Храм Гроба Господня. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова)
Скачать 2.02 Mb.
|
Храм Гроба Господня в Иерусалиме Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) – главная святыня Иерусалима и всего христианского мира. Представляет собой целый комплекс построек, которые, как предполагается, были возведены на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале. Уже с IV века нашей эры он стал объектом массового паломничества верующих. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры православной церкви Иерусалима, которая базируется здесь в административных зданиях. Одновременно с этим, Храмом Гроба Господня управляют сразу несколько христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Также, именно здесь каждый год проходит обряд схождения Благодатного Огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих. История Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме. Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере. Схема Кувуклии Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками. Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский». По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения. Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран. «Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков. Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его. Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде. В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня. Молитвы в Храме Гроба Господня Внешнее убранство современного ХрамаХрам Гроба Господня Главный фасад находится с южной стороны и представляет собой выдающееся произведение искусства в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми. Функционирует лишь одна из них, тогда как вторая была закрыта кирпичной кладкой еще во времена мусульманского правления. Изначально здесь находились живописные барельефы, на сегодняшний день эти украшения пребывают в иерусалимском музее. Недвижимая лестница, фасад храма По правой стороне от действующей двери расположена могила Филиппа д’Обинье – рыцаря, который сопровождал Фридриха II при путешествии к святыне в XIII веке. Монахини покидают Храм Гроба Господня в конце дня Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь. Вход в Храм Гроба Господня Крыша Храма Гроба Господня Верующие у входаВид на Храм Гроба Господня Большое внимание привлекает неприметная на первый взгляд деревянная лесенка, которая нижним своим концом упирается в карниз греческой части храма, а верхний ее конец ведет к окну армянского святилища. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно. Эта лестница присутствует уже на гравюрах XIX века. Данный артефакт является живым свидетельством неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Лестница называется "Недвижимой". Внутреннее устройство, распределение между конфессиямиКафоликон Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными религиозными течениями. Сегодня святыня находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад. Купол ротонды над кувуклией Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход – семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну. Таким образом, арабы тоже принимают участие в жизни храма. В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь. Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также придел Трех Марий, часовня Вардана, могила Иосифа Аримафейского принадлежат армянам. Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подается армянам. Западный алтарь Кулуквии – коптам. Эфиопам – церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийцам отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима. Общее руководство всеми частями святыни, Кулуквией и Католиконом принадлежит православной церкви Иерусалима. Кроме того, каждый день поочередно почти все конфессии проводят свои службы у Гроба Господня. Схождение Благодатного Огня Благодатным называется особый огонь, который выносится из Храма Гроба Господня во время проведения торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального воскресенья. Эта церемония символизирует выход Истинного света из Гроба, иными словами – воскрешение Иисуса. Считается, что огонь сходит с Небес после специальной молитвы представителя высшего духовенства Иерусалимской церкви. Само нисхождение происходит в закрытой часовне, после чего от вынесенной лучины сотни присутствующих паломников зажигают свои связки свечей. В каждой из них ровно 33 штуки – по числу прожитых земных лет Христа. Действо транслируется в прямом эфире во многих государствах по всей планете. Считается, что год, когда Благодатный Огонь не снизойдет в иерусалимском храме, будет последним в истории человечества. Схождение Благодатного Огня Основные части святыниМесто распятия Иисуса Христа Главными частями Храма Гроба Господня являются: Голгофа, место погребения Христа, Ротонда с большим куполом, где находится Католикон, Кулуквия, церковь Обретения Животворящего Креста, храм канонизированной императрицы Елены, а также несколько приделов. Столб Бичевания на котором унижали Христа перед Смертью Дополнительно здесь располагаются несколько христианских монастырей, множество галерей, вспомогательных и подсобных помещений. Все это фактически существует под одной кровлей. Прямо около входа в нескольких шагах находится первая достопримечательность святыни – камень миропомазания. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. За ним - кладка стены Собора Воскресения. Слева от камня находится вход в центральную ротонду храма. Именно здесь в центре пребывает мраморная Кулуквия – маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень. Со стороны первой части есть два неприметных окошка, через которые верующим передают Благодатный Огонь. Современный вид Голгофы Гроб Господень – место последнего упокоения Христа. В этой маленькой комнате находится вырубленное в скале Ложе, куда было помещено тело. Сегодня поверхность закрыта мраморной плитой, чтобы посетители не откалывали кусочки святого камня на сувениры. Граффити Крестоносцев Также особо почитаемым местом Храма Гроба Господня является Голгофа. Наверх следуют 13 ступеней, которые ведут в здешний храм. Предполагаемое место расположения креста Иисуса отмечено довольно крупным серебряным кругом, а два других, на которых были распяты разбойники, являются черными. В скале поблизости можно увидеть трещину. Считается, что она появилась в момент последнего вздоха Христа. Мозайка, на которой изображено тело Христово на камне помазания после снятия с креста Библия гласит, что на месте распятия ранее была могила Адама, череп которого закопал здесь Ной после Великого потопа. Кровь Христа, просочившись в землю, омыла останки, тем самым был искуплен первородный человеческий грех. В храме Воскресения вы можете увидеть символический «пуп земли», на месте которого в полу вмурована каменная ваза. Рядом находится вход к месту обретения Креста. Считается, что именно здесь императрица Елена отыскала аутентичное распятие с гвоздями. Спуститься в это подвальное помещение можно по каменным ступеням. Кувуклия Вход в Кувуклию Гроб Господень. Свечи горят на том месте где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите. Трещина в скале (справа от православного престола, закрыта стеклом) – вспомним, что, когда Христос умер, случилось землетрясение и земля поколебалась Место, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника. Надпись на греческом языке – это цитата из Евангелия: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» Камень Миропомазания (вид сверху) Постамент с частью священного камня. Часовня Адама, где через маленькое окошко можно увидеть расщелину идущую от места Распятия Христа Часы работы и порядок посещенияЛестница на Голгофу С апреля по сентябрь двери Храма Гроба Господня открыты для посетителей с 5.00 до 20.00 каждый день. С октября по март вы можете осмотреть эту достопримечательность в промежутке с 4.30 до 19.00. Очень часто двери святыни закрываются немного позже официально указанного времени. Обратите внимание, что меньше всего туристических групп и в целом посетителей около 16.00-17.00 – это считается самым удачным периодом для спокойного осмотра достопримечательности. Армянские священнослужители совершают молитву в приделе Разделения риз Христовых Во время христианских праздников может быть крайне трудно попасть сюда из-за большого количества паломников. Присутствовать на ежедневных службах разрешается всем желающим при соблюдении правил подобающего поведения. Расписание богослужений можно узнать на месте. При посещении храма Гроба Господня обязательно стоит одеться соответствующим образом: никаких обтягивающих или слишком ярких нарядов, коротких юбок и укороченных рукавов, шорт, глубоких вырезов, каблуков. Женщинам необходимо иметь головной убор. Паломник может преклонить колена и поцеловать место, где был закреплен Крест Христов Помещения под храмом Малая церковь (кувуклия) под высоким куполом Храма Гроба Господня Стоимость посещенияБесплатно, также разрешено свободное фотографирование. Адрес и контакты: Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601 Как добраться Чтобы добраться до Храма Гроба Господня, необходимо приехать в Старый город Иерусалима, пройти на территорию можно с улицы Сук Хан аз-Зейт, поворот на Сук аль-Даббага либо со стороны Христианского квартала. Гефсиманский сад Гефсиманский сад — одно из священных мест в Иерусалиме, упомянутых в Святом Письме, где после Тайной Вечери Иисус Христос уединился