективных программ; многообразности - формирование высокой и в равной степени эффективной техники владения всеми предметами; соразмерности – оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств; сопряженности - поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач, например, сочетать техническую и физическую подготовку; моделирования – широкое использование различных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
    1. Содержание работы по этапам подготовки
    Первый этап – предварительная подготовка (5 – 7 лет)
    1.
    Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.
    2.
    Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений («школы»).
    3.
    Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
    4.
    Специально – двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации.
    5.
    Начальная техническая подготовка по видам многоборья – освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов.
    6.
    Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
    7.
    Начальная музыкально – двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку.
    8.
    Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
    9.
    Участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
    10.
    Второй этап – начальная специализация (8 – 10 лет)
    11.
    Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.
    12.
    Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений («школы»).
    13.
    Углубленная и соразмерная специальная подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).

    5 14.
    Совершенствование специально – двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
    15.
    Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
    16.
    Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной производительности (характер, метр, ритм, темп, тихо – громко, слитно – отрывисто, форма и фразировка) и согласовать свои движения с музыкой.
    17.
    Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.
    18.
    Начальная теоретическая и тактическая подготовка.
    19.
    Регулярное участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
    Возрастные особенности обучения
    5 – 7 лет – это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательной функции.
    Позвоночный столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Суставно- связочный аппарат очень эластичен и недостаточно прочен. Интенсивно развивается мышечная система и центры регуляции движений; крупные мышцы развиваются быстрее мелких, тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, затруднены мелкие и точные движения.
    Регулярные механизмы сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем несовершенны.
    Продолжительность активного внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности невелика – до 15 мин.
    Особенно велика роль подражательного и игрового рефлексов.
    Необходимо большое внимание уделять формированию правильной осанки.
    Целесообразно целенаправленное, но осторожное развитие гибкости. При преобладании в занятиях крупных размашистых движений необходимо небольшими дозами давать мелкие и точные движения.
    Значительное внимание уделять мышцам – разгибателям и координации движений.
    Нагрузки должны быть небольшого объема, умеренной интенсивности и носить дробный характер.
    Занятия должны быть эмоциональными, многоплановыми, количество одноразовых указаний ограничено.
    Основными методами должны быть наглядный пример, с идеальным показом, игровой 7 –
    11 лет. Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться требования. Практически всѐ сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие.
    Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств. Значительного развития достигает кора головного мозга и сигнальная система.
    Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости, быстроты. Должны преобладать словесные методы.
    2. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии
    Художественная гимнастика – один из относительно самостоятельных видов гимнастики.
    На формирование еѐ средств и методов существенное влияние оказали особенности женского организма и, главным образом, особенности женской моторики.
    Специфичность художественной гимнастики заключается в особой технике типичных для нее упражнений, в использовании элемента танца и в особой методике применения музыки.
    Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид гимнастики художественной.
    Методами художественной гимнастики решаются как общие для всех видов гимнастики задачи, так и специальные, частные.
    К ним относятся:

    6 1.
    Воспитание умения придавать движениям различную эмоциональную окраску, разнообразные оттенки силы, скорости, а также танцевальность, легкость, свободу изящество
    2.
    Углубленное эстетическое воспитание занимающихся, содействие повышению их музыкальной культуры.
    Выполнение упражнений танцевального характера под музыку делает для занимающихся гимнастику особенно привлекательной. Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техники, от богатства оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, характера выполнения упражнений и от согласования их с музыкой.
    Хореография – неотъемлемая часть подготовки спортсменов, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся. Возросшие требования к спортивному мастерству в гимнастике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы. Так уже более 40 лет рядом с тренером по гимнастике трудится и тренер – хореограф.
    Впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды
    СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типа темперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа.
    Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движений, способны выполнять технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.
    Школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиций, что достигается с помощью хореографической подготовки.
    Понятие «хореография» включает в себя всѐ, что относится к искусству танца классического, народного, историко – бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.
    Занятия хореографией способствует расширению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достижениям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно- двигательный аппарат, повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи в технической подготовке: освоение различных элементов и комбинаций.
    Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в гимнастике условно. Трудно провести четкую грань между указанными компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как в хореографии и балетных спектаклей, так и упражнений художественной гимнастики.
    На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться «артистичности исполнения», т.е. способности создавать индивидуальной образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т.д.
    Хореографическая подготовка в гимнастике базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые,

    7 прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами.
    Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно – тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток.
    Это и определяет еѐ специфику. Следует учитывать постоянный дефицит времени, с которым приходится считаться хореографу в спорте.
    Следует также отметить, что по подбору средств (в особенности по разнообразию и сложности прыжков, поворотов и равновесий) хореография в гимнастике ближе к мужской хореографии. Хотя пластические закономерности женской хореографии сохраняются.
    Хореографией гимнастики занимаются в обычной спортивной обуви (тапочках), т.к. выполнение элементов классического танца на пальцах имеет лишь вспомогательное значение как средство совершенствования равновесий, поворотов, укрепления икроножной мышцы и мышц стопы и применяется главным образом в переходном и общеподготовительном периодах спортивной тренировке. Несмотря на то, что состав упражнений на пуантах крайне ограничен, они дают возможность гимнасткам почувствовать «вкус» классического танца: его строгие, пластически совершенные формы, безукоризненно отточенную исполнительскую технику, выразительность движений.
    Без сомнения, красиво выходит гимнастка на помост с хорошей осанкой, слегка разворачивая стопы. Но, чтобы добиться этого, совсем не обязательно все движения классического танца выполнять в выворотном положении. Выворотность необходима лишь при выполнении плие или гран плие. Большинство же движений классического танца у опоры и тем более на середине выполняются в свободных позициях. Наряду с ними в гимнастике применяются и прямые позиции, которые используются в ряде общеразвивающих упражнений, элементах народного и бального танцев.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта