Хореографическая подготовка основа подготовки юных гимнасток
Скачать 331.99 Kb.
|
Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогревание организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждение или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере освоения спортсменка выполняет самостоятельно (индивидуальная разминка). Показательный урок. С популярностью художественной гимнастики, большим количеством показательных выступлений появилась необходимость в показательном уроке, где обычно участвует группа гимнасток и который чаще всего является прелюдией к выступлению. В таком уроке нет необходимости выдерживать «физическую кривую», ведь гимнастки выходят на помост, проделав обычную индивидуальную, соревновательную разминку. Главное здесь - это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким мастерством участниц. 4.1 Структура, принципы построения урока хореографии Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части. В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки и выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе историко-бытовых и народных танцев, общеразвивающие упражнения. Также упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений. Выделяют три вида основной части урока: Первый строится на основе классического танца; Второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев; Третий преимущественно построен на движениях свободной пластики. Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения только у опоры или только на середине зала. Возможна двухчастная форма (у опоры, затем на середине). При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если длительность урока 45-60 мин., то применяют двухчастную форму. В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждой гимнастке. Построение урока определяется 4 условиями: Соразмерностью отдельных частей урока; 17 Подбором упражнений и последовательностью их исполнения; Чередованием нагрузки и отдыха; Составлением учебных комбинаций на уроке. В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени. Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия. Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всѐ более крупные группы мышц. Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Примерная последовательность упражнений в уроке: I. Подготовительная часть 1. Разновидности ходьбы; 2. Разновидности бега; 3. Танцевальные шаги, комбинации; 4. Общеразвивающие упражнения. II. Основная часть а) У опоры: 1. Demi plie, grand plie с различными движениями руками в сочетании с волнами, выпадами, наклонами. 2. Различные варианты battement tendu. 3. Варианты battement tendu jete. 4. Варианты rond de jambe par terre с волнами, взмахами, наклонами, выпадами. 5. Варианты battement fondu 6. Варианты battement frappe 7. Rond de jambe en l`air 8. Developpe; releve lent в сочетании с равновесиями, наклонами, поворотами. 9. Упражнения на растягивание. 10. Grand battement jete в сочетании с поворотами, прыжками, равновесиями. 11. Прыжки. б) На середине 1. Упражнения для рук и корпуса на основе классических port de bras 2. Упражнения для рук народных танцев, целостные волны, различные наклоны 3. Упражнения на равновесие 4. Туры lents, различные повороты 18 5. Сочетание равновесий, поворотов с элементами акробатики: перекаты, перевороты, шпагаты, мосты. 6. Малые прыжки: temps leve; changement de pieds; pas echappe; jete; … 7. Большие гимнастические прыжки на месте, с разбега и прыжки с элементами акробатики. III. Заключительная часть. 1. Упражнения для рук. 2. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности. 3. Различные танцевальные элементы и соединения. 4. Упражнение на расслабление. Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха. Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала. Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока. Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального). Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать: 1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки. 2. Логическую связь движений, а именно: Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего. Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи). 3. Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки. 4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием. В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведѐт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов. 19 Заключение. Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться. Во всѐм этом решающую роль играет разностороннее и гармоничное физическое развитие. Чтобы быть здоровым, необходимо двигаться! При физической нагрузке всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы, и увеличивается амплитуда движений в суставах. Повышается эффективность работы сердца, возможности которого под влиянием физических упражнений возрастают. Стимулируется работа лѐгких, так как при физических нагрузках возрастает потребность в кислороде, увеличивается выделение углекислого газа и увеличивается жизненная емкость легких. Улучшается и активизируется деятельность всех органов. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, усваиваются полнее, а вредные остатки переработанных продуктов удаляются быстрее. Так активное движение оздоровляет организм и создает ощущение уверенности в своих силах. Двери в школу художественной гимнастики открыты для всех! Достаточно посмотреть на детей, регулярно занимающихся гимнастикой, на их легкую естественную походку, непринужденные четкие движения, чтобы убедиться в огромных преимуществах этого специфически женского вида спорта. И не случайно, при упоминании о красоте в спорте всегда называют художественную гимнастику. Именно средствами этого вида спорта воспитывается один из основных компонентов телесной красоты человека – выразительность движений, различается и совершенствуется умение занимающихся раскрыть свой внутренний мир, свои переживания, настроения. Благодаря своей привлекательности и зрелищности художественная гимнастика является могучим средством агитации и пропаганды физической культуры. Обобщая, можно сделать такие выводы: 1. Художественная гимнастика отличается своеобразием содержания и форм. С помощью еѐ средств воспитывается культура движений, их красота и выразительность. 2. одновременное исполнение всей группой обеспечивает высокую плотность занятий: разнообразные движения динамического характера, преобладающие в гимнастике, содействуют развитию выносливости, силы, ловкости, гибкости и быстроты, способности координировать движения и сохранять устойчивое равновесие, что в итоге способствует повышению физической подготовленности и укреплению здоровья. 3. органическая связь движений с музыкой, танцевальный характер большинства упражнений и непосредственное использование танца (классического, народного, бального и др.) в значительной мере содействует эстетическому воспитанию занимающихся. Творчество, разумеется, немыслимо без выдумки, фантазии, однако оно не может существовать без черновой работы, без огромного труда, направленного на достижение высокотехнического мастерства, на постижение необходимых знаний. Гимнастки осваивают сначала простейшие, затем более сложные элементы и, наконец, те, что помогут им составлять произвольные композиции. В таком процессе, конечно, занята не одна гимнастка. Решать творческие задачи ей помогают тренер, хореограф, концертмейстер … Роль тренера достаточно ясна, а вот роль хореографа довольно сложна – научить девушек красиво двигаться, правильно исполнять элементы танца, приобщить их к культуре движений, к эстетике жестов. Вот так, в тесном общении гимнастки с тренером, хореографом, рождаются произвольные упражнения, появляются новые, оригинальные, сложные, зрелищные упражнения и отдельные элементы. Те самые, что и занимают место в «золотой шкатулке» мировой художественной гимнастике. Ежедневно в залы приходят маленькие девочки. Каждая из них хочет стать гимнасткой. Их глаза чистые, блестящие – говорят об этом лучше всего. И какая – то действительно станет. Например, вот та светленькая с голубыми бантиками. Но для этого ей предстоит пройти большой путь. На этом пути еѐ будут радости и огорчения, победы и поражения, и труд. Потому что без этого в спорте нельзя. 20 Список литературы 1.Э.П. Аверкович Анализ произвольный упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов. Автореферат, М., 1980г. 2.Г. Боброва Искусство грации, Ленинград, 1986г 3.Г. Боброва Художественная гимнастика в школе, М., 1978г. 4.В. Ванслов Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., «Искусство», 1971г. 5.З. Вербова Искусство произвольных упражнений, М., Физкультура и спорт, 1967г. 6.Женская гимнастика под ред. Л. Лансон, М., 1976г. 7.В. Костровицкая, А. Писарев Школа классического танца «Искусство», Ленинградское отделение, 1978г. 8.В. Кирсанов Спорт, музыка, грация, М., «Физкультура и спорт», 1984г. 9.Т. Лисицкая Хореография в гимнастике, М., 1984г. 10.В.В. Мироненко О структуре выразительных движений. Республиканский научно – методический сборник «Психология», 1977г. 11.Т. Ротерс Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике, М., 1989г. 12.Б. Собинов Путь к красоте, «Молодая гвардия», 1964г. 13.Д. Сивакова Уроки художественной гимнастики, М., 1968г. 14.Н.Н. Тарасов «Классический танец», М., Искусство, 1971г. 15.С. Токарев Гимн гимнастике, М., «Физкультура и спорт», 1984г. 16.Художественная гимнастика под ред. Орлова, М., «Физкультура и спорт», 1973г. 17.И. Шипилина Хореография в спорте, Ростов-на-Дону, 2004г. |