с молитвой в последнюю ночь перед арестом. Это довольно скромный сад, занимающий небольшую площадь (47х50 м) у стен церкви Всех Наций. Его ровные тропинки обрамлены булыжниками, кое-где зеленеет трава, цветут ирисы и кусты роз, вьется по рыжеватой земле барвинок. По периметру сада тянется невысокая оградка, а под нею — аккуратно высаженный самшит чередуется с цветочными вазонами. Но самое главное в Гефсиманском саду — массивные узловатые стволы олив. Некоторые из них настолько стары, что их тяжелые ветви поддерживают каменные насыпи. Однако до сих пор они даруют плоды и масло. Сегодня в Гефсиманском саду сохранено 8 древнейших оливковых деревьев, возраст которых превышает тысячу лет. Они не были свидетелями Страстей Христовых, но их крепкие корни, как и вся земля сада, помнят многое. Гефсиманский сад почитается православными как одно из мест Страстей Христовых. Сюда, к подножию Оливковой горы, с начала первого тысячелетия приходят миллионы паломников для молитв и богослужений. Где находится Гефсиманский садСад расположен в Гефсимании — такое название носит земля у западного подножия горы Елеон (Масличная гора), на востоке от Старого города Иерусалима. Здесь также находятся гробница Богородицы, Гефсиманский грот и две церкви — Всех Наций и Святой Марии Магдалины. Гефсимания является частью Кедронской (Иосатовой) долины. Название последней восходит не к слову «кедр», а к древнееврейскому «кедар», что значит «темнота». Согласно библейскому пророчеству, именно Кедронская долина станет местом свершения Страшного суда, поэтому в ее окрестностях расположено множество старинных кладбищ. История Гефсиманского садаВ глубокой древности вокруг оливкового сада на западе Елеонской горы была сосредоточена деятельность жителей здешнего поселения Гефсимания, которые занимались сбором олив и отжимом масла. Сегодня это место причисляется к Святой Земле, так как именно здесь Иисус Христос собирался с учениками и уединялся в молитве. Именно в Гефсиманском саду он молился последний раз на свободе, познал предательство Иуды и был арестован. В 70 г. римское войско вошло в Иерусалим и разрушило город, вырубив при этом и оливковый сад. Однако корни дали новые побеги, которые вскоре превратились в огромные деревья. В 1681 году Гефсиманский сад перешел под контроль крестоносцев, а их последователи францисканцы возвели вокруг него каменную стену, на которой сохранились барельефы с иллюстрациями новозаветных сюжетов. Церковь Всех Наций в Гефсиманском садуЦерковь Всех Наций — католическое религиозное сооружение с тысячелетней историей. Она была возведена на предположительном месте моления Христа. Первое здание церкви было построено в 4 ст. и разрушено в 746 году во время землетрясения. В 12 ст. храм был восстановлен и простоял здесь до 14 ст., пока вновь не был разрушен. В 20 ст. на этом месте найдены остатки прежнего фундамента и фрагменты старинной мозаики. Современное здание церкви Всех Наций возведено в 1919-1924 годах. Оно представляет собой прямоугольное строение с 12 сферическими куполами, расположенными за фронтоном фасада. Наверху расположен крест со статуэтками двух оленей по бокам. Парадная сторона дополнена открытой галереей с аркадой и изящными колоннами. Опоры арок увенчаны статуэтками четырех евангелистов. Яркий тимпан фасада над ними украшает красочная настенная мозаика с сюжетами из Нового Завета. Боковые стены церкви имеют высокие синие витражные окна, через которые в нее вливается сумрачный лиловый свет. Мозаичный свод куполов внутри здания поддерживают шесть крупных колонн. На самих сводах нанесены гербы государств, которые способствовали постройке церкви в 20 столетии. Главное место храма — алтарь — украшает мозаика художника Д’Акьярди с сюжетом «Моление о чаше Христа». Перед ним расположен камень со скалы, на которой, согласно Святому Письму, молился Иисус Христос в последнюю ночь перед арестом. Церковь Всех Наций в Гефсиманском саду © Angelina Borowska / Shutterstock Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсиманском садуНесколько выше, в зеленой листве холмов Гефсиманского сада, приютилась православная церковь, возведенная здесь при царе Александре III в 1856 году. Она является ярким образцом новорусского стиля, сочетающего в себе песчаный цвет иерусалимского камня, бирюзовые крыши и карнизы. Церковь украшена каменными кокошниками, над которыми возвышаются золотые купола-луковки. Справа размещена шатровая колокольня. Все купола увенчаны православными крестами. Внутри помещения церкви пол выложен разноцветным камнем. Здесь находится великолепный иконостас из белоснежного мрамора с изысканным темно-бронзовым орнаментом, а также иконы — Святой Равноапостольной Марии Магдалины с частицей ее мощей и Божьей Матери "Одигитрия". |